Пояснительная записка приложение - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка должна содержать: основание для разработки... 1 55.1kb.
Пояснительная записка к учебному плану 3 416.69kb.
Пояснительная записка. Актуальность 3 601.5kb.
Пояснительная записка к учебному плану 1 39.14kb.
Пояснительная записка к учебному плану 1 73.47kb.
Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый 3 808.66kb.
1. пояснительная записка к образовательной программе … 6 656.99kb.
Трофимович Людмила Вячеславовна пояснительная записка рабочая программа 1 161.14kb.
Рабочие программы по изо 5-7 классы пояснительная записка 5 класс 3 987.61kb.
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Изобразительное... 1 198.96kb.
I. Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 5... 4 579.98kb.
Основная образовательная программа среднего общего образования по... 1 111.37kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Пояснительная записка приложение - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36»

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

руководитель МО учителей куратор начальной школы директор школы

___________О. А. Шишкина __________Е.Д.Бригаденко__________Е.Г.Масько

«__»_______ 2013г. «___»________2013г. «___»________2013г.

___________О. А. Шишкина __________Е.Д.Бригаденко__________Е.Г.Масько

«__»_______ 2014г. «__»_______ 2014г. «___»________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
Ступень: начальное образование
Класс: 3 В
Срок реализации программы: 2013 -2014учебный год
Учитель: Черемнова Ирина Евгеньевна

Норильск


2013

Пояснительная записка ПРИЛОЖЕНИЕ


Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» в 3 классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с примерными программами по учебным предметам – М.: Просвещение, 2012г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования ОУ. Литературное чтение. Л.Ф. Климанова. УМК «Школа России», БУП ОУ 2011г., школьного учебного плана на 2011-2012 учебный год.

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. Учебник: 3класс. В 2-х частях.- М.: Просвещение, 2011г., Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение.

Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:


  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.



4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.


Курс «Литературное чтение» отличается следующими особенностями:

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.



Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомство с разными видами и типами книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника. Этот отбор обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учёт эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников.

В предполагаемом содержании представлены малые и большие фольклорные формы; литературные произведения разных жанров отечественных и зарубежных писателей, классиков детской литературы XIX-XX вв., а также современных авторов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения обучаемыми с целью ознакомления их с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим звеном содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).



Ведущие формы, методы, технологии обучения.

Формы организации деятельности обучающихся:

- совместная с учителем учебно-познавательная деятельность обучающихся;

- работа обучающихся в парах (постоянного состава, сменного состава), группах;

- индивидуальная работа

- нетрадиционная форма урока: урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры)

Используемы методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- проблемно-поисковый;

- метод стимулирования интереса к учению;

- метод самоконтроля;

-метод самостоятельной деятельности учащихся: чтения-рассматривания; выработка и усовершенствование навыков; различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).



Используемые технологии:

- игровые технологии;

- технология создания ситуации успеха на уроке;

- личностно-ориентированные (разноуровневые задания);

- здоровьесберегающие;

- информационно-коммуникационные технологии



Механизмы формирования ключевых компетенций.

- ориентация в учебниках по условным обозначениям;

- планирование этапов предстоящей работы;

- участие в коллективном диалоге;

- устный ответ на вопрос;

-прогнозирование результата;

- проблемные вопросы, задания;

- работа в группах и парах;

- индивидуальные задания;

- самоконтроль и взаимоконтроль;

- речевые умения: монолог, диалог, дискуссия;

- работа с информацией;

- презентация результатов собственной деятельности.
Всего часов:

по образовательной программе - 136 часов в год;

по учебному плану и календарному графику школы – 136 часов, 4 часа в неделю;

фактически – 136 часов.

Содержание программы (136 часов)


Наименование разделов и тем. Содержание программного материала

Кол-во часов

Самое великое чудо на свете

Рукописные книги Древней Руси



Первопечатник Иван Федоров

4

Устное народное творчество

Русские народные песни. Докучные сказки. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый волк», «Сивка- Бурка».

