План-конспект урока. Тема: «Поговорим о взятке» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План-конспект урока тема урока «эдс. Закон Ома для полной цепи» 1 87.57kb.
План-конспект урока Тема урока «Объем прямоугольного параллелепипеда» 1 69.11kb.
2013 г. План открытого урока литературы в 9 классе. Тема урока 1 116.15kb.
План конспект урока технологии Тема: Натуральные волокна животного... 1 177.14kb.
Конспект урока по биологии Тема: Микроэволюция Тема урока: Популяционная... 1 71.13kb.
План-конспект урока по литературному чтению в 4-м классе "К. 1 91.61kb.
План – конспект урока технологии в 7 классе Тема: "Химические волокна. 1 64.58kb.
План-конспект интегрированного занятия по русскому языку и изо в... 1 55.18kb.
План конспект урока с элементами информационной технологии Тема:... 1 162.03kb.
Конспект урока русского языка Класс: 6 Тема урока: «Гласные в приставках... 1 214.44kb.
План-конспект урока по физической культуре Тема: Баскетбол. 1 27.04kb.
Тематическое планирование уроков биологии в 9 классе 1 105.54kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
План-конспект урока. Тема: «Поговорим о взятке» - страница №1/1

МОУ Вешкаймская средняя общеобразовательная школа №2 имени Б. П. Зиновьева.

План-конспект урока.

Тема: «Поговорим о взятке».

Учитель истории

и обществознания

Аладина Г.В.

2012 -2013 уч. год

Тема урока: Поговорим о взятке.

Цель урока: дальнейшая работа по формированию антикоррупционного мировоззрения учащихся.

Задачи:


  • дать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления

  • Выяснить, что учащимся известно о коррупции.

  • знакомство учащихся с понятиями взятка, коррупция, мзда и др.

  • сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма; на эмоциональном уровне формирование неприятия коррупционного поведения.

  • сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами; формирование гражданственности у учащихся

  • стимулировать мотивацию антикоррупционного поведении

  • Формирование умения вести дискуссию.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ученики должны:

1. Понять информацию. Вред, причиняемый коррупцией, чаще всего доказы­вается с помощью экономических и социально-политических аргументов. Для более юных учеников они могут быть непонятны, а для большинства – не слишком актуальны. Поэтому аргументы следует “перевести” на язык учени­ков и показать, как коррупция затрагивает интересы их близких.

2. Запомнить. Без сомненья, “повторенье – мать ученья”. (Однако если повторить одну вещь более трех раз, то человек начинает чувствовать пресыщение и угрозу для своей свободы выбора. Поэтому следует менять форму сообщения и пода­вать информацию как можно более неожиданным и впечатляющим способом).

3. Убедить самих себя. Установки бывают особенно сильными, если они не были навязаны, а сформировались в процессе интенсивного обдумывания. Получа­ется, что одной только информации недостаточно, но не стоит и “разжевывать” ученикам оценку явления. Гораздо более действенным способом будет доверить анализ, интерпретацию, аргументирование и обобщение информации самим ученикам, то есть воспользоваться методикой активного обучения. Уметь выявлять проявления коррупции в нашем обществе.

План урока



Этапы урока. I этап.

Стихотворения.

 В четверг совещание было,

 Рассмотрен был важный вопрос:

 Правительство наше решило

 С коррупцией биться всерьез.

 Обзор негативных явлений

 Докладчик с трибуны читал,

 Потом перешли к обсужденью.

 Один подполковник сказал,

Что, мол, дожидаться негоже,

 Когда нас возьмут в оборот,

 Мы сами взять за руку можем

 Любого, кто взятки берет!

 И, чтобы в глазах руководства

 В грязь  не ударить лицом,

 Нам план разработать придется,

 Как будем ловить подлецов:

 «С кого же начнем? Предлагайте!

 Смелее! Здесь только свои!»

 Весь зал зашумел: «А давайте

 Поймаем на взятках ГАИ!»

