Программа А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас 1 20.03kb.
Рабочая программа по ритмической пластике 1 131.61kb.
Образовательная программа по природоведению основного общего образования... 3 477.55kb.
Пояснительная записка к курсу рабочая программа «Окружающий мир» 1 244.33kb.
«Музыка вокруг нас» 1 44.33kb.
Книга рассчитана для широкого круга читателей 4 592.29kb.
Физика вокруг нас! Мы встречаемся с нею повсюду. А какие опыты можно... 1 33.69kb.
Проверочная работа по элективному курсу «Физика вокруг нас» 1 12.71kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «мир лекарственных... 1 131.35kb.
В ба­зовом курсе математики золотому сечению уделено очень мало времени... 1 100.72kb.
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Использование... 1 67.61kb.
Анализ урока развивающего обучения 1 26.1kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Программа А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» - страница №1/1

МБОУ «Крестьянская средняя общеобразовательная школа»

Мамонтовского района

Алтайского края
Урок – исследование по окружающему миру в 3 классе.

Тема: «Вода и её свойства».

(Программа А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»).



Автор: учитель начальных классов

Ширыхалова Лариса Ивановна



Номинация: инновации в преподавании

общеобразовательных предметов.




Форма: проект урока.

2012г.
Тема урока: «Вода и её свойства».


Образовательные цели: создать условия для формирования представления о свойствах воды, значении воды в жизни живых существ.
Развивающие цели: создать условия для личностного развития ученика; активизации самостоятельной деятельности и работы в группе; развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы; развития аналитического мышления, внимания, памяти; валеологических навыков, связанных с заботой о собственном здоровье.
Воспитательные цели: создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств; ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.
Форма организации обучения: индивидуальная, в парах, в группах.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: нестандартный, исследовательский.
Основной метод обучения: исследование-целенаправленное наблюдение за объектом (водой) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
Основной структурный элемент: постановка проблемы (какими свойствами обладает «вода»?) и поиск путей её решения.
Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка (проведение экспериментов), анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.
Оборудование для учителя: компьютер с программой Power Point, мультимедийный проектор, презентации «Вода и ее свойства», «Вода для демонстрации».
Оборудование для учащихся: лоток с лабораторной посудой, стекло, соль, сахар, вишнёвый сок, вода, молоко, духи, карточки для работы в группах, мини-тест.
Технология: коллективного взаимообучения с использованием ИКТ.

«Вода – сок жизни на Земле».

Леонардо да Винчи.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические комментарии

I. Организационный момент

Я желаю вам всем сегодня добра! Вы желаете мне сегодня добра! Если вам будет трудно, я вам помогу!

Выполняют вместе учитель и дети

Психологический настрой. Минута гармонии. Создание благоприятной обстановки в классе.

II. Мотивационное начало урока. Выход на тему урока.

Сегодня на уроке вы будете исследователями. Вы проведёте научную работу, чтобы получше узнать одну «особу» и её свойства. О чём идёт речь, вы узнаете отгадав загадку.

(слайд №1)

«Что в гору не выкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать»?
Действительно нашу особу зовут «Вода». Она будет нашей героиней на протяжении нескольких уроков.

(слайд№2)

Подумайте!

Почему воду в гору не выкатить?


Почему в решете не унести?

Почему в руках не удержать?


Тема сегодняшнего урока «Вода и её свойства»

(слайд №3)



Слушают учителя, читают текст на слайде.
Совещаются и говорят отгадку «Вода»

Вода течёт сверху вниз.


Вода сквозь дырочки вытекает.

Вода выльется.


Читают тему урока.

Запускается презентация «Вода и ее свойства»

III. Постановка учебной задачи.

Чтобы вы хотели узнать о воде?

(слайд №3 по щелчку)

Сначала мы восхитимся вашими знаниями и умениями по литературе, а для этого прослушаем сказки, которые вы сочиняли дома по теме «Почему же воду так назвали?».

Потом попробуем ответить на вопросы, которые вы задали и, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное, для того, чтобы заняться проведением экспериментов.

Итак, вперёд за знаньями!


Задают вопросы.

- Почему воду, назвали водой?

- Какая бывает вода?

- Сколько её на земном шаре?

- Какими свойствами она обладает?

- Зачем она нужна человеку и всему живому? и т.д.



Обеспечение, принятия детьми учебной задачи, понимание плана решения этой задачи.


IV. Работа над новым материалом.

Почему же воду, так назвали? Над этим вопросом вы думали дома и многие из вас сочинили очень похожие сказки.

