Паспорт программы развития Исторического музея средней (полной) общеобразовательной школы №5 г. Волжска Республики Марий Эл на 2007- - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Паспорт программы развития Исторического музея средней (полной) общеобразовательной - страница №1/1

Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 5
Т.В. Бынина
_______________________

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

МОУ СОШ № 5 г. Волжска РМЭ


«Согласовано»


Замдиректора по ВР
Иванова Е.В.
________________

Паспорт программы развития Исторического музея средней (полной) общеобразовательной школы № 5 г. Волжска Республики Марий Эл на 2007-2013гг.
Наименование Программы

Программа Исторического музея МОУ СОШ № 5 г. Волжска РМЭ на 2007-2013гг.


Школьный заказчик программы

Администрация МОУ СОШ № 5


Основной разработчик программы

Князева Н.В.- руководитель школьного музея


Основные цели программы, важнейшие целевые показатели
Совершенствование организации и содержания обучения и воспитание учащихся средствами краеведения
Основные задачи программы


  • Приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности

  • Совершенствование знаний основных понятий по краеведению, музееведению, предметам, имеющим воспитательное значение.

  • Воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к культурному и природному наследию родного края

  • Развитие творческого мышления и научно мировоззрения, через различные формы работы школьного музея


Сроки и этапы реализации программы - 2007-2013 год
Основные направления программы

  1. Школьное научное общество «Поиск»

  2. Сотрудничество с городскими и республиканскими краеведческими музеями

  3. Работа по направлениям: «Летопись родного края», «Земляки», «Этнография», «Летопись истории колы»

  4. Экскурсионная деятельность

  5. Участие в конкурсах, смотрах городского, республиканского, российского уровня


Исполнители основных мероприятий программы
Учащиеся 1-11 классов

Педагоги школы

Руководители кружков и педагоги дополнительного образования

Родители учащихся

Администрация школы
Ожидаемые конечные результаты реализации программы


  1. Включение коллектива педагогов, учащихся и родителей в практическую деятельность, то есть пополнение музейных фондов, организация экскурсий

  2. Активизация воспитательного процесса в области краеведения и исторического образования

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краеведческое воспитание учащихся - одно из важнейших направлений воспитательной работы. О необходимости такого воспитания начали говорить еще с начала ХХ века. Были разработаны специальные методики использования экскурсий, путешествий, исследований для расширения кругозора детей. Сегодня музеи находятся в потоке быстро изменяющейся жизни. Изменяется общество, становятся другими интересы, предстает совершенно иным сознание людей. И уже с трудом находятся посетители, которые согласны на простое созерцание предметов истории. Чтобы заинтересовать детей музейным делом, краеведением, необходимо отказаться от статической подачи информации, необходимо погружение в изучаемые эпохи, то есть музей это «машина времени», которая позволит перемещаться в историческом пространстве.

Но ученик не становится сам по себе исследователем, такого ученика еще надо воспитать. На создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, формирование профессиональных интересов, в процессе туристско-краеведческой деятельности и направлена наша программа.

Программа представляет собой комплекс организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, которые помогут лучше узнать свой родной край, особенности ее природы, истории и культуры

Программа предполагает совместную деятельность Исторического музея МОУ СОШ № 5, и государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей РМЭ «Детско-юношеского центра «Роза ветров, школьных музеев города Волжска, Волжского краеведческого музея в решении проблем краеведческого образования.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы - воспитание личности, с активной гражданской позицией, умеющей ориентироваться в культурно-историческом наследии края и стремящейся принести пользу своему Отечеству.

Задачи:


  • приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности

  • дать основные понятия по краеведению, музееведению предметам, имеющих воспитательное значение;

  • развивать творческое мышление и научное мировоззрение
    учащихся через различные формы работы;

  • воспитывать бережное отношение к природному и культурному наследию родного края

3. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Критерии эффективности:

  • Количество учащихся, занимающихся по программам туристско-краеведческого обучения и воспитания

  • Участие в туристско-краеведческих конкурсах, викторинах и т.п.

  • Результативность участия в олимпиадах, научных конференциях, проектной
    деятельности

  • Увеличение основного и вспомогательного фондов музея

Прогнозируемый результат:

  • Включение коллектива педагогов, учащихся и родителей в практическую
    деятельность;

  • Активизация воспитательного процесса в области краеведения, генеалогии и музееведения.

4. УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Учащиеся 5-11 классов Педагоги школы

Руководители кружков и педагоги дополнительного образования Родители учащихся Администрация школы


5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) Школьное научное общество «Поиск».