 Начальник ГАИ, беспокоясь

 За честь подчиненных своих,

Ответил: «Имейте же совесть –

 На днях осудили двоих!

 Давайте-ка в рамках закона

 Проверим бойцов ППС,

 Вон, их командир батальона

 Недавно купил «Мерседес»!»

 Однако начальник по кадрам

 Резонно заметил в ответ:

«Сержантов тревожить не надо,

 У них без того - некомплект!»

 Потом предложение было:

 «Задать участковым дрозда»,

 Но тут же его отклонили:

 Кто ж будет работать тогда?

 И даже начальника тыла

 Затронул товарищ один,

 За то, что в клозете  нет мыла,

 «Налево» уходит бензин,

 На даче он выстроил терем,

 Забор обложил кирпичом.

 Но это совсем не по теме,

 Коррупция здесь ни при чем!

 … Вот так перебрали все службы,

 В Москву был направлен ответ,

 О том, что нас трогать не нужно,

Поскольку коррупции нет! 



Вступительное слово:

Одной из самых больших проблем современного мира стала коррупция. Она охватывает все сферы общественной жизни, все слои населения. Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивается с вымогательством, взяточничеством. Коррупция как огромный спрут охватывает весь мир. Неужели ей нельзя противостоять? А если можно, то, как и кто это должен сделать?

Коррупция - довольно сложное и неоднозначно понимаемое явление. Что коррупция – это плохо, согласно большинство населения. Среди старшеклассников мы провели анкетирование. И вот, что получилось.

Был задан вопрос: По телевидению, в прессе, часто говорят о коррупции, о коррупционерах. Как вы считаете, какие действия чаще всего совершают коррупционеры в современной России?



Итог таков:

-взятки, подкуп, продажность-25%

-воровство -(воруют, разворовывают)-17%

-махинации (присвоение, прикарманивают, набивают карман), обогащаются, наживаются-9%

-грабёж (грабят, ограбление)-3%

-убийства -(убивают)-2%

Явное смешение понятий: в одной куче и собственно коррупция (использование в корыстных целях своего служебного положения), и экономические преступления (воровство, махинации, набивание кармана) и даже насильственные действия. Но правильно определили респонденты: коррупция – это, прежде всего, взятка. О ней и пойдёт речь.



Этапы урока. II этап. Постановка целей.

1) Для начала разберемся с понятиями: коррупция и взятка.

2)Будем опровергать мифы о взятке, мзде, лихоимстве россиян.

3) В качестве закрепления, решим практические задания.

2. Работа со словарём. Предлагается в течение нескольких минут познакомиться со словарём, ответить на ряд вопросов. 1) В переводе с латинского коррупция – разложение. Как связаны эти понятия в русском языке? 2) Есть два русских слова: мзда и лихоимство, что из них опаснее?

Этапы урока. III этап.

Попробуем разобраться с часто встречающимися мифами.



Миф 1. Коррупция - исключительное российское явление.

В доказательство приводятся следующие аргументы.


Индекс восприятия коррупции Transparency International для России


Трансперенси Интернешнл начала рассчитывать Индекс восприятия коррупции для России с 1996 года. В 1996 году индекс рассчитывался для 54 стран. Для России его значение составило 2,6 балла (46-47 места). Такое же значение индекса было и у Индии.

В 1997 году индекс рассчитывался для 52 стран. Значение индекса для России составило 2,3 балла (49 место).




Индекс восприятия коррупции (CPI) по России

Годы

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Значения Индекса
восприятия коррупции,
баллы


2,58

2,27

2,4

2,4

2,1

2,3

2,7

2,7

2,8

2,4

2,5

2,3

2,1

2,2

2,1


Динамика индекса восприятия коррупции в России в 1996-2010 годах

В 1998 году индекс был рассчитан для 85 стран. Значение индекса для России составило 2,4 балла (76 место).

В 1999 году индекс был рассчитан для 99 стран. Значение индекса для России составило 2,4 балла (82 место). Такое же значение индекса было и у Эквадора.