Давайте прослушаем некоторые из них, а остальные поместим в «Уголок творчества» и вы сможете ознакомиться.

Итог данного вопроса. Существует древняя притча о воде. Рассказываю притчу. (приложение №1)
Ребята, где содержится вода на Земле?

Систематизирую ответы учащихся, демонстрируя различные виды водоёмов. Демонстрация слайдов сопровождается показом по карте упоминающихся объектов; озёр, рек, морей, океанов.

(слайд №4 по щелчку)

(слайд №5)


Вода может быть очень разной. (слайд №6 щелчок по облачку, открывается презентация «вода для демонстрации»)

Тихим озером - Бурным водопадом

Лёгким облаком - Тяжёлым айсбергом

Медленной речушкой - Быстрой горной рекой


Как вы думаете, можно ли воду назвать полезным ископаемым?

Докажите!

Совершенно верно, вода – это жидкое полезное ископаемое.
Давайте ответим на вопрос.

- Сколько же воды на планете Земля?

Посмотрите на экран. Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша планета Земля голубая.

Почему?


(слайд №7)

(слайд №7 щелчок)

Послушайте, какое стихотворение написал поэт Андрей Усачёв. Что его удивило?

Если на карту Земли посмотреть – земли на Земле всего одна треть…

Но странный вопрос возникает тогда: Планета должна называться – ВОДА?!
Три четверти земного шара занято водой.

(слайд №8.)

А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Вот как это бы выглядело.

- Что изменилось?

(слайд №9)

- Да, зелёный цвет тоже пропал. Почему это произошло?


- Какую роль вода играет в жизни человека, растений, животных? Зачем и почему она необходима?

(слайд № 10 - 12)


Чтобы посчитать сколько воды в человеке, для этого нужно массу своего тела разделить на 3 и умножить на 2. Посчитайте сколько воды содержится в массе вашего тела. (слайд №13)

(слайд №14)

(слайд №15)

(слайд №16)

(слайд №17)

(слайд №18.)

А откуда наш организм может получить необходимую жидкость? (слайд №19)

(слайд №20)
Физкультминутка

(слайд №21)





Прослушивание сказок- предположений «Почему воду так назвали?»

Дают разнообразные ответы: в реке, в озере, в море, в колодце, в океане.


Обсуждение в парах.


Думаем, что вода – это полезное ископаемое. Находится под землёй, на земле, используется в хозяйстве.

Обсуждение в парах

Большую часть поверхности земного шара занимает вода.

Высказывание своего мнения


Изменился цвет – нет голубого и зелёного.


Никто и ничто на земле не может жить без воды!
Сообщение учащихся.

1. Вода – не только самая распространённая, но и самая важная жидкость в природе. Говорят: нет воды – нет жизни, есть вода – есть жизнь».

2. Человек на 70% состоит из воды. Без воды человек может прожить только 3 дня.

Ведут подсчёт.


3. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

4. Но вода не только «поит», но ещё и кормит – по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовецких судов.

5. Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей города, машины, дороги

6. Вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

7. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды.


Ответы учащихся

Обеспечение оптимальных условий для активной самостоятельной творческой работы: мышления, восприятия и воображения

Эффективной формой организации учебного процесса является создание парной и групповой работы.

Данный материал учащиеся готовили дома.



V. Практическая работа.

(слайд №22)
Какими же свойствами обладает вода? Чтобы ответить на данный вопрос проведите исследования-эксперименты.

Работаем в группах, объединитесь. Получают карточки с заданием (приложение №2)


1. Что произойдёт с водой, если её капнуть на стекло? (выполните)

Перелейте воду из банки в стакан. Какую форму приняла вода? Сделайте вывод. (слайд 23.)

Когда человек использует это свойство воды?


2. Какое свойство воды позволило вам переливать её из банки в стакан?

(слайд №24)

Когда люди используют это свойство воды?
3. Возьмите два стакана

- с молоком и водой. Что можно сказать о цвете молока? А воды? Сделайте вывод?

(слайд №25)
Когда мы используем это свойство?
4. Погрузите ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой.

Сделайте вывод.

(слайд №26)

Когда люди используют это свойство воды?

5. Первая группа возьмёт ложку соли, а вторая - ложку сахара. Положите в стакан с водой и перемешайте. Что произошло? Сделайте вывод. Куда они исчезли?
(слайд №27)

(растворение – это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого).

Когда мы используем это свойство?

