Пояснительная записка. Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по биологии 11 класс Рассмотрено на заседании 2 366.08kb.
Рабочая программа Биологии (базовый уровень) 5 класс 4 427.01kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа по русскому языку... 4 327.73kb.
Пояснительная записка рабочая программа по физической культуре для... 1 134.18kb.
Чулкова Марина Николаевна 2009 2010 уч год пояснительная записка... 1 229.16kb.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для V... 2 214.37kb.
Вербина Татьяна Николаевна 2009-2010 уч год пояснительная записка... 1 175.6kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии 8 класс учитель... 1 163.3kb.
1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Примерной... 1 207.31kb.
Рабочая программа по технологии в 5 классе на 2013 2014 учебный год... 1 255.89kb.
Пояснительная записка Рабочая программа мбоу «Полковниковская сош им. 1 172.14kb.
Исчезающие шедевры деревянного зодчества 1 55.7kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Пояснительная записка. Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на - страница №1/1

Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) с учетом авторской программы по общей биологии для 10-11 классов под ред. проф. И. Н. Пономаревой (М., «Вентана - Граф», 2009).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Т.Е. Лощилиной, П.В. Ижевского под ред. проф. И.Н. Пономаревой: - «Биология» Базовый уровень для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений; М.; «Вентана - Граф», 2011г.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)

Цели рабочей программы:


  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе с учетом реализации НРК.

Учет межпредметных связей в преподавании общей биологии позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием, перенести акцент с репродуктивных методов на продуктивные, творческие при работе с уже знакомым учащимся содержанием.

Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между биологией и другими курсами.

Курс общей биологии 11 класса опирается в большей степени на знания курса химии, частично – физики, астрономии, истории, экономической географии зарубежных стран, физической географии. Перечисленные науки дают для биологии следующие понятия:



Неорганическая химия:

Периодическая система Д.И. Менделеева.

Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д.И.

Менделеева, встречающиеся в живых системах; их основные свойства.

Свойства растворов.

Теория электролитической диссоциации.

Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Органическая химия:

Понятия об основных группах органических соединений.

Получение и химические свойства предельных углеводородов.

Физика:

Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.



История:

Культура Западной Европы конца VI – первой половины XVII в.

Культура первого периода новой истории.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Примерная программа предусматривает распределение учебного времени следующим образом: на изучение темы «Организм» - 16 часов, «Клетка» - 9 часов, «Молекулярный уровень» -8ч

Тематика и количество лабораторных и практических работ, соответствуют примерной программе по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Лабораторные работы будут проводиться при изучении нового материала. При их проведении будет усилено внимание к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников через организацию исследовательской, а не репродуктивной деятельности, что определяется представленными в стандарте личностно- ориентированным, деятельностным и практико-ориентированным подходами в методике преподавания курса биологии. Такой организации проведения лабораторных работ способствует и то, что учащимся знакомо содержание, которое изучалось ими на предыдущей ступени образования.
Итоговая аттестация выпускников будет проводиться в форме ЕГЭ.

Для текущего контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрено проведение биологических диктантов и тестов.



Учебно-тематический план курса общей биологии 11 классов.




Тема

Количество

часов


Лабораторные

работы


Практические

работы


Контрольные

работы


1.

Организменный уровень жизни.

17

1

-

1

2.

Клеточный уровень организации жизни

9


-

-

-





Молекулярный уровень жизни


8

1

-

-





Итого в 11 классе:

34

2

-

1



Календарно – тематическое планирование

Календарно – тематический план по общей биологии






Тема урока

тип


Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Дата урока

Умения и навыки

Средства обучения

Д/з



Тема 1. Организменный уровень (17ч)


1

Вводный инструктаж по ТБ в каб. биологии

Организм – единое целое. Многообразие организмов.



Тип: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


1

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Знать / понимать:

уровни организации живой природы.






Уметь: характеризовать организменный уровень организации жизни и его роль в природе

Демонстрация:

«Многообразие организмов»






2

Организм как биосистема

Входящая контрольная работа за курс 10 класса



1

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь. Регуляция процессов жизнедеятельности.

