Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №10общеразвив - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования с... 2 781.26kb.
Положение о контрольной деятельности Муниципального бюджетного дошкольного... 1 117.47kb.
Структура Общеобразовательной Программы 21 4892.04kb.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального... 5 666.13kb.
Общие сведения о мбдоу 1 290.69kb.
Положение 1 97.86kb.
Положение об экспертной комиссии по оценке качества работы и определению... 1 56.5kb.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного... 1 453.58kb.
1. Общая характеристика дошкольного образовательного учреждения 2 543.75kb.
Положение об оценке результативности профессиональной деятельности... 1 68.53kb.
Взаимодействие доу с родителями (законными представителями) 1 150.28kb.
Рассмотрен утверждено 1 134.49kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного - страница №1/2

Принята УТВЕРЖДЕНО

на заседании пед. совета приказом №20 от31.08.20ё2г.

Протокол №1 Заведующий МБДОУ д/с №10

От 31 августа 2012 г _______Л.М.Хацарашвили



ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада №10общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края

на 2012-2015 год

Лермонтовка 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1……………………………………………………………………………………………4

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………....4

    1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в МБДОУ №10 ………………..…………………………….....

    2. Приоритетные направления деятельности МБДОУ № 10 по реализации ООП ДО……6

1.3. Цели и задачи деятельности МБДОУ № 10 по реализации основной общеобразовательной программы.....…………..…………………………………………………………………………………6

1.4. Особенности осуществления образовательного процесса…….………………………………..7

1.5. Принципы и подходы к формированию ООП ДО МБДОУ №10….…………………………..9

2.Организация режима пребывания детей в МБДОУ №10

2.1. Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая, личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности…………………………………………………………………………………...10

2.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями...........................................................................................................................................15

3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей…………………………………………………………………………………………………..20

3.1. Содержание образовательной области «Физическая культура»…………….........................20

3.2.Содержание образовательной области "Здоровье"…………………………………………….20

3.3..Содержание образовательной области "Безопасность"………………………………………21

3.4.Содержание образовательной области "Коммуникация"………………..…...........................21

3.5.Содержание образовательной области "Познание"…………………………………………....21

3.6.Содержание образовательной области "Художественное творчество"……………………..22

3.7.Содержание образовательной области "Чтение худ. литературы"………………………….22

3.8.Содержание образовательной области "Труд"…………………………………………………22

3.9.Содержание образовательной области "Социализация"……………………………………...22

3.10.Содержание образовательной области "Музыка"…………………………………………….22

4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования………………………………………………………………………...…...23

4.1. Модель выпускника МБДОУ № 10…………………………………………………………...…23

4.2. Промежуточные результаты освоения детьми ООП ДО МБДОУ № 10………………...…24

4.3. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООП ДО МБДОУ № 10……………………………………………………………………………………….……25

ЧастьII (формируемая, участниками образовательного процесса)

1. 1. Направления работы педагогического коллектива ДОУ с учетом региональных особенностей……………………………………………………..…………………………………….…26

1.2.Механизм реализации программы………………………….…………………………………….27

1.3.Педагогические технологии, используемые в работе…………………………....……………..28

1.4.Методы повышения познавательной активности………………...……………28 1.5.Ориентация ребенка в образовательной области………………………………...……………..29

1.6.Работа с родителями……………………………………………………………….………….…….30

1.7.Работа с педагогами…………………………………………………………………….…….……..30

1.8.Оценка уровня усвоения программы дошкольниками………….………………………….…31

  1. Построение развивающей среды в ДОУ…………………………………………………...…...…31

    1. Варианты построения развивающей среды……..……………………………………….….32

2.2. Создание и обновление предметно-развивающей среды………………………………………..………33

3.Сотрудничество ДОУ с семьёй………………………………………………………...……….……33

3.1. Планирование работы с родителями………………………………………………………..…...34

4 . Взаимодействие с социальными партнёрами………………………………………...…………..35

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………....36

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная общеобразовательная программа МБДОУ детский сад № 10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям : физическому, познавательно – речевому, социально – личностному и художественно – эстетическому. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры ,развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности ,обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Она является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде и обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе.



Нормативно-правовой базой для разработки основной общеобразовательной программы МБДОУ детский сад №10 является:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года).

- «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151от 20 июля 2011 г)

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва).

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.266-10 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. № 91).

- Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2260-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010г. № 164).

- Устав МБДОУ детского сад №10 от29.11.2011г..

- Лицензия на право ведения, образовательной деятельности № 1317 от 22.11.2012г. серия 27Л01 № 0000162

ООП ДО МБДОУ № 10 сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

ООП ДО МБДОУ № 10 обеспечивает разностороннее развитие детей по следующим направлениям и образовательным областям:

• Физическое развитие – здоровье, физическая культура;

• Познавательно – речевое развитие – чтение художественной литературы, познание, коммуникация;

• Социально – личностное развитие – безопасность, труд, социализация;



• Художественно – эстетическое развитие – музыка, художественное творчество.

Содержание образовательного процесса в ДОУ определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования ,разрабатываемой и утверждаемой им самостоятельно. ООП ДО МБДОУ №10 разработана в соответствии федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В2011-2012 учебном году педколлектив работал по основной общеобразовательной программе дошкольного образования для детей от 2 до 7 лет Т.Н.Дороновой «Радуга»,в структуру.которой введены федеральные государственные требования ,утвержденные Приказом Минобразования и науки РФ от 23.11.2009г.№655 , парциальной «Наш дом-природа» Н.А.Рыжовой, годовому плану ,в котором решались задачи экологической направленности:

-воспитание гуманной социально-активной творческой личности ,способной понимать и любить окружающий мир

-формирование у детей научно-познавательного.эмоционально-нравственного,практически-деятельностного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Подведя итоги работы за год ,основываясь на результатах диагностики педколлектив сделал вывод ,что :

-необходимо продолжить работу по сохранению здоровья детей, привитие привычек к здоровому образу жизни

-не в полной мере воспитана экологическая культура ,недостаточны практические умения и навыки поведения в природе ,бережное и гуманное отношение к окружающей среде

-не полные представления о быте, традициях, культуре малочисленных народностях Дальнего Востока ,поэтому, на 2012-2013г. были поставлены следующие задачи:

-формировать у детей научно-познавательное ,эмоционально -нравственное, практически –деятельностное отношение к окружающей среде через экологическое воспитание

-совершенствовать работу по укреплению и сохранению здоровья детей и формировать привычку к здоровому образу жизни

-продолжать воспитывать у детей патриотические чувства и нравственные качества через трудовое воспитание путем приобщения их к истории России и родного края.

