Предмет «Культура общения» в Воронежской области ведется как предмет школьной компетенции с 1992 г и как предмет региональной компет - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по учебному курсу «Православная культура» Учителя... 1 225.52kb.
Тема Предмет, система, задачи криминалистики Предмет и объекты криминалистики. 1 112.81kb.
Билет Вопрос Обоснование теории паблик рилейшнз (пиарологии) 11 1388.43kb.
Курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных... 1 211kb.
Рабочая программа предмет: физическая культура Класс 8 Всего часов... 1 153.16kb.
1. Предмет, метод, задачи статистики 2 532.14kb.
Религоведение Объект и предмет религиоведения 1 21.55kb.
Работа с одарёнными детьми одно из приоритетных направлений современного... 1 147.52kb.
Особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием... 1 28.83kb.
Программа предмет русский язык 1 441.01kb.
Основные этапы развития психологии воспитания в контексте становления... 1 31.65kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 18 5917.61kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Предмет «Культура общения» в Воронежской области ведется как предмет школьной компетенции - страница №1/2

Рассмотрено. Согласовано. Утверждено.

На заседании Зам. директора Директор

МО гуманитарного по УВР школы

цикла ____________ _____________

(протокол № 1 Н.В.Рогожкина Г.В.Рогожкина

от 29.08.12г.)




МКОУ Ильинская ООШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ

5 класс

на 2012 – 2013 уч.г.

УЧИТЕЛЬ

Г.В. Рогожкина

п. Ильинка

2012г.

Пояснительная записка

Предмет «Культура общения» в Воронежской области ведется как предмет школьной компетенции с 1992 г. и как предмет региональной компетенции с 1997. Программа предназначена для 1-11 классов общеобразовательных учреждений города Воронежа и Воронежской области.

Настоящий вариант программы по сравнению с 4 -ым изданием (Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство, 2002) переработан. Существенному уточнению (прежде всего в области перераспределения материала, а также частично в области содержания) были подвергнуты блоки средних классов. Они переработаны в опоре на уже накопленный пятнадцатилетний опыт преподавания предмета, опыт лучших учителей; в них учтены новые достижения в области преподавания речеведческих дисциплин, накопленные в последние десятилетия в отечественной науке и педагогической практике.
Принадлежность предмета «Культура общения»

Предмет «Культура общения», наряду с русским и иностранными языками, входит в образовательную область «Филология».

В рамках предмета «Русский язык» основное внимание уделяется обучению учащихся письменной речи. Предмет «Культура общения» дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения.

Цель обучения учащихся предмету «Культура общения»

Целью обучения предмету «Культура общения» является формирование коммуникативной грамотности учащихся.

Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:


  • устойчивых риторических навыков;

  • устойчивых навыков культуры устной речи,

  • навыков эффективного общения.

Знания умения и навыки,

приобретаемые в процессе изучения предмета «Культура общения»

В разделах «Требования к знаниям» для каждого класса описаны теоретические сведения, которыми должны овладеть учащиеся.

Основные теоретические понятия учащиеся должны уметь объяснить (дать определение), привести пример, учащиеся должны знать коммуникативные законы и правила.

В разделах «Требования к умениям» описаны умения, которые учащиеся должны продемонстрировать в своей практической речевой деятельности в учебных условиях или в условиях проведения контрольно-измерительных процедур.

В разделы знания и умения для того или иного класса преимущественно вошли те знания и умения, которые:

являются для данного класса базовыми,

соответствуют реальным коммуникативным потребностям учащихся данного возраста,

могут быть выявлены в реальных учебных и внеклассных условиях общения с детьми,

могут быть проверены в рамках контрольно-измерительных процедур.

Те знания и умения, которые не вошли в перечень обязательных в соответствующем классе, могут быть в принципе сформированы только по окончании всего курса обучения в школе, то есть по завершении обучения в одиннадцатом классе.

Естественно, конечной целью обучения культуре общения является формирование устойчивых навыков культуры общения в коммуникативном поведении учащихся. Навыки носят автоматизированный характер. Однако для отработки навыков культуры общения при 1 или 0,5 часе в неделю у учителя крайне мало возможностей. Навыки культуры общения рекомендуется закреплять, а во многом и формировать во внеклассной и внешкольной работе с учащимися. На уровне навыков учащиеся должны в первую очередь освоить такие виды речевой деятельности, которые ежедневно используются учащимися в школе и при общении друг с другом: устный ответ, публичную защиту результатов учебной или исследовательской работы, выступление на конференции, защиту реферата, защиту мультимедийной презентации, учебный диалог, умение слушать, общение со сверстниками, с мальчиками и девочками и под. Эти виды деятельности постоянно «тренируются» детьми в речевой практике, и учитель должен внести в них необходимую коррекцию, обусловленную правилами речевого этикета и эффективного общения.

