Подготовка к сочинению на лингвистическую тему в гиапо русскому языку 2012 - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 9-х классов... 1 42.44kb.
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена... 3 413.7kb.
Урок по русскому языку на тему: " Глагол. Обобщение" 1 67.45kb.
Литературные аргументы к сочинению-рассуждению, часть с егэ по русскому... 1 38.16kb.
Программа по русскому языку (7 класс) 1 141.27kb.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного... 1 280.53kb.
Рабочая программа по русскому языку (название учебного предмета,... 3 419.13kb.
Л. В. Прохватилина Контрольные и проверочные работы по русскому языку 4 640.24kb.
Контрольная работа по русскому языку за 1-ое полугодие 9 класса по... 1 255.78kb.
Методическое обеспечение учебного плана на 2013 2014 учебный год 1 106.17kb.
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе на 2011 2012 учебный... 3 775.81kb.
Называется производная (первого порядка) от производной (n-1) 2 587.78kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему в гиапо русскому языку 2012 - страница №1/1

Подготовка к сочинению на лингвистическую тему

в ГИАпо русскому языку 2012
Яшин В.Н.,

ст. преподаватель

кафедры филологического образования

«СарИПКиПРО»
В ДЕМО-версии ГИА по русскому языку 2012 года изменилась формулировка темы сочинения на лингвистическую тему. Учащимся предлагается следующее задание: «Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». … Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). …Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. …. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. …. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов» [КИМ ГИА 2012].

Рассмотрим возможные подходы к написанию сочинения, приведем примеры.

Автор высказывания-тезиса сочинения – Степанов Георгий Владимирович – известный российский филолог, специалист по испанскому языку и литературе. Вероятно, теоретическая основа его высказывания –исследования проблемы языковой картины мира разных народов. Специфика национальной языковой картины мира может проявляться как на лексическом, так и грамматическом уровнях языковой системы. Например, в русском языке значима категория «Судьба». На лексическом уровне это выражается в более высокой частотности слова судьба и его синонимов по сравнению с западноевропейскими языками: ирония судьбы, игра судьбы, их судьбы переплелись, повороты судьбы и т.п; на грамматическом уровне значимость категории «СУДЬБА» проявляется, например, в обилии безличных предложений: Его переехало трамваем (а не Он попал под трамвай), Ему скучно (вместо Он скучает), конструкций с устраненным субъектом действия: Стекло разбилось (вместоЯ разбил стекло) и т.п.; в подобных конструкциях действия представляются как нечто происходящее помимо воли человека, по воле судьбы.

По отношению к текстам-эссе высказывание Г. Степанова может трактоваться как психолингвистическая проблема, проблема способа выражения мыслей говорящего (автора). В частотности, о правдивости/ложности высказывания говорящего можно судить по тому, соответствует ли форма (грамматика) содержанию (лексике) высказывания. В этом контексте изречение Г.Степанова синонимично выражению Не важно, что человек говорит, а важно – как говорит, то есть грамматика более «правдива», тогда как лексика позволяет вуалировать истинные мысли говорящего. Так, во многих выступлениях советских политических лидеров эпохи застоя говорилось об активной деятельности партии, однако при этом в данных текстах преобладали не глаголы, а существительные. Вот пример такого текста:



Главным источником роста производительности труда должно быть повышение технического уровня производства на основе развития и внедрения новой техники и прогрессивных технологических процессов, широкого применения комплексной механизации и автоматизации, а также углубление специализации и улучшение производственного кооперирования предприятий.

(Л.И. Брежнев)

Если принять за тезис утверждение о том, что грамматика «правдивее» лексики, то вполне оправданно сделать вывод – в основе приведенного текста не собственно действия, а некие абстрактные явления, отвлеченные представления о действии. Это пример того, как лексическое значение ключевых слов текста не соответствует их грамматическому общекатегориальномучастеречному значению. Для сравнения приведем фрагмент речи современного российского политического лидера:

Необходимо создать школу, способную раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.

