Образовательная программа внеурочного интегрированного курса - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа интегрированного курса по изобразительному искусству и... 1 119.14kb.
Целью интегрированного курса является повышение коммуникативной компетенции... 1 48.74kb.
Программа интегрированного курса адаптационного периода «Введение... 1 103.46kb.
Образовательная программа мбоу «Эльгяйская сош им. П. Х. Староватова»... 22 3693.22kb.
Программа элективного курса по информатике для учащихся 9 классов 1 152.91kb.
Разработала учитель русского языка и литературы Еремина Светлана... 1 47.26kb.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения 2 1286.04kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 19 3789.03kb.
Образовательная программа по направлению «Технология. Обслуживающий... 2 375.15kb.
Образовательная программа является управленческим документом Муниципального... 3 506.37kb.
Программа элективного курса по математике «Калейдоскоп неравенств» 2 589.51kb.
Учебник «Алгебра 8» под редакцией Мордковича А. Г 3 634.74kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Образовательная программа внеурочного интегрированного курса - страница №1/1

Образовательная программа внеурочного интегрированного курса «Компас +».

Холстинина О.И., учитель информатики МОУ «СОШ пгт. Нема» Немского района, Кировской области

Пояснительная записка.

В начале XXI века человечество вступило в информационно-компьютерную эпоху, которая в системе образования России начинает развиваться всё более интенсивно. Главным приоритетом в системе образования становятся не только знания, умения и навыки, но и личность учащегося, с присущими ему индивидуальностью, особенностями и способностями.

Перед образовательным процессом всё более решительно ставится задача выделения учебного времени на творческую работу учащегося, нацеленную на активную учебно-познавательную деятельность и использование современных информационных технологий.

Изменение условий жизни общества неизменно вызывает совершенствование образовательных концепций. Под воздействием новых информационных технологий меняется взгляд на самообразование, на содержание и методы обучения предметным дисциплинам.

Бурно развивающийся процесс информатизации образования позволяет использовать в обучении широкий спектр средств новых информационных технологий. Одним из её главных элементов является компьютерная графика.

Компьютерная графика - это сравнительно новая область деятельности человека, которая представляет комплекс аппаратных и программных средств для создания, хранения, передачи, обработки и наглядного представления графической информации с помощью компьютера. Под компьютерной графикой понимают и совокупность методов и приёмов для преобразования при помощи ПК данных в графическое представление или графического представления в данные.

В образовательных стандартах компьютерная графика трактуется как одна из важнейших технологий представления информации, что говорит о возросшей важности данной области знаний.

Быстрое развитие информатики, постоянно развивающееся программное обеспечение, представленное множеством графических пакетов и средствами компьютерной графики, с одной стороны, актуализирует изучение технологий компьютерной графики, а не отдельных графических пакетов. Введение в учебный процесс интегрированных курсов, способствует формированию информационных умений и перенесению навыков из одной предметной области в другую.

Технологии компьютерной графики базируются на фундаментальных знаниях, в первую очередь - геометрии, информатики и черчения. В настоящее время компьютерная графика сформировалась как наука. Широкое распространение мультимедиа технологий вызывает необходимость усилить подготовку школьников, теоретическим основам компьютерной графики и практическим навыкам по созданию реалистических изображений.

Нормативно – правовой и документальной основой разработки программы внеурочной деятельности школьников «Компас +» являются:

-Закон РФ «Об образовании» от10.27.1992 № 3266 -1 «Об образовании» (ред.10.11.2009);

- Федеральный государственный образовательный стандарт полного (общего) образования (Приказ МО от 05.03.2004 №1089) .

- Концепция духовно – нравственного воспитания и социализации обучающихся. Просвещение, 2009.

- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования РФ от 14.06.2002г. № 30 – 51-433/16);

-Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» от 2.04.2002. № 13-51-28/13



Условия создания программы:

• выявленные трудности при изучении стереометрии, начертательной геометрии;

• результат исследований запросов учащихся, нацеленных на продолжение образования в технических вузах;

• недостаточное количество часов курса Информатики, выделенные на знакомство и работу в программе «Компас 3D»;

• недостаточное количество часов, выделенное на изучение курса «Черчения» 1 год – 34 часа;

• появление нового требования современности - выполнение чертежей машинным способом, с помощью специализированных программ.



Новизна программы:

• учебный материал программы создаёт условия для оценки возможностей учащихся и определение самого себя в предметной области;

• осуществляется перенос теоретических знаний на практическую деятельность.

Курс «Компьютер +.» предполагает интеграцию информатики, на уровне пользователя программы «Компас 3 D» с рисованием, черчением, курс которого предполагает изучение форм предметов, правил чтения графического изображения информации об изделиях, выполнение графической документации машинным способом.