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

14

Поэтическая тетрадь 1

Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»; Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья.»

Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

И.С.Никитин «Полно степь моя…», «Встреча зимы»; Подготовка сценария утренника «Встреча зимы».

И.З.Суриков «Детство», «Зима».


11

Великие русские писатели.

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения: «Сказка о царе Салтане».

И.А.Крылов. Басни.

М.Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения.

Л.Н.Толстой. Детство. Рассказы Л.Н.Толстого.


24

Поэтическая тетрадь 2

Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе, «Дедушка Мазай и зайцы»;

К.Д. Бальмонт, И.А.Бунин. Стихотворения.



Литературные сказки.

Д.Н.Мамиирн-Сибиряк «Алёнушкины сказки».

В.М.Гаршин «Лягушка - путешественница».

В.Ф.Ожоевский «Мороз Иванович».



Были –небылицы.

М.Горький «Случай с Евсейкой».

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей».

А.И.Куприн «Слон».

10ч

Поэтическая тетрадь 1.

Саша Чёрный. Стихи о животных.

А.А.Блок. картины зимних забав.

С.А,Есенин. Стихотворения.



Люби живое.

М.Пришвин. «Моя родина».

И.С. Соколов-Микитов. «Листопадничек», «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку».

В.В.Бианки «Мышонок Пик».

Б.С.Житков «Про обезьянку».

В.П.Астафьев «Капалуха».

В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»

16ч

Поэтическая тетрадь 2.

С.Я.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».

А.Л.Барто «В театре», «Разлука».

С.В.Михалков «Если».

Е.А.Благинина «Кукушка», «Котёнок».

Проект «Праздник поэзии»



Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

А.П.Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама».

М.М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники».

Н.Н.Носов «Телефон», «Федина задача», «Друг детства».



12ч

По страницам детских журналов.

«Мурзилка» и «Весёлые картинки».

Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

Г.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды».

Р.Сеф «Весёлые стихи».



Зарубежная литература.

Древнегреческий миф. Храбрый Персей.

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок».



Требования к уровню подготовки учащихся.

Обучающиеся к концу 3 класса должны знать/понимать:



- различенные произведения устного народного творчества

- названия, основное содержание изученных литературных произведений

- имена, фамилии изученных литературных произведений

- содержание прочитанного


Обучающиеся к концу 3 класса должны уметь:

- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)

- определять тему и главную мысль произведения

- пересказывать текс объёмом не более 1,5 страниц

- делить текст на смысловые части

- составлять простой план текста

- читать осознанно текст

- читать стихотворные произведения наизусть

- осуществлять выбор произведения для чтения перед аудиторией

- читать осознанно текст художественного произведения « про себя» (без учёта скорости)

- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу

- отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

- оценивать события, героев произведения

- создавать небольшой устный текст на заданную тему

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные

- использовать приобретённые знание и умения в практической жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)

- читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

- выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы

- чётко, ясно, развёрнуто излагать мысли в устной и письменной форме

- проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы.


Планируемые результаты освоения предмета.

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.



формирование личностных результатов обучения:

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

  • знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

  • эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

  • высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

формирование метапредметных результатов обучения:

  • освоение приёмов поиска нужной информации;

  • овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

  • освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;

  • формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в обществе;

  • овладение основами коммуникативной деятельности, осознание на практическом уровне значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

формирование предметных результатов обучения:

  • формирование необходимого уровня читательской компетентности;

  • овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

  • овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;

  • умение пользоваться словарями и справочной литературой;

  • осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

  • умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;

  • умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение учебник для 3 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч 1, 2. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Крылова О.Н. Литературное чтение: итоговая аттестация: 3 класс: игровые текстовые задания. - М.: Экзамен, 2011.

  3. Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3класс.-М.: ВАКО, 2010.

  4. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Тексты по проверке техники чтения - М.: АСТ- Астрель, 2005.