Эти задачи прослеживаются в структуре ООП ДО МБДОУ №10..

ДОУ устанавливает последовательность ,продолжительность деятельности детей ,сбалансированность ее видов ,исходя из условий учреждения, содержания основной общеобразовательной программы ,которая включает совокупность образовательных областей ,обеспечивающих всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям : физическому ,социально -личностному, познавательно \-речевому , художественно –эстетическому .Общий объем обязательной части программы рассчитывается в соответствии с возрастом детей ,основными направлениями их развития. спецификой дошкольного образования и включает время . отведенное на :

-образовательную деятельность осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой,коммуникативной,трудовой,познавательно-исследовательской,

продуктивной ,музыкально –художественной , чтения.

-образовательную деятельность ,осуществляемую в ходе режимных моментов;

-самостоятельную деятельность детей;

-взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Все виды организованной совместной деятельности воспитателя с детьми устанавливаются в соответствии с реализуемой программой и направлены на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей, проводятся по учебному плану и расписанию, утвержденным педагогическим советом в рамках требований к учебной нагрузке ,указанной в Сан ПиН.

В содержании ООП ДО МБДОУ № 10 учитываются разновозрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. .В разновозрастных группах продолжительность учебных занятий дифференцируются в зависимости от возраста детей .С целью соблюдения возрастных регламентов продолжительность организованной образовательной деятельности начинается со старшими детьми с постепенным подключением детей младшего возраста .В середине года (январе-феврале) организуются недельные каникулы, во время которых проводится музыкальная, спортивная ,художественно-эстетическая деятельность . Используется подгрупповая форма проведения НОД по3-4 человека в младшей разновозрастной группе, по 4-5 человек в старшей разновозрастной .Положительный эффект дает проведение индивидуальной работы с детьми. В дни каникул и в летний период проводятся спортивные и подвижные игры ,спортивные праздники, экскурсии, увеличивается продолжительность прогулок.



Сведения о квалификации педагогических кадров.

Качественная характеристика педагогов



Критерии оценки качества

количество

%

1.

МБДОУ укомплектован кадрами

4




2.

Образовательный ценз

Высшее образование:

- специальное (дошкольное)

- другое педагогическое

- другое

Среднее специальное:

- специальное (дошкольное)

- специальное педагогическое

- другое


1

3





3.

Квалификация

- высшая категория

- первая категория

- вторая категория

- без категории


-

-

3



1




4.

Повышение квалификации (прохождение курсовой переподготовки за последние 5 лет)

4





Социальными заказчиками деятельности учреждения прежде всего являются родители воспитанников, поэтому коллектив ДОУ старается создать доброжелательный, психологически комфортный климат в учреждении, в основе которого лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.

Выяснение потребностей родителей коллектив осуществляет на основе изучения контингента родителей, анкетирования родителей детей посещающих детский сад , а также жителей села.

Эти данные позволили нам определить направления деятельности ДОУ по удовлетворению запросов родителей:

- Интеллектуальное развитие детей (приоритетным направлением деятельности ДОУ является познавательно – речевое развитие детей).

- Проведение оздоровительных и профилактических мероприятий.

- подготовка к обучению в школе ( развитие произвольной сферы, обучение грамоте , развитие логического мышления).



Социальный паспорт МБДОУ детский сад № 10 Лермонтовского сельского поселения.




Критерии

На 01.09.2010

На 01.09.2011

На 01.09.2012

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1.

Всего детей:

36

100%

35




30







Из них:






















Сирот

-




-




-







Инвалидов

-




-




-




2.

Всего семей:

36




35




30







Из них:






















Полных

17




20




26







Неполных

10




9




4







Многодетных

1




-




-







Инвалидов (родители)

-




-




-







Приемные семьи

-




-




-







Группа риска

-




-




-







Участники локальных войн

-




-




-







Малообеспеченные

8




6




-




3.

Социальный состав:






















Служащие

29




27














Рабочие

6




7













Предприниматели

-




-













неработающие

1




1










4.

Образовательный ценз:






















Высшее

2




1




1







Среднее – специальное

10




9




10







Начальное профессиональное

6




10




9







Общее среднее

10




9




10







Неполное среднее (9 классов)

8




6




5





1.1 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в МБДОУ № 10:

Комплектование ДОУ.

МБДОУ № 10 – детский сад общеразвивающего вида.

Списочный состав на 01.09.2012 г. составил 30 человек.

В ДОУ функционируют 2 разновозрастные группы от 3 до 7 лет.

-младшая разновозрастная от 3 до 5 лет -15 человек;

-старшая разновозрастная от 5 до 7 лет 15 человек;

Комплектование групп детьми производится на начало учебного года а также при высвобождении мест в течение года. В группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей. В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии любых двух возрастов от 3 до 7 лет-15человек.

Разновозрастной контингент детей учитывается в режиме и в организации воспитательно-образовательного процесса.

Совместная деятельность детей разных возрастов имеет большое значение для их обучения и развития. Она дает возможность общаться между собой, учиться самим и учить других. Старшие, обучая младших, не только совершенствуют свои знания, умении, навыки, но и упражняются в сдержанности и самообладании, проявляют заботливое отношение к младшим, .готовятся к участию в общественной жизни и труду. В разновозрастном коллективе создаются благоприятные условия для реализации принципа защищенности личности ребенка, формируются отношения сотрудничества в форме деловых и личных контактов. Старшие дети показывают , объясняют младшим детям ,а младшие заимствуют способы и приемы работы старших детей. Воспитанники взаимодействуют друг с другом, помогают в случае затруднения, обращаются за помощью, пытаются повторить сделанное. Для младших детей важен показ и объяснения старших детей ,внимание и контроль побуждают добиваться хорошего выполнения задания ,преодолевать трудности. Для старших детей тоже полезен показ и объяснение для закрепления и повторения. .Активность старших по отношению к младшим имеет положительный воспитательный эффект ,формируя у них чувство ответственности и причастности к работе другого. Взаимодействие полезно для детей разного возраста, оказывает разностороннее влияние на воспитание у них чувства взаимопомощи, взаимовыручки .уважения друг к другу .

По наполняемости группы соответствуют "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативыСанПиН 2.4.1.2660-10" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010г.№91 г. Москва) и «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N2562 г. Москва);



1.2. Приоритетные направления деятельности МБДОУ № 10 по реализации ООП ДО.

Ведущим компонентом предназначения МБДОУ № 10 является обеспечение условий для охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников; развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности. Реализация данного компонента обеспечивается благодаря использованию в образовательном процессе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга» — . / Под ред. Т. Н. Дороновой . - М.: ТЦ Сфера, 2011.