Кроме того, на уровне навыков должны быть представлены виды речевой деятельности, имеющие место или возможные во внешкольной, внеучебной работе (общение на экскурсии, в музее, театре, на природе). Другими словами, навыки могут быть сформированы только в тех коммуникативных ситуациях, которые находятся под контролем учителя. Культура общения учащегося в семье, с незнакомыми, на улице, на дискотеке и др. находится вне контроля педагога, в этом случае она формируется на занятиях только в форме знаний и умений.

Практические навыки проверяются на разных этапах обучения с помощью устных контрольно-измерительных процедур – упражнений, тестов, причем задания выполняются преимущественно устно и без подготовки, поскольку проверяются именно автоматизированные навыки.

В целом, практические навыки культуры общения имеют накопительный характер и требования к ним могут быть представлены в комплексном виде как требования к выпускнику – их можно требовать от учителя и ученика не в отдельном классе, а в качестве итоговой цели всего обучения. Это не значит, что в каждом отдельном классе не предъявляется требований к коммуникативным навыкам – работа над ними идет постоянно, но сформированность этих навыков в условиях одного часа в неделю не может быть предъявлена на уровне жестких требований. В связи со сказанным на учителя культуры общения в школе нельзя возлагать всю ответственность за поведение, дисциплину и общую культуру учащихся.



Формирование навыков культуры общения учащихся – дело всего педагогического коллектива, дело многих лет.
Основные особенности проведения урока

по предмету “Культура общения”

  1. Урок культуры общения должен проводиться на устной основе. Рассказ учителя должен сочетаться с активной речевой деятельностью учащихся. Учащиеся должны активно участвовать в занятии, много говорить на уроке, приобретая практические навыки культуры общения и культуры речи.

  2. Активные формы проведения занятий должны преобладать, особенно в младших и средних классах. В старших классах, с учетом возрастной психологии усвоения предмета, допускается бÓльшая доля рецептивно-аналитического подхода (анализ коммуникативных ситуаций), и бÓльшая доля лекционной формы работы. В старших классах следует шире использовать дискуссии, дебаты и монологическую речь учащихся.

  3. На уроке учащиеся должны знакомиться как с нормами коммуникативного поведения, с правилами этикета поведения и общения (как надо? как принято?), так и с правилами эффективного общения (как лучше? как эффективней?).

  4. На ранних этапах обучения – в начальной школе и 5-7 классах преобладает обучение нормам общения, в старших классах – обучение приемам эффективного общения.

  5. На каждом уроке учащиеся должны приобретать новые знания, умения и навыки по культуре общения и активно закреплять уже изученное.

  6. Учитель должен замечать и исправлять речевые и коммуникативные ошибки учащихся и приводить правильные речевые образцы. Необходимо стимулировать учащихся к развернутым высказываниям, исправлению ими собственных речевых и коммуникативных ошибок и добиваться полного, развернутого повторения учащимися правильных речевых формул и речевых образцов.

  7. Общение учителя с учениками должно осуществляться в соответствии с принципами педагогики сотрудничества, отвечать нормам толерантности, вежливости и речевого этикета.

  8. Речь учителя должна быть образцом культуры речи, недопустимы орфоэпические, стилистические и речевые ошибки.

  9. Внешность учителя должна отвечать нормам этикета внешнего вида.

  10. На уроке должна присутствовать атмосфера доброжелательности, урок должен доставлять детям удовольствие и создавать положительный эмоциональный настрой.

  11. Учащиеся должны демонстрировать на уроке культуру речи и поведения, а также учебную речевую активность.

  12. На уроке должны использоваться современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии.

  13. Урок должен ориентировать учащихся на освоение норм и правил повседневного общения и поведения, на уроке не должно быть излишнего пафоса и избыточного эмоционального накала.

Распространенные ошибки в подготовке

и проведении уроков по предмету “Культура общения”

  • Чрезмерная информационная насыщенность урока, создающая перегрузку учащихся; слишком быстрый темп урока.

  • Попытки вместить в один урок весь арсенал форм и методов обучения.

  • Несоблюдение преемственности в обучении (новая тема дается без опоры на ранее полученные знания).

  • Нерациональное использование времени урока (вниманию учащихся предлагается слишком большой музыкальный или видеофрагмент, учителем проводится и проверяется в классе громоздкий тест, учащиеся переписывают с доски учительские заготовки к уроку).

  • Пассивность учащихся на фоне сдерживающей их активности учителя, превращение урока в «театр одного актера».

  • Пассивность большей части учащихся, когда работает только несколько человек, отсутствие обратной связи.

