Программа дополнительного образования детей «Элегия» Возраст обучающихся: 11 17 лет Срок реализации: 3 года - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа кружка дополнительного образования детей «волейбол» Возраст... 1 191.62kb.
Программа детского объединения «родник» Возраст обучающихся 10-16... 1 171.85kb.
Программа имеет художественно эстетическую направленность. Срок реализации... 1 34.44kb.
Программа дополнительного образования кружка «Деревообработка» Для... 1 106.53kb.
Методические рекомендации по написанию образовательной программы... 1 119.82kb.
На базе Центра дополнительного образования детей начало работать... 1 43.81kb.
Программа предназначена для воспитателей доу, педагогов дополнительного... 1 143.88kb.
Структура и содержание дополнительного образования 1 18.07kb.
Положение конкурса стендов-газет о походах и экспедициях обучающихся... 1 363.28kb.
Рабочая программа творческого объединения составлена на основе «Программы... 1 182.43kb.
Рабочая учебная программа по начальной общеобразовательной школе... 15 2165.71kb.
Внеклассное мероприятие к 65-летию Победы. Классный Утоми Елена Николаевна... 1 64.29kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Программа дополнительного образования детей «Элегия» Возраст обучающихся: 11 17 лет - страница №1/2

Администрация муниципального образования г. Гусь-Хрустального

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей «Исток»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ЦДО «Исток»

_______________Дубова Т.А.

«______»__________200__ год




РЕКОМЕНДОВАНА:

НМС МОУ «СОШ № 1»

______________________

«___»___________200__год










ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Элегия»
Возраст обучающихся: 11 – 17 лет

Срок реализации: 3 года



Составитель:

педагог дополнительного образования



Степанова Ольга Васильевна

Г. Гусь-Хрустальный

2009 год

Пояснительная записка

Направленность программы

В концепции современного российского образования акцент падает на личностную составляющую обучения и воспитания. Личностно-ориентированный подход позволяет создать условия для обеспечения равного доступа детей к полноценному качественному образованию в соответствии с интересами и склонностями на уровне возможностей. Программа дополнительного образования вокального коллектива «Элегия» направлена на духовное развитие детей, одаренных голосом, интересующихся вокальным пением.  



Актуальность

Голос – это  особое богатство, данное человеку. С раннего детства ребенок пытается овладеть своим голосом. Ведь с его помощью он может не только передавать свои мысли, общаться, но и интонировать, выражать эмоции, петь – одним словом, творить. И чем раньше создаются условия  для развития голосовых данных, тем больше шансов сформировать у ребенка и вокальные навыки, и любовь к певческому искусству, и способность творить, фантазировать, и самореализовываться. 



Новизна программы

Вокальный коллектив «Элегия» работает в общеобразовательной школе для ребят разных возрастов. При этом обучающиеся имеют и разные стартовые способности. Соответственно, основным принципом работы программы становится индивидуализация обучения. Таким образом, развитие детей идет как в группе, так и по индивидуальной траектории.



Программа отличается тем,  что:

  • позволяет в  условиях общеобразовательной школы  через дополнительное образование  расширить  возможности  образовательной области «Искусство»;

  • ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных  способностей  школьников    разных возрастных групп    в вокальном коллективе за 3 года обучения соразмерно  личной индивидуальности;

  • имеет  четкую содержательную структуру на основе постепенной  (от простого к сложному) реализации задач тематического блока.

Роль и место программы в  образовательном  маршруте обучающихся, практическое назначение программы:

Программа разработана для детей 10-17 лет, дает возможность каждому из них удовлетворить не только свои образовательные потребности, но и реализовать способности,  радовать школьный социум и окружение школы своими достижениями, получить оценку и  общественное признание   в школе, в городе, в России. Увлеченные любимым делом школьники, как правило, высоконравственны, добры и воспитаны,  принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа  взаимодействия с окружающим сообществом.

