Приходько Татьяна Михайловна - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Уланова Татьяна Михайловна учитель немецкого языка первая квалификационная... 1 235kb.
Приходько Людмила Анатольевна учитель русского языка и литературы... 1 263.05kb.
2012 год Панькина Ольга Михайловна Сведения о себе 5 683.99kb.
Литвин Нина Михайловна 2013г пояснительная записка рабочая программа 1 226.99kb.
«Истории отечественной строки» 1 132.88kb.
Конспект урока с использованием эор фио (полностью) Глушкова Татьяна... 1 44.95kb.
Сарпова Наталья Михайловна учитель начальных классов 1 120.81kb.
Июнина Татьяна Владимировна, учитель географии, первая квалификационная... 1 245.79kb.
Компьютерные вирусы 1 94.71kb.
Программа проведения Дня открытых дверей моу школы №58 г о. 1 46.26kb.
Внеклассное мероприятие по истории Ложкина Татьяна Анатольевна 1 42.43kb.
Скоростные свойства и безопасность автомобилей. Их измерители Топливная... 1 34.28kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Приходько Татьяна Михайловна - страница №1/1

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 города Свободного





РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей русского языка и литературы

________М.В.Романова

Протокол от ____ №___




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_______Т.М.Приходько __________дата


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ № 1 ______А.В.Сторожева

Приказ от ____№_____


Рабочая программа

учебного предмета «литература»

для 8 класса на 2013-2014 учебный год

Учитель первой квалификационной категории

Приходько Татьяна Михайловна

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе следующих документов:



  • федерального государственного образовательного стандарта для основной общей школы 2004 года,

  • Примерной программы основного общего образования по литературе (2010 г.);

  • авторской программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов (базовый уровень), (автор В.Я. Коровина), М., Просвещение, 2007;

  • учебному плану школы на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов).

Цель:

приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Задачи:

  • развить эмоциональное восприятие обучающихся художественные произведения, их потребность в чтении, в книге;

  • научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения;

  • сформировать понимание литературы как историко-культурного процесса.


В курсе литературы в 8 классе затронута проблема взаимосвязи литературы и истории. Рабочая программа для её решения предусматривает разные виды чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного).

Основной формой организации обучения литературе является урок. Календарно-тематическое планирование рабочей программы включает уроки объяснения нового материала, уроки анализа художественного произведения, уроки-практикумы, уроки-беседы, уроки-развития речи, уроки внеклассного чтения, уроки контроля знаний.

Используемые технологии:

  • критического мышления,

  • проблемного обучения,

  • ИКТ.

Методы:

  • эвристическая беседа,

  • поисковый метод.

Виды контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого и сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.

  • итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест (с выбором ответа, с кратким ответом), защита презентации.


Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса

В результате изучения литературы в 8 классе обучающиеся должны знать/понимать:



  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание; житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (начальное представление); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

уметь:

  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • обнаруживать связь героем литературного произведения и эпохой;

  • видеть своеобразие решения общей проблемы писателями разных эпох;

  • комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связьмежду его биографией и творчеством;

  • различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

  • определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

  • сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

  • выделять общие свойства произведений, объединённых жанров, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

  • осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

  • видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

  • находить основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

  • выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

  • сравнивать авторские позиции;

  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Критерии оценивания достижений обучающихся

  1. Оценка сочинений.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.



Отметка “4”ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.



Отметка “2”ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.


  1. Оценка устных ответов.

Отметка «5» ставится

ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.



Отметка «4»ставится

за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.



Отметка «3» ставится

за знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.



Отметка «2»ставится

ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.



  1. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 70 – 89 %;

«3» - 50 – 69 %;



«2» - менее 50 %.

Учебно-тематический план

№№

Раздел программы

Количество часов

В том числе

Уроки внеклассного чтения

Уроки развития речи

Уроки контроля

1.

Введение

1










2.

Устное народное творчество

2

1







3.

Из древнерусской литературы

2










4.

Из литературы 18 века

6




1




5.

Из литературы 19 века

30




7

2

6.

Из русской литературы 20 века

20

1

4

1

7.