Знать/ понимать:

Признаки одноклеточных организмов, способы питания организмов, отличие гуморальной и нервной регуляции









Демонстрация:

«Подцарство

Одноклеточные»





3

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

Тип: комбинированный урок.


1

Основные процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, выделение ,движение, раздражимость.

Знать / понимать:

Строение систем органов, их эволюционное развитие






Уметь: выделять существенные признаки биологических процессов. Сравнивать процессы жизнедеятельности у разных организмов.

Демонстрация: «Метаболизм»,

«Фотосинтез»






4

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

Причины нарушений развития организмов Тип: комбинированный урок.




1

Этапы индивидуального развитие организма Основные стадии эмбриогенеза

Причины нарушений развития организмов.



Знать / понимать:

особенности онтогенеза. Вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и др. мутагенных факторов.







Уметь: объяснять причины нарушений развития организмов

Демонстрация:

«Индивидуальное развитие

организма»





5

Размножение организмов, Оплодотворение и его значение.

Тип: комбинированный урок;


1

Размножение, его роль в преемственности поколений, биологическое значение оплодотворения

Знать / понимать:

Сущность процессов размножения, типы размножения, виды оплодотворения у растений и животных






Уметь: сравнивать половое и бесполое размножение, рост и развитие организмов.

Демонстрация: «Способы

размножения»,

«оплодотворение у растений

и животных»






6

Из истории развития генетики.

Наследственность и изменчивость -свойства организмов.



Тип: комбинированный урок.


1

Изменчивость – свойство организмов. Основные формы изменчивости. Наследственная изменчивость.

Знать / понимать:

сущность закономерностей изменчивости; различать наследственную и ненаследственную изменчивость; биологическую роль хромосом







Уметь: объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании естественнонаучной картины мира.


Демонстрации: портрет

Г Менделя






7

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Тип: комбинированный урок.


1

Изменчивость – свойство организмов. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Модификационная изменчивость.

Знать / понимать:

сущность закономерностей изменчивости; особенности наследования способности проявлять признак в определенных условиях.






Уметь: объяснять содержание

определений основных понятий, характеризовать модификационную изменчивость, описывать разные формы изменчивости организмов.









8

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Тип: комбинированный урок.


1

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Г Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Моногибридное скрещивание.



Знать / понимать: сущность биологических процессов наследственности и изменчивости, генетическую терминологию и символику, биологическую роль хромосом





Уметь: давать определения ключевым понятиям; составлять простейшие схемы скрещивания организмов.

Демонстрации:

«Моногибридное

скрещивание»





9

Дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные

Г. Менделем.



Тип: комбинированный урок.


1

Использование Г.Менделем гибридологического метода. Закономерности наследования, установленные

Г. Менделем.



Знать / понимать:

биологическую терминологию и символику (основные понятия генетики)

сущность законов Г. Менделя;





Уметь: составлять элементарные схемы скрещивания, приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.

Демонстрации:

«Дигибридное

скрещивание»






10

Генетика пола и наследование , сцепленное с полом. Хромосомная теория наследственности. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Тип: комбинированный урок.


1

Хромосомная теория наследственности.

Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование

Знать / понимать:

закон сцепленного наследования Т. Моргана, особенности наследования признаков у человека сцепленных с полом.






Уметь: объяснять сущность сцепленного наследования, биологическое значение перекрёста хромосом, типы хромосом в генотипе.

Демонстрация:

«Наследование,

сцепленное

с полом»





11

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Тип: комбинированный урок.


1

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Генные и хромосомные болезни. Влияние мутагенов на организм человека.

Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый обрах жизни, дородовая диагностика.



Знать / понимать:

основные причины наследственна заболеваний человека, методы дородовой диагностики, опасность близкородственных браков.






Уметь: объяснять причины наследственных болезней человека; мутаций.

