Причины употребления пав - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Причины употребления пав - страница №1/1

ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ

Мифы о наркомании.

Собственно, специалисты сходятся в одном: как таковой проблемы наркотиков, алкоголя по отдельности не существует. Существует проблема психических и поведенческих отклонений и нарушений в развитии личности.


 


Аддиктивный комплекс.

Что является самым желанным для наркомана при приеме наркотика? Состояние эйфории – то есть повышенное настроение, блаженство, “кайф”. То же самое во время выпивки. Именно в этом стремлении заключается ключевой пункт зависимостей. Это понятно – все люди стремятся к счастью, блаженству, ощущению полной жизни, но также все знают, что наркотики, алкоголизм – это очень вредно, плохо, страшно и т.д. и т.п. Почему же, несмотря ни на что, достаточно большой процент людей использует их, идут на нездоровое удовлетворение своего желания?

Вообще, разделение психоактивных средств на наркотические, токсические, алкогольные и т.д. достаточно искусственно, т.к. легко идет переключение с одних веществ на другие. Но – всех, употребляющих эти вещества, объединяет ЗАВИСИМОСТЬ от них, и рассматривать следует именно проблему зависимости, или аддиктивности, аддиктивного комплекса (addiction – пристрастие).

Причины всех зависимостей практически идентичны – недовольство собственной жизнью (не “условиями жизни” – например на Западе, где прекрасные жизненные условия, страдающих зависимостями ничуть не меньше, чем в нашей стране) и, как следствие, стремление, попытка изменить что-то в своей жизни, но – инфантильными, нездоровыми методами.

У человека на любом этапе жизни, в любой ситуации есть выбор. Это не выбор – “или-или”, перед нами открывается целый веер возможностей и сценариев. У молодого человека есть возможность – удариться в учебу и стать отличником “всем назло”, пойти в секцию и развивать себя физически, заняться общественной работой, “утонуть” в книгах или компьютере, стать “номером 1” в чем-то – или начать пить, колоться и т.д. То есть выбор есть всегда, вопрос в том, какой путь выберет молодой человек – конструктивный или деструктивный. Почему же тогда так много людей выбирают наркотики, спиваются? – ЭТО САМЫЙ ЛЕГКИЙ ПУТЬ, КОТОРЫЙ НЕ ТРЕБУЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЕНИЙ.

Наркотики, алкоголь – это инфантильная попытка решения внутренних проблем.

Инфантильный – буквально означает “психически незрелый”, с детским мышлением. Но, к сожалению, полностью зрелых, самодостаточных молодых людей очень мало. А инфантильному человеку понять себя, разобраться и найти пути решения своих проблем, тем более если они отягощены начавшейся зависимостью, просто невозможно.

Другими словами, зависимость выглядит, как попытка решить взрослые проблемы детскими средствами.

* При виде машины: взрослый – “Хочу! Сейчас подсчитаю, сколько нужно работать, чтобы купить ее через год…”; ребенок – “Хочу! Купи!! Сейчас!!!”

Пусть вас не смущает и не путает слово “инфантильность” - оно относится к способу решения внутренних проблем. Среди наркоманов и алкоголиков есть как несостоявшиеся, так и социально состоявшиеся люди, даже внешне преуспевающие бизнесмены, артисты. Инфантильность проявляется не в умении зарабатывать деньги .

Прежде всего инфантильность проявляется как:

- отсутствие видения жизни вообще;

- отсутствие ценностных ориентаций;

-отсутствие социально значимых целей;

-неразвитость духовно-нравственной сферы жизни.

К сожалению, многие люди этого шага – из детского состояния во взрослое – так и не делают.

Одно из ярких проявлений инфантилизма – неумение откладывать удовольствие. Причем под удовольствием подразумеваются, прежде всего, низшие потребности человека.

Часто говорят о наркомании, как о болезни общества, предполагая, что нужно избавиться от “толкачей”, т.е. наркоторговцев, как от болезнетворных микробов, и тогда общество “исцелится” или перестать рекламировать водку и пиво. Но давайте вспомним: здоровый организм – это не тот, где отсутствуют микробы, а тот, у которого сильный иммунитет.

