"Особенности восприятия русской народной сказки детьми старшего дошкольного возраста" - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проект: «Русские народные сказки» Воспитатель 1 94.76kb.
«Мы – спасатели» Программное содержание 1 54.57kb.
Конспект занятия по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста... 1 40.91kb.
Познавательное занятие «Символы олимпиады» с детьми старшего дошкольного... 1 40.34kb.
Урок русского языка, литературы, технологии и музыки 1 109.48kb.
Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта 1 278.32kb.
Конспект занятия по лепке с детьми старшего дошкольного возраста... 1 71.72kb.
Проект «Взаимодействие доу и семьи при ознакомлении детей старшего... 1 123.9kb.
«Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста... 1 87.54kb.
Дистанционная выставка «Познавательно-исследовательская деятельность... 1 33.31kb.
Метод наглядного моделирования в коррекции онр у детей старшего дошкольного... 1 107.28kb.
Воздействие лекарств на организм человека 3 447.96kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
"Особенности восприятия русской народной сказки детьми старшего дошкольного возраста" - страница №1/1

Тема: "Особенности восприятия русской народной сказки детьми старшего дошкольного возраста"
Составила : воспитатель Качанова В.Н.
( ГБДОУ д/с №11 Московского р-на, г.Санкт-Петербург)
Особое значение для развития личности ребенка имеет восприятие художественного произведения. Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как и ощущение, связано прежде всего с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие - это совокупность ощущений. В зависимости от того, какой орган чувств принимает преимущественное участие в восприятии, различаются зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие.
Сказка является главным жанром дошкольного чтения: взрослые на всю жизнь сохраняют воспоминания именно о сказках, прочитанных в детстве. Эти воспоминания, как правило, относятся именно к старшему дошкольному возрасту
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров.
Интерес к книге у ребенка проявляется рано. Вначале ему интересно слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появления интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события следуют друг за другом (“Теремок”, “Волк и семеро козлят”, “Колобок”, “Репка”).
При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. После 4 лет дети начинают четче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами. В этом возрасте формируются первые представления о некоторых особенностях жанра (сказка, рассказ, небылица). У детей 4 лет развивается воссоздающее воображение.
К старшему дошкольному возрасту ребенок может понимать сложные скрытые мотивы поведения, проникая в сферу состояний, мыслей, чувств героев.
С пятилетнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. Самыми любимыми становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием. Очень популярны у детей 5-6 лет “толстые книжки”, полные хитросплетений, интриг и приключений (“Золотой ключик или приключения Буратино” А. Толстого, “Приключения Чиполлино” Д. Родари, “Приключения Незнайки и его друзей” Н. Носова, “Дядя Федор, пес и кот” Э. Успенского и др.). Они удовлетворяют потребность детей в постоянном, длительном общении с полюбившимися героями
В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций.
На седьмом году жизни ребенок способен осмысливать многие произведения не только на уровне установления связей между внешними фактами. Он начинает проникать во внутренний смысл произведения, в эмоциональный подтекст. Такого рода способность свидетельствует о формировании умения становиться в отдельных случаях над героем, рассматривать события с точки зрения автора.
В старшем дошкольном возрасте русские народные сказки являются самым любимым жанром. Они завладевают вниманием ребенка, вызывают любознательность, развивают интеллект и помогают понять самого себя, свои желания и эмоции. Сказки затрагивают все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение.
Творческое восприятие художественных героев приобретает яркую, эмоциональную окраску. Дошкольник активно относится к воспринятому, пытается воздействовать на ход событий сказки. В процессе развития художественного восприятия зарождается оценка воспринятого. В дальнейшем восприятие художественного текста становится более глубоким, анализирующим.

Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и родителям:


1. Не следует прекращать читать ребенку вслух, даже в том случае, если он умеет читать самостоятельно, поскольку именно чтение взрослого предоставляет больше возможностей для полноценного восприятия, заключающегося, по определению Л.М.Гурович, в единстве протекания трех основных процессов: понимания текста (осознание информации, героев, событий), воссоздающего воображения и эмоционального отклика.
2. Дети в дошкольном возрасте очень любят русские народные сказки. Слушая сказку, ребенок не умеет и не хочет занять позицию стороннего наблюдателя по отношению к описываемым событиям в сказке. Он вмешивается не только мысленно, но и действенно в ход повествования (прерывает чтение, задает вопросы, пытается помочь героям). Не ругать ребенка и не наказывать, если он под впечатлением прочитанного испортил книгу: замарал изображение отрицательного героя, вырезал ножницами положительного персонажа, желая спасти его от опасности. Необходимо помнить, что это – результат специфической активности ребенка: содействия, которая может проявляться и таким образом. В таких случаях нужно поговорить с ребенком и объяснить ему необходимость бережного отношения к книгам.
3. Необходимо отвечать на вопросы детей о прочитанном, отталкиваться от них при проведении бесед о книгах. В художественных текстах множество слов, значения которых еще не известны ребенку. Ребенку нужно указать значение слова, если ребенок задал вопрос или если вы чувствуете необходимость разъяснения значения слова для понимания текста.
4. Для детей старшего дошкольного возраста могут быть привлекательны как положительные, так и отрицательные герои. Играя роль отрицательного героя, ребенок может вызвать недовольство взрослых. В таких случаях рекомендуем попытаться отвлечь и переключить ребенка на другое занятие, временно отказаться от чтения любимой книги.
5. Если сказка заканчивается печально, если ребенок слишком эмоционально реагирует, придумать вместе с ребенком другую концовку (например, для сказки “Теремок”).
6. Для того, чтобы ребенок глубже и адекватнее понял прочитанный текст, необходимо побуждать ребенка к творческой деятельности (рисованию, лепке, инсценированию сказок)

Используемая литература:


1. Алиева Т.И. Как ребенок воспринимает художественную литературу.// Дошкольное воспитание.- 1996, № 5. (с.79-84).
2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М.: “Просвещение”, 1992.
3. Елисеева М.Б. Особенности восприятия художественного текста ребенком дощкольного возраста // Модернизация начального образования. Саратов, 2003.
4. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником.// Дошкольное воспитание. – 1948, № 9.
5. Биева Е.Г. Факторы, влияющие на восприятие художественного текста детьми-дошкольниками: Диссертация канд. Филол. Наук – М. 1984.
6. Запорожец А.В. Психологическое восприятие ребенком-дошкольником литературного произведения.// Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. – т.1.: Психическое развитие ребенка.- М.: “Педагогика”, 1986