Пояснительная записка к учебному плану мкоу «Ашпанская общеобразовательная основная школа» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка к учебному плану 3 416.69kb.
Пояснительная записка к учебному плану 1 39.14kb.
Пояснительная записка к учебному плану 1 73.47kb.
Пояснительная записка к учебному плану для специальных (коррекционных) 1 153.02kb.
Пояснительная записка к учебному плану 1 97.61kb.
Пояснительная записка к учебному плану мбоу сош №4 на 2013-2014 учебный год 1 81kb.
1. Пояснительная записка Общие положения: предназначение программы... 21 4378.5kb.
Пояснительная записка к учебному плану средней общеобразовательной... 1 146.72kb.
Учебный план муниципального бюджетного образовательного учреждения... 1 183.88kb.
Заведующая районным методиче- директор моу оршинская ским кабинетом... 1 71.36kb.
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального... 5 1990.91kb.
Вопросы к зачету по трансляции 1 24.09kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Пояснительная записка к учебному плану мкоу «Ашпанская общеобразовательная основная - страница №1/1

















УТВЕРЖДАЮ:







Учебный план
специальные (коррекционные) классы

Пояснительная записка

к учебному плану МКОУ «Ашпанская общеобразовательная основная школа»

на 2013- 2014 учебный год

( специальные (коррекционные) классы 8 вида)

Учебный план создан на основе:

- Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант), утвержденного МОРФ от 10.04.2002 №29/2065 –п;

- СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г. №19993).

Учебный план обеспечивает достижения следующей цели:

Предоставить каждому ученику возможность получить общее образование, т.к в силу своих психофизических особенностей они смогут по окончании девятилетней школы работать в условиях современного производства и продолжить образование в ПУ

Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования, для 5-9 классов 5- летний.

Продолжительность урока – в 1 классе – 35 мин (1 -2 четверть), начиная с 3 четверти- 45 минут, во 2-9 классах – 45 мин.

Продолжительность учебного года: 34 недели.

Школа работает в режиме шестидневной рабочей недели.

Данный режим работы учебного заведения обеспечивает выполнение базового компонента.

Коррекционные классы занимаются по программе В.В. Воронковой

Базисный учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям детей с ограниченными возможностями, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Цель общего образования детей ограниченными возможностями - реализация конституционного права на образование.

В процессе обучения реализуются задачи:  привитие необходимых для жизни навыков социального поведения и общения с окружающими, привитие необходимых   трудовых  и бытовых  навыков, обеспечения уровня образования, адекватного  их возможностям, коррекция  грубых нарушений психофизического развития, социализация этих детей в обществе.

Цели и задачи образовательного процесса реализуются в двух направлениях:

1.      Коррекционная подготовка

2.      Обучение общеобразовательным предметам.

В I - IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.

В V - IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.

В I - IV русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обуславливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности учащихся с ограниченными возможностями обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Задачи обучения русскому языку:

-         научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

-         выработать элементарные навыки грамотного письма;

-         повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

-         научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-         формировать нравственные качества.

Русский (родной) язык в младших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для обучения детей с ограниченными возможностями включает следующие разделы и соответствующие программы: чтение и развитие речи (2-4 кл.), письмо и развитие речи (2-4 кл.); развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (2-4 кл.).

 Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов готовит учащихся с ограниченными возможностями к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:

-         способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

-         находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

-         содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умение сравнивать, обобщать;

-         ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

-         исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

-         дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка с натуры, декоративного рисования;

-         знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

-         развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

  Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры обучающихся с ограниченными возможностями, среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребёнка с ограниченными возможностями.

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся, т.е. умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты».

Физическая культура в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида является составной частью всей системы работы с учащимися с ограниченными возможностями.

Задачи физического воспитания:

-         коррекция и компенсация нарушений физического развития;

-         развитие двигательных возможностей в процессе обучения;

-         формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;

-         развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;

-         укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.

Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка.

  Обучение труду в младших классах, а именно с 2-4 кл., направлено на решение следующих задач:

-         воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе);

-         уважение к людям труда;

-         сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

-         формирование организационных умений в труде – вовремя приходить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончанию работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

-         ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

-         предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определить приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

-         контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

 Учебный материал распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников. Предусмотрены следующие виды труда:

Работа с глиной и пластилином,

Работа с природным материалом

Работа с бумагой и картоном

Работа с текстильными материалами

Работа с проволокой и метало конструктором

Работа с древесиной.

В образовательной области «Коррекционные курсы» вводятся 2 предмета: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности и ритмика.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. Специфические средство воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представления учащихся о пространстве ориентироваться в нем. Часы ритмики компенсируют третий час физической культуры.

Коррекционные курсы для 2-4 кл. «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» вводится для исправления дефектов общего и речевого развития детей и развития их познавательной деятельности.

Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (I-VII классы), ЛФК (I-IV классы) и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (I-IV классы) для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями.
     Коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов, логопедические занятия могут проводиться как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность составляет 15-25 мин. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК и в соответствии с медицинскими рекомендациями.
     Коррекционные занятия (логопедические, ЛФК, развитие психомоторики и сенсорных процессов) вынесены за пределы основной учебной нагрузки.