В 2000 году индекс был рассчитан для 90 стран. Значение индекса для России составило 2,1 балла (82 место). Такое же значение индекса было у Кении.

В 2001 году индекс был рассчитан для 91 страны. Значение индекса для России составило 2,3 балла (79 место). Такое же значение индекса было у Эквадора и Пакистана.

В 2002 году индекс был рассчитан для 102 стран. Значение индекса для России составило 2,7 балла (86 место). Такое же значение индекса было у Кот д’Ивуара, Гондураса, Индии, Tанзании и Зимбабве. В своей речи, посвященной публикации Индекса восприятия коррупции 2002 года председатель Трансперенси Интернешнл Питер Айген отметил, что: «Недавние шаги Президента Владимира Путина по проведению налоговой реформы и новых законов по борьбе с отмыванием денег демонстрируют возможность смягчения восприятия коррупции в России, но ИВК-2002 указывает, что России предстоит еще длинный путь, так как она по-прежнему остается сильно коррумпированной страной, получившей наравне с Узбекистаном, Грузией, Украиной, Казахстаном, Молдовой и Азербайджаном менее 3 баллов из 10».

В 2003 году индекс был рассчитан для 133 стран. Значение индекса для России составило 2,7 балла (79 место). Такое же значение индекса было у Мозамбика.

В 2004 году индекс был рассчитан для 146 стран. Значение индекса для России составило 2,8 балла (90 место). Такое же значение индекса было у Гамбии, Индии, Малави, Мозамбика, Непала, Танзании. По словам Питера Айгена, прокомментировавшего полученные результаты, Россия, как и другие страны, имеющие крупные запасы нефти набрала низкий балл. «В этих странах система заключения государственных контрактов, связанных с нефтедобычей, пронизана коррупцией, в результате чего львиная доля доходов от производства и продажи нефти оседает в карманах менеджмента западных нефтяных компаний, посредников и местных чиновников», — отметил председатель Трансперенси Интернешнл. Руководитель российского отделения организации Елена Панфилова отметила, что положение России в рейтинге остается стабильным с 2000 года. По ее словам, многочисленные реформы президента Путина никак не меняют мнения предпринимателей и экспертов о степени коррумпированности российской бюрократической машины.

В 2005 году индекс был рассчитан для 159 стран. Значение индекса для России составило 2,4 балла (126 место). Такое же значение индекса было у Албании, Нигера, Сьерра-Леоне. По мнению Елены Панфиловой, такая позиция России в рейтинге — национальный позор России[. Снижение рейтинга России она связывает с «огромным зазором между антикоррупционной риторикой на верхах и реальным положением бизнеса на местах».

В 2006 году индекс был рассчитан для 163 стран. Значение индекса для России составило 2,4 балла (121 место). Такое же значение индекса имели Бенин, Гамбия, Гайана, Гондурас, Непал, Филиппины, Руанда, Свазиленд.



Файл:World Map Index of perception of corruption 2009.svg

Величина индекса восприятия коррупции в 2009 году согласно оценке организации Transparency International

В 2007 году Трансперенси Интернешнл включила в свой рейтинг 180 стран. Значение индекса для России составило 2,3 балла (143 место). Такое же значение индекса имели Гамбия, Индонезия, Того. По мнению руководителя российского отделения организации Елены Панфиловой, в России существует «коррупционная стабилизация», вследствие чего позиции России в рейтинге не сильно меняются.

В 2008 году индекс был вновь рассчитан для 180 стран. Значение индекса для России составило 2,1 балла (147 место). Такое же значение индекса было у Сирии, Бангладеш и Кении. В пресс-релизе Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р» отмечалось, что «Индекс 2.1 является самым низким показателем России в ИВК за последние восемь лет. Ничего удивительного в этих данных нет, если учесть, что высочайший уровень коррупции в стране признается как простыми россиянами, так и высшим руководством страны. <…> ситуация с коррупцией в России достигла угрожающих масштабов. И эта угрозу можно отметить по всем фронтам: феномен коррупции поразил политическую и институциональную, экономическую, судебную и правоохранительную, образовательную и воспитательную сферы, сферу социальной защиты, медицинскую, инвестиционную сферы, сферу международной торговли и серьезно подрывает саму государственность России.»

