Окружной этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку... 1 73.69kb.
Методические рекомендации по подготовке к муниципальному этапу всероссийской... 1 50.32kb.
15 декабря завершился муниципальный этап Всероссийской олимпиады... 1 40.18kb.
Всероссийская олимпиада школьников по географии 1 251.96kb.
Управление образования администрации Красногвардейского района Методический... 1 57.27kb.
Второй муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории... 1 98.92kb.
Сопроводительное письмо 1 37.13kb.
Главное управление образования курганской области 3 547.32kb.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по 1 21.81kb.
Отчет о проведении I (школьного) этапа Всероссийской Олимпиады школьников... 1 52.3kb.
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по 1 53.3kb.
You Are Becoming a galactic Human” Вирджиния Эссен, Шелдон Нидл 12 3098.76kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Окружной этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку - страница №1/1

Окружной этап

Всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку

2011 – 2012 учебный год

7 класс
Дорогой друг!

Желаем тебе успеха!
I тур


  1. Какое слово теряет смысл при чтении его «задом наперёд»?

Суд, луг, темь, пар, альт.


  1. Образуйте формы именительного падежа множественного числа:

брелок, учитель (педагог), образ (в литературе, искусстве), орден (награда), пропуск (в тексте), крем.


  1. Какое из приведенных слов отличается от других по составу? Покажите это, сделав морфемный разбор предложенных слов.

Волосатый, горбатый, красноватый, бородатый, носатый.



  1. Подберите исторически родственные слова к слову портфель. Обоснуйте свой выбор.



  1. Найдите опорные сложносокращенные слова для проверки безударных гласных в корне следующих существительных: дивизия, макароны, бассейн, натуралист, корреспондент, хозяйство, машина.




  1. Как вы думаете, почему маленькие дети часто неправильно произносят заимствованные слова типа какао (какава), радио (радива), туалет (тувалет), клоун (кловун) и др.? О какой особенности русского языка это свидетельствует?



  1. Объясните, на основании какого морфологического признака подчеркнутое слово является лишним.

Хочешь, можешь, желаешь, думаешь.

Салями, кольраби, пенальти, иваси.



Два, три, четыре, пять.



  1. Какие из перечисленных глаголов относятся к I спряжению: захотеть, выбежать, летать, выручать, подержать, грести, трясти, бежать, молчать?




  1. Вам даны предложения из повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя. В них повторяется слово «добрый». Определите его значение в контексте. Что дает тексту использование этого многозначного слова?

а)- Смотрите, добрые люди, одурел старый. Совсем спятил с ума! - говорила бедная, худощавая и добрая мать их.

б) Добрый будет казак!

в) Гости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе дело делают и что нет лучшей науки для молодого человека, чем Запорожская сечь.

г) Ваша нежба - чистое поле да добрый конь.

е) А на Остапа наскочило уже вдруг шестеро, но не в добрый час, видно, наскочило.



  1. Какие синтаксические функции может выполнять имя существительное? Приведите примеры.


II тур
Напишите сочинение-миниатюру (0,5 – 1 стр.)
Задание: придумайте текст радиорекламы этимологического словаря русского языка. Кто из литературных героев мог бы прочитать текст, составленный вами?


Окружной этап

Всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку

2011 – 2012 учебный год

8 класс
Дорогой друг!

Желаем тебе успеха!
I тур
1. Какое слово при «перевёртывании» становится бессмысленным?

Паз, лёд, лев, щель, таз.
2. Образуйте формы именительного падежа множественного числа от данных существительных (если есть). Укажите варианты, охарактеризуйте их.

Шофёр, мастер, инженер, масло, сахар, ветер, керамика.
3. От прилагательного синий образуйте существительные и глаголы. Укажите способ словообразования
4. Приведите примеры перехода нарицательных существительных в собственные и наоборот. Попробуйте объяснить причины перехода.
5. Найдите в приведенных отрывках из произведений А.Пушкина старославянизмы, укажите признаки старославянских слов. Подумайте, с какой целью их использует поэт.

И желанная страна

Вот уж издали видна.