(Д.А. Медведев)

Как видим, в речи говориться о действиях, и при этом текст насыщен глаголами – семантика текста соответствует общекатегориальному значению ключевых слов. (Мы приводим примеры из политической речи, так как проблема выявления скрытых смыслов текстов наиболее актуальна и в большей степени разработана на материале политическойречи[Яшин 2011].)

В следующем примере рассмотрим случай, когда лексическое значение дополняется грамматическим. Рассмотрим текст:

1)Весною 1809 года князь Андрей поехал в рязанские имения своего сына, которого он был опекуном.

2) Пригреваемый весенним солнцем, он сидел в коляске, поглядывая на первую траву, первые листья березы и первые клубы белых весенних облаков, разбегавшихся по яркой синеве неба. 3)Он ни о чем не думал, а весело и бессмысленно смотрел по сторонам.

4)Проехали перевоз, на котором он год тому назад говорил с Пьером. 5) Проехали грязную деревню, гумны, зеленя, спуск с оставшимся снегом у моста, подъём по размытой глине, полосы жнивья и зеленеющего кое-где кустарника и въехали в берёзовый лес по обеим сторонам дороги. 6) В лесу было почти жарко, ветру не слышно было. 7) Береза, вся обсеянная зелеными, клейкими листьями, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезали, зеленея, первая трава и лиловые цветы. Рассыпанные кое-где по березняку мелкие ели своею грубою вечною зеленью неприятно напоминали о зиме. 8) Лошади зафыркали, въехав в лес, и виднее запотели.

9) Лакей Петр что-то сказал кучеру, кучер утвердительно ответил. 10) Но, видно, Петру мало было сочувствования кучера: он повернулся на козлах к барину.

11)— Ваше сиятельство, лёгко как! — сказал он, почтительно улыбаясь.

12)— Что?

13)— Лёгко, — ваше сиятельство.

14)«Что он говорит?» — подумал князь Андрей. 15)«Да об весне верно, — подумал он, оглядываясь по сторонам. — И то зелено всё уже... как скоро! И береза, и черемуха, и ольха уж начинает... А дуб и незаметно. Да, вот он, дуб».

Л.Н. Толстой

Приведем пример сочинения на материале данного текста (шаблон сочинения заимствован с сайта «По уши в ГИА» [Четыре образца сочинения]).



Известный лингвист  Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Данное высказывание состоит из  двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику или словарный запас языка, который используют люди в речи.  Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире.  Значит, слова отражают мысли людей.  Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления.  То есть «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди». Например, в текстовом фрагменте, посвященном описанию дороги князя Андрея в Рязанские имения (предложения 1-15)  Л.Н.Толстой использует шесть слов с корнем зелен-: зеленя, зеленеющий, зелеными, зеленея, зеленью, зелено. Таким образом, на лексическом уровне автор указывает на то, что в природе преобладает зеленый цвет.

Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «грамматика».  Грамматика – это раздел лингвистики, включающий в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку  правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, отношениек описываемому, выражает оттенки смысла высказывания. Так, с точки зрения грамматики при описании весенней природы в рассмотренном выше фрагменте, автор использует не просто однокоренные слова (с корнем зелен-), а слова разных частей речи: зеленя, зеленью - существительные, зеленеющий - причастие, зелеными - прилагательное, зеленея - деепричастие, зелено – краткое прилагательное. Слова разных частей речи по-разному передают идею «зеленый»: как признак, как предмет, как действие. Таким образом, благодаря грамматике автор привносит в изображение весенней зелени идею разнообразия, разных форм ее проявления.

Таким образом,  грамматика нужна не только для правильного использования слов в речи, но может служить и способом передачи дополнительных смыслов в тексте.

В рассмотренном тексте идея «зеленый» (лексическое явление) передается словами разных частей речи (грамматическое явление). Проблема различных способов передачи одного и того же значения -  предмет исследования синонимики (морфемной, лексической, морфологической, синтаксической).   Для сочинения на лингвистическую тему актуальна морфологическая и синтаксическая синонимика. Приведем примеры морфологических и синтаксических синонимов:



Морфологические синонимы:

Полные и краткие формы прилагательных:

Девушка очень хорошая. – Девушка очень хороша.(Полня форма выражает постоянный признак, краткая - временный)

Синтаксические синонимы:
1). В словосочетании:

варенье из черники – черничное варенье;стайка воробьев- воробьиная стайка.