Приоритетным направлением деятельности МБДОУ № 10 является осуществление деятельности по познавательно-речевому развитию детей. Этому способствует использование в образовательном процессе Программы «Наш дом-природа» Н.А.Рыжова,Москва, Линка-Пресс,1996г. ,и другие технологии.

Для оптимизации образовательного процесса в ДОУ используются следующие парциальные программы:



    • Программа «Здравствуй» М.Л.Лазарев, «Академия здоровья», М.:1997;

    • «Основы безопасности детей дошкольного возраста»./Р.Б. Стеркина, Князева О.Л., Авдеева Н.Н. М.: Просвещение, 2007;

    • «Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет» / Т.С. Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика-синтез, 2003;

    • Программа экологического воспитания дошкольников «Наш дом - природа» /Н.Рыжова – М.: Мозаика –синтез, 2002;

    • «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» / О.С.Ушакова – М.: Мозаика – синтез, 1996;

    • «Знакомим с литературой детей 5 – 7 лет» / О.С.Ушакова, И.В. Гавриш. – М.: Мозаика – синтез, 2001.

    • Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки» / Лыкова И.А. М.: Сфера 2007

    • Л.Д.Глазырина «Физическая культура-дошкольникам»(Программа и программные требования),Москва. Владос.2001г.

    • С.Н.Николаева»Юный эколог».Москва.Линка-Пресс.1996г.

    • Е.И.Паламарчук «Веселые бубенчики».Хабаровск.РИОТИП,2006г.

    • В .Н .Доронова «Предшкольное обучение грамоте в ДОУ»,Москва, «Аркти»2007г.

    • М.Н.Ходаковская « Лукошко» (хрестоматия по Дальневосточной литературе для детей дошкольного возраста).г.Хабаровск ,Приамурские ведомости,2012г.

    • С.Д.Шлотгаузер «Времена года» Хабаровск, Приамурские ведомости,2002г.

    • Е.Н.Паламарчук «Региональный компонент» Хабаровск,1999г.

    • О.Ф.Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» Волгоград, Учитель,2006г.

    • Л.Н.Прохорова «Экологическое воспитание дошкольников»,Москва,Аркти,2004г.


Изучение потребностей родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ №10 , на основе результатов анкетирования, позволили определить дополнительное приоритетное направление.



1.3. Цели и задачи деятельности МБДОУ № 10 по реализации основной общеобразовательной программы

Ведущие цели программы:



1.4. Особенности осуществления образовательного процесса

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, формирование универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, обеспечение для всех детей равного старта развития, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе; обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, сохранение и укрепление его здоровья.



  1. Обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения.

  2. Соблюдение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности образовательного процесса;

  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

  • творческая организация (креативность) образовательного процесса;

  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

  • создание в группах ДОУ атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;

  • осуществление необходимой квалифицированной коррекции недостатков в развитии речи воспитанников; системного подхода к условиям для развития детей этой категории;

  • формирование личности с высоким уровнем национального самосознания и духовной культуры через введение элементов национальной культуры в содержание образовательного процесса ДОУ.

Приоритетность задач может меняться и корректироваться в зависимости от итогов выполнения программы за прошедший учебный год, а также потребностей родителей, социума, в котором работает МБДОУ № 10.

ООП ДО МБДОУ № 10 определяет инвариантную часть, содержание которой разработано на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования « Радуга» —. / Под ред. Т.Н. Дороновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011 и вариативную составляющую содержания образования в МБДОУ № 10.

Инвариантная (обязательная часть) обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школьному обучению, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования и составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации ООП ДО МБДОУ № 10.

В вариативной части (формируемой участниками педагогического процесса) предусмотрено содержание образования, отражающее специфику национально – культурных, этнических, географических, климатических, природных, социальных особенностей Хабаровского края. Образовательный процесс в МБДОУ № 10 осуществляется на основе Учебного плана, Годового учебного календарного графика, расписания непосредственно образовательной деятельности разработанных с учётом действующих Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений, Типового положения о дошкольном учреждении.

В МБДОУ № 10 образовательный процесс организован с наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций: совместной непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности самих детей.

При организации партнерской деятельности взрослого с детьми мы опираемся на тезисы Н.А. Коротковой:



  • Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

  • Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).

  • Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).

  • Открытый временной конец организованной детской продуктивной деятельности (каждый работает в своем темпе).

При организации образовательного процесса в ДОУ непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда). В группах общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет непосредственно образовательная деятельность осуществляется в первую и во вторую половину дня (1-2 раза в неделю).

В вариативной части ООП ДО МБДОУ № 10.

Непосредственно образовательная деятельность по остальным образовательным областям и в группах общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет проводятся фронтально.

Для профилактики утомления детей непосредственно образовательная деятельность познавательно-речевого направления сочетается с непосредственно образовательной деятельностью физического и художественно-эстетического направления. Продолжительность непосредственно образовательная деятельность соответствует санитарно - эпидемиологическим требованиям. В середине занятий проводятся физминутки. Перерывы между непосредственно образовательной деятельностью – не менее 10 минут.

Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимают не менее 50% общего времени реализуемой ООП ДО.

В тёплое время года максимальное число непосредственно образовательной деятельности и других мероприятий проводится на участке во время прогулки.



Учебная модель организации непосредственно образовательной деятельности используется в ДОУ не ранее 6 лет.

План распределения времени на реализацию программы в неделю (учебный план)

Формы реализации программы

Образовательные области

2 мл.гр.

Ср.гр.

Ст.гр.

Подг.гр.

Обязательная часть

Непосредственно образовательная деятельность

Физическая культура

45 минут

1 час

1 час 15 минут

1 час 30 минут

Здоровье

*

*

*

*

Безопасность

*

*

*

30 минут

Познание

30 минут

40 минут

50 минут

1 час

Чтение худ. литературы

*

*

*

30 минут

Художественное творчество

30 минут

40 минут

1 час 15 минут

1 час 30 минут

Музыка

30 минут

40 минут

50 минут

1 час

Социализация

*

*

25 минут

30 минут

Труд

*

*

*

*

Коммуникация

30 минут

20 минут

50 минут

1 час

НОД обязательной части (объём недельной образовательной нагрузки)

Количество часов

2 часа 45 минут

3 часа 20 минут

5 часов 45 минут

7 часов 30 минут

Совместная организованная деятельность в ходе режимных моментов

Физическая культура

27 часов 55 минут

26 часов 8 минут

24 часа 55 минут

22 часа 40 минут

Здоровье

Безопасность

Познание

Чтение худ. литературы

Художественное творчество

Музыка

Социализация

Труд

Коммуникация

Самостоятельная деятельность

Познание

15 часов

15 часов

15 часов

15 часов

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Вариативная часть

Непосредственно образовательная деятельность (указать области в которых реализуется вариативная часть, можно добавить отдельные области)

