Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе ф - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на - страница №1/1



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Степновская средняя общеобразовательная школа»

Родинского района Алтайского края.


«Согласовано»

Руководитель МО


__________________20 ___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Кем Е.Г

«__»________________20 ___г.




«Утверждаю»

Директор МОУ «Степновская СОШ»

Замятин В.С.____________

«__»_______________200___г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Учитель: Митина Т.Г.

высшая квалификационная категория

по литературе в 9 классе

Пояснительная записка

Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.

Под литературным образованием понимается изучение литературы как искусства слова. Литературное произведение рассматривается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.



Цель литературного образования - формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу относятся:

- освоение текстов художественных произведений;

- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству,

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;

- освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. Ведущая теоретико-литературная проблема 9 класса– базовое понятие: автор – образ – читатель.

Система теоретико-литературных понятий – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие.

Практическая направленность 9 класса – изучение литературы как искусства слова.

Речевое развитие – психологический процесс. На всех уроках идёт последовательное речевое развитие, т.е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Работа в этом направлении обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум».

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

- владение умениями выразительного чтения;

-восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связах;

- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- умение выделять эстетическую, социально-историческую и нравственно- философскую проблематику произведения;

- умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;

- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать её (интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);

- умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

- умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;

- умение выполнять элементарные исследовательские работы, громко презентовать и оформлять исследовательские результаты читательской деятельности



Тематическое планирование по литературе 9 кл.

По учебнику «Литература 9кл.» в 2 ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений под ред. А.Г.Кутузова. – М. : Дрофа, 2010

3ч. в неделю, всего 105ч.
Введение

1.Повторение пройденного. Жанры

2. Литературные роды

3. Человек в литературе

4. Литературные традиции

5. В начале бесконечной дороги



Средние века

6.Литература Средневековья. Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров и вагантов



Возрождение

7Эпоха Возрождения. У. Шекспир «Ромео и Джульетта».



  1. У.Шекспир «Ромео и Джульетта». Основной конфликт трагедии

  2. У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Особенности конфликта: любовь и люди

  3. «Вечные» проблемы и их разрешение в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»

  4. . М.де Сервантес «Хитроумный идальго…». Сюжет и герой

  5. М. де Сервантес «Хитроумный идальго…» Интерпретация образа главного героя

  6. М.де Сервантес «Хитроумный идальго…» Жизнь произведения во времени

Эпоха Просвещения

  1. Литература эпохи Просвещения. Литературное направление и эпоха

  2. Комедия Мольера «Тартюф». Изображение человека эпохи абсолютизма

  3. «Тартюф» Мольера как произведение классицизма

  4. Добро и зло в трагедии И.В. Гёте «Фауст»

  5. И.В. Гёте «Фауст». Жажда познания как свойство человеческого духа

«Золотой» век русской литературы

  1. «Золотой» век русской литературы. А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

  2. Русский роман .История создания романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

21-22Проблема нравственного долга, верности и чести в романе «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

23-24. Две России в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

25-26 Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

27-28. Тема любви в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

29.Художественное совершенство романа «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

30. «Капитанская дочка» - послание А.С.Пушкина потомкам

31 -32-33.Р.Р. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Сочинение и анализ его

34-35.Тема. Сюжет. Жанр повести А.С.Пушкина «Медный всадник». Конфликт человека и власти. Философское осмысление темы бунта

36-37. Творческий практикум: сопоставление романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и повести «Медный всадник»

38-39М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта». Предназначение и судьба поэта, образ лирического героя

40-41.Лирический герой М.Ю.Лермонтова. Стихотворения «Парус» и «Молитва»

42. Р.Р.Анализ стихотворного текста (по выбору) М.Ю.Лермонтова

43-44. Замысел автора и его образное воплощение в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Понятие «гоголевский смех»

45--48. Образная система комедии «Ревизор» М.Ю.Лермонтова. Образы Городничего и Хлестакова

49-50Н.В.Гоголь «Шинель». Человек, лицо, вещь

51. Традиции духовной литературы. Н.В.Гоголь «Размышления о божественной литургии»

52. И.С.Тургенев «Ася» - повесть о первой любви.

53.Проблема человеческого счастья в повести И.С.Тургенева «Ася».

54. Образ тургеневской девушки в повести И.С.Тургенева «Ася»

55. Образ героя-повествователя в повести «Ася». Драма рассказчика, обречённого на одиночество

56-58.Лирика Н.А.Некрасова «Тройка», «Внимая ужасам войны…»,»О двух великих грешниках», «Тишина»

59-60 Ф.М.Достоевский «Белые ночи». Русская действительность в художественном мире повести. Нравственно-философская проблема.

61-62. Оскар Уайльд «Кентервильское привидение». Художественное своеобразие рассказа

63-64 А.П.Чехов «Студент» Традиционные образы и художественное совершенство

65. Р.Р. Рецензия-отзыв на рассказ

20 век. Эпоха войн и революций

66.Традиции и новаторство лирики начала 20 века. А.А.Блок «Гамаюн, птица вещая», «Поэт в изгнаньи и в сомненьи…»

67. С.А.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…», «Неуютная жидкая лунность…»

68.В.В.Маяковский «А вы могли бы?», «Послушайте!»

69-70. И.А.Бунин. «Тёмные аллеи»

71. Существует ли женская поэзия? А.А.Ахматова «Смятение»

72. М. И.Цветаева «Ошибка»

73-74. М.А.Булгаков «Собачье сердце». Отражение в повести революционной действительности. Глубина философской проблематики

75-76»Непонятная» поэзия. Мировосприятие Б.Л.Пастернака, О.Э. Мандельштама. Образы и мотивы

77-78. М.А.Шолохов «Судьба человека». Война в жизни народа и человека



Современная русская проза

79-80. Семинар по произведениям В.Распутина и В.Астафьева.



Современная зарубежная литература

81. Р.Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Сюжет, мотивы

82. Творческий практикум. Сочинение-рассуждение

Прошлое, настоящее, будущее

83-84. Знакомство с романом А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Люди и время в литературном произведении

85-86. Евгений Онегин и Владимир Ленский – «герои времени»

87-88. Образ Татьяны Лариной в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

89-90. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Другое время и другой герой

91. Характеристика Печорина

92-93. Н.В.Гоголь «Мёртвые души». История создания, замысел, жанр

94-97.Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

98-99. Чиновники в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Традиции духовной литературы

100. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) «Слово на светлой пасхальной седмице»

101. Иеромонах Роман «Пресвятая Богородице»

102. Итоговый контрольный тест

103. Анализ результатов теста. Обобщение рекомендаций к летнему чтению для 10 класса

104-105.Читательская конференция