«Особенности изучения поэтических произведений на уроках литературного чтения» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Особенности изучения поэтических произведений на уроках литературного чтения» - страница №1/1

План-конспект

открытого урока по литературному чтению в 3 классе МОУ СОШ с.Трескино, проведенного на районном методическом объединении учителей начальных классов

на тему:

«Особенности изучения поэтических произведений на уроках

литературного чтения».

Учитель высшей квалификационной категории:

Балашова В.Е.

2007 год


Тема:
Путешествие в Литературную страну (урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2»)

Цели урока:




  1. обобщить знания учащихся по пройденной теме,

  2. развивать познавательные способности и кругозор,

  3. воспитывать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих.

Оборудование:

Портреты Н.А.Некрасова, К.Д.Бальмонта, И.А.Бунина,

названия станций «Разминка», «Узнай поэта», «Кому принадлежат строки», «Стихотворная речь», «Восстанови стихотворение», «Чтение стихов»

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Долгожданный дан урок-

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.



  1. Разминка.

Ребята, сегодня мыс вами отправляемся в путешествие в Литературную страну. Но она очень большая.

Подумайте, в какой именно уголок этой страны мы с вами отправимся. (Предположения детей. Если необходимо, дать подсказку: какие предыдущие уроки предшествовали этому.

Да, мы с вами отправляемся в поэтический уголок Литературной страны. В пути нам пригодятся знания, смекалка, сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.

Но, чтобы попасть в этот уголок, надо быстро угадать, кто нам поможет туда попасть. Вы готовы?

(Дети разделены на две команды, каждая зарабатывает себе жетон.)

Начинаем разминку.



  1. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите, как звали ее.

(Красная Шапочка)



  1. На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился… (колобок)


  1. Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше.

(Карлсон)



  1. Она красива и мила,

А имя ей от слова зола.

(Золушка)



  1. Вместе с Карлсоном

Прыгал с крыш

Шалунишка наш … (Малыш)




  1. Раздел литературы, который мы только что изучали.

(Поэтическая тетрадь 2)


  1. Остановка «Узнай поэта».

Некрасов Иван Алексеевич

Бальмонт Николай Алексеевич

Бунин Константин Дмитриевич
Задание 1 группе

Читать он научился рано и впоследствии говорил, что не помнит, как и когда именно. До 10 лет у него был домашний учитель, который увлекательно рассказывал о литературе, музыке, живописи. Под его влиянием будущий писатель приобщался к чтению книг, к занятиям живописью. По его воспоминаниям его писательская жизнь «началась должно быть в тот бесконечно давний день в нашей деревенской усадьбе в Орловской губернии, когда я, мальчик лет восьми, вдруг почувствовал горячее, беспокойное желание немедленно сочинять, что-то вроде стихов или сказки...»

Ответ: Это И.А.Бунин (показ портрета)
Писатель этот родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. До 11 лет воспитывался дома, а в 1881 году поступил в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из-за финансовых затруднений семьи вернулся домой, где продолжил образование под руководством брата. Он с увлечением читал Пушкина, Гоголя, Лермонтова, а в семнадцатилетнем возрасте начал писать стихи сам. Не имея средств к существованию, он в 1891 году идет работать корректором в местную газету «Орловский вестник». В 1891 году в Орле выходит его первый сборник стихотворений. Долгим и нелегким был его путь в поэзии. Бунин умер в Париже и похоронен на Русском кладбище.

Задание 2 группе.

Первые 10 лет своей жизни он прожил в деревне и потом часто вспоминал об этом времени:

Я вспоминал. Младенческие годы.

Деревня, где родился я и рос.

Мой старый сад. Речонки малой воды.

В огнях цветов береговой откос.

Первые свои стихи он сочинил в 9 лет. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг. В историю русской литературы он вошел и как переводчик (он переводил на русский язык американскую, немецкую, болгарскую, литовскую, армянскую, испанскую, грузинскую литературу).

Ответ: Это Константин Дмитриевич Бальмонт.
Для своей дочери Нины он сочинил «Фейные сказки». Вотодна из них.

Солнечной Нинике со светлыми глазками –

Этот букетик из тонких былинок.

Ты позабавишься фейными сказками,

После- блеснешь мне зелеными глазками,

В них не хочу я росинок.

Вечер далек, и до вечера встретится

Много нам: гномы, и страхи, и змеи.

Чур, не пугаться – а если засветятся

Слезки, пожалуюсь Фее.

(показ портрета Н.А.Некрасова)

Это поэт, прозаик, критик, издатель. Родился в селе Немирово Каменец-Подольской губернии. Детство поэта прошло на Волге, близ Ярославля. Отец его отставной офицер, был жестоким помещиком, внушавшим страх крестьянам и собственной семье.

Ответ: Н.А.Некрасов

Детство и юность великого русского поэта прошло на Волге. Еще ребенком увидел Некрасов, которые согнувшись медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжелую баржу. Их изнурительный безрадостный труд волновал мальчика до слез. Очень рано он испытал то острое сочувствие к людским страданиям, которое и сделало его великим русским поэтом-гражданином. Он посвятил всю свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье. Некрасов призывал каждого быть гражданином – борцом за свободу, за счастье народа. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть - обязан»,- писал он.



Остановка «Кому принадлежат эти строки?»



  1. Веют они красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они…

(Бунин «Полевые цветы».)



  1. Славная осень! Морозные ночи,

Ясные тихие дни…

( Н.А.Некрасов)

3. Родилась на воле, залила луга,

Затопила поле, стерла берега…

(К.Д.Бальмонт)

4. В них шел олень могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога…

(И.Бунин)


Остановка «Стихотворная речь».
Вы уже знаете, что в стихотворении строчки записываются особым образом – в столбик. Является ли это произведение стихотворением?

(стр.178, задание 7, учебник)

«Забравшись на сосну большую по веточкам палицей бьет и сам про себя удалую, хвастливую песню поет…»

Ответ: 1) Здесь есть рифма: большую - удалую, бьет-поет.



    1. Есть ритм, стихи ритмичны.

    2. Стихотворный текст отличается краткостью, точностью.

    3. В образном описании есть приемы, которыми писатель эти образы создает. Какие приемы вы знаете?

(Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения)
Остановка «Восстанови стихотворение».
В траве последний … (мотылек)

И точно белый лепесток… (лепесток)

На паутине … (замирает0

Пригретый солнечным теплом

Сегодня так светло… (кругом)
Индивидуальная работа – карточки
Остановка «Чтение стихов»

( Дети сами выбирают карточку)

-Выберите стихотворение, которое вам больше всего понравилось. Разделите его на столько частей, сколько вас в группе и прочитайте его выразительно «цепочкой» как будто читает один человек.

(Выставка)


Чтение стихов, стр. 210, учебник.
Остановка «Подведение итогов».

-Ребята, а чем вам понравились стихи?

(Они красивы, интересны)

-Как вы понимаете слово «счастье» и в чем оно по-вашему заключается?

В свое стихотворение И.Бунин включил прекрасные строки

«О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду. Может быть оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно…»

-Давайте и мы с вами будем радоваться каждому прожитому дню.



-Сосчитайте, сколько вы заработали жетонов за этот урок.

-А я счастлива тем, что у нас сегодня очень хорошо прошел урок, на котором вы показали свои знания, проявили творчество, сообразительность.