Региональный компонент

Познание, Чтение худ. литературы

3 минуты

8 минут

12,5 минут

12 минут




Приоритетное направление деятельности ДОУ

НОД вариативной части (объём недельной образовательной нагрузки)

Познание, коммуникация

33 минуты

48 минут

1час 15 минут

1 час 42 минуты

Дополнительно

Кружок «Юный эколог», «Волшебные краски»

Количество часов

*

20минут

30 минут

30 минут

Общее время реализации программы

Количество часов

43 часа 20минут

43часа 20 минут

43 часа 20 минут

43часа 20 минут

Максимальный допустимый объём недельной образовательной нагрузки по Сан ПиН

Количество часов

2 часа 45 минут

4 часа

6 часов 15 минут

8 часов 30еминут


1.5. Принципы и подходы к формированию ООП ДО МБДОУ № 10

Содержание ООП ДО МБДОУ № 10 соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ведущими принципами построения содержания ООП ДО МБДОУ № 10 являются:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

- сочетание принципа научной обоснованности и практического применения;

- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть достижение поставленных целей и решение задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса;

- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; (основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра);

- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования. Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка, уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса. Принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития;

- принцип непрерывности образования обеспечивает связь всех ступеней дошкольного образования, от младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.;

- принцип системности ООП ДО МБДОУ № 10 представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
2.Организация гибкого режима пребывания детей в МБДОУ № 10
2.1. Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая, личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности

Режим дня установлен МБДОУ № 10 самостоятельно на основе:



  • Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660 – 10. (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. № 91).

  • Изменений № 1 к СанПиН 2.4.1.2260-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010г. № 164).

  • Времени пребывания детей в группе;

МБДОУ № 10 работает по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями (суббота, воскресенье) в двух разновозрастных группах.. Время пребывания детей в ДОУ – 12 часов (с 8.00 до 20.00)

В ДОУ разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемой непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей в детском саду.

Гибкий режим рассматривается в вариантах:


  • Распределение деятельности детей в зависимости от решаемых задач, погодных условий, объёма и сложности предлагаемого детям обучающего материала;

  • Организация жизни детей в группе в дни карантина;

  • Разная длительность пребывания ребёнка в группе (по желанию родителей, лиц их заменяющих).

Режим дня в ДОУ соответствует функциональным возможностям ребенка, его возрасту и состоянию здоровья. При выборе режима учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, некоторые состояния (период выздоровления после болезни, адаптация к детскому учреждению, время года).


Гибкий режим дня в МБДОУ № 10


п/п

Вариант режима дня

Компоненты

1.

Период адаптации детей в ДОУ

Время пребывания в ДОУ, режимные моменты (сон, питание и т.д.) выстраиваются в зависимости от индивидуальных особенностей детей по индивидуальному графику.

2.

Благоприятные погодные условия

Прием детей в весенне-осенний период осуществляется на воздухе

3.

Неблагоприятные погодные условия

1. Организация прогулки в помещении. Физкультурный и музыкальный залы хорошо проветриваются, в них открываются фрамуги или приоткрываются окна. В определенные для каждой группы часы дети, соответственно одетые, приходят в них поиграть. В это время в групповом помещении проводится сквозное проветривание.

2. Смена помещений.



4.

Каникулы и дни «здоровья»

1. В каникулы и дни «здоровья» увеличивается продолжительность прогулок.

2. Во время каникул проводится непосредственно образовательная деятельность только художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной направленности.



5.

Летний оздоровительный период

1. В летний оздоровительный период непосредственно образовательную деятельность не проводится. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, развлечения, экскурсии целевые прогулки.

2. Увеличение прогулки до 6 часов в день.



6.

Дни карантина и период повышенной заболеваемости

1. Выделяется время для осмотров детей, проведения профилактических мероприятий.

2. Снижаются физическая и интеллектуальная нагрузки.



При проведении режимных процессов МБДОУ придерживается следующих правил:



  • Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

  • Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

  • Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.

  • Формирование культурно-гигиенических навыков.

  • Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

  • Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

  • Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Основные принципы построения режима дня:



  • Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.

  • Соответствие психофизиологическим особенностям дошкольника, поэтому

вДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня.

Контроль выполнения режимов дня в ДОУ осуществляют заведующий.



Режим дня в двух разновозрастных группах в холодный период (Приложение 1), режим дня в двух разновозрастных группах в тёплый период (Приложение 2)

Приложение 1

Режим дня на холодный период года в ДОУ № 10 с Лермонтовка

Режимные моменты

Младшая

разновозрастная группа

Старшая

Разновозрастная группа

Утренняя встреча, общее приветствие

8-00:8-20

8-00:8-15

Утренняя гимнастика

8-20:8-30

8-15:8-25

Гигиенические процедуры

8-30:8-40

8-25:8-30

Завтрак

8-40:9-00

8-30:8-45

Спокойные игры, подготовка к образовательной деятельности

9-00:9-10

8-45:8-50

Организованно-образовательная деятельность

9-10:10-00

8-50:10-30

Подготовка к прогулке

10-00:10-15

10-30:10-40

Прогулка

10-15:11-30

10-0:12-10

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

11-30:11-40

12-10:12-20

Обед

11-40:12-00

12-20:12-40

Подготовка ко сну

12-00:12-20

12-40:12-50

Дневной сон

12-20:14-50

12-50:15-00

Пробуждение, гигиенические процедуры

14-50:15-10

15-00:15-15

Полдник

15-10:15-30

15-15:15-25

Подготовка к образовательной деятельности

15-30:15-35

15-25:15-35

Организованная образовательная деятельность

15-35:15-50

15-35:16-00

Прогулка

15-50:17-00

16-00:17-30

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину

17-00:17-15

17-30:17-40

Ужин

17-15:17-30

17-40:17-55

Свободное клубное время




17-55:18-40

Вечерняя деятельность, уход домой

17-30:20-00

18-40:20-00


Приложение 2

Режим дня на тёплый период года в ДОУ № 10 с .Лермонтовка

Режимные моменты

Младшая

разновозрастная группа

Старшая

Разновозрастная группа

Утренняя встреча детей на участке, общее приветствие

8-00:8-20

8-00:8-25

Утренняя гимнастика на воздухе

8-20:8-30

8-25:8-40

Гигиенические процедуры, подготовка к завтраку

8-30:8-40

8-40:9-00

Завтрак

8-40:9-00

9-00:9-15

Организованная деятельность воспитателя с детьми на воздухе

9-00:9-15

9-15:9-45

Прогулка, закаливающие процедуры

9-15:11-30

9-45:12-15

Подготовка к обеду, обед

11-30:12-00

12-15:12-45

Подготовка ко сну, гигиенические процедуры

12-00:12-20

12-45:13-05

Дневной сон

12-20:14-50

13-05:15-00

Пробуждение, гигиенические процедуры

14-50:15-10

15-00:15-15

Полдник

15-10:15-30

15-15:15-30

Подготовка к прогулке, прогулка

15-30:17-00

15-30:17-30

Подготовка к ужину, ужин

17-00:17-30

17-30:17-45

Познавательно-игровая деятельность на воздухе, уход домой

17-30:20-00

17-45:20-00

Вечерняя деятельность, уход домой

17-30:20-00

18-40:20-00

Организация двигательной деятельности


Виды деятельности

Особенности организации

Четвертый год жизни

Пятый год жизни

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей

НОД по физической культуре;

