«Поэт, учёный, гражданин» 1 чтец - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Чтец Салют взрывает тишину Палитрой красок в небе синем 1 41.37kb.
Сценарий Место проведения: актовый зал школы. На магнитной доске... 1 55.03kb.
Сталин никогда не упоминал о своей приверженности к живописи и поэзии. 1 51.13kb.
Поэт, одухотворивший наше детство. Со дня рождения Сергея Михалкова... 1 17.1kb.
История вычислительной техники началась едва ли не раньше, чем окончательно... 1 39.73kb.
Вопросы по ксе для письменных ответов дома. 1-й семестр 2007 г 1 53.47kb.
В рубцовске сотрудниками полиции задержан гражданин Республики Таджикистан... 1 15.57kb.
Интерес А. С. Пушкина к национальному фольклору общеизвестен. 1 133.03kb.
«Шокан Уалиханов – великий казахский ученый и просветитель» 1 25.87kb.
Отчет по лабораторной работе «Реакции восстановления. Получение анилина» 1 28.24kb.
Государственная символика России. Я – гражданин России 1 137.83kb.
Контрольная работа по теме: «Кислородсодержащие вещества» 1 21.57kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
«Поэт, учёный, гражданин» 1 чтец - страница №1/1

Вечер в литературной гостиной

«Поэт, учёный, гражданин»

1 чтец

— Ну, пошел же, ради бога! —

Небо, ельник и песок —

Невеселая дорога...

Эй! Садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь...

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.

Так, учиться ты идешь...

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаек.


Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый —

Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.


Не без добрых душ на свете —

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете —

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь...

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!


Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных, то и знай, —


Столько добрых, благородных,

Сильных, любящих душой

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!



Ведущий 1. Вы догадались, о каком архангельском мужике идет речь в стихотворении Некрасова? Конечно, о великом сыне земли Русской — Михаиле Васильевиче Ломоносове. Только теперь, спустя более чем два с половиной века после его смерти, мож­но с достаточной полнотой охватить и должным образом оце­нить все созданное этим богатырем науки. Он был поэтом, учёным, гражданином. Занимался исследованиями по химии, математике, физике, астрономии, географии, биологии, языкознанию, философии, истории.



Сценка 1.

Два женских голоса за кадром

Мачеха М.В. Ломоносова

Отец М.В. Ломоносова

Занавес закрыт.

Магнитофонная запись: шум моря, на фоне которого раздаются

женские голоса.

1 голос: Марьяна! Марьяна!

2 голос: Слушаю, говори!

1 голос: Ты слышала, что у Василия Дорофеевича сын родился?

2 голос: Сын? Вот радость-то им!

Занавес открывается.

(Мать и отец Ломоносова сидят на деревянной скамье в своем доме.

Женщина держит ребенка (куклу) и качает ее, напевая колыбельную песню.

Мужчина сидит и ремонтирует прохудившиеся рыболовные сети)
1 чтец: Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в

деревне Мишанинской на Курострове близ Холмогор Архангельской

губернии в семье крестьянина-помора. Отец Ломоносова – Василий

Дорофеевич – занимался хлебопашеством, морским рыбным и зверобойным

промыслом. Он имел судно и ходил на нем в Белое море и Северный

Ледовитый океан. Мать Ломоносова – Елена Ивановна. От нее он

унаследовал тонкий художественный вкус, поэтическое восприятие мира,

добросердечность и отзывчивость. Чем старше становился сынишка, тем

больше слышал от матери сказок и былин. Родители Михайло были

хлебосольными хозяевами и охотно принимали у себя гостей. И ни один

праздник не обходился без лирических песен, остроумных прибауток,

пословиц и загадок.



Ведущий 2. Отец его, Василий Дорофеевич Ломоносов, - один из со­стоятельных людей в округе, первый из жителей сего края построил и по-европейски оснастил на реке Двине галиот и прозвал его «Чайкой». Он «промысел имел на море... в промы­словых местах для ловли трески и палтосины»

2 чтец

Невод рыбак расстилал

По брегу студеного моря.

Мальчик отцу помогал...

Отрок, оставь рыбака!

Мрежи иные тебя ожидают,

Иные заботы:

Будешь умы уломлять,

Будешь помощник царям.

А. С. Пушкин

Ведущий 1.В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал всё, что было под рукой. У соседа нашлась «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого.Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть..