Курс преследует следующую цель: развитие умений и навыков графической культуры обучающихся через интеграцию общего и дополнительного образования на основе содержания предметов «Информатика» и «Черчение».

Для этого решаются следующие задачи:



образовательные :

  • формировать знания о графическом языке общения, передачи и хранения информации о предметном мире с помощью различных графических методов, способов и правил отображения её на плоскости;

  • формировать знания о способах создания трехмерных моделей деталей и сборочных единиц машинным способом;

  • формировать знания о теории искусства черчения;

  • формировать основы компьютерной графики;

  • учить составлять чертежно-графическую документацию с помощью системы автоматизированного проектирования;

  • прививать навыки пользования чертежными инструментами и компьютерным инструментарием для чертежных построений;

  • формировать навыки проекционного черчения реальных деталей и объектов, а также чтение чертежей;

развивающие:

• прививать интерес и осознанное понимание искусства черчения;

• расширить и углубить политехнический кругозор учащихся, их подготовку к условиям современного производства;

• развивать образное и логическое мышление учащихся.



воспитательные:

  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка,



Для осуществления указанных задач программа предусматривает изучение теоретических положений, выполнение упражнений, обязательный минимум графических и практических работ, основной упор делается на практические занятия.

По методике преподавания выдерживается системная линия: Создание – Редактирование – трансформация объекта. Особое внимание уделено координатным способам проектирования объектов, что важно для интеграции с курсом черчения. Анализ формы и синтез изображения – необходимые логические составляющие инженерного проектирования.



Формы организации занятий

Основной тип занятий - практикум.

Большинство занятий представляют решение конкретных задач с использованием соответствующих функциональных возможностей программы Компас 3D. Теоретические занятия носят сопровождающий характер.

К занятиям разработаны мультимедийные презентации, видео уроки, необходимый набор, дидактического и раздаточного материала, рабочая тетрадь, методические рекомендации преподавания данного курса.



Контроль знаний и умений

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. В ходе изучения разделов планируются 15-20 минутные самостоятельные и проверочные работы обучающего и контролирующего характера.

Итоговой работой обучающихся является проект выполненный ручным и компьютерным способом.

Прогнозируемый результат.

• Владение программным материалом, тщательное выполнение и свободное чтение чертежей, ясное пространственное представление формы предметов по их изображениям, имеющих большое значение в трудовом обучении, производственной деятельности и техническом творчестве;

• Знание всех изученных условных изображений и обозначений, при необходимости умелое использование справочными материалами;

• Владение учащимися важнейших правил выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

• Умение в процессе чтения чертежей воссоздавать образ предметов и анализировать их форму и конструкцию.

Тематический план курса.

Курс рассчитан на 2 года обучения. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. В рамках курса (64 часа) предполагается развитие пользовательских навыков работа на ПК, использование готового программного продукта, позволяющие автоматизировать и облегчить процесс создание твердотельных моделей и плоских чертежей.

Учебно – тематический план.

Содержание курса соответствует уровню базовому уровню графической подготовки учащихся и представляет собой интеграцию основ графического языка и элементов компьютерной графики, осваиваемых на уровне пользователя программы «Компас 3D ».





Тема внеурочного занятия

Интегрированное содержание предметов

Форма

занятия

Кол-во

часов

1,2

Трехмерное моделирование.

Информатика: Система трехмерного моделирования «Компас -3D.

Черчение: построение объемных фигур.

лекция

2

3

«У попа была собака…»

Информатика: Применение операции выдавливания к эскизу отрезок.

Изобразительное искусство: рисование цилиндра.

практикум

1

4

Кривая Безье

Информатика: Модель пластины на основе кривой Безье.

Черчение: Кривая Безье

практикум

1

5

Тор

Информатика: Применение операции Вращения к эскизу Окружность

практикум

1

6,7

«Компьютерный натюрморт»

Информатика: операция вращения, Ваза.

Рисование: натюрморт.

практикум

1

8

Ах, эти сечения.

Информатика:Операция по сечениям.

Черчение: Сечения.


практикум

1

9

Конус.

Информатика: операции по сечениям с эскизом точка.

Черчение: Построение объемных фигур.

практикум

1

10

«Мы на лодочке катались»

Информатика: Модель лодки.

Черчение: Сечения.

практикум

1

11

Точка, точка…

Информатика:точка, отрезок.

Черчение:

практикум

1

12

Отрезок.

Информатика:

Черчение:

практикум

1

13

Оптические иллюзии

Информатика:Приёмы использования операции копирования.

Черчение:Геометрические построения, необходимые при выполнения чертежей

практикум

1

14

Ломанные линии и сплайновые кривые

Информатика:Ломаные линии и сплайновые кривые

Черчение:

практикум

1

15

Модель трёхмерного объекта

Информатика:Работа с твердотельной операцией выдавливания.