Работа учащихся в ШНО «Поиск» предполагает работу над научно- исследовательским проектом и реализацией его в практической деятельности, участие в туристско-краеведческих конференциях различного уровня. Проектная деятельность объединяет учащихся 6 - 11 классов в работе над определенной темой. Тема определяется в соответствии с выбранной программой туристско-краеведческого движения «Отечество» Работа над проектом дает возможность учащимся создавать конкретные базы данных по выбранным темам, развивать разнообразные практические навыки: самоорганизации, общественной активности, дисциплинированности, преодоление препятствий, а все это вместе определяет следующие мотивы в работе учителя с учащимися:



  • гражданско-патриотические (воспитание патриотизма, любви к малой родине)

  • гуманистические (воспитание толерантности)

  • этнические (потребность ценить и сохранять народные традиции)

  • научно-познавательные (понимание сложных социальных взаимосвязей)

  • правовые (реализация гражданских прав и обязанностей)

  • Подготовка учащихся к участию в краеведческих викторинах осуществляется в

  • соответствии со школьной программой «Одаренные дети» и включает в себя

  • следующие мероприятия:

  • психологическое сопровождение одаренных детей;

  • работу с родителями через пропаганду краеведческих знаний путем организации выставок, тематических экскурсий

  • организация походов, путешествий, экспедиций с целью расширения кругозора и

пополнения фондов музея

Данное направление работы призвано сплотить учащихся, педагогов и родителей в совместной деятельности.



2) Сотрудничество с городскими и республиканскими краеведческими музеями.

Данная работа предполагает развитие сотрудничества руководителя школьного музея, учащихся школы, педагогов с другими музеями, посещение учащимися разных выставок и других воспитательных мероприятий. Воспитательная система школы предполагает обязательное участие в воспитательном процессе родителей школьников.

Экскурсионный туризм – это одна из форм привлечения родительской общественности. Данное направление помогает организовать учебно-воспитательный процесс с использованием различных форм и методов воспитательной работы. Разнообразные экскурсии, помогают духовному обогащению личности школьника, а также имеют практическое значение, так как специалисты краеведческих музеев дают дельные советы по хранению, оформлению музейных фондов, и по выбору тематики краеведческих исследований.

3) Работа по направлениям: « Родословие», «Летопись родного края», «Земляки», «Этнография», «Летопись истории школы».

«Родословие». Знание истории своей семьи, своих предков и ближайших родственников не может существовать вне исторических исследований. Данное направление учит создавать семейную родословную, генеалогические таблицы картотеки семейных альбомов и создание семейных архивов. Локальное знание исторических событий, в которых принимали участие родственники, в свою очередь может стать источником исследования.

«Летопись родного края». История каждого края по- своему уникальна. Данное направление предполагает участие детей в изучение ярких и неизвестных страниц нашего города Волжска и Республики Марий Эл. А также составление летописи наших дней. Интерес учащихся к информационно-компьютерным технологиям позволяет на практике реализовать фото и кинофиксацию событий, интервьюирование их участников, а значит пополнение фондов школьного музея.

«Земляки». Изучение жизни и деятельности земляков. Наш город Волжск стоит на левом берегу Волги, в нашем городе много переселенцев, которые нашли здесь вторую родину. Судьба каждого человека очень интересна. Осуществление данного направления предполагает объединение истории с практической работой в архивах с документами.

«Этнография». Изучение материальной и духовной культуры народов Поволжья. Участие в этом направление подразумевает обогащение фондов этнографического зала, сотрудничество учащихся и учителей в поиске предметов быта. Этнографическое направление дает возможность погружения в историческую эпоху и создания сюжетно-ролевых экскурсий.

«Летопись истории школы». Опыт показывает, что происходящие сегодня события через некоторое время начинают забываться. Данное направление позволяет фиксировать события по «горячим следам» и сохранять информационные источники. Видео, фотосъемка школьных праздников, спортивных и военно-патриотических мероприятий.

4) Экскурсионная деятельность.

Данное направление предполагает создание тематических экспозиций, разработку текстов экскурсий для 1-11 классов, проведение конкурса экскурсоводов, создание электронных экскурсий, фотовыставок, а также привлечение посетителей из других школ.


5) Участие в конкурсах, смотрах городского, республиканского, российского уровня

Возможность проявить себя в различных направлениях, посмотреть на других и показать себя, свои способности знания, умения.


6. ФУНКЦИИ РАБОТНИКОВ ОУ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Работник ОУ

Функциональные обязанности

Директор ОУ

Контролирует реализацию программы развития Исторического музея, распределяет учебную и воспитательную нагрузку

Зам. директора по ВР

Оказывает методическую помощь при реализации программы, проведении мероприятий

Руководитель ШНО

Организует учащихся на проектную деятельность, оказывает педагогическую помощь в подготовке и реализации научно-исследовательской работы, работает с одаренными учащимися по подготовке их к олимпиадам

Руководитель кафедры

Определяет уровень методической подготовки работников — членов кафедры, определяет основные цели и задачи работы на предстоящий этап, контролирует повышение профессионального мастерства педагогов, работающих по данному направлению

Руководитель школьного музея

Обучает учащихся основам музееведения, краеведения, развивает логическое и творческое мышление, формирует знания по истории культуры народов, используя дифференцированный подход, принципы личностно-ориориентированного обучения.

