План-конспект интегрированного занятия по русскому языку и изо в 4 классе 2010 год Урок Тема урока. Введение в мир былин. Былина «Ил - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по русскому языку в 6 классе. Урок-игра Тема «Лексика» Цель... 1 60.51kb.
Категория I урок литературы в 6 классе Тема: «Человек часть природы»... 1 58.14kb.
План-конспект урока по русскому языку в третьем классе по программе 1 50.94kb.
План-конспект урока по курсу «Окружающий мир», 2 класс, умк «Начальная... 1 55.67kb.
2013 г. План открытого урока литературы в 9 классе. Тема урока 1 116.15kb.
План-конспект урока тема урока «эдс. Закон Ома для полной цепи» 1 87.57kb.
План-конспект урока по литературному чтению в 4-м классе "К. 1 91.61kb.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное... 1 60.4kb.
Конспект урока технологии для 7 класса. Раздел программы: технология... 1 34.74kb.
План-конспект урока. Тема: «Поговорим о взятке» 1 165.23kb.
План-конспект урока Тема урока «Объем прямоугольного параллелепипеда» 1 69.11kb.
Наша жизнь развивается бурными темпами и требует дальнейшего совершенствования... 4 386.51kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
План-конспект интегрированного занятия по русскому языку и изо в 4 классе 2010 год - страница №1/1


МОУ «Добросельская ООШ», Выблова Ольга Васильевна


План-конспект

интегрированного занятия

по русскому языку и ИЗО

в 4 классе

2010 год

Урок 1.

Тема урока. Введение в мир былин. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Синонимы.

Цели и задачи урока.

  1. Создать условия для знакомства детей с особенностями русских героических былин как одного из жанров русского народного творчества .

  2. Содействовать развитию у учащихся умения компоновать изобразительный сюжет ( о природе), передавать в рисунке свои чувства, настроение; умения использовать в своей речи синонимы (с целью более полной конкретизации изображаемого в рисунке).

  3. Способствовать воспитанию у детей любви к родной природе, Родине; формированию интереса к самостоятельному чтению былин.

Оборудование.

Для учителя: кисти, краски, баночка с водой, резинка и карандаш; альбомные листы( бумага затонирована акварелью в нежные тона – золотистый, охристый, серый и др.).

Для учеников: подкладной лист, палитра, кисти, краски, баночка с водой, резинка и карандаш, альбомные листы.

Материалы к уроку.

  1. 2-3 детских рисунка с изображением пейзажа; репродукции пейзажа из альбома «Природа нашей Родины».

  2. Таблица «Рисование деревьев».

  3. Музыкальный ряд: аудиозапись музыки из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

План занятия

  1. Сообщение темы занятия.

  2. Беседа о былине.

  3. Объяснение учебного задания (пейзаж). Выбор сюжета (соотнесение с былиной). Закрепление знания о линейной и воздушной перспективе.

  4. Самостоятельная работа учащихся – выполнение творческих композиций кистью и красками.

  5. Коллективный анализ детских работ.

  6. Итог урока.

Ход занятия

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы урока.

-Ребята, сегодня на нашем занятии мы совершим необычное путешествие – путешествие в мир русских героических былин.

  1. Беседа о былинах.

Учитель: - Что мы понимаем под словом «былина»?

Ученики: - То , что было когда-то давно, много лет назад. События не придуманы.

Учитель: - Верно, само название «былина» показывает, что эта песня о том, что имело место в жизни. Иногда в народе былины называют СТАРИНАМИ или СТАРИНКАМИ. А о каких событиях чаще всего нам рассказывают былины?

Ученики: - О битвах с врагами, чаще всего с татарами.

- О поездках в другие края.

- О сильных богатырях и их подвигах.

- О жизни русских людей в городах и деревнях.

- О купцах и князьях ( Владимир «Красное Солнышко»).

- О занятиях людей на Руси, об обычной жизни, одежде, вещах и т.д.



Учитель: - Кто автор всех этих былин?

Ученики: - Авторов много. Их придумал сам народ.

Учитель: - Да, придумывали былины сами люди и рассказывали в них не только о подвигах и походах, но и об обычной жизни человека, о его заботах. Передавались былины друг другу людьми из уст в уста. А их рассказывание сопровождалось на старинном русском инструменте – гусли («гуселки яровчаты» – в былинах). В некоторых областях нашей страны былины исполнял обычно один человек – сказитель, а в других – пелись даже хором.

