Программа для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразоват учреждений. 6-11 кл. Т. П. Герасимова. Начальный курс - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Количество часов: 68 2 часа в неделю 4 1443.15kb.
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 5 1404.97kb.
Программа по географии. 6-9 классы / Под редакцией И. В. Душиной. 2 325.04kb.
Учебник для общеобразовательных учреждений/С. И. Львова, В. 1 100.48kb.
Рабочая программа по музыке 5 класса составлена на основе: федерального... 4 856.33kb.
Образовательной программы эколого-биологическая 1 95.6kb.
Пояснительная записка учебного курса «География. Начальный курс»... 2 373.77kb.
Рабочая программа по географии для 8 класса, составлена на основе... 1 589.57kb.
Рабочая программа Биологии (базовый уровень) 5 класс 4 427.01kb.
Рабочая программа по биологии Классы 10 Учитель Костерина Ольга Викторовна 2 368.58kb.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «География»... 1 248.73kb.
Ведущая. Перестали птицы петь. Солнышко не греет и на улице теперь... 1 58.42kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Программа для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразоват учреждений. - страница №1/2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чичковская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

на заседании РМО

протокол № ____ от

«____» ____________ 2012 г.

Руководитель  РМО

________ /_______________

«Согласовано»

«___» _______________ 2012г.

Зам. директора по УВР

________ /Малютенко В.Н./

«Утверждаю»

Директор МБОУ Чичковская СОШ

___________ /Михайлова И.А./  

 

«____» ____________ 2012г.



 
Рабочая учебная программа

курса «Физическая география»

для 6-го класса

 Составитель:



Мальцев И.В., учитель географии

первой квалификационной категории

с. Чичково

2012 год 

 Пояснительная записка

         Рабочая программа  учебного курса  «Физическая география»  для 6го класса составлена на основе следующих документов:


  • Закон РФ «Об образовании» №  3266-1 ФЗ  от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

  • Авторская программа для общеобразовательных  школ:  География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. - Т.П. Герасимова. Начальный курс географии -  М., Дрофа, 2004 г.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

        «Начальный курс географии»  - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии. 0,5 часа вводится на изучение курса «География родного края».

        Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, расти тельного и животного мира), о человеке и окружаю щей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

        При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

        Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но так же комплекс общеучебных умений, необходимых для:



  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  •  сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

        Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому в "Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить при меры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому.

        Цели и задачи курса

             Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

                Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические  задачи:



  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;

  • развивать познавательный интерес учащихся 6 класса к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;

  • включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.

  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

  • Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

  • Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;

        А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

        Рабочая программа разработана к УМК:



Базовый учебник

  Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2010.

Методическое пособие для ученика

  • Сиротин В.И. География: Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2010.

  • География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.

Уровень и направленность рабочей программы:

Основная общеобразовательная программа, базовый уровень

        Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.

        Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля». Принцип научности позволяет обеспечить соответствие  содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.

        Принцип системности в изучении начального курса  географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.

        Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.

        Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствами включения географических знаний и  умений в личностный опыт ученика.

        Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом курса своего края.

        Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой – внутренние (внутрипредметные) и внешние (метапредметные) связи.

        Для начального курса географии характерны следующие метапредметные связи:  

Введение – астрономия, картография, история, математика, физика, литература.

План местности – картография, биология, математика, астрономия.

Географическая карта – картография, история, математика. 

Литосфера – геология, химия, физика.

Гидросфера – гидрология, лимнология, биология, физика, химия, литература

Атмосфера – метеорология, физика, химия, биология, литература.

Биосфера – биология, зоология, экология.

Население Земли – демография, история.

        Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:


  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).



Формы организации работы учащихся:

- индивидуальная; - коллективная;  - фронтальная;  - парная;  -групповая

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Виды деятельности учащихся:


  • Устные сообщения; Обсуждения; Мини – сочинения; Работа с источниками;

  • Доклады; Защита презентаций; Рефлексия

Специфика предмета:

        Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, коррекции знаний, обобщении и проверке знаний.

        Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и  характеристик.

        Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических  работ.

        Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно-ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». В базисном плане на изучение «Начального курса» в 6 классе отведено 35 ч из федерального компонента и 0,5 ч из регионального (национально-регионального) компонента, а так же 0,5 часа отводится на изучение курса «География родного края».



Структура курса

В структурном соотношении курс состоит из шести разделов: «Введение», «Изображения земной поверхности», «Оболочки Земли», «Население Земли», «Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу», «География родного края» а так же 0,5 часа отводится на изучение курса «География родного края». Курс «География родного края» может вестись как отдельным курсом (после изучения базового), так и включением тем при изучении разделов базового курса. Данная программа рассчитана на изучение «Географии родного края» при изучении разделов базового курса.



Учебно-тематический план (70 часов)



раздела

Наименование разделов

Всего часов

Региональный компонент

Практические работы

1.

Введение.

2

-

1

2.

Изображения земной поверхности.

11

1

3(1)

3.

Оболочки Земли.

50  

15

12(4)

4.

Население Земли

4

1

1

5.

Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу.

3

-


--

6.

География родного края







5

ИТОГО




70

17

22

В программу внесены следующие изменения:

п/п


Название раздела

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по рабочей программе

Причины изменения

1

 Изображения земной поверхности.

14

 11

в связи с введением нового курса «География родного края»



2

  Оболочки Земли

46

 50

3

География родного края

-

17

Курс «География родного края» может вестись как отдельным курсом (после изучения базового), так и включением тем при изучении разделов базового курса

        Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ,  запись в журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.



Содержание программы

Раздел I

ВВЕДЕНИЕ  

География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса.

Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.

Практические работы. 

На местности: Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение за погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); изменение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.  

На контурной карте:  Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба.

 Раздел II



ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ  

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.



Тема 1. План местности  

Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.

Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы.

Использование планов местности в практической деятельности человека.



Практические работы. 

Ориентирование на местности. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов). Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.  Топографический диктант.



Тема 2. Географическая карта  

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государства на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Использование географических карт в практической деятельности человека.



Практические работы. 

Обучение приемам: показ объектов на карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность). Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность.  Характеристика карты (или ее части) своей местности.



Раздел III

ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ  

Тема 1. Земная кора  

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.



Практические работы. 

 Изучение свойств горных по род и минералов (по образцам). Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. Изучение рельефа своей местности.  Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.  



Тема 2. Гидросфера  

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, темпера тура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Воды своего края. Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.

Практические работы. 

Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта. Характеристика карты океанов. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.

Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе.  

Тема 3. Атмосфера  

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.

Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла на Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.



Практические работы. 

Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). Описание погоды и климата своей местности.



Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле. Биосфера  

Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.

Практическая работа. Описание растительного и животного мира, почв своей местности.

Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы

Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки.

Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.

Природные комплексы своей местности.

Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе.

Практические работы.

Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.



Раздел IV

    НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ  



Тема 1. Численность населения Земли. Расовый состав

Общая численность населения Земли (приблизительно).

Основные человеческие расы; равенство рас.

Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку.



Тема 2. Человек и природа

Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность.

Мировые религии. Народы мира.

Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские.

Государства на карте мира.

Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.



Практическая работа. Составление полного описания географического комплекса своей местности.

Раздел V

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ И ПРИЕМОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ

Главные особенности географических комплексов своей местности как частей географической оболочки.

Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения своей местности; положительное и отрицательное воздействие человека на природу, ее использование, изменение.

Раздел VI

ГЕОГРАФИЯ РОДНОГО КРАЯ.

Темы данного раздела изучаются при изучении тем из разделов II – V. Изучаемые темы отражены в календарно-тематическом планировании.



Требования к уровню подготовки учащихся

Ключевые компетенции

  • освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.

