Организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся научно и инструментально обеспечиваю - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа формирования экологической культуры, культуры здорового... 1 175.33kb.
Анализ работы начальной школы за 2012-2013 учебный год 3 338.27kb.
Направляем Положение о краевой научно-практической конференции учащихся... 1 88.24kb.
Сохранение и укрепление здоровья детей средствами искусства в рамках... 1 95.95kb.
Идрисов Р. Р., директор 1 176.21kb.
Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания... 1 62.27kb.
Формирование основ культуры питания у подростков важная педагогическая... 1 44.94kb.
1 Изучает с обучающимися Правила по охране и безопасности труда... 1 54.57kb.
Начальная школа работает по Программам 1 4 классов специальных (коррекционных) 1 118.4kb.
Знакомство с научно-познавательной и научно-художественной литературой 1 99.84kb.
Здоровый образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней... 1 47.04kb.
5 Использование икт в образовательной деятельности 1 305.37kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью - страница №1/1

Здоровьесберегающая образовательная технология представляется нам как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Известно, что система подразумевает наличие структуры, элементов ее составляющих, их взаимосвязь и подчиненность единой цели.

В совокупность основных элементов здоровьесберегающей технологии включены следующие составляющие:

1.Информационная - отвечает на вопрос: Что? Это концепция, ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач.

2.Инструментальная – отвечает на вопрос: Чем? К ней относится материальная база (помещения, классы, лаборатории, кабинеты, спортивные залы, площадки и т.д.) и ее гигиеническое состояние (освещение, вентиляция и пр.). Инструментальная составляющая технологии включает также оборудование, инвентарь, технические средства, а также учебно-методическое обеспечение.

3.Социальная (кадры) - Кто? Это преподавательский и учебно-вспомогательный состав. Его компетентность, готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей технологии в образовании.

4.Финансовая – отвечает на вопросы: сколько? За счет каких средств? Бюджетные и внебюджетные поступления, их соотношение.

5.Нормативно-правовое обеспечение – использование государственных нормативных актов (федерального, регионального и муниципального уровня, собственных средств). Ведение делопроизводства по данному направлению.

Концепция здоровьесберегающей образовательной технологии представляет собой систему взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей и целью. Она указывает способ построения системы здоровьесохраняющих условий и средств обучения и воспитания на основе целостного понимания их сущности, психолого-физиологических процессов, сопряженных с обучением и воспитанием детей и учащихся. Логически грамотно выстроенная концепция здоровьесохраняющей образовательной технологии необходима для того, чтобы ознакомление с ней способствовало пробуждению концептуального педагогического мышления, которое отличается от рационально-прагматического (ремесленнического, исполнительского) тем, что основано на глубинном понимании смысла заложенных идей; проникновении в существо принципов реализации цели. Здоровьесберегающая концепция призвана перевести деятельность в системе образования в режим творческого производства собственных замыслов и опыта отдельного учителя и коллектива учебного заведения в целом. Она обеспечивает понимание необходимости технологического подхода к образованию как реально гуманно-нравственной деятельности.

Методологическую основу концепции составляют философские положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного в структуре личности, теории и практики, сущности и явления, формы и содержания, о природе деятельности. Методологическими ориентирами выступают системный, культурологический и личностно-деятельностный подходы. Теоретическим фундаментом являются теории личности, деятельности и общения; теории и технологии обучения и воспитания; теории физической культуры и здорового образа жизни личности, технологии их формирования; теории управления. Общие принципы определяют следующее содержание:

- интеграция всех сил, органическое единство всех структурных подразделений учебного заведения с целью обучения и воспитания учащихся в условиях, обеспечивающих им физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье;

- гуманизация, усиление внимания к личности каждого учащегося как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями;



- дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого учащегося;

- демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества обучения учащихся и учителей, заинтересованное взаимодействие администрации и общественности в становлении и функционировании здоровьесберегающих образовательных технологий;

- научная организация учебно-трудовой деятельности субъектов образовательного процесса; внедрение современных педагогических технологий здравостроения и сбережения здоровья учащихся;

- антропологичность, целостность человека, его психосоматическое, социокультурное, духовное и физическое единство; взаимосвязь и взаимовлияние социальной среды и личности в направлении развивающей культурно-созидательной деятельности.