Это и есть наша задача – повышать и всячески укреплять нравственный иммунитет .

И мы по-настоящему должны поставить задачу нравственного воспитания на первое место. Не так, как обычно оно проводится в школе – когда нравственность сводится к системе условных рефлексов (“Взрослый на горизонте – надо быть нравственным; уйдет – стану самим собой”). Человек должен быть садовником, культивирующим свой характер.

Традиционный подход к “лечению” зависимости.

Существующие методы лечения наркомании и алкоголизма направлены не на причину, а на следствие, т.е. на сам процесс употребления наркотиков и алкоголя.



С человека снимается личная ответственность за его состояние.

* Миф о совращении “хорошего мальчика дурной компанией” (в жизни так не бывает: все было в порядке, а в один прекрасный день ребенок вдруг изменился – хорошо учился – и “бросил”, работал – и уволился, был честным – и стал врать, переводил бабушек через улицу – и стал их грабить, был спортсменом – и превратился в развалину, много читал – и стал дегенератом, был артистом – и устроил наркоманский притон )



Наркоман рассматривается не как субъект, а как объект, в котором можно что-то “исправить” без его желания, без личного понимания необходимости изменений.

Большинство специалистов сходится во мнении, что нет такого понятия “бывший наркоман” или “алкоголик”. Да, есть те, кто излечился (около 1-2%), но это – те, кто излечился не просто от наркомании, но от аддиктивного комплекса вообще. В этом случае речь идет о полном изменении личности. А те, кто только “бросил” – быстро возвращаются к прежним привычкам или заменяют прежнюю зависимость новой. Если эмоциональная основа зависимости остается нетронутой, остается опасность, что ее место займет другая вредная привычка (вместо наркотиков – алкоголь, или токсикомания, или разрушительное поведение и т.д.)



Монотонная зависимость.

Вредная привычка – это свойство характера или поведения, которое порабощает человека, укореняется в его жизни, используется особенно часто, когда возникают жизненные трудности, отнимая при этом самоуважение и душевные силы.

Определенное пристрастие как бы заманивает человека в ловушку, ограничивает свободу и отдает во власть разрушительной привычки. Как правило, люди не считают это зависимостью, особенно если иногда могут воздерживаться от нее (большинство пьющих людей не считает себя алкоголиками).

Эмоциональная зависимость проявляется в нудной форме поведения и может сопровождаться физической формой зависимости от чего угодно, например: постоянное желание есть; чрезмерная увлеченность оздоровительными системами; порнография; накопительство; макияж, маникюр; стремление к сверхопрятности; видеоигры, азартные игры; постоянно включенный телевизор; зависимость от лица противоположного пола и т.д.

Может показаться, что такая широкая трактовка зависимостей неоправданна, но важно помнить следующее: зависимости дают человеку ложное чувство счастья, удовлетворения, эйфории, но со временем неизменно приводят к обостренному ощущению скуки, тоски и одиночества

В основе этого повторяющегося процесса лежит “бегство от действительности”.

Психологические проблемы наркомании.

Почему же инфантильность – такое частое явление? Как ни странно, это связано именно с любовью родителей. Настоящая родительская любовь – это любовь к детям (а не к себе), отдавание себя детям. Любовь должна побуждать, развивать, воспитывать.



Избавление от зависимостей лежит через глубокое разрешение внутренних проблем.

Итак, пока не изменятся мотивы, ничего не изменится. От зависимости невозможно избавиться без глубокого разрешения внутренних проблем.

А как их решать? Способствуя духовному росту личности. Духовный рост – ни в коем случае не религиозное понятие, это последовательное, постепенное преодоление всего детского, инфантильного и зависимого: мышления, поведения, способа взаимодействия с миром.

Но: прежде чем учить этому кого-нибудь, нужно самому стать таким. (Послушай свою речь)



Изменения начинаются с личности. Это – длительный процесс, требующий знаний, постоянного глубокого самоанализа, серьезных волевых усилий, воспитания чувств – но лишь этот путь является конструктивным, это и есть путь создания “морального иммунитета”.