3 раза в неделю (15 мин) в помещении


3 раза в неделю (20 мин) в помещении, на участке;


Утренняя гимнастика

Ежедневно (6—8 мин)

Ежедневно (6—8 мин)

Двигательная разминка, воздушные процедуры после дневного сна

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей

(5—-6 мин)



Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей

(7— 10 мин)



Подвижные игры и физические упражнения на открытом воздухе

Ежедневно, не менее 2 раз в день (10—15 мин)

Ежедневно, 2 раза в день

(10—15 мин)



Физкультурный досуг

1 раз в месяц (15—20 мин)

1 раз в месяц (20—30 мин)

Физкультурные праздники

1—2 раза в год (30—40 мин)

2—3 раза в год (40—60 мин)

День здоровья

Не реже 1 раза в квартал

Не реже 1 раза в квартал

Участие родителей в занятиях, физкультурно-массовых мероприятиях детского сада

В течение года

В течение года



Виды деятельности

Особенности организации

Шестой год жизни

Седьмой год жизни

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей

НОД по физической культуре

3 раза в неделю (25 мин), в помещении, на участке.

3 раза в неделю (30 мин) в помещении, на участке.

Утренняя гимнастика

Ежедневно (10 мин)

Ежедневно (10 мин)

Двигательная разминка, воздушные процедуры после дневного сна

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей (8—10 мин)

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей (10— 12 мин)

Подвижные игры и физические упражнения на открытом воздухе

Ежедневно, не менее 2 раз в день (15—20 мин)

Ежедневно, не менее 2 раз в день (15—20 мин)

Физкультминутка

По мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий (2—3 мин)

По мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий (3—5 мин)

Физкультурный досуг

1—2 раза в месяц (25—30 мин)

1—2 раза в месяц (30—35 мин)

Физкультурный праздник

2—3 раза в год (60—90 мин)

2—4 раза в год (60—90 мин)

День здоровья

1 раз в квартал

1 раз в квартал

Неделя здоровья

Не менее 2 раз в год (в конце декабря, в конце марта)

Не менее 2 раз в год (в конце декабря, в конце марта)

Участие родителей в занятиях, физкультурно-массовых мероприятиях детского сада

В течение года

В течение года


Система физкультурно – оздоровительных мероприятий

Блоки физкультурно – оздоровительной работы

Содержание

Создание условий для двигательной активности детей

- гибкий режим;

- оснащение (наличие физкультурно-спортивных центров в группах, спортивной площадки на территории ДОУ, спортивного оборудования на участках)



Система двигательной активности и система психологической помощи

- утренняя гимнастика;

- прием детей на свежем воздухе;

- организованная деятельность с детьми по физической культуре;

- физминутки во время НОД;

- двигательная активность на прогулке;

- подвижные игры;

- гимнастика после дневного сна;

- физкультурные досуги, соревнования;

- игры, хороводы, игровые упражнения;

- психогимнастика;

- оценка эмоционального состояния детей с последующей коррекцией плана работы


Система закаливания

В повседневной жизни

- утренний прием на свежем воздухе;

- утренняя гимнастика (ОРУ, игры, оздоровительный бег);

- облегченная форма одежды;

- босохождение после сна;

- сон с доступом свежего воздуха;

- контрастные воздушные ванны (перебежки);

- солнечные ванны (в летнее время)


Специально - организованная

- закаливающие дыхательные упражнения;

-обширное умывание



Организация рационального питания

- организация второго завтрака (круглый год);

- введение овощей, фруктов и соков в обед;

- питьевой режим;

- витаминизация



Диагностика уровня физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности

- диагностика уровня физического развития;

- диагностика уровня физической подготовленности;

- диагностика развития ребенка;

- обследование учителем-логопедом




Система закаливающих мероприятий



Содержание

Возрастные подгруппы

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

воздушно-

температурный режим:



В холодное время года допускаются колебания температуры воздуха в присутствии детей

от +21 до +19ºС

от +20 до +18ºС

обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей

одностороннее проветривание (в присутствии детей)

в холодное время проветривание проводится кратковременно (5-10 мин). Допускается снижение температуры на 1-2ºС

сквозное проветривание (в отсутствии детей)

в холодное время года проводится кратковременно (5-10 мин),

критерием прекращения проветривания помещения является температура воздуха, снижения на 2-3ºС



утром, перед приходом детей

к моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной

перед возвращением детей с дневной прогулки

+21ºС

+20ºС

вовремя дневного сна, вечерней прогулки

в теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении

прием детей на воздухе

- 15ºС

- 18ºС

утренняя гимнастика

в холодное время года проводится ежедневно в группах, одежда облегченная

прогулка

одежда и обувь соответствует метеорологическим условиям

- 18ºС

- 22ºС

хождение босиком

ежедневно, в теплое время года при температуре воздуха от +20ºС до +22ºС,

в холодное время года в помещении при соблюдении нормативных температур



дневной сон

обеспечивается состояние теплового комфорта соответствием одежды, температуры воздуха в помещении

+ 18ºС

+ 18ºС

физические упражнения

после дневного сна



Ежедневно в помещении температура на 1-2 градуса ниже нормы

гигиенические процедуры

Умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры

умывание, обтирание шеи, верхней части груди, предплечий прохладной водой

Игровой массаж

закаливающее дыхание

закаливающее дыхание, игровой массаж рук, массаж лица, ног




III. Профилактические мероприятия

1.

Мероприятия по профилактике гриппа, ОРВИ (утренний фильтр с целью выявления больных детей, проветривание помещений, влажные уборки, кварцевание групп, фитонцидотерапия с применением адаптогенов: пихтового масла, женьшеня, элеутерококка, чеснока,) ,полоскание горла солевым раствором, календулой, эхинацеей, использование индивидуальных чесночных амулетов.

