По литературному чтению в 3 классе - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План-конспект урока по литературному чтению в 4-м классе "К. 1 91.61kb.
Тришиной Татьяны Фёдоровны по литературному чтению 4А класс 2012... 2 309.66kb.
Программа по литературному чтению в 4 классе 1 121.24kb.
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса мбоу «Чернореченская... 2 755.14kb.
Введение в раздел 1 106.43kb.
Внеклассное занятие по литературному чтению 1 61.59kb.
Задания для предметной олимпиады по литературному чтению 1 107.29kb.
Урок по литературному чтению по произведению о. Кургузова 1 59.23kb.
Программа по литературному чтению 1 44.49kb.
Примерная программа по русскому языку Примерная программа по литературному... 15 4080.46kb.
Урок по литературному чтению 2 класс Тема: Н. Носов «На горке». 1 67.33kb.
Классный час мастерская общения «Заповеди нашего класса» 1 49.01kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
По литературному чтению в 3 классе - страница №1/6

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им.Н.Р.Ирикова с. Зилаир»

муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан

Рассмотрено на заседании МО «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

____ августа 2013 года с зам.директора по учебной работе руководителем ОУ

руководитель МО _____ августа 2013 года 30 августа 2013 год

приказ №137

______\Валявина Н.М.\ _____________ \Ускова З.Р.\ __________ \Сухов К.Б.\


Рабочая программа

по литературному чтению в 3 классе

на 2013-2014 учебный год

Составлена в соответствии с программой по литературному чтению на основе авторской программы Н.А. Чураковой по литературному чтению УМК «Перспективная начальная школа» - М.: Академкнига, 2011.

Составил: Валявина Надежда Михайловна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

2013


Литературное чтение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М, Просвещение,2011.

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., «Просвещение», 2011.

3.Планируемые результаты начального общего образования. М., «Просвещение», 2011.

4.Программа Министерства образования РФ: Начальное общее образование «Перспективная начальная школа» Авторы «Литературное чтение» Р.Г. Чуракова, О.В. Малаховская.

5.Федеральный перечень учебников. Литературное чтение (текст):3кл.: учебник: в 2ч. /. Р.Г. Чуракова .- 2 –е изд. – М. :Академкнига/Учебник, 2012.


Место курса в учебном плане Программа по литературному чтению в соответствии с федеральным базисным учебным планом изучается с 1-го по 4-й класс

На изучение литературного чтения в 3 классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 136 ч (34 учебн. нед.).


Цели и задачи курса

Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области.



Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В рамках данной предметной области решаются следующие задачи:

- духовно-нравственная (от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения разные нравственные позиции);

- духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);

- литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемых эмоциональный эффект);

- библиографическая (от формирования умения ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).


Новизна программы.

Для создания или воссоздания целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на притяжении 4-х лет обучения. Эти герои- действующие интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне с ними решают те же задачи, но и завязывают с ними содержательную переписку, смысл которой не только в том, чтобы создать интерактивную форму обучения, но и в том, чтобы возродить почти утраченную культуру переписки, клубную работу младших школьников.

Программа знакомит с основными подходами в работе с литературным произведением, оставляя учителю простор для творчества. Обучающиеся становятся членами клуба «Ключ и Заря», отвечая на задания, ведут в течение года постоянную переписку с клубом.

Исходя из задач русской национальной школы в программу включены культурологический компонент через «Светочи России», интегрированные, бинарные, сквозные уроки.


Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно – историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности.

Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи.

В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи:

-духовно-нравственные;

-духовно-эстетические;

-литературоведческие;

-библиографические.

Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.


Межпредметные связи.

Данный учебный предмет прежде всего тесно связан с такими предметами как русский язык, так же с математикой, оом, музыкой, изо и технологией.


Особенности организации учебного процесса

Программа 3 класса знакомит школьников с такими древними жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов.




Содержание программы «Литературное чтение» 3 класс
Устное народное творчество

Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Развитие сказки о животных во времени. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история, 2) просто древняя и 3) менее древняя сказочная история.
Особенность самых древних сказочных сюжетов (историй) — их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида).
Особенность просто древних сказок — начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство).
Особенность менее древней сказки — ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным.
Представление о бродячих сюжетах (сказочных историях).
 Жанр пословицы. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Пословицы разных народов. Подбор пословиц для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов.

 Авторское творчество
Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.
Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Международная популярность жанра и развитие жанра басни во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин.

Жанр бытовой сказки. Обобщенность характеров, наличие социального конфликта и морали. Связь с жанром басни.
 Формирование представлений о жанре рассказа
Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя, авторские комментарии..
 Формирование представлений о различии жанров сказки и рассказа. Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции; непредсказуемость композиции рассказа.
Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): приоткрыть слушателю-читателю тайны природы и тайны поведения (сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ).
Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора») в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор).
Лента времени. Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени, а также путем помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту времени произведений фольклора, а также авторских литературных и живописных произведений.
 Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями. Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, — это сходство и близость МИРОВОСПРИЯТИЯ их авторов (а не тематическое сходство).
 Библиографическая культура. Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формирование умений составлять разные сборники. Понятие «Избранное».Составление сборника избранных произведений любимого писателя или поэта. Воспитание потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком.
Умения и навыки осознанного и выразительного чтения
Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения (соблюдения норм литературного произношения), беглости, выразительности (использование интонаций, соответствующих смыслу текста). Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки на увеличение его скорости.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающиеся научатся:
• читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;
• писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
• называть имена писателей и поэтов - авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
• рассказывать о любимом литературном герое;
• выявлять авторское отношение к герою;
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
• читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.
• делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;
• самостоятельно читать выбранные книги;
• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
• самостоятельно работать со словарями.
«Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
• различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;
• обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
• интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);
• принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

• рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;


• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями И наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.


Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
• свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины - определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.


Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Литературное чтение» к концу третьего года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:

  • наизусть 6–8 стихотворений разных авторов;

  • имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.


Уметь:

  • читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

  • различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;

  • различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

  • выявлять авторское отношение к герою;

  • рассказывать о любимом литературном герое;

  • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

  • ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации);

  • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;

  • самостоятельного чтения выбранных книг;

  • высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;

  • работы со словарями.


Учебно-тематический план «Литературное чтение»


№ п/п

Название раздела

Количество часов



Учимся наблюдать и копим впечатления

20 ч



Постигаем секреты сравнения

15 ч



Пытаемся понять, почему люди фантазируют

15 ч



Учимся любить

15 ч



Набираемся житейской мудрости

10 ч



Продолжаем разгадывать секреты смешного

15 ч



Как рождается герой

23 ч



Сравниваем прошлое и настоящее

23 ч




Итого

136 ч

следующая страница >>