Демонстрации:

«Наследственные

болезни человека»





12

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Тип: комбинированный урок.


1

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.)

Проблемы генной инженерии. Использование трансгенных организмов. Эксперименты по клонированию растений и животных. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).



Знать / понимать:

основные ключевые понятия биотехнологии, значение биотехнологии для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.






Уметь: использовать приобретенные знания для оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии (клонирование,

искусственное оплодотворение)



Демонстрации:

«Исследования в области

Биотехнологии»





13

Факторы, определяющие здоровье человека

1

Влияние мутагенов на организм человека

Знать/понимать:

Влияние экологических факторов на организмы, причины мутаций.






Уметь: объяснять влияние мутагенов на организм человека; анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде.

Демонстрации:

«Мутации».






14.

Творчество в жизни человека и общества.





1

Человек – представитель организменного уровня жизни. Способность к творчеству – как уникальное свойство человека

Знать/понимать: роль творчества в жизни общества; проявления творчества; жизненный цикл человека; духовное, социальное и телесное составляющее в жизни человека




Уметь: объяснять что такое творчество и в чем оно проявляется; формулировать понятие о жизненном цикле человека; цитировать высказывания.

Демонстрации:

Портреты различных

деятелей культуры и

искусства






15

Контрольная работа за 1 полугодие

1

Контроль знаний учащихся
















16

Царство вирусы. Вирусные заболевания

1

Строение вируса: генетический материал, капсид и размножение. Значение в природе и жизни человека.

Знать/ понимать:

Строение вируса как представителя неклеточной формы жизни, значение вирусов в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний, СПИДа.






Уметь: давать определения ключевым понятиям, описывать процесс проникновения вируса в клетку; использовать приобретённые знания для профилактики вирусных заболеваний.

Демонстрация:

«Строение вируса»






17

Контроль знаний по теме «Организменный уровень жизни»

1




Знать/понимать: биологическую терминологию по теме «Организменный уровень»




Уметь: применять знания, навыки , полученные при изучении темы для решения заданий.








Тема 2. Клеточный уровень (9ч)





18

Клеточный уровень организации живой материи, его роль в природе.

Тип: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


1

Клетка – структурная и функциональная единица жизни; структурные элементы клеточного уровня

Знать/понимать: отличия клеточного уровня от других уровней организации жизни; строение прокариот и эукариот




Уметь: называть уровни клеточной организации; сравнивать клеточный уровень с организменным; различать клетки прокариот и эукариот

Демонстрации:

«Прокариотическая и

Эукариотическая

клетки»







19

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.

1

Химическая эволюция, биологическая эволюция. Эволюция первичной клетки. Ароморфозы на ранних этапах развития.

Знать/понимать: образование Земли как космического тела, предпосылки возникновения жизни на Земле; древние клеточные формы.




Уметь: называть стадии в развитии Земли, различать понятия «Химическая» и «биологическая» эволюции



Демонстрация:

«Эволюция жизни»







20

Строение клетки

Тип: комбинированный урок.


1

Строение клетки. Прокариотические и эукариотические коетки. Особенности строения животной и растительной клетки.

Знать / понимать:

особенности строение клеток прокариот и эукакриот, строение клеток растений и животных, выделять различия в их строении






Уметь: работать с микроскопом, наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений и животных


Демонстрации:

«Строение клетки»






21

Основные части клетки, органоиды цитоплазмы, их функции.

Тип: комбинированный урок.


1

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Знать / понимать:

названия органоидов клетки, взаимосвязь между строением и функцией органоида.






Уметь: давать определения ключевым понятиям, называть мембранные и немембранные органоиды клетки, описывать органоиды 1цитоплазмы и их значение в жизнедеятельности клетки


Демонстрации:

«Строение клетки»






22

Клеточный цикл жизни

1

Жизненный цикл. Деление как важный признак жизни клетки. Этапы клеточного цикла.