7. Сотрудничество Исторического музея с другими учреждениями


Оформители
Корреспонденты

Художники


Обществен-

ные и государ-ственные организации


Фотографы

Ответст-венные

за работу

в архиве


Экскурсоводы

Представи-

тели совета музея по 2 человека

от 5-11 классов

Совет музея

Архивы города и района

Совет ветеранов педагогического труда

Городской совет ветеранов

Музей города

Музей и совет ветеранов МБК

СОПИ

Комитет самоуправления




8.ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ






№ п\п

Направление работы

План мероприятий

Срок

Для кого проводится

Ответственный

1


Работа ШНО


Работа над проектом

«Духовная связь святой блаженной Ксении Петербургской с преподобным Федором Санаксарским»

История моего края - электронный учебник по ИКН


2007 г.

2007-2008



6кл.


Князева Н.В.
Князева Н.В.

Реализация проектов

2008 г.

6,11

классы


Князева Н. В.

Работа над проектом «Человек на войне»

2007-2009 г.

6,7,11

классы


Князева Н.В.

Реализация проекта

2010 г.

9-11 классы

Дрягилева Е.И. Князева Н.В.

Участие в краеведческих викторинах

2007-2008, 2008-2009 г.

5, 6, 7

классы


Иванова Е.В..

Айтова Е.В Князева Н.В.



2.


Сотрудничество с городскими и республиканскими краеведческими

музеями



Организация поездки в Марийский краеведческий музей имени Евсеева

2-6 этап

2007-2008 гг.



5-9 классы

Классные руководители

Князева Н.В.



Посещение выставок, экскурсий городского краеведческого музея

3- 6 этап 2007-2008г.

1-11

классы


Классные руководители, Князева Н.В.

Организация совместного праздника посвященного «Всемирному дню музеев»

6 этап 2007-2008 г.

8-10 классы

Князева Н.В.


Проведение учебных занятий по этикетации на базе Волжского краеведческого музея

1 этап

2007-2008 г



Совет музея

Князева Н.В. Салмина Т.А.

Организации экскурсионного туризма по памятным местам: В музей под открытым небом в Козьмодемьянск, в Юринский район в Замок Шереметева

2008-20013

5-11 классы

Князева Н.В., классные руководители, родители




3.


Работа по направлениям: «Летопись

родного края», «Земляки», «Этнография», «Летопись истории школы»




Завершение и реализация проекта «Судьба Человека»

2007- 2008 гг.

11 кл.

Князева Н.В.

Создание проекта «Земляки» «В жизнь, как птица, в небо влюблена», о жизни Нины Жибрик.


2007-2008, 2008-2009 г.

11 кл.

Князева Н.В.

Пополнение фондов школьного музея этнографическими экспонатами

2007-2013 гг

1 -11 кл.

Классные руководители, родители, Князева Н.В

Создание электронного видео и фотоальбома «История школы № 5»

2007-2013

1-11 кл.

Иванова Е.В.

Фотографы музея


Вараксина И.О.

Классные руководители



Организация туристических походов

2007-2013 г.

6 этап


5-11 кл.

Билялов А.Р., Равров В.Д., родители, классные рукоодители

4.


Экскурсионная деятельность


Разработка фотовыставки «История города Волжска»

2007-

2008гг.


1-11кл.

Карымова Т.А. Князева Н.В.

Фотовыставка «Почетные граждане города Волжска»

2007-2008 г.

1-11кл.

Князева Н.В.

Карымова Т.А.

Оформители музея


Фотоэкскурсия «Лесная сказка Жибрик Нины Иосифовны»

2007-2008,

1 - 8 кл.

Князева Н.В.

Совет музея



Экскурсия «Школьный сад»

2009-2010

9 классы

Экскурсоводы, Князева Н.В.

Судьба Человека – экскурсия о Штейнерт Р.Х.

2007-2008 г.

10-11 кл.

Князева Н.В.

Экскурсоводы



Экскурсии военной тематики: «Сталинградская битва», «Курская дуга», «Блокада Ленинграда», «Битва за Москву»

2007-2012

5-8 кл.

Кл.руководители,

Мертвищев И.В.

Князева Н.В.


Обновление экскурсий на сайте исторического музея МОУ СОШ № 5

2007 2008 г.

11 класс

Князева Н.В..

Комплекс мероприятий по созданию электронных экскурсий

2008-2009 г.

1-11кл.

Князева Н.В.

Совет музея



Разработать тематику классных часов на базе музея

2010-2013

5-11 классы

Классные руководители,

Князева Н.В.



5.


Участие в конкурсах


Городская краеведческая викторина

Каждый год

6-10кл.

Айтова Е.В.

Князева Н.В.



Городские краеведческие конференции

Каждый год

9-11 кл.

КнязеваН.В.

Иванова Е.В.



Участие в республиканском семинаре Семейное воспитание»

2007г.

11 классы

Экскурсоводы

Князева Н.В.



Республиканский конкурс «школьные музеи»

2007-2008гг.

11кл.

Князева НВ.

Всероссийские краеведческие чтения «Отечество»

2007-2008

11 класс

Князева Н.В

Всероссийский конкурс «Человек в истории. Россия ХХ век»

2010-2013

10-11 кл.

Князева Н.В.

Иванова Е.В



Межрегиональный конкурс школьных уроков по теме» История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»

2008-2009

7 класс

Князева Н.В.



Дрягилева Е.И.