В 2009 году Россия занимала в рейтинге организации Transparency International 146 место. В 2009 году рынок коррупционный рынок в России организацией Transparency International оценивался в $300 млрд. Согласно проведённому Трансперенси Интернешнл в 2009 году исследованию, мировой финансовый кризис подстегнул коррупцию: за последний год она выросла в мире на 9 %.

В 2010 году Россия заняла 154 место (всего исследованы 178 стран). В пресс-релизе Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р», в частности, утверждалось: «… никаких кардинальных изменений не произошло. С коррупцией в нашей стране всё как было плохо, так плохо и осталось». Елена Панфилова заявила, что за год в России, фактически, ничего не поменялось, и добавила, что страны с рейтингом ниже трёх баллов следует считать находящимися в зоне очень высокой коррупции.








Фрагмент карты из доклада TI



• Представители бизнес-предприятий чаще всего дают взятки в следующих ор­ганизациях:

– Дорожная полиция;

– таможни;

– Государственная налоговая инспекция;

– городские и районные самоуправления;

– центры техосмотра автомобилей (опыт руководителей предприятий).

• Жители чаще всего дают взятки:

– в поликлиниках;

– в местных и республиканских больницах;

– в Дорожной полиции;

– в центрах техосмотра автомобилей.



Рынок российской коррупции оценивается в 300 миллиардов долларов. При этом исследования, посвященные коррупции в России, фиксируют стабильный рост количества нарушений в этой области. Согласно опубликованным в конце 2009 года данным, за последние два года рынок коррупции в России резко увеличился: средняя бытовая взятка выросла с 8 тысяч до 27 тысяч рублей.

Вопрос классу: «Какой вывод можно сделать?»

Сразу же делаем вывод: мы не одиноки. ( Это во - первых)

Во - вторых, исторические корни коррупции лежат в глубокой древности и встречаются у разных народов.

1)Например, упоминания о коррупции встречаются ещё в клинописях древнего Вавилона. (О злоупотреблениях судей и чиновниках).

2)По приказу персидского царя Камбиза новый судья садился в кресло, оббитое кожей, снятой с уличённого во взятках предшественника.

Коррупция осуждается и в священных текстах мировых религий.

«Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: «Аминь»

(Библия, Второзаконие, глава 27, стих 25)

«Дающий взятку и берущий взятку оба окажутся в адском пламени»

(Хадис Пророка Мухаммеда, Сборник «Сады благонравных» имама Ан–Навави)
Присутствие коррупции отразилось и в произведениях западноевропейских авторов Шекспир, Данте, Дюма. Просто Гоголь сделал это с непревзойдённым мастерством!

« Взяточничество губительно для государства, в котором я хотел бы жить.» Его автор В. Рейсмен- профессор Йельского университета США. Автор очень популярного в Америке исследования «Взятки: крестовые походы и реформаторы».



9 декабря – международный день борьбы с коррупцией

Миф 2. Взяточничество, коррупция в характере русских, это особенность нашей ментальности. («Ревизор» - классический пример)

Как известно, пословицы и поговорки – это средоточие народной мудрости.



Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе?

  • «Не подмажешь, не поедешь» – вымогательство, взятничество.

  • «Рука руку моет» – групповая запланированная деятельность в подкупе.

  • «Загребать жар чужими руками» – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

  • «Видит око, да зуб не мед» – безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

Много пословиц о несправедливом суде.

Закон – что дышло, куда повернешь – туда и вышло”.

У огня быть, да руки не согреть?”

«Возьми на калачи — только дело не волочи».

Не подмажешь - не поедешь.

С голого взятки гладки.

Не ходи к воеводе с одним носом, ходи к нему с приносом.
От трудов праведных не нажить палат каменных.
В суд ногой - в карман рукой

Но много пословиц и другого характера: о чести, совести, о порядочности.



Береги платье сынову, а честь смолоду.

