«Организация исследовательской практики во внеурочной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий младших - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников на... 1 41.27kb.
Программа формирования универсальных учебных действий у 15 2542.24kb.
Теоретическое изучение основ Универсальных Учебных Действий в учебной... 1 63.21kb.
Технология решения изобретательских задач (триз) 1 249.74kb.
Учителя Наумовой Светланы Геннадьевны по внеурочной деятельности 1 83.97kb.
Внеурочная деятельность младших школьников моусош №51 1 146.55kb.
Школьного методического объединения учителей начальных классов на... 1 163.32kb.
Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися... 9 2702.58kb.
Мкоу староакульшетская оош духовно-нравственное формирование личности... 2 596.47kb.
Л. С. Атанасян [и др.]. М. Просвещение, 2012 6 938.18kb.
«Организация исследовательской деятельности» 1 160.38kb.
Представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере... 1 44.11kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
«Организация исследовательской практики во внеурочной деятельности как средство формирования - страница №1/1

В условиях реализации моего опыта работы «Организация исследовательской практики во внеурочной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников» в качестве основной формы я использую экспериментальную лабораторию. Деятельностный подход является базовым в ее работе, т.к. это основной способ получения знаний.

Цель занятия: формирование способов действий учащихся, обеспечивающих систематизацию имеющихся сведений и самостоятельное открытие новых знаний.

Все этапы работы лаборатории носят метапредметный характер и направлены на формирование УУД.

В ходе проведения данной лаборатории были использованы следующие приёмы работы:


  1. Кластер по теме «Весна». Предварительная работа показала, что многое из объема знаний по теме дети узнали раньше из различных источников. Кластер обеспечил мне возможность выявить объём информации, которым владеют дети, позволил определить неточные сведения учащихся и дальнейшее направление моей работы по систематизации и углублению имеющихся знаний.

  2. Работа с этимологическим словарём и текстовой таблицей была организована с целью развития умения находить и извлекать нужную информацию в предложенном источнике, сравнивать факты и делать выводы.

  3. Упражнение «От причины к следствию» направлено на формирование умения преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливая причинно-следственные связи.

  4. Проведение опытов – главная особенность лаборатории. Данный этап нацеливает учащихся на выбор области знаний или темы для собственной исследовательской практики.

  5. Использование цифровых и компьютерных технологий: документ-камера, цифровые микроскопы, нетбуки, модульная система экспериментов, система мониторинга. Это обязательный атрибут современной даже детской лаборатории, потому что позволяет наблюдать, видеть результат немедленно, фиксировать его, сравнивать полученные результаты и делать выводы.

  6. В условиях лаборатории обязательно рассматриваются варианты применения полученных результатов опытной деятельности в повседневной жизни: сохранение температуры внутри шубы, борьба с гололедицей, разные виды календарей.

  7. На этапе рефлексии учитель получает важную информацию (она фиксируется в базе данных ученика), на основе которой может построить индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка.



Экспериментальная лаборатория

«Открываем секреты весны»
Работа с кластером

- Во время нашего знакомства мы составили схему – кластер «Что мы уже знаем о весне», ваши знания я разделила на группы: «весенние явления в неживой природе», «весенние явления в живой природе», «жизнедеятельность человека весной», «весенний календарь», «звуки и запахи весны». Но все ли мы знаем о весне?

- Многое еще остается для нас за семью печатями. А что обозначает это выражение?

- Так говорят про тайну, которую мы и постараемся сегодня открыть. Послушайте отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого «Весна в лесу» и скажите, с чем сравнивает поэт весну?

Каждый день на косогоре я,
Пропадаю, милый друг.
Вешних дней лаборатория
Расположена вокруг.

В каждом маленьком растеньице,


Словно в колбочке живой,
Влага солнечная пенится,
И кипит сама собой.

Эти колбочки исследовав, 


Словно химик или врач,
В длинных перьях фиолетовых
По дороге ходит грач.
- Сегодня я вас приглашаю в весеннюю лабораторию в роли исследователей.

- Каждая печать - талисман весны, «священный» камень изумруд. Говорят: «Посмотришь утром на изумруд – день будет удачным». Надеюсь, и наше исследование будет успешным.
Работа с этимологическим словарём

- Вы знаете, что весна имеет свои запахи и звуки. Давайте почувствуем их (слушаем звук капели).

Как февраль не злися,

Как ты март не хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик-

Все весною пахнет.


- Какое настроение вызывают весенние ароматы и мелодии? (Радостное, счастливое, веселое, праздничное)

- С каким из этих слов созвучно слово весна?

- Слово весна пришло к нам из древнеславянского языка, предположите, что оно обозначает?

(ответы детей)

- Давайте проверим ваши предположения, воспользовавшись электронным этимологическим словарём.

(работа со словарём)

- Какую тайну нам открыл словарь?

(в кластер вношу изменения)

- Афанасий Фет писал:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что ото всюду на меня весельем веет…
Упражнение «От причины к следствию»
- Вы правильно назвали весенние изменения в неживой природе, все они связаны между собой.

Отчего снег бесследно пропал,

И ручьи, отчего потекли?

Отчего соловей засвистал,

И цветы, отчего зацвели?

- Чтобы снять вторую печать, расставьте ваши высказывания в определённом порядке от причины к следствию.

(изменения в кластере)

- Сравните результаты вашей работы с образцом..

- Вы успешно справились с заданием, и мы можем снять вторую печать.
Проведение опыта с мороженым

- Изменения происходят и в жизни человека, вы их отметили. Люди меняют одежду, как и зачем?

