Обсудить в МойКруг ру - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Обсудить в МойКруг ру - страница №1/3


Обсудить в МойКруг.ру
История, как никакой другой предмет в школе, насыщена событиями, явлениями, которые требуют от учеников не только запоминания многочисленных фактов, но и их грамотной интерпретации. Этого невозможно достичь без УМК по каждому из разделов истории, который должен включать не только содержательный аспект, но и разработанную поурочно систему проверки знаний учащихся. Кроме того, специфика преподавания истории в школе требует большого количества наглядного материала, создающего образ конкретной исторической эпохи. Решить эти задачи с учетом современных требований к уроку в полной мере помогают мультимедийные курсы по истории и обществознанию.

Уже несколько лет в практике преподавания истории мною используется компьютерный курс Т.С.Антоновой, А.А.Харитонова и А.Е.Коновалова «История России, XX век» (в 4-х частях), «Клио Софт», 1997-2001гг. Курс синхронизирован с учебником по истории России XX века А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной (9 класс), что делает его удобным не только при очной, но и заочной (дистанционной) форме обучения. К каждому из 54 параграфов учебника подобран лекционный и иллюстративный материал. Последний включает в себя не только изображения, но и кинохронику, анимационные карты, схемы, диаграммы, таблицы. Программа разработана в 2000-2001 году и теперь имеет 3 уровня: 9, 11 класс и абитуриентский уровень. Это позволяет использовать ее как одно из средств для подготовки к выпускному экзамену по истории.

Повышенный уровень исторического образования может быть реализован с помощью двух новых продуктов Современного Гуманитарного Университета «история Отечества, 862-1817гг.», УМК – супертьютор по курсу в 4-х частях, «Новый диск», 2004 г. и «Энциклопедии по истории России (862-1817 гг.)»,  серия «Интерактивный мир», «новый диск», 2004 г. Помимо исторических картин, статей, видеофрагментов, анимационных схем сражений, обе программы содержат около 1000 тестовых заданий по всем разделам курса «Истории Отечества». Причем, заданиями можно пользоваться как индивидуально (в режиме повторения) на уроках и учащимися дома, так и в режиме итогового контроля при выставлении четвертных и годовых оценок. Эти же учебные задачи (ознакомление, изучение, тренинг, контроль) позволяет решить и уже зарекомендовавшая себя при изучении всех предметов школьной программы «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Историческая часть школы включает в себя 3 модуля: «история России IX – XVIII вв.», «История России XIX – XX вв.», «Репетитор по истории». 3 уровня сложности и 4 режима тестирования в модуле «Репетитор» позволяет и в урочное и во внеурочное время отработать навыки прохождения тестирования по истории в формате ЕГЭ.

В рамках программы Intel «Обучение для будущего» учителя гимназии овладевают практическими навыками по созданию мультимедийных проектов, что впоследствии поможет им более квалифицированно руководить творческой работой учащихся. Один из таких проектов создается на межпредметном уровне (химия – история – МХК) и посвящен жизни и деятельности великого русского ученого и композитора А.П.Бородина (руководители проекта: учитель истории Курочкина Е.В. и учитель химии Попов В.В.).

Школа будущего – это школа «информационного века».  Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. При этом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Т.о. информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера:


  • расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

  • привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления  собственных ошибок;

  • развитие познавательных способностей учащихся;

  • интегрированное обучение предмету;

  • развитие мотивации у учащихся.

При этом  компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля.

Нами практикуется использование компьютера для обучения математики.



Приведём в качестве примеров  виды  деятельности на различных этапах обучения, опробованные нами на практике:

Этап усвоения новых знаний


Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Практикую в своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Например, на уроке геометрии в 10 классе по теме: «Взаимное расположение прямых в пространстве» сопровождаю изложение материала компьютерной презентацией, в которой наглядно показываю возможное расположение двух прямых в пространстве. Визуально представляю параллельные прямые, скрещивающиеся прямые, показываю сколько можно провести прямых через точку С, параллельных а, скрещивающихся с а.

Для расширения видов учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний и способов действий использую современные технические средства. Практикую проведение уроков-исследований с использованием обучающих программ, на которых ученики самостоятельно в ходе исследовательской деятельности добывают знания. Например, при изучении темы: «Функции и их графики» преобразования графиков тригонометрических функций учащиеся осуществляют  с помощью программы Advanced grapher и на экране монитора прослеживают  всю динамику последовательных действий. Затем составляют алгоритм преобразования и делают выводы. Такой урок, на мой взгляд, очень эффективен, т.к. ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата.  Педагог, выступая в роли посредника, наставника, создает ситуацию активного поиска и практической деятельности.

Этап проверки понимания и закрепления учащимися новых знаний и способов действий


В настоящее время  разработана компьютерная поддержка курса любого предмета,  в том числе и  математики. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Основную роль играет задачный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники по планиметрии, стереометрии, алгебре, алгебре и началам анализа. При помощи этих программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. Здесь имеются теоретические вопросы, образцы выполнения заданий, задания для самопроверки. Программы удобны своей универсальностью. Они могут быть использованы и для самоконтроля, и для контроля со стороны учителя. 

В своей практике применяю использование обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса математики для  работы  с учащимися, способными достаточно быстро усваивать  учебный материал на обязательном уровне. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результате которого они заинтересованы.

Также применяю обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Предъявляемые учебные задачи разнятся по степени трудности, учащимся дается возможность запросить  определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами и т.д.  Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.  В ходе решения задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Работая с обучающейся программой, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Создается благоприятный психологический климат, так как ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы.

Этап всесторонней проверки ЗУН


При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы. Но эти готовые программы не учитывают индивидуальных особенностей учащихся и уровня обученности класса. Поэтому я использую программу-тестировщик, разработанную учителем информатики  нашей школы И.А.  Левашовым. Эта программа очень удобна: вопросы и варианты ответов легко вносить и менять, предусмотрена возможность варьировать количество правильных ответов, количество вопросов в тесте. Задаваемые вопросы выбираются из большого их набора в случайном порядке, что исключает списывания, подсказки и т.д. В процессе тестирования подсчитывается количество правильных ответов и по завершении тестирования ученику выставляется оценка на основе критерия для тестовых технологий.

Такой вид контроля позволяет за довольно короткое время урока проверить уровень знаний, умений и навыков поочередно у группы учащихся класса, когда остальные ученики выполняют другой вид работы. На следующих уроках тестирование проходят другие учащиеся, так что к заключительному уроку по теме пройти тестирование успевают все.  Результаты тестирования программа заносит в ведомость для последующего анализа и проведения коррекции знаний учителем.

Проектная деятельность учащихся


Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать  многогранные возможности Интернета в образовательных целях.

К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации или веб-странички об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает  использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно  анализируются и рецензируются  результаты выполнения.

Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует  приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды  их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.



Реализация обучающего проекта «Круговорот воды в природе» в среде программирования «ЛогоМиры» на уроках информатики.


Обсудить в МойКруг.ру
Технология программирования в среде ЛогоМиры

следующая страница >>