Пояснительная записка При разработки рабочей программы и составлении календарно-тематического планирования использовано следующее но - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка. В процессе разработки календарно-тематического... 1 172.44kb.
Пояснительная записка Общая часть 1 262.71kb.
Отличительной особенностью рабочей программы является следующее 1 138.95kb.
Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый 3 808.66kb.
Программа по математике в 4 классе «Школа 2000» Л. Г. Петерсон пояснительная... 1 161.24kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по Обществознанию 10 класс 1 419.75kb.
Пояснительная записка. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей... 2 493.7kb.
«Организационное и нормативно-правовое обеспечение реализации инклюзивного... 1 22.7kb.
При составлении рабочей программы была использована примерная программа Т. 1 104.41kb.
«Нормативно – правовое обеспечение экспериментальной деятельности» 1 20.25kb.
Календарно-тематическое планирование по химии 8 класс Всего: 70 часов 1 165.82kb.
Ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое... 1 125.54kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Пояснительная записка При разработки рабочей программы и составлении календарно-тематического - страница №1/1

Пояснительная записка
При разработки рабочей программы и составлении календарно-тематического планирования использовано следующее нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:

        • Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования»

        • Областной базисный план Челябинской области (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011г. № 04-997)

        • Примерные программы основного и среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005г. №03-1263)

        • Приказ Министерства образования и науки России от 27декабря 2011года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2012-2013 учебный год (зарегистрирован Минюстом 21февраля 2012г., регистрационный номер 23290)

  • Приложение №2 к приказу ГУОиН Челябинской области № 01-453 от 20.05.2003г. «Об утверждении областного базисного учебного плана ОУ Челябинской области» (для обоснования введения НРК по учебным предметам).

  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009 года № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»

  • Приложение №2 к приказу ГУОиН Челябинской области № 01-453 от 20.05.2003г. «Об утверждении областного базисного учебного плана ОУ Челябинской области» (для обоснования введения НРК по учебным предметам).

  • Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012 № 24/5135 «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году;

  • Учебный план МОУ Вознесенская ООШ на 2012-2013 учебный год.

  • Положение «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МОУ Вознесенская ООШ». Приказ №2 от 17.01.2012 г. по МОУ Вознесенская ООШ.

  • программы курса Природоведение. Биология. Экология. 5-11классы общеобразовательных учреждений./ Программа курса биология для 6класса общеобразовательных учреждений. Авторы Пономарёва И.Н., Кучменко В.С.- М.: Вентана-Граф,2009г.

Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями:


Учебно-методический комплекс для учащихся:

  • Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.Биология 8класс. Человек. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Вентана –Граф , 2008.

  • Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология 8класс. Человек. Рабочая тетрадь №1 и №2. М.: Вентана –Граф , 2008.

Учебно-методический комплекс для учителя:

  • Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология 8класс. Человек. Методическое пособие для учителя. М.: Вентана –Граф , 2008.

  • Комплексный доклад о состоянии окружающей среды Челябинской области в 2010 году / Под общей редакцией Министра радиационной и экологической безопасности Челябинской области А.М. Галича. -Челябинск, 2011. – 145 с.

Инструментарий для оценивания уровня образованности учащихся:

  • Рохлов В.С. Биология. 8 класс. 44 диагностических варианта / В.С. Рохлов. – М.: Национальное образование, 2011. – 96 с.

  • Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З., Никишова Е.А.Биология. Тематические и итоговые контрольные работы 6-9класс. Дидактические материалы. М.: Вентана-Граф,2008.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе;

- применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, заботы о собственном здоровье, оказании первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.

По областному базисному учебному плану на преподавание курса биологии в 6классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов в год.

Календарно-тематическое планирование включает все основные разделы и темы, предлагаемые программой, и рассчитано на 70часов:
Содержание тематического планирования




Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Организм человека. Общий обзор.

5

3

Опорно-двигательная система

8

4

Кровь. Кровообращение

9

5

Дыхательная система

5

6

Пищеварительная система

7

7

Обмен веществ и энергии

3

8

Мочевыделительная система

2

9

Кожа

3

10

Эндокринная система

2

11

Нервная система

5

12

Органы чувств и анализаторы

5

13

Поведение и психика

7

14

Индивидуальное развитие организма

5

15

Обобщение

3




Итого

70

Структура курса складывается из трёх частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, даётся топография органов, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматривается клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции организмов.

Во второй части даётся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике.

В третьей, завершающей части рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретённые качества личности: темперамент, характер, способности и др.

Для реализации национально – регионального компонента образования отводится 10% рабочего времени (7часов). Отбор регионального содержания изучаемых вопросов проведен в соответствии с методическими рекомендациями писем ГУО и Н Челябинской области и ИДПОПР по использованию регионального компонента содержания биологического образования.

Содержание национально-регионального компонента отражено в календарно-тематическом планировании с учетом соответствующих тем, положений базового компонента программы и распределения учебного времени при изучении курса биологии в 8 классе: 1 час запланирован в форме экскурсии, а остальные 6 часов включены фрагментарно в уроки.


Национально-региональный компонент


урока

НРК

Тема урока

Содержание НРК

2

1

Науки об организме человека. Строение тела. Место человека в живой природе.

