Пояснительная записка. Необходимость введения образовательного курса «Основы здорового образа жизни» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по профилактике курения, употребления алкоголя, наркотиков... 1 156.04kb.
Модель структуры управления деятельностью моу по формированию культуры... 4 1064.38kb.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни... 1 118.43kb.
Волонтерское движение в мбоу «Октябрьская сош» было создано с намерением... 1 108.28kb.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни... 1 246.66kb.
Если хочешь быть здоров 1 174.7kb.
Методическая разработка классного часа на тему «Мы против вредных... 1 42.68kb.
Формирование здорового образа жизни школьников в рамках деятельности... 1 23.76kb.
Элективный курс по математике «Решение нестандартных задач» Класс 1 138.69kb.
Деятельность классного руководителя по профилактике асоциального... 1 29.71kb.
Месячник безопасности детей и здорового образа жизни 1 205.13kb.
Тема: В. М. Гаршин Лягушка-путешественница 1 51.83kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Пояснительная записка. Необходимость введения образовательного курса «Основы здорового - страница №1/1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Необходимость введения образовательного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Вследствие истощения душевных и физических сил у людей повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, разводах, проблемах «отцов и детей», росте взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.

Как проявление душевного нездоровья населения можно рассматривать повышение агрессивности и жестокости, увеличение числа убийств, изнасилований и др. Крайние проявления кризисного состояния личности видится в росте количества самоубийств. 

Отсутствие у молодых людей знаний в области репродуктивного здоровья приводит к ранним беспорядочным половым связям, венерическим заболеваниям. Известно, что около 60% российских подростков начинают сексуальные отношения в возрасте до 17 лет. За последние 5 лет в России возросло количество заболеваний сифилисом более чем в 30 раз. Анализ анкет, индивидуальные и групповые беседы с молодежью, проводимые Саратовским ОЦПСиР, показывают низкую осведомленность молодых людей по основным вопросам пола, что еще больше обостряет указанные проблемы.

Актуальным остается вопрос прерывания беременности. Ежегодно в России около 300 тысяч девочек-подростков прибегает к абортам. Это, а также последствия перенесенных заболеваний половой сферы, нередко являются причиной того, что каждая 10-я супружеская пара в России страдает от бесплодия.

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций

Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2009 № 104-ФЗ) «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области образования и статьи 12 Закона РФ «Об образовании».                          

        Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области.                                                                  

 В  рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования. И предназначена для учащихся  9 класса. Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение  в объеме 1 часа в неделю, всего в год -34часа

 

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.                                  



Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения. 

Задачи: 

- формирование понятий как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть;

- формирование понятия о строении и проявлении психики, структура личности, самоанализе и саморегуляции;

- формирование навыков право поведения, правильного понимания свободы и необходимости;

- формирование знаний о механизмах создания, развития и функционирования семьи;

- формирование отношения к своему телу как к ценности развитие навыков ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха;

- формирование негативного отношения к вредным привычкам /употребление наркотиков, алкоголя , табака, токсических веществ/.

     


По окончанию курса ученик должен знать:  основные понятия о человеке, семье, обществе. О правильном построение карьеры и месте семьи в построении успешной карьеры. Основы межличностных отношений, о важности чувства ответственности и благодарности. Такие понятия как правосубъективность, правоспособность, гражданин, гражданство. Об уголовной ответственности за детоубийство и жестокое обращение с детьми. О значении этики семейного общения, основы ведения семейного бюджета. О значении нравственного поведения, профилактики ВИЧ и венерических заболеваний, о пользе контрацепции и вреде аборта.

Уметь: применять полученные знания на практике. Определять истинные мотивы своего поведения и поведения окружающих. Быть терпеливыми. Грамотно оценивать перспективы личностного развития. Соблюдать режим дня, питания, личной гигиены. Осуществлять профилактику переутомления.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. С использованием ИКТ и проектной деятельности.


