Образовательный стандарт общего образования начальное общее образование - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа разработана на основании документов: Федеральный... 1 254.95kb.
Государственный образовательный стандарт среднего (полного) 3 874.88kb.
Начальное общее образование 1 268.48kb.
Программа внеурочной деятельности 5-х классов в соответствии с федеральными... 1 227.87kb.
Федеральный государственный образовательный стандарт 5 797.38kb.
Начальное общее образование фгос 2 352.34kb.
Данная программа разработана на основе примерной программы внеурочной... 4 344.72kb.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования 7 2070.21kb.
С требованиями федерального государственного образовательного стандарта... 2 455.68kb.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего... 13 4565.26kb.
Рабочая программа учителя изобразительного искусства iкк блощицыной... 2 583.28kb.
Успеваемость обучающихся по итогам 2011-2012 учебного года 5 869.82kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Образовательный стандарт общего образования начальное общее образование - страница №12/12

10. Используемые понятия, обозначения и сокращения



Базисный учебный (образовательный) план – базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. Определяет:

    • структуру содержания образования;

    • соотношение обязательной части основной образовательной программы (инвариантной) и части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативной);

    • максимально допустимую нагрузку при 5- и 6-дневной учебной неделе по классам;

    • количество недельных часов, обязательных для финансирования.

Вариативная часть базис­ного учебного (образовательного) плана – часть базисного учебного (образовательного) плана, формируемая участниками учебного процесса и включающая внеурочную деятельность. Обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и других субъектов образовательного процесса.

Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части базисного учебного (образовательного) плана. Может быть организована в виде экскурсий, кружков, секций, КВН, школьных научных обществ, олим­пиад, соревнований, поисковых и науч­ных исследований и т. д.

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования – научно обоснованные нормы и требования к организации образовательного процесса,  разработанные с учетом функциональных возможностей и состояния здоровья учащихся,  соблюдение которых обеспечивает безопасность учебного процесса. Они включают требования к  участку и зданию общеобразовательных учреждений, их оборудованию и оснащению; световому и микроклиматическому режиму; учебной мебели;  нормам образовательной нагрузки с учетом  характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении; к оформлению и из­данию книг, учебников и учебных пособий, техническим средствам обучения, школьным ранцам, сменной обуви; к организации  питания учащихся  и медицинскому обеспечению, формированию здорового образа жизни.

Духовно-нравственное воспитание – освоение системы общечеловеческих ценностей и системы культурных, духовных и нравственных ценностей российского народа.

ИКТ – информационные и телекоммуникационные технологии.

ИОС – информационно-образовательная среда образовательного учреждения.

Инновационное поведение – поведение инноватора. Инноватор – человек, создающий новые знания и технологии, новые комбинации факторов производства, новые производства, новые рынки.

Инновационная экономика – экономика, основанная на создании, внедрении и использовании инноваций. Инновации – результаты инновационной деятельности в любой сфере жизнедеятельности человека, направленной на улучшение удовлетворения традиционных, обновленных или новых потребностей, существующих либо в платежеспособном рыночном спросе, либо в практической деятельности создателя и владельца данных инноваций.

Инновационная деятельность – процесс по преобразованию результатов научной или научно-технической деятельности, итогов отдельных законченных научных исследований, научных разработок или иных научных достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный процесс, используемый в собственной деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Инвариантная часть базисного учебного (образовательного) плана – обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования. Определяет перечень учебных предметов, обязательных для реализации во всех образовательных учреждениях Российской Федерации, и время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Компетенция – актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем.

Компетентность – качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщенных способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей.

Личностные результаты – ценностные ориентации выпускников соответствующей ступени общего образования, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы деятельности, в том числе образовательной, социальные чувства, личностные качества.

Модернизация образования – развитие и обновление образования в соответствии со стратегическими приоритетами развития государства.

Метапредметные резуль­таты – метапредметные знания и обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении про­блем в различных жизненных ситуациях.

Нормативное сопровождение Стандарта – интеграль­ное описание совокупности ресурсов, не­обходимых для реализации основной обра­зовательной программы начального общего образования, структурируемое по сферам ресурсного обеспечения.

Принцип нормативного подушевого финансирования – принцип, в соответствии с которым расходы образовательного учреждения на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования финансируются субъектом Российской Федерации путем выделения субвенций местным бюджетам в соответствии с подушевым нормативом.