6. Возьмите стакан с водой и флакон духов. Понюхайте воду и духи. Какой запах у воды и духов? Сделайте вывод.

(слайд №28)
Когда мы используем это свойство?

7. Возьми стакан с водой и стакан сока. Попробуйте воду и сок. Какой вкус у воды? А у сока?

Сделайте вывод.

(слайд №29)


Когда человек использует эти свойства воды?


Подумайте!

Какая вода покажется вкуснее дождевая, водопроводная или родниковая? Почему? Вы же сказали, что вода не имеет вкуса.

Вкуснее конечно родниковая т.к. она растворяет минералы под землёй, проходит сквозь песок (природный фильтр), но перед употреблением лучше кипятить. А дождевая вода не имеет нужных организму солей, поэтому кажется невкусной. Водопроводная вода плохо очищена, нужны фильтры – средства для очистки воды.


Итак, какие свойства воды вы открыли сегодня?

(слайд №30 по щелчку восемь ключей.)


Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности, он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё живое. Поэтому воду – наше главное богатство, надо БЕРЕЧЬ!

Делятся на 2 группы, распределяют роли.

Растечётся, вода не держит форму.

Вывод: Вода не имеет формы и приобретает форму того сосуда, в который она наливается.

Когда наливают воду в чашку, чайник и т.д.

Текучесть.


Когда едят, пьют чай, моются и т.д.

Молоко – белое, вода – бесцветная.

Когда готовим пищу, пьём чай и т.д.

Когда погружаем ложку в стакан с водой, ложку видим со всех сторон. Следовательно, вода прозрачная.


Когда рассматривают камушки на дне реки, рыбок в аквариуме и т.д.
Вода растворила соль и сахар.

Вода- растворитель.

При соединении с водой молекулы соли и сахара смешались с молекулами воды.

Готовим пищу, пьём чай, кофе и т.д.


Вода не имеет запаха.

Когда отличаем одну жидкость от другой.
Вода не имеет вкуса.

Когда отличают одну жидкость от другой, когда готовят пищу и т.д.


Ответы детей. Предположения

Ответы детей.


Распределение позиций – эффективное средство обучения умениям сотрудничества.


Эксперименты – один из методов стимулирования интереса к учению. Создание ситуаций, в которых учащиеся являются субъектом деятельности.

Метод проблемного обучения наиболее полно решает задачи развития учащихся при обучении.


VI. Закрепление.

Давайте проверим, какие знания вы получили на уроке. Вспомните ещё раз опыты. Что они помогли вам узнать? Сейчас вы получите тесты «Проверим себя»

(Приложение№3) Взаимопроверка. Обменяйтесь тестами.

(слайд №31 по щелчку проверка).

Оцените.



.

Выполняют тесты



Проверка правильности понимания учащимися вновь изученного материала.

VII. Итог урока.

Оценивание.


- Какую пользу человеку приносит вода?


- Что совершенно новое вы узнали на уроке?
- Какой момент урока вам больше всего запомнился?
- А когда и где нам могут пригодиться новые знания, полученные на уроке?
Какие свойства используете, когда пьёте воду? умываетесь? поливаете цветы? стираете бельё?
Словесное и отметочное

Ответы учащихся.

Без воды нет жизни всему живому.

Свойства воды.

Проведение экспериментов.


В быту, в жизни.

Ответы учащихся.

Анализ работы каждого учащегося.


Умение учителя давать качественную характеристику работы класса.

VIII. Домашнее задание.

Домашнее задание дано дифференцированно.

1. с. 49-52. Прочитать.

2. Подобрать пословицы о воде.

3. У воды есть ещё свойство. О нём вы узнаете, если проведёте дома эксперимент. Налейте в пластиковую бутылку воды и положите в холодильник. Когда замёрзнет, достаньте и запишите, что произошло с бутылкой. Не открывая бутылку, поставьте её в теплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой. Подумай, почему это происходит? Запиши свой вывод.

Давайте прочитаем, о чём пойдёт речь на следующем уроке?


Записывают домашнее задание

Как сохранить на земле это удивительно ценное вещество – воду. Круговорот воды в природе.



Создание условий для выбора учащимися домашнего задания. Разумное многообразие заданий ориентирует ученика на самостоятельный поиск решения, на использование ранее приобретенных знаний и умений

Работа на опережение.



IX. Рефлексия.

Вам понравился ваш урок? За что себя можете похвалить?