Из зарубежной литературы

9

2




1




Итого

70

3

12

4


Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

  1. В.Я. Коровина. В.П. Журавлёв. В. И. Коровин. Литература. 8 класс: Учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2008-2013

Для учителя:

  1. В.Я. Коровина. В.П. Журавлёв. В. И. Коровин. Читаем, думаем, спорим…: 8 класс: Дидактические материалы по литературе. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки. 8 класс. – М.: Вако, 2004

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной. Издательство «Просвещение». – М., 2008.

  4. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. _ М.: Русское слово, 2007

В учебнике-хрестоматии даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову» и т.п.). В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Учебник снабжён фонохрестоматией.

Содержание учебного курса

Введение.

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.



Устное народное творчество.

В мире русской народной песни (лирические, исторические). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная», «Вдоль по улице метелица метёт», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушки как малый песенный жанр. Отражение в них сторон жизни народа. Разнообразие тематики. Поэтика. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы преданий.



Из древнерусской литературы.

«Житие Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги А.Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики сатирической повести.

Из русской литературы 18 века.

Д.И.Фонвизин.Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблемы воспитания истинного гражданина.

Из русской литературы 19 века.

И.А.Крылов.Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о баснописце. «Лягушки, просящие царя».Критика «общественного договора Ж.-Ж.Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Басня, мораль, аллегория.

К.Ф.Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, предводитель казаков. Тема расширения русских земель.

А.С.Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча».Разноплановость содержания – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября».Мотивы дружбы, прочного союза единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая 1 «История пугачёвского бунта»), принятая автором. Смысловое различие. История восстания в произведении и историческом труде писателя и историка. Бунт «бессмысленный и беспощадный».

Роман «Капитанская дочка». Гринёв – жизненный путь героя, формирование характера. Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачёва». Понятие о романе, историзме, реализме.



«Пиковая дама».Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия и эпиграфа. Композиция: система предсказаний, намёков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в нихреального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в филологической концепции повести.

М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри».Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри – романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Развитие понятия о поэме (романтическая поэма).

Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор».История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальным темам. Отношение критики, общественности к комедии. Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «всё дурное в России». Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Развитие понятия о комедии, сатире и юморе.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобливость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в произведении.

М.Е. Салтыков-Щедрин.Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Развитие понятий гиперболы, гротеска. Понятие о литературной пародии. Эзопов язык.

Н.С. Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений».Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Поэзия родной природы

Пушкин: «Цветы последнее милей», Лермонтов: «Осень», Тютчев: «Осенний вечер», Фет: «Первый ландыш», Майков: «Поле зыблется цветами».



А.П.Чехов.Краткий рассказ о нём. «О любви» (из трилогии». История любви и упущенном счастье. Развитие понятия о психологизме художественного произведения.

Из русской литературы 20 века.

И.А. Бунин.Рассказ о писателе. «Кавказ».Повествование о любви в различных её состояниях и различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм его прозы.

А.И.Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви исчастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Понятие о фабуле и сюжете.

А.А.Блок. Краткий рассказ о поэте.«Россия».Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

С.А. Есенин.Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Поэма на историческую тему «Пугачёв». Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, у Пушкина, Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

И.С. Шмелёв. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются.

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А. Аверченко. Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.



М. Зощенко. «История болезни». Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира июмор в рассказах сатириконцев(для самостоятельного чтения).

М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе». Мелочи быта и их психологическое содержание (для самостоятельного чтения).

А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Тёркин».Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия ВОВ. Тема служения Родине. Новаторский характер Тёркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция. Восприятие читателями-фронтовиками. Оценка в литературной критике.

А.П. Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов. М. Исаковский. «Катюша…», «Враги сожгли родную хату», Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют», А. Фатьянов «Соловьи», Л. Ошанин «Дороги» и др. лирические и героические песни. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.



В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Развитие представления о герое-повествователе.

Русские поэты о Родине, родной природе.

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. И. Анненский «Снег», Д. Мережковский «Родное», Н. Заболоцкий «Уступи мне, скворец, уголок», Н.Рубцов «Привет, Россия» и др., Н.ОЦУП, З. Гиппиус, И. Бунин.



Из зарубежной литературы.

У. Шекспир. Краткий рассказ о нём. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Главные герои – символ любви жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Понятие о конфликте как основе сюжета драматического произведения.Сонеты «Кто хвалится родством своим со знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной».

Жан Батист Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Джонатан Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе.. главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли, чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных отношений.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

Кол-во час.

Виды контроля

Формы контроля

1.

Введение.

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.