Знать/понимать: сущность процессов клеточного цикла, этапы клеточного цикла: интерфаза и митоз, длительность жизни клетки





Уметь: давать определения ключевым понятиям, описывать жизнь клетки







23

Деление клетки – митоз и мейоз

Тип: комбинированный урок.


1

Жизненный цикл. Размножение-свойство организмов. Деление клетки-основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение. Гаметогенез. Овогенез

Знать / понимать:

сущность и биологическое значение митоза, фазы митоза; сущность и биологическое значение мейоза, фазы мейоза.

Строение половых клеток





Уметь: описывать процесс удвоения ДНК, стадии митоза и мейоза; объяснять биологическое значение митоза и мейоза.


Демонстрации:

«Строение клетки»,

«Митоз»





24

Структура и функции хромосом.

Тип: комбинированный урок.


1

Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации.

Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке


Знать / понимать:

строение генов и хромосом; типы нуклеиновых кислот, функции нуклеиновых кислот. Роль ДНК и РНК в жизни организмов.






Уметь: выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК, характеризовать процесс удвоения молекулы ДНК

Демонстрации:

«Хромосомы»

«Строение молекулы ДНК»





25

История развития наук о клетке

1

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Знать / понимать:

основные положения клеточной теории;

вклад выдающихся ученых в развитие знаний о клетке.





Уметь: называть и описывать этапы создания клеточной теории, объяснять роль клеточной теории в формировании естественно – научной картины мира.


Демонстрации:

Портреты: Р.Гук,

Р.Вихров,

К.Бэр, М.Шлейден







26

Гармония и целесообразность в живой природе

1

Целесообразность и гармоничность внутреннего устройства живой клетки

Знать/понимать: термины «гармоничность» и «целесообразность», стремление к гармонии – основная стратегия жизни.




Уметь: характеризовать взаимосвязи между понятиями гармония, природосообразность и т.д.








Тема 3. Молекулярный уровень жизни (8ч)

27

Молекулярный уровень жизни, его роль в природе

1

Особенности молекулярного уровня, его структурные элементы, процессы, происходящие на молекулярном уровне.

Знать/понимать: положение молекулярного уровня в природе, молекулярные процессы жизнедеятельности, важнейшие биологические молекулы




Уметь: различать понятия: мономеры, полимеры; описывать строение молекул органических веществ; объяснять значение молекулярного уровня жизни

Демонстрация:

«Биологические

полимеры»





28

Основные химические соединения живой материи.

Тип: комбинированный урок.


1

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Единство элементарного химического состава живых организмов как доказательство происхождения живой природы.



Знать / понимать:

биологическое значение химических элементов, минеральных веществ и воды в жизни клетки и человека






Уметь: сравнивать химический состав тел живой и неживой природы, делать выводы на основе сравнений







29

Структура и функции нуклеиновых кислот

1

Биополимеры: ДНК и РНК, их открытие и описание структуры. ДНК – носитель наследственной информации; виды РНК: транспортная, рибосомальная, информационная.

Знать/понимать: строение мономеров ДНК и РНК, их состав и функции в клетке; процесс репликации (самоудвоения ДНК); виды РНК.




Уметь: выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК, находить информацию о нуклеиновых кислотах в различных источниках и критически оценивать её.


Демонстрация:




30

Процессы синтеза в живых клетках

1

Обмен веществ .Автотрофы. Биосинтез Фотосинтез, световая и темновая фаза; особенности организации тилакоидов.

Знать/понимать: автотрофный тип питания, процессы. Происходящие в световую и темновую фазу фотосинтеза, строение хлоропластов




Уметь: давать определения ключевым понятиям; писать уравнения реакций световой и темновой фазы фотосинтеза; объяснять биологическое и экологическое значение фотосинтеза.

Демонстрация:

«Строение хлоропласта»,

«Фазы фотосинтеза»





31

Процессы биосинтеза белка

1

Матричный характер реакций биосинтеза; Роль ДНК, и-РНК, т-РНК, АТФ, рибосом в биосинтезе белка; этапы транскрипции и трансляции

Знать/понимать: ключевые понятия: транскрипция, трансляция; этапы процессов, принцип комплиментарности; роль рибосом в биосинтезе белка.; генетический код.




