Образовательный стандарт общего образования начальное общее образование - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа разработана на основании документов: Федеральный... 1 254.95kb.
Государственный образовательный стандарт среднего (полного) 3 874.88kb.
Начальное общее образование 1 268.48kb.
Программа внеурочной деятельности 5-х классов в соответствии с федеральными... 1 227.87kb.
Федеральный государственный образовательный стандарт 5 797.38kb.
Начальное общее образование фгос 2 352.34kb.
Данная программа разработана на основе примерной программы внеурочной... 4 344.72kb.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования 7 2070.21kb.
С требованиями федерального государственного образовательного стандарта... 2 455.68kb.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего... 13 4565.26kb.
Рабочая программа учителя изобразительного искусства iкк блощицыной... 2 583.28kb.
Успеваемость обучающихся по итогам 2011-2012 учебного года 5 869.82kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Образовательный стандарт общего образования начальное общее образование - страница №1/12



Министерство образования и науки Российской Федерации

ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ


Начальное общее образование

(участники разработки проекта: РАН, Психологический институт РАО, Институт содержания и методов обучения РАО, Институт теории и истории педагогики РАО, Институт коррекционной педагогики РАО, Институт семьи и воспитания РАО, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт развития образования Республики Татарстан, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Координатор разработки проекта - Институт стратегических исследований в образовании РАО,

Руководители разработки проекта: Кезина Л.П., академик РАО; Кузнецов А.А., академик РАО; Кондаков А.М., научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО).
Москва

2009

СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ 3

Введение 5



1. Область применения Стандарта 11

2. Перечень групп пользователей Стандарта 12

3. Функции Стандарта 13

4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования 14

4.1. Требования к личностным результатам 16

4.2. Требования к метапредметным результатам 17

4.3. Требования к предметным результатам 18



5. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования 24

5.1. Требования к пояснительной записке 27

5.2.  Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников 27

5.3. Требования к целям реализации основной образовательной программы начального общего образования 27

5.4. Требования к Фундаментальному ядру содержания общего образования 28

5.5. Требования к планируемым результатам начального общего образования 28

5.6. Требования к базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу 29

5.7. Требования к программе формирования универсальных учебных действий для начального общего образования 33

5.9. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов начального общего образования 35

5.10. Требования к примерной программе воспитания и социализации обучающихся 37

5.11. Требования к программе формирования ценности здоровья и здорового образа жизни младшего школьника 38

6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования 39

6.1. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования 39

6.2. Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования 44

6.3. Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования 47

6.4. Требования к иным условиям реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования 50

6.4.1. Требования к использованию современных информационных и коммуникационных технологий 50

6.4.2. Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования 52

6.4.3. Требования к организации оценки качества освоения основной образовательной программы начального общего образования 53

6.4.4. Требования к организации управления реализацией основной образовательной программы в образовательном учреждении 56

7. Государственный контроль и надзор за исполнением обязательных требований Стандарта 59

8. Порядок введения Стандарта 63

9. Законодательное и нормативное правовое обеспечение Стандарта 64

10. Используемые понятия, обозначения и сокращения 69

11. Информация о разработке Стандарта 77

12. Организация и результаты обсуждения и апробации проекта Стандарта 78


Введение



В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью1.

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В этой же статье установлена обязательность основного общего образования, а также содержится положение о том, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования2.

Федеральные государственные образовательные стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям3.

Являясь неотъемлемой составной частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию4.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт):


  • является нормативным документом, разработанным и утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

  • включает в себя требования:

– к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

– к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

– к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;


  • является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.

Стандарт представляет собой одну из важнейших норм, устанавливаемых современным образовательным законодательством Российской Федерации для обеспечения:

  • единства федерального культурного и образовательного пространства;

  • права на получение среднего (полного) общего образования на родном языке;

  • защиты и развития системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • запрета на дискриминацию в образовании по национальному, религиозному и языковому признакам;

  • недопущения и пресечения практики национального, религиозного или языкового превосходства.

Реализация данных норм является необходимым условием укрепления национальной безопасности страны.

Именно с этих позиций Стандарт сформирован с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации и является одним из стратегических ресурсов устойчивого развития многонационального общества России.

