Положение о рабочих программах - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Положение о рабочих программах - страница №1/1


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЮСКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Рассмотрено Утверждено

на заседании педсовета Директор школы С.Л. Жигалова



протокол № от
Положение о рабочих программах



  1. Общие положения.

  1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов. В соответствии ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение разрабатывает и утверждает образовательные программы, учебные планы и рабочие программы учебных курсов. Основными документами, которыми руководствуется учитель при написании рабочей программы, являются базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, стандарт ФГОС, фундаментальное ядро начального общего образования, требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программа формирования универсальных учебных действий (Основная Образовательная Программа начального общего образования), Примерная программа начального общего образования, Авторская учебная программа.




  1. Рабочая программа (далее – Программа) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, факультатива, курса дополнительного образования), основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной или авторской программе по учебному предмету (образовательной области). Рабочая программа – это индивидуальный творческий документ учителя, отражающий особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе конкретного образовательного процесса, это авторский инструмент, определяющий процесс обучения, воспитания и развития




  1. Цели и функции рабочей программы

    1. При переходе к стандартам нового поколения учителю необходимо учесть, что принципиальным их отличием является опора на деятельностную парадигму образования, что предполагает включение в тематическое планирование специальной структурной единицы – характеристика деятельности учащихся. Деятельность младшего школьника рассматривается как обязательная компонента содержания образования, что и определяет новизну и современность образования.

    2. Рабочая программа по предмету должна коррелироваться с программой по формированию и развитию универсальных учебных действий.

    3. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

Задачи программы:

  • дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

    1. Функции рабочей программы:

  • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

  • оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

2.3. «Рабочая программа» (в дальнейшем программа) является школьным документом педагога, работающего по ФГОС; УМК, его реализующим; использующего авторскую программу по определенному предмету, но желающего ее изменить с учетом условий образовательного учреждения и особенностей региона. Рабочая программа хранится у учителя и по первому требованию предоставляется проверяющему.

2.4. Как и поурочный план, Программа должна быть у педагога постоянно на рабочем столе.

2.5. Программа создается на учебный год в одном экземпляре. В случае отсутствия учителя в школе, его рабочая программа может быть использована администрацией для организации своевременной замены уроков.


  1. Технология разработки рабочей программы

3.1. Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования) на учебный год или ступень обучения.

3.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области).

3.3. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора образовательного учреждения.

3.4. Возможные варианты использования и оформления учителем рабочих программ:



  • Использование примерной программы, примерной программы с внесенными изменениями. В этом случае необходимы: пояснительная записка с указанием внесенных изменений, с указанием учебника, учебных пособий, которые используются для реализации данной программы; учебно-тематическое планирование;

  • Использование имеющейся авторской программы (как правило, программы автора учебника); Использование авторской программы с внесенными изменениями. В этом случае необходимы пояснительная записка, в которой указываются внесенные изменения, и учебно-тематическое планирование.

  • Авторская программа учителя. Целесообразно для инновационных программ (позволяющих получать качественно новый результат) организовать рецензирование – внутреннюю и внешнюю экспертизу.




  1. Утверждение программы.

    1. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:

- обсуждение (рассмотрение) Программы на заседании педагогического совета, районного предметного методического объединения;

- согласовывание с зам. директора по УВР; на основании согласования зам. дир. по УВР формирует проект приказа на утверждение программ директором;

- утверждение директором приказом по школе ежегодно не позднее 1 сентября текущего года.

4.2.Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов.

4.3. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

4.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, при необходимости утверждены директором школы.


5. Структура рабочей программы

5.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:



  1. Титульный лист (название программы).

  2. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.

  3. Общая характеристика учебного предмета, курса.

  4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

  5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

  6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

  7. Содержание учебного предмета, курса.

  8. Практические занятия;

  9. Программно-методическое обеспечение учебного процесса;

  10. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  11. Характеристика контрольно-измерительных материалов;

  12. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

5.2. Титульный лист – структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность.



  • полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом;

  • где, когда и кем рассмотрена и утверждена рабочая учебная программа;

  • наименование учебного предмета (курса);

  • указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;

  • срок реализации данной программы;

  • указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа;

  • ф.и.о. учителя, составившего данную рабочую учебную программу

5.3. Пояснительная записка – структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практические задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских (модифицированных) программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В Пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения. Четко должны быть прописаны следующие моменты:

-цели и задачи современного образования;

- цели и задачи НОО (ООО и далее);

- цели и задачи предмета;

- задачи реализации и содержания предмета;

- значение предмета, роль предмета, специфика предмета;

- перспектива применения ЗУН на последующих ступенях обучения учащихся;

В тексте пояснительной записки можно использовать следующие варианты оформления информации:

_________________________________________

предмет


Класс ______________

Учитель __________________________________________________________

Количество часов

Всего ___ час; в неделю _____ час.

Плановых контрольных уроков______, зачетов _____, тестов ______ ч.;

Предусмотренное количество уроков с использованием ИКТ ___________

Административных контрольных уроков _______ ч.

