«Понятие толерантной личности педагога» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
И. О. педагога : Торошина Наталья Игоревна мкоу сош №2 п. Локомотивный... 1 133.48kb.
На 2014 -2015 уч год педагога психолога мбоу березовской сош №10... 1 96.19kb.
«Этика в профессиональной культуре педагога» 1 136.67kb.
Отчет о работе педагога-психолога Силаковой И. С. за 2012-2013 уч г 1 107.63kb.
Методические рекомендации «портфолио педагогического работника» 1 152.09kb.
Программа по социальной психологии для кандидатского экзамена по... 1 111.51kb.
Этический кодекс педагога-психолога службы практической 1 70.08kb.
1. Понятие и предмет хозяйственного права. Методы регулирования 18 1545.18kb.
«Доброта спасет мир» 1 81.16kb.
Тематическое планирование по информатике 7 класс Босова 1 31.48kb.
Урок по геометрии: Этот удивительно симметричный мир 1 52.21kb.
2. Заместителю директора по увр алеевой А. Н. довести данный приказ... 1 182.23kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
«Понятие толерантной личности педагога» - страница №1/1

Тема: «Понятие толерантной личности педагога»

(выступление на педсовете)

Очень часто в школьной жизни происходят конфликты, парализующие жизнь класса. Речь идёт не только об учениках, которые норовят попортить кровь кому-то из взрослых, но и о том, как последние способствуют обострению конфликта и доведению его до скандальных размеров. Наша задача -научиться предотвращать конфликты. Поэтому поговорим о некоторых сторонах характера педагога, которые можно назвать качествами толерантной личности. Эгоистичная нетерпимость по отношению к ученику, действует только разрушительно. Портятся взаимоотношения со школьниками, теряется контроль над классом, формируется негативное отношение к преподаваемому предмету. В то же время, ни для кого не секрет, что такое качество личности, как доброжелательность, способно создать творческую атмосферу в коллективе и в итоге способствовать более успешной и результативной деятельности. Современный педагог должен обладать следующими качествами: гуманность, уважение к внутреннему миру ребёнка, отказ от методов грубого принуждения и любых форм авторитаризма.

Рефлексивность -понимание достоинств и недостатков каждого человека. Свободу самовыражения, которая не забывает о личной дисциплине и долге.

Ответственность –стремление качественно выполнить принятое решение, желание принести пользу.

Защищённость –умение сплачивать коллектив перед лицом проблемных ситуаций.

Самообладание –владение собой, управление эмоциями и поступками.

Чувство юмора –умение словом и жестом разрядить напряжённую ситуацию, а иногда и посмеяться над своими промашками..

Деятельность педагога должна проходить только в зоне взаимного доверия. Она должна стать путём к пониманию, взаимопомощи, ответственности. Умение видеть границу, за которой наши слова и действия наносят незаслуженную обиду, чувство меры, позволяющее проявить уважение к достоинству учащихся и вместе с ним обнаружить собственное достоинство –вот характерные черты толерантной личности

Обратимся к понятию «толерантность» - происходит от латинского tolere – переносить, выдерживать, терпеть. В.Даль отмечает, что по смыслу толерантность связана с такими человеческими качествами как смирение, снисходительность, великодушие. В отличие от бытового понятия толерантности как терпимости, в науке отмечается его многоплановость. Это:



  • Уважение и признание равенства партнёров;

  • Отказ от доминирования и насилия;

  • Признание культуры, норм, верований, обычаев, традиций;

  • Готовность признать другого таким какой он есть;

  • Доверие, умение слушать;

  • Способность к сочувствию и сопереживанию;

  • Способность решать конфликтные ситуации без агрессии и насилия;

  • Готовность к пониманию на основе согласия, но без ущемления как собственных интересов, так и интересов партнёров, с правом отстаивать эти интересы.

На протяжении веков проблемы взаимодействия выходцев из разных стран решались отнюдь не на основе единства интересов . Традиционно срабатывало желание подчинить того, кто слабее, кто не может отстоять свою непохожесть. К сожалению, эта традиция продолжает сохраняться и сегодня даже при решении общечеловеческих проблем. Наглядный пример тому –международный терроризм –США, Чечня. Истинная толерантность как раз и предполагает достижение оптимального единства того общего и особенного, что есть у взаимодействующих субъектов.

Противоположной толерантности является категория нетерпимости. Существует понятие « авторитарная личность», сложный комплекс качеств, который включает:



  • Комплекс психологических особенностей;

  • Набор идеологических позиций;

Человек авторитарного типа отличается крайней нетерпимостью к мнениям, несовпадающим с его собственным, а также к неопределённости, к непорядку.

Его психика отличается застойностью, а мышление приверженностью к стереотипам и закрытостью для нового знания. Таким людям свойственно восприятие окружающего мира преимущественно в чёрно-белых тонах. Авторитарного человека характеризует авторитарная агрессивность и авторитарное подчинение. Авторитарная личность склонна делить людей на «своих и чужих». Чужие становятся объектом негативных оценок и враждебных установок, тогда как свои воспринимаются положительно, причём это одобрение имеет некритический характер. В целом авторитарная личность может быть противопоставлена личности толерантного типа, которая отличается прямо противоположным набором характеристик.



Сопоставление авторитарной и толерантной личности позволяет уточнить понятие толерантности.

Стремление понять другого, любознательность, неравнодушие к ближнему –вот, что делает работу педагога результативной и определяет пути профессионального совершенствования.