Все группы

Весь год

Повар, контроль ответственного дежурного.

2.

Фитотерапия : чай с лимоном, шиповником, соки, фруктовые морсы, компоты из свежих и замороженных фруктов, включение в рацион питания чеснока ,салатов из свежих овощей ,.чесночная фитонцидотерапия в групповых помещениях.

Все группы


Осень - весна


Воспитатели, младшие воспитатели



3.




Все группы

Осень - весна

Завхоз,повар.воспитатели.младшие воспитатели.

IV. Закаливание

1.

Хождение босиком

Все группы

лето

Воспитатели

2.

Обливание ног до колен водой контрастной температуры

Все группы


лето

воспитатели


3.

Хождение по массажным дорожкам

Все группы


Круглый год


Воспитатели



4.

Массаж ступней ног

3 – 7 лет группа

Круглый год

Воспитатели

5.

Массаж ушных раковин

5 – 7 лет группа

Круглый год

Воспитатели

6.

Солнечные, воздушные ванны

Все группы

лето

Воспитатели

7.

Одежда детей в соответствии с сезонными периодами.

Все группы

В течение года

Воспитатели, младшие воспитатели

8.

Оздоровительный бег

Все группы

В течении дня

Воспитатели, инструктор по физкультуре



V. Оздоровительные мероприятия

№.

мероприятия

3 – 4 года

4 -5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

1.

Утренний прием детей на улице в летний период. Проведение утренней гимнастики на воздухе.



v

v

V

2.

Контрастное воздушное закаливание

v

v

v


v


3.

Дыхательная гимнастика

v


v

v

V


4.

Хождение босиком летом на участке, используя природные тренажеры:пеньки,корни деревьев,бревна,камни-гальки,еловые шишки,песок,траву.

v

v

v

V


5.

Хождение по массажным дорожкам (круглый год)

v

v

v

V


6.

Контрастное обливание ног(в теплый период года)

v

v

v

V


7.

Полоскание горла (круглый год)

v

v

v

V

8.

Прогулки 3,5-4 часа в день

v

v

v


V


9.

Проветривание

V

v

v

v

10.

Соблюдение температурного режима

V

V

V

V


11.

Массаж ступней ног.

V

V







12.

Массаж ушных раковин







V

V


2.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями
Модели образовательного процесса
При конструировании образовательного процесса использованы положительные стороны комплексно-тематической и предметно - средовой моделей построения образовательного процесса: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Комплексно-тематическая модель. В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Набор тем для каждой возрастной группы один, усложняются задачи к темам, в соответствии с возрастом детей (Приложение 3 – комплексно-тематическое планирование)
Темообразующими факторами являются:

— реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники.)

— воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям;

— события, «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач): внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность

— события, происходящие в жизни возрастной группы, увлекающие детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам.

Предметно-средовая модель, содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. И педагог в этой модели выступает – в роли организатора предметных сред, подбирая развивающий материал. В МБДОУ №10 организация предметно-пространственной развивающей среды групповых помещений для детей старшего дошкольного возраста ориентировано на рамочную конструкцию среды, предложенную Н.А.Коротковой. Согласно ее исследованиям необходимо и достаточно разделить групповое пространство на три части: 1) зону для спокойной по преимуществу деятельности, 2) активную зону, 3) рабочую зону, для того чтобы обеспечить содержательную базу образовательного процесса в ДОУ. Основными требованиями к размещению материалов и оборудования в различных зонах являются следующие:


  1. Групповое помещение оборудовано и обставлено таким образом, чтобы воспитателю хорошо были видны все пространственные зоны.

  2. Все материалы и пособия размещены в групповых зонах так, чтобы дети имели к ним свободный самостоятельный доступ.

  3. Расстановка мебели обеспечивает свободное перемещение детей в пространстве.

  4. В каждой зоне сосредоточено достаточное количество материалов и пособий для одновременных занятий подгруппы 4–6 детей.

  5. Зоны активности оборудованы с учетом возможности для одновременных индивидуальных или подгрупповых видов деятельности дошкольников.

Все эти факторы, используются педагогами МБДОУ № 10 для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.


Структура образовательного процесса
В образовательный процесс включены следующие блоки:

  • непосредственно образовательная деятельность

  • образовательная деятельность в режимных моментах;

  • самостоятельная деятельность детей;

  • образовательная деятельность в семье.

Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.




Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Основные формы: игра, занятие, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.

Решение образовательных задач в ходе режимных моментов

Деятельность ребенка в разнообразной, гибко меняющейся предметно-развивающей и игровой среде

Решение образовательных задач в семье


Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.

Двигательная деятельность организуется при проведении физкультурных занятий, режимных моментов совместной деятельности взрослого и ребенка.

Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду; способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.

Трудовая деятельность организуется с целью формирования у детей положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Основными задачами при организации труда являются воспитание у детей потребности трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности, стремления быть полезным окружающим людям, радоваться результатам коллективного труда; формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Данный вид деятельности включает такие направления работы с детьми как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Все оборудование и атрибуты для реализации этих направлений присутствуют.

Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельности – формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Во всех группах детского сада оборудованы уголки для проведения экспериментов.

Продуктивная деятельность направлена на формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию.

Музыкально-художественная деятельность организуется с детьми ежедневно, в определенное время и направлена на развитие у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Данный вид деятельности включает такие направления работы, как слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество. Игра на музыкальных инструментах.

Чтение детям художественной литературы направлено на формирование у них интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами.

Образовательный процесс в ДОУ организуется в течение всего календарного года. Непосредственно образовательная деятельность регламентируется согласно годовому учебному графику МБДОУ № 10, который ежегодно принимается Советом педагогов, утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования.

Ежедневный объём непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (расписание), которое ежегодно принимается Советом педагогов, утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования.

Объем самостоятельной деятельности, как свободной деятельности воспитанников, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется.

Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.

Примерный учебный план непосредственно образовательной деятельности (Приложение 4).

Особенности реализации инвариантной и вариативной части регламента непосредственно образовательной деятельности.



    • Инвариантная часть состоит из десяти образовательных областей, которые интегрируются в процессе совместной деятельности педагога и воспитанников в форме непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей в специально организованной предметно-развивающей среде. Интеграция образовательных областей (Приложение 5).

*Образовательные области социализация, труд, безопасность, здоровье реализуются в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей в первой и второй половине дня. Во всех группах, кроме группы общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста (5-6 лет), чтение художественной литературы организуется в первой и второй половине дня в совместной деятельности педагога и воспитанников.

** 1 раз в неделю в группах общеразвивающей направленности (среднего, старшего дошкольного возраста), организуется оздоровительная прогулка.