Образование (как получение общего образования) – процесс развития и саморазвития личности, ее познавательных и созидательных способностей, гражданской ответственности и правового самосознания, творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, духовности и культуры на основе усвоения систематизированных знаний, умений, навыков, воплощенных в социально значимом опыте человечества.

Образовательная среда – дидактическое понятие, совокупность внутренних и внешних условий и ресурсов развития и образования обучающихся. Образовательная среда нацелена на создание целостности педагогических условий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся.

Основная образовательная программа начального общего образования – система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов начального общего образования.

Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждого предмета, а также возрастной специфики учащихся.

Предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой дея­тельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся – программа духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к ценностям своей этнической или культурной группы, национальным российским ценностям, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Реализуется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной воспитательной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и общественности.

Примерные учебные программы по отдельным учебным
предметам
– программы, имеющие ориентирующий ха­рактер, включающие пояснительную записку, цели и задачи изучения учебного предмета, содержание, примерное тематическое планирование, планируемые результаты освоения содержания, рекомендации по материально-техническому оснащению учебного процесса.

Программа формирования уни­версальных учебных дейст­вий – программа, регули­рующая различные аспекты освоения ме­тапредметных знаний и способов дея­тельности, применимых как в рамках об­разовательного процесса, так и при ре­шении проблем в реальных жизненных ситуациях. Содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени общего образования, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, а также характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Региональный расчетный подушевой норматив – минимально допустимый объем финансовых средств, необходимый для реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательных учреждениях конкретного субъекта Российской Федерации в расчете на одного обучающегося в год.

Результаты, не подлежащие оценке в ходе итоговой атте­стации выпускников, – ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-лично­стные позиции (ре­лигиозные, эстетиче­ские взгляды, поли­тические предпочте­ния и др.); характери­стика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гу­манизм и др.); индиви­дуальные психоло­гические характери­стики личности.

Результаты, подлежащие оценке в ходе итоговой атте­стации выпускников, – способность к решению учебно-прак­тических задач, позволяющая судить о достижении обучающимися образовательных результатов предметного и метапредметного характера.

Стандарт – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Система оценки учебных достижений обучающихся – система и состав инструментария, включающие описание объекта и содержание оценки (требования, структурированные в соответствии с используемой таксономией), критерии и процедуры оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения.

Стимулирующая часть фонда оплаты труда – часть фонда оплаты труда образовательного учреждения, обеспечивающая стимулирующие (поощрительные) выплаты работникам образовательного учреждения в зависимости от результатов и качества их труда. Фонд оплаты труда состоит из базовой части и стимулирующей части. Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает выплату работникам образовательного учреждения заработной платы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования – система нормативов и регламентов в части укомплектованности образовательных учреждений кадрами, соответствующими профилю преподаваемой дисциплины, имеющими необходимую квалификацию, способными к инновационной профессиональной деятельности, обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию.

Требования к результатам освоения основной обра­зовательной программы начального общего образования – описа­ние совокупности компетентностей выпускника начальной школы, определяемых личностными, общественными и государственными потребностями в результататах освоения основных общеобразовательных программ и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Требования к структуре основной обра­зовательной программы начального общего образования – система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов начального общего образования.

Требования к условиям реализации основной обра­зовательной программы начального общего образования – интегральное описание совокупности видов ресурсного обеспечения (кадровое, финансовое, материально-техническое и др.), необходимого для реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Учебная деятельность – систематически организованная педагогом деятельность обучающихся, направленная на преобразование и расширение их собственного опыта на основе воссоздания и опробования культурных форм и способов действия.

Федеральные государственные образовательные стандарты – нормативные регулирующие документы федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

ФЦП – Федеральная целевая программа.

ФЦРО – Федеральная целевая программа развития образования.

Фундаментальное ядро со­держания общего образования – документ, фиксирующий основополагающие элементы научного знания, в том числе ценностно-мировоззренческого и методологического характера, обязательные для изучения в общеобразовательной школе, а также обобщенное описание видов универсальных учебных действий.


11. Информация о разработке Стандарта


Головная организация-разработчик:

учреждение Российской академии образования «Институт стратегических исследований в образовании».



Руководители разработки проекта Стандарта:

Л.П. Кезина, академик РАО;

А.А. Кузнецов, вице-президент РАО, академик РАО;

А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО.