Системный анализ содержания образования, образовательного процесса и сущностных характеристик педагогических технологий позволил выделить и сформулировать ряд важных технологических принципов, которые  учитывались при разработке здоровьесберегающей системы образования.

1. Принцип единства связи элементов системы здоровьесберегающей технологии. Основные составляющие ее элементы (информационная, инструментальная и кадровая) взаимосвязаны и взаимозависимы: изменение одной из них непременно требует изменения двух других.

2. Принцип диагностичности целеполагания.



3. Принцип функциональной полноты и функциональной  взаимосвязи содержания здоровьесберегающей технологии.

Полная реализация здоровьесберегающей технологии возможна в том случае, если она охватывает одновременно все составляющие образовательной системы (информационную, инструментальную и кадровую) и компоненты (педагогические, психологические, медицинские) социальной среды, имеет материально-финансовое и правовое обеспечение, формирует все признаки качеств культуры здорового образа жизни и, в частности, физической культуры. Содержание воспитания должно быть представлено (изложено, изучено, освоено) только конкретными методами в конкретных условиях и формах.



4. Принцип открытости функциональных и методических действий.

Все, что делается в процессе внедрения и становления здоровьесберегающей системы образования и воспитания, должно быть понятным, логически обоснованным и информационно открытым для учащихся и учителей, являться их осознанной деятельностью.



5. Принцип объективной оценки конечного результата.

Один из главных принципов, лежащих в основе образовательных технологий. Только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления и исправления допущенных ошибок.



6. Принцип преемственности и завершенности.

Данный принцип состоит в согласованности не только содержания, но и технологической модели, форм учебной деятельности на разных ступенях образования как в макро, так и в микроструктуре. На каждой следующей ступени расширяются и углубляются представления, знания, умения и навыки, происходит переход с низкого уровня на более высокий. Причем решение цели обязательно, трансформация структур-стратегии образовательной здоровьесберегающей системы в собственную личностную структур-стратегию учащегося и учителя необходима. Более того, «закрытый» здоровьесберегающий учебный процесс должен иметь выход в систему внеучебной деятельности, обеспечивающую удовлетворение потребностей и интересов субъектов образования в культуре здорового образа жизни.



7. Принцип вариативности средств, методов и организационных форм внедрения здоровьесберегающих технологий в образовании.

Широкий спектр и разнообразие средств, методов, организационных форм и видов здоровьесберегающих технологий обеспечивает полноценность образовательной системы, предоставляет свободу творчества, инициативы и деятельности, но в условиях концепции принципов и слагаемых составляющих и обеспечивающих ее.



8. Принцип оптимизации.

Данный принцип требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания средств, форм, методов внедрения и функционирования здоровьесберегающих технологий, затрат времени, усилий, степени трудности, научности, создания оптимальных условий для деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических); умелого стимулирования и регулирования действий; оперативного контроля и коррекции деятельности.

Иначе говоря, принцип оптимизации требует, чтобы каждый элемент системы здоровьесберегающего образования и организация деятельности по ее обеспечению достигли не просто несколько лучших, чем прежде, а именно максимально возможных, наилучших для данного учебного заведения  конкретных условий,  в которых оно функционирует.

Оптимизация исключает гиперболизацию отдельных методов, приемов и средств деятельности, способов обучения и воспитания, преувеличение роли шаблонных, трафаретных методических разработок, которые не учитывают конкретных условий и возможностей субъектов образования; она ведет к творческому обоснованию здоровьесберегающего педагогического процесса на его научной основе; к поиску наилучших технологических вариантов. Идея оптимизации обязательно предполагает устранение перегрузки учащихся и учителей работой, требует обеспечения оптимального уровня трудности, оптимального варианта освоения учебного материала, темпа обучения и воспитания, объема самостоятельной работы, оптимального сочетания трудовой деятельности и отдыха.