          Программа рассчитана на 144 часа в год. (1 и 3 года обучения). 2 год обучения- 74 часа

Цель программы –    создать условия для формирования у  учащихся  устойчивого интереса  к пению и исполнительских  вокальных навыков через    приобщение их   к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

            Задачи:



  • Расширить знания обучающихся о музыкальной  грамоте и искусстве вокала,   различных жанрах  и стилевом многообразии  вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;

  • Воспитать у обучающихся уважение  и признание певческих традиций,  духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному  искусству;

  • Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость,  способность   сопереживать,  творческого воображения, 

  • Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;

  • Помочь учащимся овладеть практическими  умениями и навыками в  вокальной  деятельности.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии

Определение ведущих идей и принципов реализации программы вызвано решением проблемных вопросов, возникающих при обучении ребенка  вокализму.  Как   и  какими средствами решать проблему развития  детского голоса и  воспитывать  душу?  Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки? Как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять?  Как показать школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?

При этом нужно учитывать, что каждый  обучающийся  есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

         Данная программа составлена на основе ряда программ отечественных педагогов ХХ века: А.В. Бандина, Т.Л. Беркман, Е.Я.Гембицкая (обучение пению), Н.Л. Гродзенская (слушание музыки), М. Румер (музыкальная грамота). Эти классические методики  позволяют научить обучающихся  слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами  и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

           Принципы педагогического  процесса:


  • принцип единства художественного и технического развития пения;

  • принцип гармонического воспитания личности;

  • принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

  • принцип успешности;

  • принцип соразмерности  нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

  • принцип  творческого  развития;

  • принцип доступности;

  • принцип ориентации на особенности и способности – природосообразности ребенка;

  • принцип индивидуального подхода;

  • принцип практической направленности.

В  концептуальной основе  программы  важно   особо подчеркнуть  главное отличие   эстрадного  пения – многообразие  индивидуальных исполнительских манер и жанровой  многоплановости.

          В основу разработки программы  положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:



  • технология развивающего обучения;

  • технология индивидуализации обучения;

  • личностно-ориентированная технология;

  • компетентностного и деятельностного подхода.                                                  

В программе 2 направления обучения детей: вокальная  работа и концертно-исполнительская деятельность.

Первое направление состоит из тематических  блоков,   объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые    реализуются на разных этапах обучения (содержание обучения усложняется  на  2 и 3 годы обучения). Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все  практические занятия, на которых  основное внимание уделяется  постановке голоса и сценическому искусству.  Важно то, что полученные теоретические знания отрабатываются на практике в течение занятия.   

Второе направление, концертно-исполнительская деятельность,   позволяет решить задачи практического характера, поставленные перед собой каждым ребенком, занимающимся по программе, – реализация полученных знаний, умений и навыков вокального пения, реализация собственного «Я».   Обучающиеся исполняют  произведения   в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам.  Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

          Наиболее подходящей формой ведения занятий для данной программы является  работа в группе, в данном случае – работа в вокальном коллективе. Такая организация учебного процесса дает возможность оптимально сочетать разные виды деятельности, индивидуальную, парную, групповую, применять разнообразные по форме уроки: уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-конкурсы, творческие отчеты. Это позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса: регистры и диапазон, соответствующие возрастным особенностям (чтобы подобрать материал для индивидуальной работы).

Особое место в организации работы обоих направлений занимает интеграция музыки, литературы, живописи, элементов танца.  Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. При разучивании песенного репертуара используются знания и умения детей, полученные на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, и соблюдать правильную интонацию при их произношении; на уроках литературы –  формируется начальное понятие  художественного языка, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.

          Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий,  анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри,  анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.



За годы обучения учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки.

1 год обучения.

Учащиеся должны знать:

  • теорию из начального сольфеджио: нотный стан, знаки альтерации, название длительностей, название интервалов, ладов, тональностей (C dur- a moll);

  • понятия о певческом дыхании, о музыкальном звуке и его свойствах, об артикуляции и дикции;

должны уметь:

  • правильно брать дыхания между музыкальными фразами;

  • чётко произносить слова;

  • протяжно петь, пропевая гласные;

  • своевременно начинать и заканчивать песни;

  • эмоционально передавать характер песни;

  • определять на слух несложные интервалы;

  • определять характер произведения;

владеть навыками и способами деятельности:

  • основы вокальных навыков;

  • точное интонирование несложных мелодий, которое усваивается с помощью пения a cappella (без сопровождения);

  • чистота унисона;

  • пение каноном;

  • правильное пропевание окончания музыкальных фраз с мягким, тихим снятием.