  • Большой объем письменных домашних и классных работ.

  • Отсутствие подведения итогов деятельности учащихся.

  • Домашнее задание не представляет собой развитие классной работы по применению знаний, распространение полученных знаний на новые ситуации, не является подготовительным этапом к активной познавательной и коммуникативной деятельности учащихся на следующем уроке.


Примерная схема анализа урока культуры общения

Данная схема предназначена для анализа уроков культуры общения и самоанализа урока учителем.

Требования, предъявляемые схемой, относятся к идеальному уроку; в реальных условиях школы зачастую не все из них могут быть выполнены на каждом уроке – многое зависит от темы, контингента учащихся, их возраста, возможностей технического оснащения учебного процесса и многих других факторов.

Данная схема призвана помочь учителю и проверяющему выделить основные параметры оценки удачного урока и опереться на них в анализе и самоанализе проведенного занятия.



  1. Какие цели ставил учитель на уроке, какие знания, умения и навыки рассчитывал сформировать?

  2. Соответствуют ли поставленные цели программе, уровню познавательных возможностей учащихся, возрасту учащихся?

  3. Используются ли учителем авторские разработки при проведении урока? Согласуются ли эти разработки с общим содержанием программы?

  4. Достигнуты ли цели урока?

  5. Получено ли приращение знаний, умений и навыков в ходе урока?

  6. Была ли логика в построении урока, ощущалась ли структура урока учащимися?

  7. Соблюдены ли основные этапы урока по культуре общения (речевая зарядка, проверка домашнего задания, беседа учителя, упражнения в речевой деятельности, обобщение, домашнее задание)?

  8. Наблюдалось ли в ходе урока разнообразие видов учебной деятельности учащихся?

  9. Был ли выдержан на уроке принцип устной основы обучения? Каково было соотношение говорения учителя и учащихся? Достаточно ли много говорили учащиеся, все ли учащиеся участвовали в речевой деятельности?

  10. Осуществлялась ли связь изучаемого материала с личным опытом учащихся?

  11. Сочетался ли рассказ учителя с активной речевой деятельностью учащихся? Не наблюдалось ли пассивности учащихся на фоне активности учителя? (речевая деятельность учащихся должна занимать не менее 50% времени урока).

  12. Была ли на уроке преемственность по отношению к ранее изученному материалу, давалась ли новая тема в опоре на ранее полученные знания? Ориентирован ли урок на последующие темы?

  13. Рационально ли распределено время урока? (Не предлагались ли учащимся слишком громоздкие задания, осуществлялась ли смена видов деятельности на уроке, не наблюдалось ли на уроке чрезмерной информационной насыщенности, создающей перегрузку учащихся)?

  14. Проведен ли урок в достаточно деловой манере, направленной на освоение учащимися норм и правил повседневного общения и поведения, не было ли на уроке излишнего пафоса и избыточного эмоционального накала?

  15. Не преобладала ли на уроке развлекательность?

  16. Демонстрировали ли учащиеся на уроке культуру речи и поведения?

  17. Не был ли слишком быстрым темп урока?

  18. Не наблюдалось ли на уроке попытки учителя вместить в один урок весь арсенал форм и методов обучения?

  19. Присутствовало ли закрепление изученного?

  20. Проведено ли обобщение теоретического материала?

  21. Подведен ли итог урока, задано ли домашнее задание, ориентированное на закрепление материала и подготовку к следующему уроку?

  22. Какие конкретно знания, умения и навыки приобрели учащиеся: по культуре речи, по выразительности речи, по чистоте речи, по этикету поведения, по этикету общения, по этикету внешнего вида, по диалогической речи, по монологической речи, по правилам и приемам эффективного общения?

  23. Эффективно ли проведена речевая зарядка?

  24. Умеют ли дети произносить скороговорки и чистоговорки, выразительна ли их речь?

  25. Замечает ли учитель и исправляет ли он речевые и коммуникативные ошибки учащихся, приводит ли правильные речевые образцы?

  26. Добивается ли учитель повторения учащимися правильных речевых образцов?

  27. Соответствует ли речь учителя нормам культуры речи, не встречаются ли у учителя орфоэпические, стилистические, речевые ошибки?

  28. Этикетно ли выглядит и ведет себя учитель, осуществляется ли педагогическое общение с учениками в соответствии с принципами педагогики сотрудничества, отвечает ли оно эталонным нормам вежливости и речевого этикета?

  29. Прошел ли урок в атмосфере доброжелательности, доставил ли детям удовольствие, создал ли положительный эмоциональный настрой?

  30. Подведен ли итог урока, оценена ли работа учащимися.


ПРОГРАММА

предмета «Культура общения»

следующая страница >>