1.        Называть и/или показывать:

  • существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;

  • форму и размеры Земли (длина окружности);

  • на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;

  • основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;

  • основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;

  • основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;

  • характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;

  • части Мирового океана;

  • среднюю соленость вод океана;

  • воды суши подземные и поверхностные;

  • речную систему, речной бассейн;

  • компоненты ПТК;

  • правила поведения в природе;

  • причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;

  • главную причину образования ветра;

  • главную причину образования облаков, осадков;

  • пояса освещенности Земли;

  • географические координаты своей местности.

2.        Приводить примеры:

  • характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;

  • связей между элементами погоды;

  • изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;

  • воздействия организмов на компоненты неживой природы;

  • влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;

  • меры по охране природы в своей местности;

  • горных пород и минералов, их использования человеком;

  • влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;

  • взаимосвязей: река — рельеф;

  • искусственных водоемов;

  • из истории географических исследований и открытий.

3.        Определять:

  • атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;

  • стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;

  • абсолютные и относительные высоты;

  • объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;

  • по карте географическое положение объектов;

  • по образцам: осадочные и магматические горные породы;

  • фенологические сроки начала времен года.

4.        Описывать:

—        географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.



5.        Объяснять:

—        особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).



Категория ОУУН




Учебно-организационные умения и навыки

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

Работать в соответствии с предложенным планом.

Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.


Учебно-логические умения и навыки

Выделять главное, существенные признаки понятий.

Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям.

Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Классифицировать информацию  по заданным признакам.



Учебно-информационные умения и навыки

Поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях.

Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам.

Качественно и количественно описывать объект.


Учебно-коммуникативные умения и навыки

Кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме: пересказ близко к тексту, краткий пересказ, составление аннотации.

Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.



Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.



Исходя из поставленных целей, учитывается:

  •  Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

  •  Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

  •  Самостоятельность ответа.

  •  Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.



Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.



Оценка умений работать с картой и другими источниками

географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

        Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

        Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Учебно-методический комплект / Литература

Программа




Герасимова Т.П. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2010.

Основная литература

Базовый учебник

  Т.П. Герасимова,  Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2010.

География родного края

Л.М.Ахромеев, И.В.Шарапаев, В.Т.Демихов, Ю.Г.Данилов. «География родного края». – Брянск: Курсив, 2012.




Методическое пособие для ученика

  • Сиротин В.И. География: Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2010.

  • География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.

Инструмент по отслеживанию результатов

 работы





  • Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. – Рабочая тетрадь к учебнику Е М. Домогацких  и Н.И. Алексеевского (География. Физическая география». 6 класс  – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

  • Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы. География. 6 класс. – М.: Вако, 2011.

  • Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б.- Тесты по географии: 6 класс: к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой - М.: Экзамен, 2011.

  •  Смирнова М.С. – Сборник заданий и упражнений по географии. 6 класс. – М.: Экзамен, 2010.

  • Смирнова М.С. – Тесты по географии. 6 класс. – М.: Экзамен, 2010.

Учебно-методические пособия

для учителя






  • Баринова И.И., Суслов В.Г. – Рабочая тетрадь с комплектом к/к, 6 класс. - М.: Экзамен, 2009.

  • Программы по географии. 6-11 классы (линии учебников издательства «Дрофа», )/Авт.-сост. С.В.Курчина. – М: Дрофа, 2010.




      Дополнительная

   литература






  • Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.

  • Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.- М.: Илекса, 2008.

  • Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2008.

  • Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2008.



Электронные издания




  • География: 6 класс («1С»)

  • Карта: Физическая карта мира

  • Карта: Физическая карта полушарий

  • Литосфера

  • План и карта

  • Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 6 класс.

ИИнтернет-ресурсы




  • http: //www.gao.spb.ru/russian

  • http: //www.national-geographic.ru

  • http: //www.nature.com

  • http: //www.ocean.ru

  • http: //www.pogoda.ru

  • http: //www.sgm.ru/rus

  • http: //www.weather.com

Перечень обязательной географической номенклатуры:

6 класс


следующая страница >>