***


У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том...

***

Мать и сын идут ко граду.



Лишь ступили за ограду,

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон.

***


Восстань, пророк, и виждь, и внемли...

6. Выделите в словах морфему, в которой есть звук [й`]: лисий, комментарий, глашатай, гербарий, лотерейный, синий, провожатый, зверье, Подмосковье, читайте.

7. Существует крылатое выражение «Врачу, исцелися сам». Что оно обозначает? Почему используется такая форма «врачу»?
8. Определите часть речи подчеркнутых слов.

1) Вон из Москвы! 2) Из него и дух вон. 3) Впоследствии он раскаялся в содеянном. 4) В сто сорок солнц закат сиял. 5) Напротив школы был стадион. 6) Ты просто умница! 7) Мне вспоминается одна песня. 8) Отдай ей восемь книг и столько же тетрадей. 9) Марья Гавриловна была воспитана на французских романах. 10) Он стоит выше всех.


9. Придумайте примеры, в которых глагол в неопределенной форме учить выполняет роль разных членов предложения.
10. Выпишите фамилии ученых-лингвистов.

М.В. Ломоносов, Аристотель, В.В. Виноградов, В.В. Колесов, М.В. Панов, Эдуард Успенский, Н. Носов, Н.М. Шанский.
II тур
Напишите сочинение-миниатюру (0,5 – 1 стр.)
Задание: придумайте текст радиорекламы «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Кто из литературных героев мог бы прочитать текст, составленный вами?

Окружной этап

Всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку

2011 – 2012 учебный год

9 класс
Дорогой друг!

Желаем тебе успеха!
I тур


  1. В каком случае данные языковые единицы являются не разными словами, а акцентологическими вариантами одного слова?

БрОня – бронЯ; мокрОта – мокротА; нАголо – наголО; бАржа – баржА; свОйство – свойствО.


  1. На примерах докажите, что некоторые иностранные слова, вошедшие в русский язык недавно, можно без ущерба для смысла заменить русскими по происхождению словами.




  1. Можно ли считать слова «мышь» и «собака» неологизмами? Свой ответ обоснуйте.




  1. Образуйте формы родительного падежа множественного числа: апельсин, грузин, сапог, проблема, ветвь, келья, простыня, кеды. Укажите варианты, если есть.




  1. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: ратай, длань, днесь, жир (семантический архаизм, укажите первоначальное значение слова), камо.




  1. Что обозначает латинская приставка пре-? Для ответа на вопрос проанализируйте слова: префикс (приставка), прелюдия, президент, президиум, прецедент. Приведите свои примеры слов с такой же приставкой.




  1. Придумайте примеры, в которых глагол в неопределенной форме выполняет роль разных членов предложения.




  1. Найдите грамматические основы в приведенных предложениях. Зачем нужно правильно выделять грамматическую основу?

Весна наступила в этом году ранняя, дружная. Человек этот был изнежен южным солнцем, ему нужна была особенная теплота. Особенно хорошее расположение в нем вызывало созерцание картин. Он жил у нас отшельником. Постепенно сформировался новый вид дизайна – промышленный дизайн. Во времена Эдисона к лампочке предъявлялось только одно требование: она должна преобразовывать электрическую энергию в свет.



  1. Определите вид сказуемого (см. текст задания 7).




  1. Произведите морфемный анализ словоформ выполните, вылечите, выкупите.



  1. Назовите имена выдающихся русских лингвистов, краткая характеристика научной деятельности которых дана ниже.

А. …- гениальный русский ученый-энциклопедист, поэт, создатель первой научной грамматики «Русская грамматика» (1755).

Б. … - морской офицер, врач, путешественник-этнограф, писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

В. … - великий русский языковед-славист, историк языка и основоположник научной диалектологии, автор книг «Синтаксис русского языка» (1925; 1927).

Г. …автор многих учебников для школы по правописанию, один из составителей «Орфографического словаря», главный редактор «Толкового словаря русского языка» в четырех томах.



II этап
Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Что такое комичность?» (объём 0,5 – 1 стр.)

Кому из литературных героев присуще данное качество?