2 год обучения.

Учащиеся должны знать:

  • Виды трезвучий.

  • Параллельные тональности.

  • Ступени в тональности и их обращение.

  • Более сложные интервалы.

  • Размеры 2/4 и ¾.

должны уметь:

  • справляться с устными музыкальными диктантами;

  • определять на слух звуки в гамме;

  • петь с листа номера из сольфеджио с тактированием;

  • петь подвижным мягким звуком;

  • слышать двухголосие;

  • исполнять песни с различными динамическими оттенками и музыкальными штрихами.

владеть навыками и способами деятельности:

  • навык ровного звучания голоса без « крикливых» интонаций;

  • чистота интонирования и гибкость голоса;

  • без напряжения исполнение песни и более широким диапазоном;

  • пение на два голоса;

  • правильное дыхание;

  • пение « прикрытым» звуком на дыхании.

3 год обучения.

Учащиеся должны знать:

  • основные названия и значения музыкальных темпов;

  • более сложные размеры 6/8 и 3/8;

  • тональности мажора и минора до четырёх знаков;

  • должны знать все интервалы в тональности;

  • история народного песенного творчества;

  • жанры народных песен;

  • народные песни;

  • народные инструменты;

  • форма и структура музыкального произведения.

должны уметь:

  • определять на слух различные темпы;

  • определять на слух все интервалы в тональности;

  • петь секвенции;

  • петь двухголосие;

  • голосом построить от звука в тональности терцию вверх и вниз;

  • без труда справляться с вокальными упражнениями скороговорочного характера на развитие дикции и артикуляции.

владеть навыками и способами деятельности:

  • эмоционального исполнения песни;

  • двухголосным пением;

  • артистизмом;

  • правильной певческой позицией;

  • правильным дыханием и вокальной культурой звука.

Кроме этого, есть то, что закладывается в развитие ребенка на протяжении всех лет обучения:  воспитание высококультурной личности,  патриота классической отечественной музыки, разбирающегося в жанрах, стилях, особенностях вокальной музыки.

Педагогическая целесообразность программы в том, что  программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование  специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.),  навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

характера).


1 год обучения

Тематическое планирование



Месяц

Тема теоретического курса

Кол-во часов

Тема практического курса

( вокальная работа)

Кол-во часов

сентябрь

Вводное занятие

Техника безопасности



1 час

Пение популярных детских песен. Проверка у детей вокальных данных

1 час

Певческая установка

Понятие о певческом голосе




1 час

Разучивание простейших одноголосных песен

1 час

Певческое дыхание

1 час

Выработка навыка равномерного певческого дыхания на примерах вокальных упражнений