*** Региональный компонент в группах общеразвивающей направленности (5- 7 лет) 1 раз в неделю реализуется в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах в первую половину дня.
Режим непосредственно образовательной деятельности





Вторая младшая подгруппа

Средняя подгруппа

Старшая подгруппа

Подготовительная к школе подгруппа


Продолжительность НОД

не более 15 мин.

не более 20 мин.

не более 25 мин.

не более 30 мин.

Перерыв между различными видами НОД

не менее 10 мин.

не менее 10 мин.

не менее 10 мин.

не менее 10 мин.

В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводится физкультминутка.

Место проведения НОД

в режиме дня

В I половину дня.

(В I половину дня не более 30 мин ежедневно)



В I и II половину дня.

(В I половину дня не более 40 мин ежедневно)



В I и II половину дня.

(В I половину дня не более 75 мин ежедневно)



В I и II половину дня.

(В I половину дня не более 1.5 часа ежедневно)



Максимальный объем образовательной нагрузки в неделю

2ч. 45 мин.

4 часа

6 ч. 15 мин.

8 ч. 30 мин.


Модель организации образовательного процесса на день


Направление развития ребенка

1-я половина дня

2-я половина дня


Младший дошкольный возраст


Физическое развитие и здоровье

Прием детей на воздухе в теплое время года.

Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты).

Гигиенические процедуры.

Закаливание в повседневной жизни.

Физкультминутки в процессе непосредственно образовательной деятельности (далее НОД).

НОД по физическому воспитанию. Прогулка в двигательной активности.




Гимнастика после сна.

Закаливание.

Физкультминутки в процессе НОД.

Физкультурные досуги, игры, развлечения.

Самостоятельная двигательная деятельность.

Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений).



Познавательно-речевое развитие

НОД по познавательно-речевому развитию.

Дидактические игры.

Наблюдения.

Ситуативные беседы.

Экскурсии по участку.

Исследовательская работа, опыты и экспериментирование.



Развивающие игры.

Индивидуальная работа.

Конструирование и моделирование.

НОД по познавательно-речевому развитию



Социально-личностное развитие

Ситуативные беседы.

Формирование навыков культуры еды, культуры быта. Трудовые поручения.

Формирование навыков культуры общения.

Театрализованные игры.

Сюжетно-ролевые игры.


Индивидуальная работа.

Формирование навыков культуры еды, культуры быта.

Трудовые поручения.

Театрализованные, музыкальные игры.


Сюжетно-ролевые игры.

Художественно-эстетическое развитие

НОД по художественно-эстетическому развитию.

Экскурсии в природу (на участке)



Музыкально-художественные досуги. Работа в творческих мастерских. Индивидуальная работа.


Старший дошкольный возраст


Физическое развитие и здоровье

Прием детей на воздухе в теплое время года.

Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты).

Гигиенические процедуры.

Закаливание в повседневной жизни.

Физкультминутки в процессе НОД.

НОД по физическому воспитанию.

Оздоровительная прогулка.


Гимнастика после сна.

Закаливание.

Физкультурные досуги, игры, развлечения.

Самостоятельная двигательная деятельность.

Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений).


Познавательно-речевое развитие

НОД по познавательно-речевому развитию.

Дидактические игры.

Наблюдения.

Ситуативные беседы.

Экскурсии по участку.

Исследовательская работа, опыты и экспериментирование. Экскурсии по участку. Посещение краеведческих мини-музеев




Развивающие игры. Интеллектуальные досуги.

Индивидуальная работа.

НОД по познавательно-речевому развитию.


Социально-личностное развитие

Ситуативные беседы.

Формирование навыков культуры еды, культуры быта. Трудовые поручения.

Дежурства по столовой, в природном уголке, помощь в подготовке к НОД.

Формирование навыков культуры общения.

Театрализованные игры.

Сюжетно-ролевые игры.



Формирование навыков культуры еды, культуры быта. Трудовые поручения.

Дежурства по столовой, в природном уголке, помощь в подготовке к НОД.

Тематические досуги, развлечения.
Общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли).

Сюжетно-ролевые игры.



Художественно-эстетическое развитие

НОД по художественно-эстетическому развитию.

Экскурсии в природу.

Посещение выставок изобразительного искусства, школы искусств.


Музыкально-художественные досуги. Работа в творческих мастерских. Детская дизайн-деятельность.

Индивидуальная работа.





3. Содержание психолого-педагогической работы

по освоению детьми образовательных областей.
Содержание психолого-педагогический работы по освоению детьми образовательных областей определяется Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Радуга» — . / Под ред. Т.Н.Дороновой. . - М.: ТЦ Сфера, 2011.
3.1. Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Образовательная область «Физическая культура» взаимодействует с образовательной областью «Здоровье», определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия. Конкретные задачи для каждой возрастной группы определяются в соответствии с парциальной программой.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура» (Приложение 6)

3.2.Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей.

Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей.

Конкретные задачи для каждой возрастной группы определяются в соответствии с парциальной программой


Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Здоровье» (Приложение 7)

3.3. Содержание образовательной области "Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Обязательность включения области в состав Программы обусловлена:

- с одной стороны, наличием потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.);

- с другой стороны, антропогенными изменениями в природе, являющимися причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.).



Безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищенности) выступает необходимым условием полноценного развития человека. Безопасность окружающего мира природы – необходимое условие существование каждого человека, взрослого и ребенка. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность» (Приложение 8)

3.4. Содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи); связной речи (диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация» (Приложение 9).

3.5. Содержание образовательной области "Познание" направлено на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:

  • Сенсорное развитие;

  • Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

  • Формирование элементарных математических представлений;

  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание» (Приложение 10).

3.6. Содержание образовательной области "Художественное творчество" направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

  • развитие детского творчества;

  • приобщение к изобразительному искусству. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественное творчество» (Приложение 11).

3.7. Содержание образовательной области "Чтение худ. литературы" направлено на формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

  • развитие литературной речи;

  • приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Чтение худ. литературы » (Приложение 12).

3.8. Содержание образовательной области "Труд" направлено на формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • развитие трудовой деятельности;

  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» (Приложение 13).

3.9. Содержание образовательной области "Социализация" направлено на освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности детей;

  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация» (Приложение 14).

3.10. Содержание образовательной области "Музыка" направлено на развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

  • развитие музыкально-художественной деятельности;

  • приобщение к музыкальному искусству. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация» (Приложение 15).


4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

В соответствии с письмом Издательства «Просвещение» от 26.07.2011 г № ВДр – 21/1 – 1106 «О системе мониторинга в программно-методическом комплексе для дошкольного образования «Радуга»,система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООП ДО призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения Программы и динамики достижений детей.