Достижения Челябинской медицины

9

2

Первая помощь при травмах: растяжения связок, вывихах суставах, переломах костей

Причины детского травматизма (по материалам местной печати)

12

3

Нарушение осанки и плоскостопие.

Нарушение осанки и плоскостопия учащихся МОУ Вознесенская ООШ

22

4

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Характеристика сердечно-сосудистых заболеваний жителей Челябинской области.

28

5

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания.

Характеристика заболеваний органов дыхания жителей Челябинской области

35

6

Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Заболевания органов пищеварения.

Характеристика заболеваний органов пищеварения жителей Челябинской области

70

7

Экскурсия

Экскурсия в музей Челябинской медакадемии

Важным моментом в процессе изучения курса «Биология» в 8классе является развитие интеллектуальных способностей учащихся, так как резко увеличивающийся поток информации требует умения извлекать наиболее существенные знания, переносить в новую ситуацию. Школьники должны уметь ориентироваться в учебной, научной литературе, периодической печати, цифровых образовательных носителях, поэтому предусмотрена система обучения учащихся навыкам работы с различными источниками информации через применение современных педагогических технологий, способствующих самовоспитанию и самореализации личности ученика.


Требования к уровню подготовки учащихся, изучивших курс

«Биология. Человек»

Учащиеся должны знать знать/понимать:

1. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

2. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого учащегося; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

3. распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

4. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье,

5. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

4. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание программы
1. Введение. Биологическая и социальная природа человека (1 ч)

Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.


2. Организм человека. Общий обзор (5 ч)
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития. Достижения Челябинской медицины.

Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.

Лабораторная работа № 1. Действие фермента каталазы на пероксида водорода.

Лабораторная работа № 2. Клетки и ткани под микроскопом.

Практическая работа № 1. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение.

3. Опорно-двигательная система (8 ч)
Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Нарушение осанки и плоскостопия учащихся МОУ Вознесенская ООШ Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения. Причины детского травматизма (по материалам местной печати).

Демонстрации: скелета, распилов костей, позвонков, строения сустава, мышц и др.

Лабораторные работа № 3. Строение костной ткани.

Лабораторная работа № 4. Состав костей.

Практическая работа № 2. Гибок ли ваш позвоночник.
4. Кровь и кровообращение (9 ч)
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Характеристика сердечно-сосудистых заболеваний жителей Челябинской области. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации: торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра и фонендоскопа) и способов их использования.

Лабораторная работа № 5. Сравнение крови человека с кровью лягушки.

Практическая работа № 3. Пульс и движение крови.

Практическая работа № 4. Рефлекторный приток крови к мышцам, включившимся в работу.

Практическая работа № 5. Доказательство вреда курения

Практическая работа № 6. Функциональная сердечно-сосудистая проба.
5. Дыхательная система (5 ч)
Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Характеристика заболеваний органов дыхания жителей Челябинской области Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Демонстрации: торса человека, модели гортани и легких, модели Дондерса, демонстрирующей механизмы вдоха и выдоха.

Лабораторная работа № 6. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Лабораторная работа № 7. Дыхательные движения.

Практическая работа № 7. Измерение обхвата грудной клетки.

Практическая работа № 8. Определение запыленности воздуха в зимнее время.

6. Пищеварительная система (7 ч)
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов.

Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.

Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Характеристика заболеваний органов пищеварения жителей Челябинской области. Питание и здоровье.

Демонстрации: торса человека; пищеварительной системы крысы (влажный препарат).

Лабораторная работа № 8. Действие ферментов слюны на крахмал

Лабораторная работа № 9. Действие ферментов желудочного сока на белки.
7. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 ч)
Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А ("куриная слепота"), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.

Практическая работа № 9. Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
8. Мочевыделительная система (2 ч)
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.
9. Кожа (3 ч)
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.



Демонстрация:рельефной таблицы строения кожи.
10. Эндокринная система (2 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.

Демонстрации: модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефной таблицы, изображающей железы эндокринной системы.
11. Нервная система (5 ч)
Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.

Демонстрации: модели головного мозга, коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов продолговатого мозга, функций мозжечка и среднего мозга.

Практическая работа № 10. Действие прямых и обратных связей.

Практическая работа № 11. Штриховое раздражение кожи.

Практическая работа № 12. Функции продолговатого среднего мозга и мозжечка.
12. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)
Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.

Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Демонстрации: модели черепа, глаза и уха.

Практическая работа № 13. Сужение и расширение зрачка.

Практическая работа № 14. Принцип работы хрусталика.

Практическая работа № 15. Проверьте ваш вестибулярный аппарат.

Практическая работа № 16. Раздражение тактильных рецепторов.
13. Поведение и психика (7 ч)
Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.

Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.

Демонстрации: модели головного мозга, двойственных изображений, выработки динамического стереотипа зеркального письма, иллюзий установки.

Практическая работа № 17. Перестройка динамического стериотипа: овладение навыком зеркального письма.

Практическая работа № 18. Изучение внимания при разных условиях.

ной работы с объектом на устойчивость внимания.


14. Индивидуальное развитие человека (3 ч)
Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.



Демонстрации: модели зародышей человека и животных разных возрастов.

Экскурсия в музей Челябинской медицинской академии.