Проблемно-диалогическое обучение - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
2 организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом... 1 37.56kb.
Сценарий занятия «Мастер-класс» по теме «Применение проблемно-творческого... 1 58.93kb.
Обобщение и систематизация знаний 1 153.93kb.
2. Проблемно-ориентированный анализ школы стр. 4-8 1 390.74kb.
«Знакомство». Развитие речи, внимания, наблюдательности. Введение... 1 139.47kb.
«Момент силы. Условие равновесия вращающегося тела» 1 85.38kb.
Рабочая программа учебной дисциплины инженерная графика 051001 «Профессиональное... 1 172.69kb.
Приложение 5 1 214.85kb.
Диалогическое моделирование психологических взаимодействий 1 146.43kb.
Учитель начальных классов Тарасова Светлана Николаевна завершила... 1 12.22kb.
Урока : урок открытия нового знания. Технология построения урока... 1 79.67kb.
Семинар тема: «Развитие мыслительной деятельности в процессе обучения... 1 163.37kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Проблемно-диалогическое обучение - страница №1/1

Выступление по теме: «Проблемно-диалогическое обучение
в рамках введения ФГОС при сохранении здоровья»


- Что больше всего боится сегодняшний учитель?

- фгос

-А стоит ли так бояться?

- Нет.

- Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?

Кардинальные изменения в школе, заложенные в идее стандарта нового поколения зависят в первую очередь от учителя, поэтому он должен быть мотивированным и подготовленным к инновационной деятельности. Первый, кто видит выдающиеся качества личности школьника и создает условия для его развития, - это Учитель. Чтобы развивать личность ребенка, недостаточно передачи знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, необходимо ориентировать на формирование у учащегося способности быть субъектом образовательной деятельности как процесса собственного развития (интеллектуального, личностного, эмоционального, духовно-нравственного). Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу. Одним из путей формирования данных способностей является проблемно-диалогическое обучение.

Всем наверно известна Древняя мудрость

«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда».
Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути.

Итак, ПО – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством диалога с учителем.

Чем отличается от традиционного. Я сейчас вам проиграю ситуацию, которую нам проигрывали на курсе. Урок математики. 8-3+4 = 9 3+4 и из этого вычесть 8 будет 1.

В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях, каждой из них соответствует определенное побуждение к осознанию противоречия.

Рассмотрим основные приемы создания проблемной ситуации и соответствующий каждому из них побуждающий диалог. Данный материал представлен в таблице.

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.

Пример: (Лист №1)

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно?А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Пример: (лист №2)
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским(т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Пример: (лист №3)

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?».



Пример: (лист №4)

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников.



Пример: (лист №5)

Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.



Пример: (лист №6)

С проблемами немного разобрались. Поставлена. Переходим к поиску решений. Чтобы найти решение мы должны выдвинуть гипотезу и проверить ее.

При выдвижении гипотез побуждающий диалог выглядит так. Общее побуждение осуществляется стандартной репликой «Какие есть гипотезы?», которая провоцирует выдвижение любых гипотез – как ошибочных, так и решающей. Если ученики молчат или выдвигают только ошибочные гипотезы, дается подсказка к решающей гипотезе, которая продумывается учителем заранее для каждого конкретного урока. Если подсказка не срабатывает, диалог завершается сообщением решающей гипотезы.

При проверке гипотез побуждающий диалог выглядит так. Для устной проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Вы согласны с этой гипотезой? Почему?», подсказка дается к аргументу или контраргументу, в крайнем случае последниесообщаются в готовом виде. Для практической проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Как нам проверить эту гипотезу?», подсказка дается к плану проверки, в крайнем случае план сообщается в готовом виде.

Вышесказанное представлено в таблице.

Пример лист №7

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение позволяет учителю широко использовать всё многообразие методов, форм и средств обучения, что требуют стандарты нового поколения.



Кроме того, проблемно-диалогическое обучение выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является; результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности; здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.