Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений: Экология. 1-11 классы. А. - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Чулкова Марина Николаевна 2009 2010 уч год пояснительная записка... 1 229.16kb.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами... 1 106.44kb.
1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Примерной... 1 207.31kb.
Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального... 2 220.75kb.
Рабочая программа по биологии Классы 10 Учитель Костерина Ольга Викторовна 2 368.58kb.
Образовательной программы эколого-биологическая 1 95.6kb.
Пояснительная записка Примерная учебная программа составлена на основе... 3 308.83kb.
Редакцией Т. Г. Рамзаевой (Программа для общеобразовательных учреждений. 1 238.83kb.
Рабочая программа по обж для 8 класса составлена на основе Программы... 1 255.18kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по Обществознанию 10 класс 1 419.75kb.
Рабочая программа по учебному предмету химия 8-9 классы 4 642.2kb.
Традиции празднования Троицы на Руси 1 122.52kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных - страница №1/1

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений: Экология. 1-11 классы. А.Т.Зверева. Москва, Просвящение-2006.

Предлагаемая программа предусматривает целенаправленное формирование экологических понятий через установление общих признаков жизни. За основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в курсе «Окружающий мир».

Цель курса:

- формирование у учащихся представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.


  • ввести учащихся 5 класса в мир экологических понятий через установление общих признаков жизни.

Задачи курса:

  • овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

  • убедить учащихся не только в необходимости изучения экологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в плане общей характеристики жизни на земле, с учетом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Экологический подход позволит убедить учащихся не только в необходимости изучения биологии и экологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядиться этими знаниями.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 часа в неделю, всего 35 часов, но фактическое выполнение программы возможно в объёме 33часов, по причине праздничного дня . и неполной учебной недели 02.11.2013г, 28..12.2013г.. Сроки реализация программы с 01.09.2013г. по 31.05.2014г.



п\п


Содержание учебного материала

Количество часов

1

Введение

1

2

Многообразие живого мира

10

3

Среды жизни

10

4

Природные сообщества. Экосистемы

7

5

Влияние человека на биосферу

5




Итого

33


Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «Экология» 5 класс

(1час в неделю, 35 недель)






Тема урока

Требования к уровню подготовки

Сроки проведения

Дом.зад

По плану

фактически




Введение (1час)













1.

Предмет экологии. Ее разделы.

Вводный урок.




Знать: что изучает экология; уровни экологического познания, их своеобразие и значение; методы исследования экологии, связь экологии с другими науками. Уметь: давать определения «экология».

07.09










Раздел 1. Многообразие живого мира (10ч)










2.

Многообразие живого мира


Знать живые организмы разных природных зон, признаки живых организмов, что изучает наука систематика, взаимосвязь строения растений с их функцией на нашей планете, способы питания грибов ,общую характеристику царства, роль животных в природе, составлять пищевую цепь, особенности строения бактерий и характеристику вирусов.

Уметь обобщать информацию, объясняющую причины многообразия живого мира, объяснить- какое значение имеет движение для животных ,выявлять общие признаки у разных организмов, доказать- что растения образуют органические вещества, используя свет, давать сравнительную характерис-тику бактерий, вирусов и простейших ,рассматривать простейших под микроскопом и выделять их признаки.





14.09







3.

Экскурсия «Живая и неживая природа»


21.09







4.

Деление живых организмов на группы.


28.09







5.

Царство живой природы. Растения


05.10







6.

Царство живой природы. Грибы.


12.10







7-8

Царство живой природы.

Животные.



19.10

26.10








9-10.

Царство живой природы. Бактерии, вирусы.

16.11

23.11








11

Обобщающий урок по теме «Многообразие живого мира»

30.11










Раздел 2. Среды жизни (10ч)










12.

Среда обитания. Факторы среды.


Знать особенности строения тела, позволяющие организмам жить в этих условиях, три группы факторов, приспособления живых организмов к факторам среды, знать приспособления организмов к водной среде, отличить водные организмы то других, приспособления организмов к наземно-воздушной среде, условия среды обитания и признаки организмов,

определять по признакам организмы разных экологических групп.

Уметь выделять характерные признаки животных в связи с их средой обитания, сделать вывод о влиянии условий среды на живые организмы, определять по признакам организмы, живущие в почве, отличить паразитов от других организмов,

условия среды обитания и признаки



07.12







13.

Экскурсия «Живые организмы зимой»


14.12







14-15.

Кто живет в воде.

Подводный мир




21.12

11.01








16-17.

Обитатели суши.


18.01

25.01








18-19.

Кто живет в почве.

01.02

08.02








20.

Организм как среда обитания

15.02







21.

Обобщающий урок по теме «Среды жизни»


22.02










Раздел 3. Природные сообщества. Экосистема (7ч)










22-23.

Природные сообщества. Экосистема.


Знать взаимосвязи живых организмов в природном сообществе, свойства человека как живого организма,

значение биоразнообразия природного сообщества для сохранения экосистемы.

Уметь составлять схемы цепей питания обитателей экосистем,

изучить разнообразие растений, приводить примеры видов отношений между организмами, отличать человека от животных, объяснить случайно ли в одном сообществе живут разные растения, какую роль в них жизни животные, обитающие рядом.

Определить их санитарное состояние.


01.03

15.03








24.

Практическая работа «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке»

22.03







25.

Как живут организмы в природных сообществах


05.04







26

Экскурсия «Живые организмы весной»

.


12.04







27

Человек – часть живой природы.


19.04







28

Обобщающий урок по теме «Природные сообщества. Экосистема»

26.04










Раздел 4. Влияние человека на биосферу (5ч.)













29


Влияние человека на биосферу.


Знать, как влияет хозяйственная деятельность человека на окружающую среду.

Уметь приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на окружающую среду.

Выявить неблагоприятные для человека условия окружающей среды.


03.05







30


Загрязнение воды


10.05







31


Загрязнение воздуха


17.05







32.

«Свалки».

24.05







33.

Практическая работа «Наблюдение за расходом воды, электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров»

31.05









ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:



  • определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

  • о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей;

  • количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и
    хозяина;

  • законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов; ,

  • об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

  • о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

  • законы биологической продуктивности (цепь питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие;

  • экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

  • о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

  • о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

  • о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

Учащиеся должны уметь:

  • решать простейшие экологические задачи;

  • использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

  • объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

  • строить графики простейших экологических зависимостей;

  • применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;