Участники разработки проекта Стандарта:

    • Экспертная комиссия Российской академии наук по анализу и оценке научного содержания Государственных образовательных стандартов и учебной литературы для высшей и средней школы;

    • Отделение историко-филологических наук Российской академии наук;

    • учреждение Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения»;

    • учреждение Российской академии образования «Институт коррекционной педагогики РАО»;

    • государственное научное учреждение Российской академии образования «Институт теории и истории педагогики»;

    • учреждение Российской академии наук «Институт социологии РАН»;

    • Психологический институт Российской академии образования;

    • Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН;

    • государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»;

    • Институт развития образования Республики Татарстан;

    • государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования».

12. Организация и результаты обсуждения и апробации проекта Стандарта


Разработка проекта Стандарта проходила в условиях широкого обсуждения текущих и конечных результатов работ в экспертно-профессиональном сообществе. Это обсуждение проходило на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В обсуждении приняли участие руководители, ведущие специалисты Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской академии образования, Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Московского педагогического государственного университета, Государственного университета – Высшей школы экономики, Российского государственного педагогического университета


им. А.И. Герцена, Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, руководители и ведущие специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководители общеобразовательных учреждений, учителя и родители обучающихся, преподаватели и научные сотрудники образовательных учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования, а также институтов повышения квалификации работников образования регионального и муниципального уровней.

Гласность и широта обсуждения проекта Стандарта, участие в обсуждении профессиональных и общественных организаций обеспечивались интернет-сайтами www.standart.edu.ru и www.isiorao.ru, интернет-сайтами институтов повышения квалификации работников образования, министерств и департаментов образования 14 субъектов Российской Федерации, а также средствами массовой информации. В федеральных и региональных печатных изданиях было опубликовано свыше 150 статей и интервью по данной тематике.

В апробации проекта Стандарта приняли участие 14 субъектов Российской Федерации, представляющие 7 федеральных округов.

Участники апробации и профессиональной экспертизы проекта Стандарта:


    • Бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Омской области «Институт развития образования »;

    • Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан»;

    • Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;

    • Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ямало-ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования;

    • Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования»;

    • Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов «Калининградский областной институт развития образования»;

    • Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»;

    • Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования»;

    • Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;

    • Государственное образовательное учреждение Ярославской области «Институт развития образования»;

    • Государственное учреждение Оренбургской области «Региональный центр развития образования»;

    • ГОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области «Педагогическая академия последипломного образования»;

    • Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров;

    • Саха (Якутский) РИПКРО им. С.Н. Донского II.

Апробацию проекта обеспечивали 775 апробационных площадок, в том числе:

    • 117 площадок регионального уровня;

    • 280 площадок муниципального уровня;

    • 378 площадок институционального уровня.

На апробацию были представлены проекты базисного учебного (образовательного) плана начальной школы, проекты примерных программ по учебным предметам начальной школы, проект требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и другие документы.

При управлении процессом апробации проекта Стандарта был разработан и эффективно применен Сетевой комплекс информационного взаимодействия (СКИВ).

Итоги апробации обсуждались на федеральных, региональных и межрегиональных семинарах и конференциях с участием работников начального общего образования.

Обсуждение проходило также на заседаниях педагогических советов, методических объединений, кафедр начального образования институтов дополнительного педагогического образования и государственных педагогических университетов, а также на семинаре в Российской академии образования с участием руководителей и специалистов региональных органов управления образованием.

Общая численность участников обсуждения проекта Стандарта превысила 70 тысяч человек.
13. Приложения

Список проектов документов и материалов,
обеспечивающих реализацию Стандарта

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (приложение 1).
2. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (приложение 2).
3. Потребности семьи, общества и государства в начальном образовании (приложение 3).
4. Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание общественного договора. Рекомендации (приложение 4).
5. Риски введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Аналитический обзор (приложение 5).
6. Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (основные подходы)
(приложение 6).
7. Фундаментальное ядро содержания общего образования
(приложение 7).
8. Планируемые результаты начального общего образования
(приложение 8).
9. Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (приложение 9).
10. Примерная программа формирования универсальных учебных действий.

Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» (приложение 10).


11. Примерные программы начального общего образования (ч. 1, 2) (приложение 11).
12. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (приложение 12).

13. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (приложение 13).



14. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (приложение 14).
15. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Гигиенические требования (приложение 15).








1 См.: Конституция Российской Федерации. Статья 2.

2 См.: Там же. Статья 43.

3 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142.

4 См.: Закон Российской Федерации «Об образовании». Статья 7.


<< предыдущая страница