Мать Ломоносова, Елена Ивановна Сивкова, умерла через 8-9 лет после рождения сына. Своенравный Михайло не ла­дил с мачехой, и одной из причин ухода в Москву было жела­ние покинуть родительский кров, зажить самостоятельно — ведь ему было уже 19 лет.

Поход в Москву был для местных жителей трудным, но привычным делом: каждую неделю шли обозы с рыбой в сто­лицу. К одному такому обозу и примкнул Михайло Ломоносов.

3 чтец

Путь был долог, около месяца добирался Ломоносов до Москвы. В

начале января 1731 года он оказался в Москве.

Непросто было Ломоносову поступить в первое в России высшее учебное

заведение – Славяно-греко-латинскую академию. Ему пришлось назваться

сыном холмогорского дворянина, так как крестьянских детей в Академию не

принимали. К тому времени ему исполнилось 19 лет, но попал он в самый

младший класс, где обучались дети 10-11 лет.



Сценка 2.

(Михайло и ученики)

1 ученик: Гляньте, какой болван пришел с нами учиться!

2 ученик: Ну и здоровый!

3 ученик: Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот и, стараясь быть серьезным,

проговорил: "Что с тобой сделать? На крышу забросить?"
Ведущий 2. Больше над ним не смеялись, а как стал отвечать, на него, будто на

чудо, стали смотреть.

1 ученик. Да он лучше учителей все знает!

2 ученик: Посмотри, как говорит!
Ведущий 2. М.В. Ломоносов был так талантлив и так прилежно учился, что за

один год прошел три класса Академии. Он научился читать и писать по

латыни, изучил славянскую грамматику, начала истории, географии и

арифметику. За короткий срок М.В. Ломоносов добился больших успехов и

стал первым по все предметам.

4 чтец

«Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон от-пращающие от наук пресильные стремления... С одной сто­роны, несказанная бедность: имея один алтын в день жало-ванья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил.

С другой стороны, школьники, малые ребята, кричат, перстами указывают: смотрите-де, какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться!» (из письма Ломоносова к Ивану Ива­новичу Шувалову, камергеру императрицы Елизаветы Петров­ны, куратору Московского университета).
Ведущий 1.

В московской Славяно-греко-латинской академии, одном из лучших учебных заведений того времени, он изучал матема­тику, географию, историю, риторику и немецкий язык. Как один из самых лучших учеников академии был послан в Петербургский университет.

В это время в Сибири работала академическая экспедиция, изучавшая природу и минеральные богатства края. Ей требовались специалисты-химики, знакомые с основами металлур­гии и горного дела. Для подготовки таких специалистов было решено послать наиболее способных студентов в Германию. В числе трех студентов в Марбургский университет отправился и Ломоносов.

5 чтец

Трехлетнее пребывание в Марбурге расширило круг зна­ний Михаила Васильевича.

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Петербург прекрасно под­готовленным не только в области физико-математических, но и прикладных наук, таких, как минералогия, рудные ископае­мые, металлургия, обработка металлов и пробирное дело. Он ознакомился с производством стекла, освоил мореходное дело, астрономию, географию.

6 чтец

Из характеристики, данной М. В. Ломоносову профессором Вольфом в Марбурге 20 июня 1739 г.: «Молодой человек с пре­красными способностями, М. В. Ломоносов со времени своего прибытия в Марбурге прилежно посещал мои лекции по мате­матике и философии, а преимущественно физики, и с особен­ною любовью старался приобретать основательные познания. Нисколько не сомневаюсь, что если с таким же прилежанием будет продолжать свои занятия, то он со временем, по возвра­щении в Отечество, может принести пользу государству, чего от души и желаю».

В 1745 г. Ломоносов был назначен профессором химии Петербургской академии наук. Это назначение дало ему воз­можность широко развернуть свою исследовательскую и на­учную работу.

Демонстрация фотографии здания Академии наук (ХШ в.).

Ведущий 2. Михаил Васильевич Ломоносов принадлежит к тому не­многочисленному кругу ученых, чье имя в истории не толь­ко связано с развитием ряда наук, но также составляет и ми­ровую славу русской культуры. Все многообразие и творче­ских, и человеческих устремлений наиболее полно отрази­лось в его поэзии. Звучит музыка из оратории Генделя «Самсон».