1

устный

Ответы на вопросы

2.

Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная», «Вдоль по улице метелица метёт», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушки как малый песенный жанр. Отражение в них сторон жизни народа. Разнообразие тематики. Поэтика.






1

устный

Составление текста-рассуждения

Выразительное чтение песни наизусть

(на выбор)


3.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы преданий.






1

устный

беседа

4.

«Житие Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги А. Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.






1

письменный

практикум

5.

Вн/чт.. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики сатирической повести.




1

Практический, устный

Анализ текста, беседа по вопросам

6.

Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблемы воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.






1

Устный


Беседа

Чтение по ролям

Анализ текста


7.

Практикум.Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении.




1

Практический, устный

Анализ текста

Практические задания по тексту



8.

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века» (на примере 1-2 произведений).





1

Проектированный


Сбор материалов

9.

И.А. Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о баснописце. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Басня, мораль, аллегория.






1

Устный

Ответы на вопросы

10.

РР.Выразительное чтение басен наизусть басен




1

Устный

Выразительное чтение

11.

Практикум.К.Ф. Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, предводитель казаков. Тема расширения русских земель.




1

Устный

практический



Ответы на вопросы, устный фронтальный опрос,

практические задания по текстам



12.

А.С. Пушкин. Отношение поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». «К***» («Я помню чудное мгновенье»). «19 октября». Основные темы и мотивы в стихотворениях. Особенности поэтической формы.






1


Практический

Анализ лирического стихотворения

Выразительное чтение



13.

Р.Р. Выразительное чтение наизусть стихотворений Пушкина.




1

Устный,

практический



Выразительное чтение наизусть

14.

А.С.Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая 1 «История пугачёвского бунта»), принятая автором. Смысловое различие. История восстания в произведении и историческом труде писателя и историка. Бунт «бессмысленный и беспощадный».






1

Устный

Беседа

Анализ эпизода



15.

Роман «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои произведения и их исторические прототипы.






1

устный

Фронтальный опрос

Беседа


16.– 17.

Гринёв – жизненный путь героя, формирование характера. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича.






2

устный

Обучение устному рассказу

Беседа


Анализ эпизодов

18.-19.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственная красота героини.






2

письменный

Ответы на вопросы

Составление характеристики героини



20.

Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Различие авторской оценки в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачёва».







1

устный

Сопоставление эпизодов

Выразительное чтение отрывка прозаического из «Капитанской дочки»



21.

Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Особенности композиции. Фольклорные мотивы в романе.

Понятие о романе, историзме, реализме.

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».





1


Устный

Проектирование



Анализ текста

Составление плана сочинения

Сбор материалов к сочинению


22.

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия и эпиграфа. Композиция: система предсказаний, намёков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в филологической концепции повести.







1

практический

Работа с текстом

23.

К.

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина






1

практический

Ответы на вопросы

24.

М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри – романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.





1

устный

Работа с текстом

Беседа


Выразительное чтение

Устное сообщение



25.

«Мцыри». Особенности композиции поэмы. Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода. Развитие понятия о поэме (романтическая поэма).






1

устный

Индивидуальный и фронтальный опрос

26.

Р.Р. Выразительное чтение наизусть отрывков




1

практический

Выразительное чтение

27.

Н.В. Гоголь. Рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальным темам. Отношение критики, общественности к комедии.





1

устный, практический

Анализ эпизодов

Чтение по ролям

Устное сообщение

Защита презентаций



28.

Практикум. «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «всё дурное в России». Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (Немирович-Данченко).





1

практический

Практические задания

Анализ эпизодов



29.

Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Развитие понятия о комедии, сатире и юморе.






1

устный

Фронтальный опрос

Индивидуальное сообщение

Развёрнутый ответ на вопрос

Подбор цитат



30.

«Ревизор». Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.



Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (по комедии)




1

Практический

проектирование



Составление плана

Сбор материалов к сочинению

Выразительное чтение наизусть монолога одного из героев


31.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Незлобливость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества.






1

устный

Беседа

Индивидуальная защита презентации

Анализ эпизода


32.

Практикум.Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в произведении..




1

Устный

практический



фронтальный и индивидуальный опрос

практические задания по тексту



33.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Развитие понятий гиперболы, гротеска. Понятие о литературной пародии. Эзопов язык.





1

устный

Беседа

34.

Р.Р.Обучение анализу эпизода. Подготовка к домашнему сочинению.