Стандарт разработан в соответствии с одобренной Президиумом Российской академии образования Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (см. приложение 1).

Цели и задачи духовно-нравственного развития младших школьников определены в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников (см. приложение 2).

Оставаясь нормативным документом, Стандарт представляет собой конвенциальную норму, общественный договор между семьей, обществом и государством и призван играть важнейшую роль в выполнении российским образованием своей миссии (см. приложения 3, 4).

При этом под миссией российского образования понимается воспитание успешных граждан России на основе приобщения новых поколений россиян к культурным, духовным и нравственным ценностям российского народа, таким, как справедливость, личная и индивидуальная свобода, жизнь человека, его благосостояние и достоинство, семейные традиции, патриотизм и др.



Новые поколения россиян – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности.

Миссия российского образования нацелена на развитие творческого потенциала личности, формирование гражданской идентичности как важнейшего условия развития российского гражданского общества и в результате на укрепление российской государственности, консолидацию народов России, конструктивное обновление всех сфер духовной, культурной, социальной и экономической жизни нашей страны.

Важнейшее общественное значение Стандарта было полностью учтено в ходе проведенного широкого профессионально-общественного обсуждения его проекта с участием родительской общественности, институтов гражданского общества, научно-педагогического сообщества, конфессий и общественных организаций.

При разработке Стандарта были систематизированы риски невведения и введения Стандарта, возможные причины их возникновения, а также определены необходимые меры защиты от этих рисков (см. приложение 5). Разработаны основные подходы к организации введения Стандарта
(см. приложение 6).

В основе Стандарта лежит признание ценностно-нравственного и системообразующего значения образования в социокультурной модернизации современного российского общества, удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности и общества, в развитии государства, укреплении его обороны и безопасности, развитии отечественной науки, культуры, экономики и социальной сферы.

В основе построения Cтандарта в целом лежит системно-деятельностный подход. Его методология при разработке Стандарта реализована в деятельностной парадигме, согласно которой координатами, определяющими развитие в образовании, являются ведущая деятельность и возраст обучающихся. Это означает, что для каждого конкретного периода школьного обучения система задач и действий, выполняемых обучающимися, должна быть адекватна ведущей деятельности конкретного возрастного периода и являться условием и движущей силой развития ребенка.

Системно-деятельностный подход предполагает:



  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования системы образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандартов, где развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

  • признание решающей роли содержания образования и способов организации учебной (образовательной) деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и ценностей индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов начального общего образования и создает функциональный базис для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций.

Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный с изменением ведущей деятельности, освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении. Обучение и воспитание учащихся начальной школы строятся с учетом самоценности первого звена системы образования как фундамента всего последующего обучения, а также возрастных психологических и физиологических особенностей детей младшего школьного возраста (в основном 6,5 – 11 лет).

В этом возрасте существует большой разброс в темпах развития детей, который определяет индивидуальные различия в их познавательной деятельности и сформированности восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, моторики и т. д. и требует учета этих особенностей при выборе условий и методик обучения.

В Стандарте четко сформулированы требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, структуре и условиям ее реализации, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.

С поступлением в школу ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность при сохранении значимости игровой. Принятие и освоение ребенком новой социальной роли ученика выражаются в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития.

Учебная деятельность носит общественный характер, являясь таковой по содержанию, по смыслу и по форме осуществления. Общественный характер учебной деятельности ребенка требует учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, предъявляя высокие требования к его коммуникативной компетентности.

Центральными новообразованиями в младшем школьном возрасте являются словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане.

Формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения выступает основой развития субъектности учебной деятельности.

В начальной школе формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности ― умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе.

В младшем школьном возрасте происходит становление основ гражданской идентичности и мировоззрения. Самооценка приобретает черты адекватности и рефлексивности. Моральное развитие учащихся начальной школы связано с освоением моральных норм и с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями. Результатом развития общения и форм учебного сотрудничества является рост социальной и коммуникативной компетентности ребенка.

Все это определяет основные характеристики Стандарта, которые являются наиболее важными для данного возрастного этапа и составляют фундамент образования младшего школьника, становления его индивидуальности и формирования его способностей.



следующая страница >>