Оптимальность является таким принципом, который предъявляет требования рациональности, разумности, чувства меры в применении всех принципов научной организации труда, не противоречит закономерностям функционирования технологии, а, напротив, конкретизирует ее важные психолого-педагогические стороны. Оптимизация условий сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса не представляет собой какой-то особый технологический метод и прием. Это целенаправленный подход к построению здоровьесберегающей системы образования на основе закономерностей и принципов обучения и воспитания, сознательный научно-обоснованный (а не стихийный, не спонтанный) выбор наилучшего варианта построения учебно-воспитательного процесса в целом.

Основными критериями оптимизации функционирования здоровьесберегающей системы образования могут быть:



  1. Эффективность и качество решения образовательно-воспитательных задач с учетом диагностично поставленной цели – качественных, диагностируемых и проверяемых характеристик  здоровья субъектов образовательного процесса.

    1. Оправданность затрат времени учащихся и учителей на достижение  намеченных результатов.

    2. Доступность затрат усилий учащихся и учителей на достижение намеченных результатов за отведенное время.

Отмеченные критерии предусматривают ряд взаимосвязанных действий руководства, педагогического коллектива и каждого в отдельности учителя школы:

-                  комплексное планирование наиболее важных задач воспитания, образования и развития на основе их рационального сочетания;

-                  конкретизация задач, касающихся здоровьесберегающей системы образования и функционирования культуры здорового образа жизни учащихся;

-                  выбор оптимального варианта распределения программного материала и логической последовательности его освоения;

-                  определение оптимального объема и сочетания психофизических и физических нагрузок с учетом общей работоспособности и условий научной организации учебной деятельности;

-                  выбор наиболее рациональных методов и средств управления учебной и внеучебной деятельностью учащихся и учителей, осуществления ее контроля, коррекции и мотивационной поддержки;

-                  создание благоприятных условий и морально-психологического климата в учебном заведении и многое другое.

Несмотря на высокую степень упорядоченности и жесткости, технологическая система предполагает не шаблоны, а варианты, выбор и реализация которых зависит как от личности директора школы, условий конкретного образовательного учреждения, так и от личности каждого учителя. Необходимо лишь соблюдение перечисленных принципов и учет сущностных характеристик здоровьесберегающих образовательных технологий. Усвоение их должно сделать очевидным открытый характер технологической схемы, служить фундаментом для творческой деятельности педагогов, ибо научно-концептуально обоснованная здоровьесберегающая технология - наиболее перспективное направление и надежный фундамент для формирования нового взгляда на систему образования в целом.

В образовательных технологиях постановка цели является главной проблемой. Цель должна ставится так, чтобы ее было возможно диагностировать и проверять. Применительно к здоровьесберегающей технологии, это уровень здоровья учащихся и изменение его качественных признаков, например, в процессе использования традиционных и экспериментальных образовательно-воспитательных систем.

Известно, что понятие «здоровье» определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта: физического, психического и социального. Правомерно и необходимо также добавить, что и духовного. В отношении здоровьесберегающей технологии в системе образования данное определение можно представить в следующей конкретизации: здоровье – это такое психофизическое и духовное состояние учащихся,  которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся  учебной, социальной и природной среде.

Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Исходя из сказанного, качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья учащихся определяются следующие показатели: интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая физическая подготовленность; психологическая адекватность и уравновешенность; совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения, а учителя (преподавателя) – психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокая степень ее активности, продуктивность.

Перечисленные показатели качественных характеристик здоровья субъектов образовательного процесса определяются подбором известных в науке признаков этих качеств и измеряются, исследуются апробированными методами (тесты, педагогические наблюдения, опросы, самооценка).

Цель здоровьесохраняющей технологии необходимо соотнести с общей целью образования, которая на протяжении многих лет периодически менялась в зависимости от социального заказа, потребностей общества, представлений о задачах системы образования. Эта тенденция присуща и зарубежным системам образования. На основе логически складывающихся представлений о здоровьесберегающей образовательной системе можно заключить, что общая цель в образовании должна состоять в следующем:  научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качества самореализующейся  творческой личности и подготовить  ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся  условиях общества и природной среды.