1

устный

Фронтальный опрос

Составление плана

Подбор цитат из текста


35.

К.

Итоговое тестирование по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.






1

письменный

Тест (с выбором ответов)

36.

Н.С. Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.







1

Устный, практический

Пересказ, анализ эпизода, ответы на вопросы

37. - 38.

Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.







2

Устный, практический

Анализ текста, составление таблицы

Выразительное чтение отрывка наизусть



39.

Поэзия родной природы

Пушкин: «Цветы последнее милей», Лермонтов: «Осень», Тютчев: «Осенний вечер», Фет: «Первый ландыш», Майков: «Поле зыблется цветами».





1

устный

Выразительное чтение

Индивидуальная защита презентаций



40.

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений наизусть




1

устный

Выразительное чтение

41.

А.П. Чехов. Краткий рассказ о нём. «О любви» (из трилогии». История любви и упущенном счастье. Развитие понятия о психологизме художественного произведения.






1

устный

Подробный пересказ эпизода

Выборочный пересказ



42.

Из русской литературы 20 века.

И.А. Бунин. Рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм его прозы.





1

устный

Беседа по вопросам

43.

А.И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Понятие о фабуле и сюжете.






1


устный

Беседа по вопросам

44.

Р.Р. Урок-диспут. Подготовка к сочинению по рассказам Куприна, Бунина, Толстого, Чехова.




1

устный

Составление устного текста рассуждения

45.

А.А. Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.







1

практический

Анализ стихотворения

Выразительное чтение



46.

С.А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Поэма на историческую тему «Пугачёв». Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, у Пушкина, Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.







1

устный

Индивидуальное сообщение

Выразительное чтение



47.

И.С. Шмелёв. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).







1

письменный

Фронтальный опрос

беседа


48. – 49.

РР.Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и С.А.Есенина.




2

устный

Публичное выступление с защитой презентаций

50.

Вн/чт.Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. М. Зощенко. «История болезни». Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев (для самостоятельного чтения).




1

устный

беседа

51.

М.А. Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе». Мелочи быта и их психологическое содержание (для самостоятельного чтения).






1

устный

Беседа по вопросам

52.

К.

Контрольная работа или итоговое тестирование по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина






1

практический

Тест

Практические задания



53.-54.

А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия ВОВ. Тема служения Родине. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция. Восприятие читателями-фронтовиками. Оценка в литературной критике.







2

устный

Фронтальный опрос

Обучение устному рассказу



55.

Новаторский характер Тёркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне.






1

практический

Анализ эпизодов

Выразительное чтение отрывка (на выбор) наизусть



56.

А.П. Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.






1

устный

Ответы на вопросы


57.

Р.Р. Урок-концерт. Стихи и песни о ВОВ.Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов. М. Исаковский. «Катюша…», «Враги сожгли родную хату», Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют», А. Фатьянов «Соловьи», Л. Ошанин «Дороги» и др. лирические и героические песни. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.




1

устный

Выразительное чтение

58.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Развитие представления о герое-повествователе.






1

устный

Фронтальный опрос, чтение, техника

59.

Р.Р.Классное сочинение о Великой Отечественной войне (по произведениям литературы 20 века)




1

письменный

сочинение

60.– 61.

Русские поэты о Родине, родной природе.

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. И. Анненский «Снег», Д. Мережковский «Родное», Н. Заболоцкий «Уступи мне, скворец, уголок», Н.Рубцов «Привет, Россия» и др., Н.ОЦУП, З. Гиппиус, И. Бунин.





2

Устный, практический

Анализ поэтических текстов

Выразительное чтение одного автора наизусть



62.

У. Шекспир. Краткий рассказ о нём. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Главные герои – символ любви жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Понятие о конфликте как основе сюжета драматического произведения.






1

устный

Беседа

Индивидуальное сообщение



63.

Сонеты «Кто хвалится родством своим со знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной».







1

Практический, устный

Анализ текста, фронтальный опрос

Выразительное чтение



64.-65.

Жан Батист Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.







2

устный

Ответы на вопросы

Анализ эпизодов



66.-67.

Вн./чт. Джонатан Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.





2

устный

опрос

68. – 69.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе.. главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли, чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных отношений.







2

устный

беседа

70.

Итоговое тестирование «Литература и история». Задания для летнего чтения.






1

письменный

тест