2 часа

Понятие о

музыкальном звуке и его свойствах

Высокие и низкие звуки

Регистры


1 час

Разучивание учебно-тренировочного материала



1 час



Знакомство с клавиатурой

1 час

Ритмические игры

10 часов

Мелодия и ритм в музыке, их роль, степень выразительности

1 час

Работа над репертуаром

40 часов

октябрь



Беседа о музыке и искусстве

Скрипичный ключ, нотный стан, звукоряд



1 час

Вокальные упражнения на развитие певческого голоса

2 часа

Основные ступени и их названия

0,5 часа

Слушание и пение отдельных звуков различной высоты

0,5 часа

Запись нот

0,5 часа

Ритмические игры

0,5 часа

Название октав

1 час

Пение учебно-тренировочного материала

1час

Длительности






Обобщение тем

1 час

Работа над репертуаром

8 часов

ноябрь

Понятие паузы

0,5 часа

Вокальные упражнения на развитие слуха и голоса

1,5 часа

Темп

0,5 часа

Работа над унисоном

1 час

Динамика

0,5 часа

Ритмические игры

1час

Тембр

0,5 часа

Разучивание по слуху новых песен

2 часа

Характеристика певческих голосов

0,5 часа

Работа над репертуаром

8 часов

декабрь



Понятие лада

0,5 часа

Закрепление одноголосных песен

1 час

Взаимосвязь устойчивых и неустойчивых звуков

0,5 часа

Работа над элементарной художественной выразительностью исполнения

1час

Тоника

Мажор и минор

Выразительные свойства лада


1,5 часа

Вокальные упражнения на примере мажорных и минорных попевок

Определение лада пройденных песен



1,5 часа

Обобщение темы

1 час

Работа над репертуаром

9 часов

январь


Дикция

1 час

Развитие интонационно-ритмических навыков

1 час

Артикуляция

1 час

Упражнения на выработку единой манеры звукообразования

1час

Правила перенесения согласной в пении к последнему слогу

0,5 часа

Вокальные упражнения на примере известных произведений

1час

Понятие высокой певческой позиции

0,5 часа

Канон

1час

Резонаторы: головной и грудной

0,5 часа

Работа над репертуаром

8 часов

Понятие округленной гласной в пении

0,5 часа

февраль

Устойчивые и неустойчивые звуки

0,5 часа

Пение канонов

1 час

Понятие высоты звука

0,5 часа

Упражнения на выработку единой манеры звукообразования

1 час

Тон и полутон

0,5 часа

Определение на слух тона и полутона

1 час

Знаки альтерации. Диез. Бемоль. Бекар.

Их значение и написание



1 час

Ритмические игры

1час




Работа над унисоном

1,5 часа

Работа над репертуаром

8 часов

март


Метр, размер, такт

0,5 часа

Пение канонов

1 час

Акцентируемые и не-акцентируемые доли

0,5 часа

Работа над чистотой интонации разученных песен

1 час

Наиболее распространенные размеры: 2/4, 3/4, 4/4

0,5 часа

Упражнения на укрепление дыхания

1 час

Понятие о музыкальной фразе

0,5 часа

Работа над художественной техникой исполнения

1час

Кульминация

1 час

Работа над репертуаром

9 часов

апрель


Понятие слитности,

произношение

гласных


0,5 часа

Работа над

выработкой кантиленного пения



1 час

Понятие диапазона, динамика, тесситура

0,5 часа

Вокальные упражнения на крещендо и диминуэндо

1 час

Понятие тональности

0,5 часа

Вокальные упражнения по развитию диапозона

1 час

Вводные звуки

0,5 часа

Упражнения «Канон»

1 час

Квартово-квинтовый круг

1час

Работа над репертуаром

9 часов

май

Ключевые знаки в тональности

0,5 часа

Упражнения на развитие певческих навыков

1 час



Тоновое строение мажора и натурального минора

0,5 часа

Работа над чистотой интонации

1 час



Тональности до-мажор и ля-минор

0,5 часа

Ритмические игры

1час



Повторение тем четверти

0,5 часа

Работа над репертуаром



10 часов





Повторение и закрепление тем года

1 час




Итого: 144 часа

29 часов




115 часов



2 год обучения

Тематическое планирование



Месяц

Тема теоретического курса

Кол-во часов

Тема практического курса

(вокальная работа)

Кол-во часов

сентябрь



Повторение тонового построения мажора и минора

0,5 часа

Продолжение, развитие и укрепление певческих навыков

1,5часа

Понятие одноименных тональностей

0,5 часа


Упражнение «Канон»

Пение до-мажора, до-Минора и ля-минора



1 час

Строй мелодический и гармонический

0,5 часа

Работа над репертуаром

1часа

Устойчивые и неустойчивые звуки

0,5 часа

Работа над репертуаром

1 час

Понятие тонического трезвучия, мажорного и минорного

0,5 часа

Работа над репертуаром

1 час

октябрь


4 и 6 ступени мажора, их разрешение

0,5 часа

Вокальные упражнения на выработку технической подвижности и гибкости голоса

0,5 часа

Дирижерская схема на

2/4 и 3/4



0,5 часа

Определение на слух всех звуков гаммы До-Мажор

0,5 часа

Понятие гаммы, ауфтакт, затакт

0,5 часа

Пение простейших номеров сольфеджио с тактированием на 2/4

0,5 часа

Натуральный и гармонический виды минора

0,5 часа

Пение минорной гаммы с названием нот

0,5 часа

Пение легато, стаккато, нон легато

1 час

Работа над репертуаром



5 часов



ноябрь

Повторение натурального, гармонического минора. Изучение мелодического минора.