7 чтец Восторг внезапный ум пленил,

Ведет на верх горы высокой,

Где ветр в лесах шуметь забыл

В долине тишины глубокой.

Внимая нечто, ключ молчит,

Который завсегда журчит

И с шумом вниз с холмов стремится.

Лавровы вьются там венцы,

Там слух спешит во все концы,

Далече дым в полях курится...


Ведущий 1.

Так начиналась ода, которая была прислана в 1740 г. из Германии в Петербургскую академию наук русским студен­том Ломоносовым, в то время в литературе никому не из­вестным. Она прославляла доблесть русских войск, взявших турецкую крепость Хотин. Посылая оду в Академию наук, он приложил к ней «Письмо о правилах российского стихо­творства», где излагал содержание реформы русского лите­ратурного языка.

Один из современников М. В. Ломоносова вспоминал о первом чтении этих стихов: «Мы были очень удивлены таким еще небывалым в русском языке размером стихов... Все чита­ли их, удивляясь новому размеру».
Ведущий 2.

Забота о благе Родины, прославление величия, мощи и богатства родной страны, героического русского характера, миролюбия родного народа — вот темы его произведений.

Из поколения в поколение русские школьники заучивали наизусть знаменитые строки Ломоносова о науках и россий­ских ученых:

8 чтец

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте, ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.
Ведущий 2.

О лучших стихах Ломоносова А. С. Пушкин сказал: «Они останут­ся вечными памятниками русской словесности». Послушайте басню М. В. Ломоносова.



9 чтец

Лишь только шум дневной замолк,

Надел пастушье платье волк

И взял пастуший посох в лапу,

Привесил к поясу рожок,

На уши вздел широку шляпу

И крался тихо сквозь лесок

На ужин для добычи к стаду.

Увидев там, что Жучко спит,

Обняв пастушку, Фирс храпит

И овцы все лежали сряду,

Он мог из них любую взять;

Но, не довольствуясь убором,

Хотел прикрасить разговором

И именем овец назвать.

Однако чуть лишь пасть разинул,

Раздался в роще волчий вой.

Пастух свой сладкий сон покинул,

И Жучко бросился с ним в бой.

Один дубиной гостя встретил,

Другой за горло ухватил.

Тут поздно бедный волк приметил,

Что чересчур перемудрил,

В полах и рукавах связался

И волчьим голосом сказался.

Но Фирс недолго размышлял,

Убор с него и кожу снял.

Я притчу всю коротким толком

Могу вам, господа, сказать:

Кто в свете сем родился волком,

Тому лисицей не бывать.

Тихо звучит произведение Генделя «Страсти».
Ведущий 1.

Всю свою жизнь М. В. Ломоносов был одинок. Как теперь известно, он не ладил ни с царедворцами, ни с руководством тогдашней академии, поэтому все его научные труды еще в конце XVIII в. попали на самые дальние полки архивов. Офи­циальные власти постарались поскорее о нем забыть.

Ломоносов не встречал понимания и в семье. Тяжело, труд­но и одиноко умирал ученый. «Я не тужу о смерти: пожил, по­терпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют», — за­писал он.
10 чтец

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный аквилон сотреть не может

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать не будет,

Что мне беззнатной род препятством не был.

Чтоб внесть в Италию стихи эольски

По первому звенеть Алцейской лирой.

Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.

11 чтец

Любимая наука – химия. Ломоносов по-новому осознал роль и значение химии, её место среди наук, изучающих природу. Он называл химию наукой.

«Слово о пользе Химии».

В 1748 году создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разработал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751 году.



12 чтец

Открытия в области химии.



  1. Открыл первую химическую лабораторию в России.

  2. Составил рецепт для приготовления фарфора

  3. Разработал принципы новой науки «физической химии.

Диплом профессора химии

13 чтец

Открытия в области физики.



  1. Открыл закон сохранения материи.

  2. Сконструировал термометр.

М. В. Ломоносов впервые ввел в химию количественный метод — метод точных измерений веса, меры, пропорций.

За 40 лет до Лавуазье Ломоносов сформулировал закон сохранения массы веществ при химических реакциях и закон сохранения энергии.