По заслугам и честь.

Честь лучше бесчестья.  

ЗА ВЗЯТКИ НЕ ПО ГОЛОВКЕ ГЛАДЯТ, А КУДА НАДО САДЯТ.

Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Честному мужу честен и поклон
Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд.

Но и это не всё. В мудрости разных народов мира есть пословицы, поговорки о том, как можно извернуться, поступиться своей совестью для собственной пользы.

Щедрая мзда - прощай, вражда (чешская)

Дарами побеждают даже богов. - Muneribus etiam dei vincuntur (латинская)

При виде золота и пророк с неба спустится.(арабская)

Дары мудрых ослепляют (персидская)

Деньги не пахнут (римская)

Золото без рук, но всё делает (индийская)

Вопрос учащимся: «Какой вывод можно сделать из сказанного?»

Вывод: спор чести, совести, правды с бесчестьем, мздоимством, лихоимством шёл издавна не только у русского народа. Да и пословиц, поговорок о честности, правде у русского народа несравненно больше, чем тех, которые оправдывают коррупцию…



Миф 3. Виноваты в коррупции и взяточничестве чиновники.

Попробуем опровергнуть и этот миф.

Беседа по вопросам после инсценировки:

1)Как бы вы назвали такой вид коррупции? («низовая», бытовая ) самая распространённая: 99% всех автомобилистов хоть раз давали взятку инспектору ГАИ, и самая опасная, т.к. она аморальна и формирует особое коррупционное сознание, разрушает нравственные ценности.

2) Почему возникли обе ситуации? (потому что каждый нарушил закон, студент за незнание хотел получить хорошую оценку)

2) Кто больше виноват? (обе стороны, ситуации )

Вывод: в ситуациях со взяткой виноваты две стороны.

ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 209) и дача взятки (статья 291).

Это две стороны одной преступной медали: если речь идет о взятке, это значит, что есть тот, кто получает взятку (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).

Получение взятки – одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц, или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимущества и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки – преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействий) либо представлению получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.



Миф 4. Борьба с коррупцией - дело государственных органов. Воруют чиновники, берут взятки чиновники, что может сделать простой гражданин?

Безусловно, роль государства велика. Но и государство бессильно без активной роли общества.



Коррупция – это то, что государству самому не искоренить. Нужна помощь общества. Только если общество в целом, и каждый отдельный человек поменяет свой менталитет, только тогда можно будет справиться

с коррупцией. Предложения по борьбе с коррупцией



- Ужесточить законодательство

- Сделать так, чтобы чиновнику было невыгодно - брать взятки, а предпринимателю – невыгодно их давать. Улучшать контроль.

-Повышать уровень зарплат.

-Воздействовать на психологию, менталитет людей. Воздействовать таким образом, чтобы чиновники не смогли больше находить оправданий себе, а предпринимателю противно было бы давать взятку.

-Устроить пропаганду против коррупции, повышать информированность организаций и граждан.

Кто «за» кто «против»:

→ считает взятку постыдным, позорным и гнусным преступлением;

→ не хочет стать пособником жуликов и проходимцев;

→ готов поступиться своими сиюминутными интересами ради того, что бы не плодилось черное племя взяточников;

→ хочет видеть свою страну свободной от засилья воров и коррупционеров…



Этапы урока. IV этап. Выполнение практических заданий .

КОРРУПЦИЯ ИЛИ НЕТ?



1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.

2. Бухгалтер Иванова С. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

Этапы урока. V этап. Итог урока.

Вопросы классу: Что нового узнали? Какие выводы сделали для себя?



Выводы: взятка калечит души и психологию, причем всех без разбора, будь то потирающий руки мелкий служащий или... потерпевший. Взятка и цивилизованное общество, взятка и правовое государство несовместимы. Но когда она канет в Лету, если это монстр, порожденный государством? Остается лишь надеяться, что когда-нибудь настанет время, о котором безуспешно мечтал герой пьесы А. Н. Островского «Доходное место» Жадов: «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем суда уголовного»...