- Почему в шубе жарко?
- А что произойдёт с мороженым, если я заверну его в шубу. Давайте проведём опыт: одну порцию оставим на тарелке, а другую завернём в шубу. Как вы думаете, что произойдет через несколько минут?

- Пока это тайна за третьей печатью. А мы продолжим. Люди переодеваются, готовятся к весенним праздникам, начинают полевые работы. А вовремя это сделать им поможет календарь.



Работа с текстовой таблицей

- За четвертой печатью много вопросов, с помощью таблицы мы должны ответить на них как можно быстрей.

- По какому календарю весна начинается 1 марта, и заканчивается 31 мая?

- По какому календарю весна начинается 21 марта, и заканчивается 21 июня?

- Какой еще календарь существует?

- Когда по фенологическому календарю весна начинается в средней полосе России?

- А когда приходит весна в наши края?

- Когда заканчивается весна в средней полосе?

- А в Магаданской области?

- Сравните время наступления весны в средней полосе и Магаданской области. Какой вывод можно сделать?

- Секрет четвертой печати раскрыт! Секрет весеннего календаря.

- А за пятой печатью – апрель, который в народе называли водогон, водолей. Пользуясь таблицей, ответьте на вопрос, почему его так называют? В апреле, по народному поверью, просыпается водяной. Этот день считают праздником рек, озер, ручьев, которые и олицетворяют сказочный образ водяного. Используя таблицу, назовите этот праздник?



Люди бросали в воду кусочки хлеба, а северные народы кусочки мяса, прикармливая обитателей водоемов. Так сказка в народном празднике соединялась с действительностью.

ФИЗМИНУТКА

- По-моему все устали, пора отдохнуть. Все мы знаем, что от воды зависит погода. Ира без слов пантомимой будет показывать вам погодное явление, а вы, повторяя за ней, попытайтесь отгадать, что Ира изображала.



(Звучит музыка, Ира показывает жару, гололёд, мороз, дождь)
Наблюдение за процессом таяния льда

За шестой печатью – секреты таянья льда. Для того, чтобы наблюдать этот процесс не обязательно ждать конца мая, когда вскроются реки, мы можем смоделировать его в нашей лаборатории. Измерьте температуру воды в стакане. Запомните её. Положите в стакан кусочек льда. Понаблюдаем по графику за изменением температуры. О чём говорит изменение графика? А что происходит с кусочком льда?

- А как мы можем ускорить процесс таяния льда?
Работа с цифровым микроскопом

- Проведём опыт со льдом. На чёрную бархатную полоску бумаги положите 2 маленьких кусочка льда. Рассмотрите кусочек с левой стороны под микроскопом. Что наблюдете?

- Кусок льда справа льда посыпьте солью, и рассмотрите под микроскопом. Что наблюдаете?

- Сделаем вывод о том, как можно ускорить процесс таяния льда. А в жизни люди используют такой способ ускоренного таяния льда? Вот и раскрыта ещё одна тайна.


Проведение опыта с мороженым

- Вернемся к тайне 3-ей печати. Что произошло с порцией мороженого на тарелке. Выскажите предположения, что мы увидим под шубой. Давайте их проверим. Что вы видите? Почему так произошло?

- Опыт показал нам, что шуба не греет, а только помогает сохранять температуру. Шуба сохраняет и низкую температуру мороженного, не давая ему растаять, и сохраняет тепло человеческого тела, согревая в холода. Недаром говорят в народе: «Май, май, а шубу не снимай», потому что весеннее тепло часто обманчиво. Нам удалось раскрыть ещё одну тайну весны. А как в жизни мы можем применить это знание?

- Вы верно отметили, что в животном мире звери меняют теплые зимние шубки. Но в этой части кластера есть неточность. Какая? Раскрыть тайну седьмой печати поможет эксперт. Познакомьтесь это Максим. Он учится в третьем классе и занимается исследованием жизни муравьев.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.



Рефлексия
- Мы раскрыли ещё одну тайну весны.

- Некоторые из вас вспомнили, то, что знали раньше, кто-то - открыл новое, а может быть, у некоторых появились вопросы. Возьмите в руки пульты и выберите нужное утверждение.

- Ребята, я благодарю вас за работу в лаборатории, Мы открыли 7 секретов весны. Но у загадочной весны есть и другие тайны, которые вам еще предстоит открыть. Я дарю вам талисманы весны – волшебный камень изумруд, посмотрите на него утром и день будет удачным!


Виды

календарей


период


Обычный календарь

(григорианский)

Астрономический календарь

Фенологический

(календарь сезонных изменений)

средней полосы России

Магаданской области

Начало

1 марта

21-22 марта

С появления проталин среди белого снега.

Начало марта



Сокодвижение у берез. Примерно с 8 мая.

Праздники:

8 марта - Международный женский день


Праздники:
Проводы зимы

Веснянки



Праздники:
Килвэй (праздник прихода весны)

Середина

1 апреля

21-22 апреля

Вскрытие рек – начало апреля

Вскрытие рек. Конец мая

Праздники:12 апреля-День космонавтики


Праздники:

Никита Водопол

Лялин день или Ляльник (праздник первой растительности)


Праздники:

Атыгак (спуск байдары на воду)

Николя аля – праздник начала ледохода


Конец

31 мая

21-22 июня

Отцветание фруктовых деревьев.

Конец мая



Цветение шиповника. Примерно с 18 июля.

Праздники

1 мая- Праздник весны и труда

9 мая – День победы

Праздники:

Красная горка (полный приход весны)



Праздники:

Эвин (праздник наступления лета)