Критикуя выводы Бойля из опытов по прокаливанию ме­таллов, он писал: «Все изменения, в природе происходящие, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отни­мется, столько присовокупится к другому». «Нет никакого со­мнения, что частички из воздуха, текущего непрерывно над подвергаемым обжиганию телом, соединяются с последним и увеличивают его», — указывал он в 1756 г.



14 чтец

Открытия в области астрономии.



  1. Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительным прибором для сгущения света.

  2. Открыл атмосферу на Венере.


15 чтец

Открытия в области истории.



  1. Написал 1 том Российской истории.

  2. Составил «Краткий Летописец с родословной»

Открытия в области географии

  1. Составил полярную карту.

  2. Разработал прибор для морского кораблевождения.

  3. Доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктида).

  4. Доказал возможность Северного морского пути в Индию.

16 чтец

Ломоносов – металлург, геолог.

Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой земли и на причину образования полезных ископаемых.

Михаил Васильевич составил каталог минералов России.

Открытия в области геологии.


  1. Теория возникновения минералов и металлов.

  2. Теория возникновения землетрясений.

17 чтец

Ломоносов – художник

1.Открыл секрет изготовления смальты.

2. Изготовил 40 мозаичных картин.

3. Избран почётным членом Петербургской Академии художеств.

4. Открыл мозаичную картину.


Ведущий 2.

И 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова было открыто старейшее в нашей стране высшее учебное заведение — Московский университет, которому впоследствии было присвое­но имя его основателя. А. С. Пушкин писал, что Ломоносов, который «сам был первым нашим университетом», «создал первый русский университет».

М. В. Ломоносов первым понял, как необходим России университет. Развивавшаяся в стране промышленность, созданные Петром I регулярная армия, флот, правительственные учреж­дения испытывали острую нужду в образованных людях. Без них нечего было думать об изучении огромной страны, ее тер­ритории, освоении природных богатств. Нужны были также врачи, учителя, юристы, историки, архитекторы и многие дру­гие работники, а готовить их было негде.

Новый университет состоял из трех факультетов: философ­ского, медицинского и юридического. Во всех университетах мира был и богословский факультет. Благодаря стараниям Ломоно­сова в Московском университете такого факультета не было, бо­гословие преподавалось лишь как отдельный предмет.



Демонстрация репродукции картины, на которой изобра­жено первое здание Московского университета.

18 чтец

Огромное значение имело то, что в Московском универси­тете впервые начали преподавать все науки на русском языке. В Академии наук, семинариях преподавание велось тогда на немецком, латинском, церковно-славянском языках. И можно сказать, что лишь с открытием Московского университета нау­ка заговорила в полный голос на русском языке.

Составляя проект университета, Ломоносов предусмотрел также создание при нем гимназии, понимая, что университет погибнет, если ему неоткуда будет брать студентов.

Право быть студентами университета получили не только дворяне, но и дети ремесленников, солдат, купцов, канцеляристов, духовенства и даже крестьян. Ломоносов не смог добиться Разрешения учиться в университете лишь для детей крепост­ных помещичьих крестьян.



Ведущий 1.

Вот уже двести пятьдесят лет Московский университет игра­ет огромную роль в развитии науки и культуры. Достаточно ска­зать, что из его стен вышли Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, А П. Чехов, Л. В. Собинов, М. Джалиль. С ним связана научная деятельность К. А. Тимирязева, Н. И. Пирогова, И. М. Сеченова, Л. Д. Ландау



Ведущий 2.

За выдающиеся успехи в деле становления отечественного просвещения, развития науки и культуры в 1940 г. Московский государственный университет награжден орденом Ленина, а в 1955 г. - орденом Трудового Красного Знамени.

В настоящее время в МГУ одновременно обучаются несколь­ко десятков тысяч студентов. В МГУ есть замечательная тради­ция: на празднике посвящения в студенты и в дни прощания со студенческой жизнью в стенах актовых залов университета звучит созданный здесь студенческий гимн «Гаудеамус».

Исполняется гимн.

Ведущий 1.

Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственном производстве, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.



Ведущий 2.

Годы нечеловеческого труда, напряженной научной работы, неустанной борьбы с засильем академиков-иностранцев, людей, далеких от науки, подорвали здоровье великого ученого. 15 апреля 1765 г. перестало биться горячее сердце великого русского поэта, ученого, гражданина и патриота России.



«Историк, химик, механик, геолог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё прошёл». Так сказал о М.В. Ломоносове А.С.Пушкин.