Организация питания детей в дошкольных учреждениях - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
О постановке на бесплатное питание 1 126.68kb.
Организация питания обязательный компонент режима дня. В правильной... 1 57.14kb.
Рассказать о тематическом контроле по теме «Организация питания в... 2 272.66kb.
«Я сегодня ел омлет, булочку с вареньем» 1 38.28kb.
Прием на склад, взвешивание, хранение и выдача со склада различных... 1 40kb.
3. Показатели, характеризующие качество и (или) объем муниципальной... 1 120.76kb.
Под педагогической нагрузкой педагогов дошкольных образовательных... 1 115.38kb.
Программа организации и развития школьного питания в моу 2 318.88kb.
Совершенствование форм организации свободного времени детей и подростков... 1 62.61kb.
Инструкция по эксплуатации источников питания (драйверов) светодиодов 1 125.37kb.
Положение о Детской общественной организации. Общие положения 1 28.33kb.
Рабочая программа по английскому языку для 8 класса составлена на... 1 166.8kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Организация питания детей в дошкольных учреждениях - страница №1/1

Организация питания детей в дошкольных учреждениях

Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка, оказывает самое непосредственное влияние на его жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным факторам. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания у детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.

Большое значение имеет правильная организация питания детей в дошкольных учреждениях, где дети воспитываются в течение нескольких лет.

Под правильно сбалансированным питанием понимается питание, полностью отвечающее возрастным физиологическим потребностям детского организма в основных пищевых веществах и энергии. Интенсивный рост и развитие детей раннего и дошкольного возраста обусловливают их относительно большую, по сравнению со взрослым человеком, потребность во всех пищевых веществах. При этом, чем моложе ребенок, тем выше его потребность в пищевых веществах на 1 кг массы тела.


Основные принципы рационального питания детей от 1 до 6 лет


Питание детей от 1 до 3 лет и от 3 до 6 лет в целом различается лишь по количеству основных пищевых веществ, суточному объему рациона и величине разовых порций. Некоторые блюда могут также отличаться кулинарной обработкой, например, детям до 3 лет вместо жареной рыбы следует давать рыбные котлеты, вместо мясной котлеты - мясное суфле.

Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 12 часов, должны получать четырехразовое питание. В этом случае калорийность распределяется:

Рекомендуемое распределение калорийности

между приемами пищи в %


┌────────────────────────┬──────────────────┬─────────────────────────────┐

│ Для детей с │ Для детей с │ Для детей с дневным │

│ круглосуточным │ дневным │ пребыванием 12 час. │

│ пребыванием │ пребыванием 8 - │ │

│ │ 10 час. │ │

├────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────────────────┤

│Завтрак (20 - 25%) │завтрак (20 - 25%)│завтрак (20 - 25%) │

│2 завтрак (5%) │2 завтрак (5%) │2 завтрак (5%) │

│Обед (30 - 35%) │обед (30 - 35%) │обед (30 - 35%) │

│Полдник (10 - 15%) │полдник (10 - 15%)│Полдник (10 - 15%) <*>/или │

│Ужин (20 - 25%) │ │уплотненный полдник (30 - │

│2 ужин - (до 5%) - │ │35%) │

│дополнительный прием │ │Ужин (20 - 25%) <*> │

│пищи перед сном - │ │ │

│кисломолочный напиток с │ │---------------------- │

│булочным или мучным │ │<*> Вместо полдника и ужина │

│кулинарным изделием │ │возможна организация │

│ │ │уплотненного полдника (30 - │

│ │ │35%). │

└────────────────────────┴──────────────────┴─────────────────────────────┘


В промежутке между завтраком и обедом рекомендуется дополнительный прием пищи - второй завтрак, включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты.

Рационально составленное меню в детском дошкольном учреждении представляет собой такой подбор блюд суточного рациона, который обеспечивает потребность детей в основных пищевых веществах и энергии с учетом возраста, условий воспитания и состояния здоровья, а также климато-географических и национальных особенностей питания.

При составлении рациона питания детей необходимо предусмотреть правильное распределение продуктов в течение суток. Учитывая, что продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке ребенка и требуют большого количества пищеварительных соков, рекомендуется блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, давать в первую половину дня - на завтрак и обед. На ужин детям желательно давать молочно-растительную, легко усваиваемую пищу, так как ночью во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются.

При составлении меню следует учитывать, что некоторые продукты должны входить в рацион ребенка ежедневно, а некоторые он может получать через день или 2 - 3 раза в неделю. Так, в меню детей каждый день необходимо включать всю суточную норму молока, сливочного и растительного масла, сахара, хлеба, мяса. В то же время, рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать детям не каждый день, но в течение декады (10 дней) количество этих продуктов должно быть израсходовано в полном объеме возрастной потребности.

В меню детей необходимо широко включать салаты из сырых овощей, свежие фрукты (ежедневно), в качестве третьих блюд давать свежие или консервированные соки и т.д. Рекомендуется готовить комбинированные гарниры из набора различных овощей.

Каждое детское дошкольное учреждение имеет перспективное меню на 2 недели и специально разработанную картотеку блюд, где указаны раскладка, калорийность блюда, содержание белков, жиров, углеводов и стоимость блюда. Использование готовых карточек позволяет легко подсчитывать химический состав рациона, при необходимости заменять одно блюдо другим, равноценным ему по составу, осуществлять ежедневный контроль за качеством питания детей.