Те былины, которые рассказывали об обычной жизни людей, где не было битв и подвигов во славу родной земли, назывались БЫТОВЫМИ.

- Какие былины на эту тему вы знаете?

Ученики: - Былина о Садко («Садко», «Садко в подводном царстве»).

-Былина «Микула Селянинович».



Учитель: - Верно. Такие былины занимают важное место в устном народном творчестве. Они источник знаний о характере русского человека, его труде и т.д. Но большая часть былин повествует о богатырях сильных, о подвигах славных, о защите родной земли.

- Какие былины этого типа вы знаете?

Ученики: - «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Добрыня и Змей», «Илья и Святогор» и т.д.

Учитель: - А за что же боролись славные русские богатыри?

Ученики: - Они защищали свой дом, свои семьи.

- Они защищали свою землю, Родину.

- Они защищали свою свободу.

Учитель: - Да, русские былинные богатыри сражались не за награды, не за славу свою, а за то, чтобы не дать врагу ходить по родной земле, жечь дома, уводить в плен людей. Крепко любили богатыри свою землю, Родину.

- А от кого защищал землю русскую Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»?



Ученик: - От Соловья-Разбойника (вспомнить сюжет былины: Илья Муромец едет в Киев-град по прямоезжей дороге, где у моста на речке на Смородинке сидит Соловей-Разбойник).

  1. Объяснение учебного задания.

А) Выбор сюжета, композиции.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы будем выполнять эскиз пейзажа к былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Давайте вспомним, как в былине описывается место событий.

Ученик читает отрывок из былины, обращая внимание на слова «дороженька замуравела», «сидит у березы», «травушки-муравушки уплетаются» и т.д.

Учащиеся выбирают сюжет для изображаемого рисунка. В ходе выбора учитель обращает внимание детей на работу художников-пейзажистов (альбом «Природа нашей Родины») и детские работы.



Учитель: - Какие уголки природы изобразили художники? Какие средства выразительности они использовали в своей работе?

Так же следует обратить внимание учеников на некоторые правила воздушной перспективы. «Удаляясь от нас, предметы все больше погружаются в воздушную среду, теряя ясность и четкость очертаний. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки (чаще всего голубоватые, иногда темно-синие), светлые – темные. Лучше всего издалека заметны красные, оранжевые и др. теплые цвета. Контрасты света и тени, материальность предметов стушёвываются по мере удаления: они приобретаю характер силуэтов. Если изобразить предмет, придав ему резкие очертания, насыщенную окраску, рельефность, фактурность, то он будет представляться близко к нам расположенным. Теряя эти качества, предмет словно удаляется от нас»1

Б) Работа над словом.

Учитель: - Художники и ребята, о работах которых мы сегодня говорили , изображали лес, поле, реку и т.д. Как можно назвать одним словом то, что они изображали?

Ученики: - Они изображали свою землю, Родину.

Учитель: - Слово «Родина» - очень емкое слово, это и место, где мы родились, где живем. А какие синонимы можно подобрать к этому слову?

Ученики: - Отчизна. Держава. Отечество. Отчий край.

Учитель: - Илья Муромец тоже любил свою Родину. В былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»он едет в главный город ( в то время) – стольный град Киев, к князю Владимиру на службу. Что сказано о его путешествии? Как описывается природа?

Далее идет работа по подбору синонимов к словам, взятым из былин.

Проводится игра «Третий лишний».


Лес

Дорога

Цветы (лазоревые)

дубрава

окольная

синие

пуща

ровная

бронзовые

сад

объездная

васильковые

Работа завершается составлением предложений с синонимами.

Ученики: - Илья Муромец не хотел ехать окольной дорогой. Он выбрал прямоезжую.

- От крика соловьиного опустились цветочки васильковые.





  1. Самостоятельная работа учащихся (В ходе работы звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»).

  2. Коллективный анализ детских работ (Эскизы выставляются у доски, выделяются работы, выполненные с учетом всех правил, указываются недостатки).

  3. Итог урока.

-Какие произведения устного народного творчества называются былинами?

Приведите примеры.



- Что нового узнали о былинах?

Литература.

  1. Чичеров В.И. «Русские народные былины», М., 1959г.

  2. ДжежелейО.В. «Колобок» (Литературные игры и забавы), М., 1994г.

  3. Шпикалова Т.Я. «ИЗО в 3 классе»,М., 1985 г.

  4. Альбом открыток «Русские доспехи» Кирпичников А., М.. 1991г.

1 «Энциклопедия юного художника», М., 1983, с.275-276