Издательство «Просвещение» информирует о том, что в рамках издания нового программно-методического комплекса «Успех» в 08.2011 года выпущены пособия, которые помогут педагогам правильно организовать систему мониторинга в ДОУ. Данные пособия, являясь неотъемлемой частью программно-методического комплекса «Успех», по согласованию с научным руководителем программно-методического комплекса «Радуга» Е.В. Соловьёвой, могут быть использовано в качестве инструментария для проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов при реализации ДОУ программы «Радуга».

Планируемые результаты освоения ООП ДО МБДОУ № 10 подразделяются на итоговые и промежуточные.



4.1. Модель выпускника МБДОУ № 10


Интегративное качество

Уровень развития интегративных качеств

«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

- у ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности;

- самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

- сформирована привычка к здоровому образу жизни;

- приобщен к занятиям спортом, посещает различные спортивные кружки, секции, в соответствии с индивидуальными рекомендациями и предпочтениями



«Любознательный, активный»

- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);

- проявляет интерес к народным играм, праздникам, традициям, историческому прошлому Республики Татарстан;

- задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;

- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);

- в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;

- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.



«Эмоционально отзывчивый»

- откликается на эмоции близких людей и друзей;

- сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;

- эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы


«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

- адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

- способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.



«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

- поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо»;

- ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

- соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)


«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

- ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем);

- ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.



«Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

- ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

- имеет представление о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

- имеет представление об обществе, его культурных ценностях;

- имеет представление о государстве и принадлежности к нему, о мире;

- имеет представление об истории России,Хабаровском крае

- имеет представление о культуре русского народа, малых народностях Приамурья, его традициях и творчестве (как устном, так и декоративно-прикладном);

- имеет представления о климатических, географических и природных особенностях Дальнего Востока ,Хабаровского края ,г.Бикина, с .Лермонтовки.


«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

- умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

«Овладевший необходимыми умениями и навыками»

- сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности


4.2. Промежуточные результаты освоения детьми ООП ДО МБДОУ № 10

Промежуточные результаты освоения ООП ДО МБДОУ № 10 формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения ООП ДО по всем направлениям развития детей.



4.3. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООП ДО МБДОУ № 10

Система мониторинга направлена на выявление степени эффективности взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательного процесса детского сада с целью освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Система мониторинга в МБДОУ д/с №10 представлена в Приложении 16.

Диагностическая система позволяет оценить как итоговый результат освоения ООП ДО, так и промежуточные результаты на протяжении всего периода освоения ООП ДО (от 3 до 7 лет). Диагностическое обследование проводится с каждым ребенком один раз в году, в конце учебного года

Полученные в результате проведения данного диагностического обследования показатели позволяют говорить в первую очередь о том, насколько правильно простроена образовательная работа и взаимодействие взрослого с конкретным ребенком.



Высокие результаты являются показателем успешной образовательной работы с ребенком и его благополучного развития.

Средние результаты позволяют говорить о том, что педагогу стоит обратить внимание на особенности образовательной работы с данным ребенком и учесть особенности его индивидуального развития.

Низкие показатели, полученные в результате проведения данной диагностики, требуют тщательного, всестороннего анализа педагогической ситуации и целенаправленного психолого-педагогического обследования ребенка.

Материал диагностики состоит из карты развития, которая является некоторой ретроспективой наблюдения педагога за ребенком на протяжении года, и ряда диагностических проб, каждая из которых позволяет отследить несколько параметров. Карты развития для каждой возрастной группы (Приложение 17).

Карта развития заполняется совместно двумя педагогами, работающими в группе, и представляет собой их согласованную оценку поведения, деятельности, осведомленности ребенка. Карта развития заполняется на основании тех наблюдений за ребенком, которые были сделаны педагогом в течение года (в различных видах деятельности, в процессе режимных моментов и т.д.), и не требует присутствия ребенка.

Диагностические пробы выполняются с ребенком индивидуально в свободное время, и соответственно на них распространяются все требования к диагностическому обследованию детей дошкольного возраста. Эта работа проводится в первой половине дня со вторника по четверг. Нецелесообразно диагностировать ребенка, который только что пришел после болезни, находится в сложной жизненной ситуации (переезд, развод родителей, смерть близких родственников и т.д.) или по неизвестным вам причинам нетипично себя ведет (возбужден, капризен, раздражителен и т.д.). В данном случае обследование переносится. Результаты формирования интегративных качеств отражаются в карте развития, которая включает данные наблюдения воспитателя за ребенком в образовательном процессе и выполнения самим ребенком некоторых диагностических заданий.

Карта развития представляет собой таблицу, в которой даны характеристики поведения, деятельности и некоторых представлений ребенка, относящиеся к каждому интегративному качеству. В зависимости от того, насколько устойчиво сформирована каждая характеристика у ребенка (проявляется крайне редко, иногда, часто), она оценивается количественно (0, 1 или 2 балла соответственно).

К каждому интегративному качеству относится от 2 до 12 характеристик. Полученная сумма баллов за каждое интегративное качество переводится в уровневый показатель, который позволяет определить, какому уровню – низкому, среднему или высокому – соответствует его развитие у конкретного ребенка на данном возрастном этапе. В последующем эти данные будут использованы для построения линейного графика, где уровни развития интегративных качеств сравниваются между собой.

Таким образом, данные карты развития позволят определить уровень развития не только качества, но и его составляющих. Это важно для построения дальнейшей образовательной работы и внесения необходимых коррективов в работу воспитателя.

При интерпретации результатов необходимо говорить о том, что высокий уровень развития качества свидетельствует об эффективности образовательной работы (методов, форм, средств и др.) с конкретным ребенком. В среднем уровне отражаются и индивидуальные особенности ребенка, и определенные недостатки деятельности воспитателя – некоторое несоответствие этим особенностям, которые требуют изучения и корректировки. Если данные наблюдений и результаты выполнения диагностических заданий констатируют низкий уровень развития качества, то психологу детского сада необходимо более глубоко исследовать развитие данного ребенка и образовательную деятельность педагога (совместно с методистом или старшим воспитателем), чтобы внести изменения в деятельность воспитателя относительно его.

Карта развития делится на две части.

Первая часть включает характеристику развития следующих интегративных качеств:



  • любознательный, активный;

  • эмоционально отзывчивый;

  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;

  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Показатели развития этих качеств определяются по результатам наблюдения педагогом за ребёнком.

Вторая часть отражает владение ребенком необходимыми умениями и навыками. Показатель развития складывается из данных наблюдений педагога и результата выполнения самим ребёнком диагностических заданий.



следующая страница >>