0,5часа

Пение натурального, гармонического и мелодического видов минора

0,5 часа

Минорное трезвучие

Понятие мелодической линии



0,5часа

Пение мажорного и минорного трезвучия


0,5 часа



Мелодия как средство выразительности

0,5 часа

Работа над

расширением



диапазона

0,5часа

Закрепление знаний трех видов минорного лада

0,5 часа

Упражнение на пение в высокой позиции

0,5часа







Работа над репертуаром

4 часов

декабрь


Параллельные тональности до-мажор-ля-минор, соль-мажор-ми-минор

0,5 часа

Работа над полнозвучным пением с опорой на дыхание

0 ,5часа

Понятие интервала

0,5 часа

Работа над силой звука

0,5 часа

Интервалы в тональности

0,5 часа

Упражнения на стаккато и легато

0,5 часа

Ступеневая и тоновая величина интервалов

0,5 часа







Простые интервалы и их значение

0,5 часа

Работа над репертуаром

4 часа

январь

Понятие диссонанс и консонанс

0,5 часа

Выработка мягкой атаки звука

0,5 часа

Гаммы до-мажор и си-минор

0,5 часа

Определение на слух интервалов

0,5 часа

Интервалы: прима, октава

0,5 часа

Пение с листа

0,5 часа

Гаммы: си-мажор и соль-минор

0,5 часа

Упражнения на приемы исполнения фраз с твердым окончанием

0,5 часа







Работа над репертуаром

4 часа

февраль


Повторение параллельных тональностей

0,5 часа

Пение простых номеров сольфеджио

0,5 часа

Залигованные звуки одной высоты в различных вариантах длительности

0,5 часа

Определение на слух интервалов

0,5 часа

Понятие «синкопа» и паузы

0,5часа

Определение диапазона вокальных партий

0,5 часа

Работа над чистотой вокального унисона

0,5 часа

Выразительное значение ритма

Ударные и неударные доли

Тактирование


0,5 часа

Работа над репертуаром

4 часа

март


Повторение интервалов

0,5 часа

Пение простых номеров сольфеджио

0,5 часа

Интервалы: малая и большая терция

0,5 часа

Определение на слух и интонирование интервалов

0,5 часа

Малые и большие сексты в мажорном ладу

0,5 часа

Пение упражнений на два голоса

0,5 часа

Интервалы: малая и большая секста

0,5часа

Работа над ритмическим ансамблем

1час

Понятия фраза, предложение, период

0,5 часа

Работа над репертуаром

3часа

апрель


Интервалы-диссонансы, малая и большая септима

0,5 часа

Сольфеджирование номеров из начального сольфеджио

0,5 часа

Полифония

0,5 часа

Пение, определение на слух интервалов

0,5часа

Вокальный ансамбль

0,5 часа

Укрепление навыков пения на два голоса

0,5 часа

Повторение интервалов

Интервал «тритон»



0,5 часа

Работа над образным строем песни

0,5 часа




Работа над репертуаром

4 часа




Понятие «строй»

Строй мелодический и гармонический



0,5часа

Исполнение выразительных средств

0,5 часа

май

Понятие «гармония»

0,5 часа

Отработка сложных фрагментов выученных песен

1час



Обобщение тем четверти

0,5часа

Пение интервалов и их обращения

0,5 часа



Обобщение и закрепление тем года

0,5часа

Работа над репертуаром

4часа




Итого: 74 часа

20,5 часов




53,5 часа

следующая страница >>