При отсутствии каких-либо продуктов их можно заменять другими, но только такими, которые содержат то же количество основных пищевых веществ, особенно белка и жира. Для этого следует пользоваться таблицей замены продуктов.

Объем пищи должен строго соответствовать возрасту ребенка. Большой объем способствует снижению аппетита, служит причиной нарушения нормальной функции пищеварительных органов. Маленькие объемы пищи не вызывают чувства насыщения.

При правильной организации питания детей большое значение имеет вся обстановка в группе. Дети должны быть обеспечены соответствующей посудой, удобно сидеть за столом. Блюда следует подавать красиво оформленными, не слишком горячими, но и не холодными. Детей надо приучать к чистоте и опрятности за столом. Воспитатели должны быть спокойными, не торопить детей. При кормлении детей следует соблюдать последовательность процессов, не заставлять детей долго сидеть за столом в ожидании очередных блюд. Дети, закончившие еду, могут выйти из-за стола и заняться спокойными играми. Детей с плохим аппетитом нельзя кормить насильно. Им можно во время еды предложить небольшое количество воды, ягодного или фруктового сока. В некоторых случаях таким детям можно дать сначала второе блюдо, чтобы они в первую очередь съели более питательную, богатую белком пищу, а потом дать немного супа. Ни в коем случае нельзя отвлекать детей во время еды игрушками, чтением сказок и т.д.

Очень важно правильно построить режим кормления детей в младшей ясельной группе, где могут воспитываться дети, имеющие два или один дневной сон. В этом случае жизнь в группе должна быть построена так, чтобы часы кормления этих подгрупп не совпадали.

Для правильной организации питания детей необходимо заботиться о соблюдении преемственности в питании детей в дошкольном учреждении и дома. С этой целью следует вывешивать в группах рекомендации для родителей по питанию детей в вечернее время, в выходные и праздничные дни. При этом даются конкретные советы по составу домашних ужинов с учетом того, какие продукты получили дети в течение дня.

Режим питания детей по отдельным приемам пищи, в зависимости от их времени пребывания в дошкольных образовательных организациях, представлен в таблице.


Режим питания детей
┌────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐

│ Время приема пищи │ Режим питания детей в дошкольных │

│ │ образовательных организациях (группах) │

│ ├─────────────────┬────────────────┬─────────────────┤

│ │ 8 - 10 часов │ 11 - 12 часов │ 24 часа │

├────────────────────┼─────────────────┼────────────────┼─────────────────┤

│ 30 00 │ │ │ │

│8 - 9 │завтрак │завтрак │завтрак │

├────────────────────┼─────────────────┼────────────────┼─────────────────┤

│ 30 00 │ │ │ │

│10 - 11 │второй завтрак │второй завтрак │второй завтрак │

│(рекомендуемый) │ │ │ │

├────────────────────┼─────────────────┼────────────────┼─────────────────┤

│ 00 00 │ │ │ │

│12 - 13 │обед │обед │обед │

├────────────────────┼─────────────────┼────────────────┼─────────────────┤

│ 30 00 │ │ │ │

│15 - 16 │полдник │полдник <*> │полдник │

├────────────────────┼─────────────────┼────────────────┼─────────────────┤

│ 30 00 │ │ │ │

│18 - 19 │- │ужин │ужин │

├────────────────────┼─────────────────┼────────────────┼─────────────────┤

│ 00 │ │ │ │

│21 │- │- │2 ужин │

└────────────────────┴─────────────────┴────────────────┴─────────────────┘
--------------------------------

<*> При 12-часовом пребывании возможна организация, как отдельного полдника, так и уплотненного полдника с включением блюд ужина.

В летнее время, особенно при выезде на дачу, жизнь детей связана с повышенной затратой энергии, обусловленной усилением двигательной активности детей, организацией длительных прогулок, посильного труда и т.д. В связи с этим калорийность суточного рациона должна быть повышена на 10 - 15%. Это достигается путем увеличения количества молока и молочных продуктов, а также овощей и фруктов. В летнее время в рацион детей следует широко включать свежую зелень - укроп, петрушку, салат, зеленый лук и чеснок, щавель. Свежие овощи, зелень делают блюда не только более богатыми витаминами, но и придают им привлекательный вид и приятный вкус. В жаркое время у детей нередко снижается аппетит, поэтому рекомендуется несколько изменить режим питания, заменяя обед вторым завтраком (за счет полдника). Обед при этом переносится на более позднее время, и дети, отдохнувшие после дневного сна, едят с большим аппетитом.

Летом у детей повышается потребность в жидкости. Для питья может быть использована свежая кипяченая вода, а также настой шиповника или морс из ягод (не очень сладких). Питье следует предлагать детям после возвращения с прогулки, перед проведением водных процедур. Во время длительной экскурсии на привале дети также должны получить какое-либо питье. Отправляясь на экскурсию, воспитатели должны взять с собой запас кипяченой воды (морса).



Литература:

  1. Постановление главного санитарного врача от 15 мая 2013 г. N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"

  2. Методические рекомендации по питанию детей в детских дошкольных учреждениях разработаны в Институте питания АМН утверждены Министерством здравоохранения СССР 14 июня 1984 г. N 11-14/22-6