Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа духовно-нравственного воспитания 5 581.27kb.
Программа «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... 2 593.71kb.
Программа духовно нравственного развития, воспитания обучающихся... 1 400.56kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации... 4 1032.71kb.
Закон «Об образовании» 2 422.36kb.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы... 6 2175.01kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 4 904.86kb.
Управление образования администрации Новокузнецкого муниципального... 14 2190.28kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... 4 925.58kb.
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного... 7 487.7kb.
Рабочая программа учебного предмета 1 206.81kb.
1. 0бщие положения 1 121.75kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального - страница №1/1

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка

Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения № __________________.


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

  • патриотические чувства гражданина России;

  • гражданская идентификация;

  • общечеловеческие ценности;

  • поликультурный мир;

  • личное нравственное самосовершенствование.

В процессе деятельности школы по воспитанию духовно-нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие общие цели:

  • формирование доступных младшему школьнику знаний о духовных ценностях, представленных в культуре народов России (языке, общественных явлениях, особенностях труда, народных традициях, фольклоре, искусстве);

  • осознание принадлежности к родному народу, стране, государству, интерес и чувство сопричастности современным событиям и истории России;

  • развитие толерантных чувств, уважительного отношения к другой национальности, вере, религии;

  • воспитание психологических феноменов идентификации и децентрации (умения встать на место другого человека, объективно оценить чужое и свое поведение, признать право другого на мнение, поведение, оценки);

  • развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом);

  • развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей «ученика», «члена коллектива» (семейного, школьного и др.);

  • воспитание способности к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения.

Образовательное учреждение реализует поставленные задачи с учетом следующих принципов:

1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Применительно к первой ступени школы реализация этого принципа обеспечивает отказ от идеологического отбора содержания образования; признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.

3. Нравственная ценность отбора содержания обучения является также важнейшим принципом воспитательной работы образовательного учреждения. Так, тематика уроков литературного чтения и внеурочной деятельности касается проблем культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений. Работа с фольклорными формами призвана зарождать чувство гордости перед историей и культурой народов России, осознание вклада национальных культур в создание и развитие общей культуры российского общества как поликультурного явления. Уроки по предметам «Окружающий мир» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призваны раскрыть многообразие культурных ценностей (традиций, верований, обрядов, трудовой деятельности и пр.) разных народов, проживающих в нашей стране; воспитывать толерантность, уважительное отношение к другой культуре и религии.

4. Принцип разнообразия и альтруистичности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей: младшие школьники принимают участие в подготовке и организации труда, игр, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира и проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков.

Школьники участвуют в следующих общешкольных мероприятиях:



  • «Помоги ближнему своему» — участие в помощи пожилым и больным людям, проживающим в микрорайоне (покупка и доставка продуктов; несложный бытовой труд; чтение прессы и т.п.);

  • «Братья наши меньшие» — забота о животных уголка природы школы;

  • «Мы — шефы детского сада» — участие в организации праздников, досугов, игр детского сада микрорайона; поделки игрушек, костюмов, атрибутов игр для малышей.

  • «Вырастим цветы для мам и бабушек» — труд по выгонке тюльпанов и нарциссов к празднику 8 Марта.

5. Принцип учета потребности обучающихся данной социальной группы, их социальные роли. Процесс воспитания должен быть организован таким образом, чтобы дети осваивали социальные роли, с которыми они впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности». Программа работы образовательного учреждения опирается на особенности контингента учащихся, их этнический состав, уровень познавательных интересов.

Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии) а также основы духовно-нравственной культуры народов России (уроки одноименного предмета).

Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера. Представлено системой факультативных курсов и кружков, включенных в духовно-нравственное и социальное направления развития личности (см. раздел ООП НОО «Учебный план. Внеурочная деятельность»). Духовно-нравственное воспитание продолжается в процессе внешкольной деятельности — системе дополнительного образования.


Планируемые результаты

воспитания и развития младших школьников

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.



  1. Изменения в модели поведения школьника:

    • проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

    • соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

    • активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

    • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

  2. Критерии изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

  • использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

  • краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

  • объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

  1. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

  • способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

  • сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Учитель, проводя наблюдения за поведением своих воспитанников, оценивает проявление ими правил поведения и отражает это в характеристиках учащихся на конец каждого года обучения. Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио.
Содержание воспитательной работы

начальной школы образовательного учреждения1

  1. Проектная деятельность

1.1. Сообщения-презентации:

  • «Чему учит книга «Домострой» XIV века»;

  • «Литературно-педагогический памятник XVIII века «Юности честное зерцало»;

  • «Правила поведения, отраженные в народных сказках»;

  • «Чему учат пословицы и поговорки».

1.2. Презентации:

  • «Чести человек не кинет, хоть головушка сгинет»;

  • «История религиозного праздника» (по выбору);

  • «Герои Отечественных войн России».

  1. Праздники и вечера развлечений

  • «Россия — Родина моя»;

  • «Праздник Победы — праздник со слезами на глазах»;

  • «Масленица»;

  • «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

  • «Народные ремесла родного края».

  1. Выставки, конкурсы, презентации

3.1. Выставки:

  • «Москва — столица»;

  • «Герои ВОВ — жители нашего города»;

  • «Герои труда рядом с нами».

3.2. Конкурсы:

  • «Угощаем национальными блюдами» (коллективная работа школьников и родителей);

  • «Что мы умеем: делаем новогодние игрушки».

3.3. Презентации:

  • «Наша школьная жизнь»;

  • «Мы любим свой город».

  1. Круглые столы и диспуты

  • «Как избежать конфликта с одноклассником»;

  • «Моя семья: традиции и праздники».

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЛАН

работы образовательного учреждения с семьей

по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников

  1. Повышение педагогической культуры родителей

    1. Родительские общешкольные собрания:

  • «Нравственное воспитание младшего школьника»;

  • «Психология семейных отношений и их влияние на становление личности ребенка»;

  • «Семья и религия: воспитание толерантности».

    1. Конференции, обмен опытом, круглые столы:

    • конференция «Воспитание доброты: опыт семьи»;

    • круглый стол «Воспитательный опыт пап»;

    • круглый стол «Почему дети бывают эгоистами».

  1. Наглядная агитация для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений):

    • фотовыставка «Труд младшего школьника в семье»;

    • выставка «Как мы растем»;

    • выставка «Советуем прочитать. Педагогическое образование родителя»;

    • классные уголки: выставки детских рисунков, сочинений, творческих работ, информация для родителей.

  1. Консультации для родителей

Консультации школьного психолога, логопеда, врача, директора школы и учителей по актуальным вопросам семейного воспитания.



1 Раздел составляется с учетом особенности функционирования образовательного учреждения, пожеланий учащихся и их родителей.