Основное содержание тематического плана ОЗОЖ 9 класс

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество часов

Этический блок

Человек. Семья. Общество. Я и общество. Семья и государство. Я – семьянин. Я –гражданин. Карьера и семья. Социализация. Образование. Работа



5

Психологический блок

Индивид. Личность. Индивидуальность. Я – мой характер, темперамент. Человек среди людей. Межличностные отношения. Чувство благодарности

Мотивы собственного поведения. Терпение. Перспективы личностного развития


8

Правовой блок

Права человека. Правосубъектность. Равенство перед законом. Права гражданина России. Право на жизнь.

Уголовная ответственность за детоубийство и жестокое обращение с детьми. Детоубийство. Жестокое обращение с детьми. Преступления против жизни и  здоровья. Защита прав на жизнь. Защита прав новорождённого ребёнка.


5

Семьеведческий блок

Проблемы семьи и одиночества. Причины одиночества и пути решения проблем. Причины трудностей в семейной жизни. Значение этики семейного общения. Основы ведения семейного бюджета. Режим экономии в семье.



7

Медико – гигиенический блок

Анатомия и физиология пола. Заболевания иммунной системы. СПИД. Профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний. Заболевания, передающиеся половым путём. Профилактика венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции. Контрацепция. Аборт. Интимность как нравственное понятие. Режим дня, питания, личной гигиены

Профилактика переутомления. Женская и мужская репродуктивные системы. Противозачаточные

Контрацепция как альтернатива аборту

Ответственность мужчины и женщины за нежелательную беременность. Способы расслабления.


9


Учебно- тематическое планирование

Уроков ОЗОЖ

(предмет)

Классы: ____9 класс________________________

Учитель: ______Пасько Татьяна Хаидовна_______

Кол- во часов за год:

Всего____34_____

В неделю___1 час____



Планирование составлено на основе региональной программы для средних классов общеобразовательных учреждений и методические рекомендации для учителя. Изд.. 2-е. доп. и перераб./О.П. Аккузина, Ю.И. Булный, Т.В. Кобзева и др. Саратов 2009г.


Календарно- тематическое планирование

по курсу «ОЗОЖ» 9 класс.

урока

Дата

Разделы и темы программы

Примечание

план

факт










1. Этический блок. 5часов.




1







Человек. Семья. Общество.




2







Я и общество.




3







Семья и государство.




4







Я – семьянин. Я –гражданин.




5







Карьера и семья.













2.Психологический блок. 8часов




6







Индивид. Личность. Индивидуальность.




7







Я – мой характер, темперамент.




8







Человек среди людей.




9







Межличностные отношения.




10







Чувство благодарности.




11







Мотивы собственного поведения.




12







Терпение.




13







Перспективы личностного развития.













3.Правовой блок. 5часов




14







Права человека.




15







Правосубъектность. Равенство перед законом.




16







Права гражданина России.




17







Право на жизнь.




18







Уголовная ответственность за детоубийство и жестокое обращение с детьми.













4.Семьеведческий блок. 7часов




19







Проблемы семьи и одиночества.




20







Причины одиночества и пути решения проблем.




21







 Причины трудностей в семейной жизни.




22







Значение этики семейного общения.




23







Основы ведения семейного бюджета.




24







Режим экономии в семье.




25







Тестирование по блоку.













5.Медико-гигиенический блок. 9часов




26







Анатомия и физиология пола.




27







Заболевания иммунной системы. СПИД. Профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний.




28







Заболевания, передающиеся половым путём.




29







Профилактика венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции.




30







Контрацепция.




31







Аборт.




32







Интимность как нравственное понятие.




33







Режим дня, питания, личной гигиены.




34







Профилактика переутомления.



ЛИТЕРАТУРА


Введение в социальную экологию: Учебн. пособие. Ч. 1-2. М.: Луч,2010.
Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Недра, 2009г.
Воспитание детей в школе. Новые подходы и технологии. Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 2009г.
Манхейм К. Человек и общество в век преобразования. М., 2009г.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 2009г.
Шнайдер К. Как снять стресс. М., 2009г.