Уметь: объяснять значение понятия матричного синтеза, роль ферментов в процессах биосинтеза белка, объяснять смысл точности списывания информации с ДНК на РНК


Демонстрации:

Таблица «Биосинтез

Белка»





32

Молекулярные процессы расщепления

1

Биологическое окисление (клеточное дыхание); АТФ-её строение и функция. Гликолиз, кислородный этап клеточного дыхания, цикл Кребса; роль ферментов в процессах расщепления.

Знать/понимать: ключевые понятия: диссимиляция, гликолиз, катаболизм; строение и функции АТФ; аэробное и анаэробное клеточное дыхание; сущность процессов гликолиза; ступенчатость процессов окисления






Уметь: объяснять роль АТФ в обмене веществ и энергии; характеризовать этапы диссимиляции; устанавливать связь между строением митохондрий и клеточным дыханием


Демонстрация:

Таблица


«Энергетический

обмен»





33

Химическое загрязнение окружающей среды.

1

Полимерный мусор (фторопласты, каучуки, полиэтилен ит.д.), его опасность. Применение пестицидов, диоксина; проблема устойчивого развития

Знать/понимать: причины накопления полимерного мусора, опасность этого процесса; основные концепции устойчивого развития




Уметь: объяснять причины выпадения полимеров из круговорота веществ; последствия применения пестицидов и диоксинов; понимать глобальность химического загрязнения





34

Время экологической культуры

Контрольная работа за 2 полугодие



1

Неустойчивое состояние жизни на планете Земля; факторы деградации окружающей среды; экологическая культура

Знать/понимать: глобальные экологические проблемы современности; необходимость воспитания экологической культуры.




Уметь: объяснять главные факторы деградации окружающей среды; прогнозировать модели развития мира; применять концепции устойчивого развития в собственной жизни.







Заключение 1 час

35

Многообразие жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности

1




Знать/понимать: глобальные экологические проблемы современности; необходимость воспитания экологической культуры.




Уметь: объяснять главные факторы деградации окружающей среды








Учебно-методическое обеспечение курса биологии в 11 классе.
Основная учебная литература для учащихся:

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.В., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В., - Общая биология. 11 класс / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М., Вентана - Граф, 2011г.

Дополнительная учебная литература для учащихся

  1. Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Т. А. Козлова, В.С. Кучменко, - М., Дрофа,2008.

  2. Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Никишов А.И., Петросов Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В., М., ИЛЕКСА, 2007.




  1. ЕГЭ. Биология. КИМы. 2009-2011 годы.

Основная учебная литература для учителя:

  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии. Базовый уровень (Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2010, стр. 31-35, (Современное образование).

  2. Программа по биологии для общеобразовательного профиля обучения в средней (полной) школе. Авторы: И. Н. Пономарева, Л.П. Анастасова, О. А. Корнилова, Л.В. Симонова, В. С. Кучменко (Сборник «Общая биология. Программы. 10-11 класс». / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М. «Вентана - Граф», 2006, стр. 8- 15);

  3. Рекомендации по использованию учебников «Общая биология» для учащихся 10-11 классов под редакцией проф. И.Н. Пономаревой (базовый уровень) при планировании изучения предмета 1 час в неделю

Средства обучения.

Печатные пособия.

Таблицы:

  1. Портреты ученых биологов

  2. Схема строения клеток живых организмов


Информационно – коммуникационные средства:

  1. Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по общей биологии.

  2. Электронная библиотека по общей биологии.

Технические средства обучения

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Интерактивная доска

Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование

Приборы, приспособления:

  1. Лупы ручные

  2. Микроскопы школьные

Натуральные объекты

Гербарии, иллюстрирующие морфологические, экологические особенности разных групп

растений



Гербарии культурных растений, иллюстрирующие результаты искусственного отбора