5 -9 классы

Данные классы являются продолжением начальной школы, но в отличие от нее расширяют и углубляют понятийную и практическую основу образовательных областей, закрепляют навыки самостоятельной учебной деятельности, завершают подготовку по общеобразовательным предметам в соответствии с индивидуальными показаниями учебных возможностей обучающихся специального (коррекционного) учреждения.

Особое внимание в5-9 классах уделяется новому виду деятельности - трудовому обучению, оно начинается с пропедевтического периода в 5 классе и на последующих годах.

Образовательная область "Физкультура" так же, как и в начальной школе, должна быть направлена на коррекцию психофизического развития обучающихся, выполнять общеразвивающую функцию, включать (для основной группы обучающихся) элементы спортивной подготовки и национальных видов спорта. По поручению Президента РФ от 10.11.2009 №Пр-2997 о введении третьего часа физкультуры для развития физической культуры и спорта из школьного компонента образовательного учреждения был введён факультативный курс «Спорт и мы!» для 5-9 классов.

Содержание обучения русскому языку в учреждении строится на новых принципах коммуникативного подхода, который в отличие от орфографического направлен на развитие контекстной устной и письменной речи, где орфография обеспечивает самостоятельное связное высказывание в его устной или письменной форме. Коммуникативный подход в большей мере соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями, которым трудно освоить логику построения языка на основе анализа, запоминания и воспроизведения грамматических правил и категорий.

Изучение языка в контексте монологической, диалогической и других видов речи, расширение разговорной, литературной, деловой, книжной (научной) лексики на уроках русского языка и чтения позволяет преодолеть характерный для обучающихся речевой негативизм, стереотипность, бедность оборотов речи, приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров.

Образовательная область "Математика" представлена элементарной математикой и в ее структуре - геометрическими понятиями. Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях (профессиях) по труду. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления. Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин учебного плана: трудовое обучение, истории, географии, естествознания, физкультуры, ИЗО и др.

Образовательная область "Естествознание" реализуется предметами "Природоведение" (5кл.), география (6-9кл), биология (6-9кл). Естественнонаучное образование обучающих с ограниченной возможностью строится на основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира. Основной коррекционной задачей является преодоление инертности психических функций, расширение представлений о многообразии форм жизни окружающей среды. Так же, как и все другие предметы учебного плана, естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств неживой и живой природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями.

Для 5-9 классов из школьного компонента введён факультативный курс «Юный информатик», который направлен на развитие способностей обучающихся с ограниченными возможностями ориентироваться в окружающей его информации и на формирование умений использовать простейшие информационные средства для решения повседневных учебных и бытовых задач.

«Социально- бытовая ориентировка»  вводится с 5 по 9 классы  с целью повышения социальных, практических компетенций у школьников с ограниченными возможностями, улучшения условий социализации, социальной адаптации.

Образовательная область "Трудовое обучение" в части федерального компонента учебного плана включает "Швейное дело" и «Столярное дело».

Трудовая подготовка также предполагает прохождение трудовой практики по окончании учебного года 10 дней для 5-7 классов и 20 дней для 8-9 классов на базе школьных мастерских и пришкольного участка.

Для реализации учебного плана для специальных (коррекционных) классов VIII вида используются в работе программы, разработанные под редакцией В.В. Воронковой, и соответствующий им комплект учебников, учебно-методических материалов и дидактических пособий.

Недельный учебный план



Образовательная область

2

класс


3

класс


5

класс


6

класс


7

класс


8

класс


9

класс





ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ

























Чтение и развитие речи

5

5

4

4

3

3

3




Письмо и развитие речи

5

5

5

4

4

4

4




Математика

5

6

6

6

5

5

4




ПРИРОДА

























Природоведение







2
















Биология










2

2

2

2




География










2

2

2

2




ОБЩЕСТВОНАНИЕ

























История Отечества













2

2

2




Обществознание
















1

1




ИСКУССТВО

























Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

-

-




Музыка и пение

1

1

1

1

1

1

-




Физическая культура

2

2

2

2

2

2

2




ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА

























Трудовое обучение

2

2



















Профессионально-трудовое обучение:

-столярное дело

-швейное дело







6

8


10

12


14




Трудовая практика (в днях)







10

10

10

20

20




КОРРЕКЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА

























Коррекционные курсы

























Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

1

2

-

-

-

-







Социально-бытовая ориентировка (СБО)







1

2

2

2

2




Ритмика

1

1



















Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия



























2

2

1

1

1

-

-




Итого: обязательная нагрузка учащегося

25

27

29

33

35

36

36







Факультативные занятия

























Спорт и мы

-

-

1

1

1

1

1




Юный информатик

-

-

1

1

1

1

1




Всего: максимальная нагрузка учащегося

25

27

31

35

37

38

38





Коррекционные занятия







2

3

5

6

7

8

9

1.

Логопедические занятия

4

4

3

2

2

-

-

2.

ЛФК

1

1
















3.

Развитие психомоторного и сенсорного процессов

2

2
















4.

Ритмика