2). В простом предложении:

2.1) Двусоставные-односоставные предложения:



Я люблю читать. – Люблю читать.

Пахнет сирень. – Пахнет сиренью.

Ураган разрушил дом. – Дом разрушило ураганом.

Наступила осень. – Осень.

Госпиталь спал. – В госпитале спали.

Мне нужная книга. – Мне нужно книгу.

Война мир не победит. – Войне мир не победить.

2.2) Синонимы – разновидности односоставных предложений



Здесь просят не курить. – Здесь запрещается курить.

2.3) Синонимы – разновидности двусоставных предложений.



Кто не писал стихов в юности?! – Все писали стихи в юности.

3) В сложном предложении

Бессоюзное предложение - сложносочиненное - сложноподчиненное предложения

Дует ураганный ветер, выйти невозможно.

Выйти невозможно: дует ураганный ветер.

Дует ураганный ветер, и выйти невозможно.

Выйти невозможно, потому что дуетураганный ветер.

4) Сложные и простые предложения

Один только человек не участвовал в общей радости.  – Был только человек, который не участвовал в общей радости.

5) Причастные, деепричастные и другие обороты и придаточные предложения

Проводив товарищей, Тоня долго стояла молча.  – Когда Тоня проводила товарищей, она долго стояла молча[Бабайцева 2004: 124-128].

Из примеров видно, как при едином лексическом наполнении содержание высказываний может видоизменяться в зависимости от их грамматического оформления.

Таким образом, при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему учащимся необходимо иметь четкое представление о том, что   грамматика и  лексика тесно связаны между собой, отличие в том, что грамматика отражает более высокий уровень обобщения явлений действительности, чем лексика. Как нам представляется, лексическое и грамматическое в тексте может находиться в следующих отношениях: лексическое соответствует грамматическому  (текст Д.А. Медведева), лексическое не соответствует грамматическому (текст Л.И.Брежнева), лексическое дополняется и уточняется грамматическим (текст Л.Н. Толстого).Обширный материал для описания способов передачи одних и тех же смыслов различными грамматическими способами представляет морфологическая и синтаксическая синонимика.

В качестве практической части подготовки к сочинению на лингвистическую учащимся целесообразно предложить задания на развитие навыка различения смысловых оттенков синонимичных морфологических и синтаксических единиц. Приведем примеры заданий (по учебнику [Бабайцева 2004: 241]):



Образуйте от полных прилагательных краткие формы. Составьте предложения с получившимися парами слов. Объясните смысловую разницу в употреблении полных и кратких прилагательных.

Больной, добрый, спокойный, глупый, смелый, строгий.



Подберите к двусоставным предложениям синонимичные односоставные. Укажите вид односоставных предложений. Сравните получившиеся предложения и определите, в чем их смысловая разница.

Я люблю музыку. Ты придешь завтра? Кто-то постучал в дверь. Я вам говорю. Поле засеяно. Зал молча. Комната проветрена. Госпиталь спал. Невдалеке строители строят новый дом. Сын не спит. В городе все было спокойно. Правило может быть сформулировано проще.



Подберите к предложению синонимичные сложные предложения (не менее шести). Сравните получившиеся предложения и определите, в чем их смысловая разница.

Осенью льют дожди, насыщают землю влагой.


Библиографический список
Бабайцева, В.В. Русский язык. 10-11 кл. / В.В. Бабайцева.– М., 2004.

КИМ ГИА 2011 // http://www.fipi.ru/binaries/1167/ruGIA2012. rarmore (дата обращения: 25.11.2011).

Четыре образца сочинения С2.1 (по проекту ДЕМО-2012) // URL: http:// uchimcauchitca. blogspot.com/ 2011/11/21-2012. html#more (дата обращения: 3.12.2011).

Яшин, В.Н. Архетипические ключевые слова отечественной политической речи (советский и постсоветский периоды) / В.Н. Яшин. – Saarbrucken, 2011.