Планирование составлено на основе __________________________________

программа

Учебник


____________________________________________________________________

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература

____________________________________________________________________

название, автор, издательство, год издания



Тема

Всего часов

Контрольные работы

Развития речи

Внеклассное чтение

5.4. Общая характеристика учебного предмета, курса включает в себя:

- понятия

- линию развития

- основные темы

- принципы

- идеи

- основной способ получения знаний



- контроль (способы оценивания)
5.5. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане может быть представлено в виде следующей таблицы:

Предмет

Общий объем часов

Количество часов по классам

Количество часов в неделю

Примечания

(экскурсии, практикумы и т.д.)



математика

680

1

2

3

4

1

2

3

4






























5.6. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

- формирование основ гражданской идентичности;

- развитие ценностно-смысловой сферы личности;

- развитие умения учиться;

- развитие самостоятельности и т.д.

5.7. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. Планируемые предметные результаты освоения образовательной программы представлены с учетом специфики содержания предметных областей («Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться»).

Можно оформить в виде таблицы:



класс

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

регулятивные

познавательные

коммуникативные

5.8. Содержание учебного предмета, курса. При описании содержания тем учебной программы устанавливается следующая последовательность изложения:



  • название раздела (темы);

  • содержание учебного раздела (темы);

  • необходимое количество часов для изучения раздела (темы).

Оформлять содержание учебной дисциплины рекомендовано по следующей схеме:


№ п/п

Название темы (раздела)

Содержание учебного раздела

Количество часов













5.9. В разделе «Практические занятия» указывается количество необходимых по программе практических занятий, распределенных по темам. Данный раздел разрабатывают для предмета «Окружающий мир». Для предмета «Русский язык» в этот раздел включается развитие речи. Для предмета «Литературное чтение» - уроки развития речи и внеклассного чтения.


    1. В описании материально – технического и программно-методического обеспечения учебного процесса дается характеристика материально-технического обеспечения образовательного процесса и учебно-методического комплекта. Перечень учебно-методического обеспечения рабочей программы должен включать следующие материалы:

  1. учебно-теоретические (программа, учебник);

  2. методические и дидактические (методическое пособие для учителя, сборники проверочных и контрольных работ, тетради для самостоятельной работы).




    1. Раздел «Характеристика контрольно-измерительных материалов» содержит пакет контрольно-измерительных материалов (контрольных, практических работ, тестов по темам:

  1. по русскому языку - контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения, тесты, контрольное списывание;

  2. по литературе - контрольные работы, тексты для заучивания наизусть, тесты;

  3. по математике - контрольные и самостоятельные работы, тесты;

  4. по иностранному языку - контрольные работы, тесты;

  5. по окружающему миру - контрольные работы, тесты;

  6. по музыке, изобразительному искусству - контрольные срезы знаний;

  7. по физической культуре - нормативы физической подготовленности учащихся;

  8. по информатике - контрольные срезы знаний, тесты;

  9. по технологии - контрольные срезы знаний.

Планирование контроля и оценки знаний учащихся представляется в сводной таблице (по годам обучения) с обязательным указанием формы контроля, содержания контроля, количества работ, источников по периодам обучения. Источники контрольно-измерительных материалов заносятся в таблицу:

п/п


Название

Автор

Выходные данные













Все представленные в рабочей программе контрольно-измерительные материалы должны соответствовать требованиям ФГОС НОО. Контрольно-измерительные материалы, составленные разработчиком программы, должны быть приведены в приложении.
5.12.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Календарно-тематический план должен содержать следующие обязательные элементы: № урока п/п, дата (планируемая и фактическая), раздел, тема урока, ФГОС (содержание курса и планируемые результаты), основные виды учебной деятельности учащихся или характеристика деятельности учащихся, перед каждым изучаемым разделом указываются цели УУД. Данный раздел может быть представлен в виде таблиц: Таблица 1



Темы разделов, уроков

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Контроль

Таблица 2

Название раздела, содержание обучения

Цель раздела

Основные виды деятельности учащихся

контроль












Таблица3




Наименование раздела (цель раздела), темы урока

Кол. часов

Сроки

Тип урока

Содержание

Деятельность учащихся

Вид

контроля


д\з






















































  1. Оформление рабочей программы

6.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

6.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения. Примеры оформления титульного листа:

Муниципальное образовательное учреждение

«Юскинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена Согласована Утверждена

Протокол №__ от ______ 20 г. с зам. дир. по УВР Приказ № __ от _____ 20 г.

«__» ________ 20 г.

Рабочая программа

по предмету «Математика» для 1 класса

(УМК «Школа России», программа

М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова)

Составитель: Главатских Л. Н. учитель начальных классов МОУ «Юскинская СОШ»,

Категория,

Стаж,


Разряд.

с. Юски, 2011 г.




  1. Сроки действия рабочей программы




    1. Рабочая программа действует, пока действует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего (и последующих ступеней) образования по предмету.