Обращаю внимание на эпиграф «Вода – сок жизни на Земле» Почему? (вернуться ко 2 слайду)


Молодцы ребята, спасибо вам за урок. (слайд №32).

Мне понравилось, что вы были активными, соблюдали правила безопасности. Вы – маленькие исследователи, помощники автора учебника.



Наша группа правильно выполнила эксперименты и сделала выводы. Мы открыли свойства воды. Узнали, почему воду называют вода
Ответы детей.

Стимулирование учащихся к рефлексии. Реализация рефлексивного алгоритма «я», «мы», «дело».

Приложение 1



Притча о воде

Давным – давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался чел ту, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!» (что означало «отлично»). Другой попробовал и согласился: «Да – а – а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «Вода».

Приложение 2

Исследовательская работа (эксперименты)

Задание: проведите эксперименты, пронаблюдайте, сделайте вывод, выявите свойства воды
1. Что произойдёт с водой, если её капнуть на стекло? (выполните)

Перелейте воду из банки в стакан. Какую форму приняла вода? Сделайте вывод.

Когда человек использует это свойство воды?
2. Какое свойство воды позволило вам переливать её из банки в стакан?

Когда человек использует это свойство воды?


3. Возьмите два стакана – с молоком и водой. Что можно сказать о цвете молока? А воды? Сделайте вывод.

Когда мы используем это свойство?


4. Погрузите ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой. Сделайте вывод. Когда люди используют это свойство воды?
5. Первая группа возьмёт ложку соли, вторая – ложку сахара. Положите в стакан с водой и перемешайте. Что произошло? Сделайте вывод.

Куда они исчезли? Когда мы используем это свойство?


6. Возьмите стакан с водой и флакон духов. Понюхайте воду и духи. Какой запах у воды и духов? Сделайте вывод. Когда мы используем это свойство?
7. Возьмите стакан с водой и стакан сока. Попробуйте воду и сок на вкус. Какой вкус у воды? А у сока? Сделайте вывод. Когда мы используем это свойство?
Подумайте!

Какая вода покажется вкуснее: дождевая, водопроводная или родниковая? Почему? Вы же сказали, что вода не имеет вкуса.

\

Приложение 3



Тест

Задание: вставь недостающие слова.

  1. Вода – это ………………………………………

  2. Вода не имеет …….., …………. и …………….

  3. Вода может ……………вещества

  4. Вода ……………….,……………… и ………………


Фрагмент урока окружающего мира по теме

«Снег и его свойства».

При изучении темы «Снег и его свойства» была проведена экскурсия. Перед экскурсией в классе каждая группа (одного уровня способностей) получила карточку с заданиями и необходимый инвентарь.



Карточка №1

  1. Рассмотрите снежинки.

  2. Зарисуйте их формы.

  3. Когда скрипит снег под ногами и почему?


Карточка №2

  1. Перед уходом на экскурсию, оставьте тарелочку со снегом в классе.

  2. Во время экскурсии проведите наблюдения, эксперименты и приготовьте ответы на вопросы.

- С какими изменениями в природе связано появление снега?

- Сравните снег с квадратами из цветной бумаги, определите цвет снега.

- Положите слой снега на цветную открытку, определите прозрачность снега.

- Имеет ли снег запах?

- Попробуйте из снега вылепить фигурку. Каким бывает снег в морозную погоду и в оттепель?

- После возвращения с экскурсии посмотрите, что произошло со снегом в тёплой комнате?

- Что такое снег?
Карточка №3

Проведя необходимые измерения и записи, постарайтесь сделать вывод: что общего между снегом и шубой?

- Определите температуру воздуха.

- Измерьте температуру на почве под тонким слоем снега (до 10 см).

- Измерьте температуру на почве под толстым слоем снега (более 15 см).

- Составьте модель - схему зависимости животных и растений от толщины снежного покрова, использую слова данных столбцов.


Мало снега растения зимуют хорошо
Много снега животные легче находить корм
трудно находить корм

зимуют плохо, вымерзают


При возвращении с экскурсии во время фронтальной работы в классе дети рассказали о том, какие сведения о снеге они получили, как проверяли эти факты.
Вывод: в ходе дискуссии получили:

- научно-обоснованные знания о снеге;

- установили причины связи температуры воздуха с осадками, состоянием земли, жизнью растений и животных;

- вывели закономерность зависимости жизни растений и животных от толщины снежного покрова, смоделировав её.



Хотя группа выполняла работу по своим возможностям, но цель урока была достигнута общими усилиями, и все без исключения получили удовлетворение от проделанной работы.