Таким образом, информационная составляющая здоровьесберегающей образовательной технологии являет собой идеологию – логически обоснованную идею, опирающуюся на общие и технологические принципы, на основе которых  моделируется организационно-функциональная деятельность, ибо любая система создается для того, чтобы она функционировала.

Следовательно, системный подход обеспечивает целостное представление о состоянии здоровья учащихся и наполняет конкретным содержанием здоровьесберегающую технологию и ее операциональную составляющую, помогает ответить на вопрос, как и по каким направлениям следует ее реализовывать, определяет основные задачи. К ним следует  отнести:

1. Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей учащихся в отношении предъявленных требований усвоения объема учебной нагрузки в условиях рассредоточенного (комплексного) распределения программного материала и экспериментальное сравнение его с концентрированным вариантом.

2. Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих:

психическое здоровье и комфорт учащихся посредством гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса на основе физкультурно-спортивной активности;

обоснованное соответствие учебной нагрузки, объема передаваемой информации с психофизическими возможностями ее усвоения;

переведение традиционной, в основном информативно-объемной системы образования, в технологию обучающей, интеллектуально-преобразующей, духовной, конструктивной, творческой деятельности, основанной на постепенном повышении степени научной абстракции знаний (от феноменологической ступени к аналитико-синтетической, прогностической до аксиологической), что позволит учащимся интеллектуально свободно мыслить и рассуждать, переходя от изложения фактов, их каталогизации, использования бытового языка, к обоснованию закономерностей явлений природы и общества, принципов и причинно-следственных связей, обусловливающих их, анализу и синтезу информации, прогнозу событий на основе широкого использования междисциплинарных знаний и научного языка;

создание интегративных дисциплин и учебно-методического их обеспечения.

3. Реализация научной организации учебного труда, питания и отдыха учащихся.

4. Создание максимально возможных санитарно- гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровьесберегающей технологии и др.

5. Включение учащихся в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса учебно-методическим обеспечением.

6. Осуществление структурного преобразования в плане создания в учебном заведении иерархической системы управления и мониторинга здоровьесохраняющих технологии в образовании.

7. Формирование культуры здорового образа жизни личности учащихся, как в учебной, так и внеучебной образовательно-воспитательной среде.

8. Создание систем переподготовки кадров, а также социальной и финансовой поддержки идеи здоровьесберегающей технологии; ее агитации и пропаганды; объединение усилий всех систем и подразделений учебных заведений, учреждений медицины и физической культуры.

9. Обеспечение программного и учебно-методического оснащения по проблемам здоровьесберегающей системы образования и формирования культуры здорового образа жизни учащихся.

10. Развертывание опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы по моделированию и апробации здоровьесберегающих образовательных технологий.

11. Осуществление психологического и медицинского сопровождения образования.

12.Создание совершенной системы оздоровления учащихся в условиях летних лагерей.

13.Создание информационно-компьютерного обеспечения оздоровительных систем.

14.Создание оптимальных условий для функционирования физической культуры, обеспечивающей современные инновационные формы формирования физической культуры личности  школьника.

15.Открытие в общеобразовательных учебных заведениях кафедр физической культуры и консультативно-оздоровительных центров здорового образа жизни для учащихся, родителей и учителей.

16.Введение в учебный процесс обязательного гуманитарного курса «Основы здорового образа жизни».



Исходя из слагаемых здоровьесберегающей технологии и их характеристик, можно сказать, что данная система представляет собой совокупность организационно-функциональных и психолого-педагогических установок, определяющих многовариантный набор и компоновку действий, форм, методов, приемов, операций, процедур, образовательно-воспитательных средств, обеспечивающих практико-ориентированное погружение учащихся в специально созданную среду. Это система организованных форм и технологических единиц, сорентированных на конкретный педагогический результат (уровень здоровья и творческое использование ценностей культуры здорового образа жизни).