Черчение:Принципы построения моделей в прямоугольной системе координат трехмерного пространства

практикум

1

16

Параллелепипед.

Информатика: Приемы работы с виртуальным инструментом Прямоугольник.

Черчение:Системы координат

практикум

1

17

Коробочка.

Информатика:

Черчение:

практикум

1

18-19

Форма и формообразование

Информатика:Создание группы простейших геометрических тел.

Черчение:Создание группы простейших геометрических тел.

практикум

1

20-21

Призмы и пирамиды.

Информатика:Операции Сечение плоскостью.

Черчение:Призмы и пирамиды

практикум

1

22-23

Тела вращения

Информатика:Операция вращения: цилиндрический стакан, конус, шар.

Черчение:Тела вращения.

практикум

1

24

Компьютерное рабочее место.

Информатика:Настройка параметров системы.

Черчение:Правила ГОСТ ЕСКД. Организация рабочего места.

практикум

1

25

Чертёж «Плоской детали»

Информатика:Приемы выполнения чертежа.

Черчение:Понятие о стандартах.

практикум

1

26

Выполнение чертежа в системе прямоугольной проекции.

Информатика:Приемы выполнения чертежа в системе прямоугольной проекции

Черчение:Способы построения прямоугольной изометрической проекции плоских и объемных фигур.

практикум

1

27

Наглядные изображения

Информатика:приемы построения изометрической проекции.

Черчение:приемы построения изометрической проекции

практикум

1

28-29

Сопряжение.

Информатика:Виртуальные инструменты различных геометрических построений.

Черчение: Сопряжение.

практикум

1

30-32

Сечения и разрезы.

Информатика:выполнение в двух подсистемах сечений и разрезов

Черчение: Изображения на сборочных чертежах (сечения).

практикум

1

33 -34

Работа над проектом.

Информатика: выполнение проекта с использованием «Компас 3 D».

Черчение: выполнения проекта с использованием традиционных «бумажных» средств

практикум

1


Основное содержание курса.

1. Знакомство с системой трехмерного моделирования «Компас -3D».

Основные виды современной графики (растровая, векторная, фрактальная). Структура системы автоматизированного проектирования «Компас -3D». Знакомство с интерфейсом программы «Компас -3D», панелями инструментов.

Практическое задание: открытие программы «Компас -3D», работа с панелью управления, панелями инструментов.

2. Операция твердотельного моделирования. Операция выдавливания.

Создание эскиза. Применение твердотельной операции Выдавливание. Алгоритм построения трехмерных фигур с использованием операции Выдавливания.

Практическая работа: применения операции Выдавливания к эскизу Окружность.

3. У попа была собака или объемные стихи.

Твердотельная операция Выдавливание. Редактирование готовой модели (детали).

Практическая работа: создание трёхмерной модели тела вращения с образующей в виде отрезка.

4. Кривая Безье.

Модель пластины построенный на основе кривой Безье.

5. Тор. Применение операции Вращение к эскизу Окружность.

Практическая работа: создание тела вращения: Top.

6- 7. «Компьютерный натюрморт».

Натюрморт. Применение операции Вращения к эскизу кривой Безье для получения тела вращения.

Практическая работа: создание тела вращения: Ваза.

8. Ах, эти сечения.

ОперацияПо сечениям - средство для создания трехмерного твердо-тельной модели.

Практическая работа: Применение операцииПо сечениям к эскизам расположенным в параллельных смещенных плоскостях.

9. Конус.

Практическая работа: Применение операцииПо сечениям с эскизом точка.

10. «Мы на лодочке катались».

Модель. Компьютерная модель. ОперацияПо сечениям для создания модели лодки. Моделирование твердотельной трехмерной модели с использованием библиотеки твердотельных элементов.

Практическая работа: Применение операцииПо сечениям для создания модели лодки.

11. Точка, точка…

Приёмы работы с инструментам Точка. Изучение инструмента Точка. Знакомство с видами отображения точки на экране (стиль, параметры, характеристики). Отработка навыков построения точки с помощью мыши, клавиатуры и непосредственного ввода координат точки. Изучение способов удаления объектов, отмены выполненной команды.

12. Отрезок.

Приёмы работы синструментамОтрезок. Изучение инструмента Отрезок. Знакомство с видами отображения точки на экране (стиль, параметры, характеристики). Отработка навыков построения точки с помощью мыши, клавиатуры и непосредственного ввода координат точки. Изучение способов удаления объектов, отмены выполненной команды.

13. Оптические иллюзии.

Операции редактирования над объектами чертежей и фрагментов: сдвиг, поворот, масштабирование, симметрия, копирование, деформация.

Практическая работа: Создание массива объектов – фрагментов орнамента.

14. Ломанные линии и сплайновые кривые.

Ломаные линии и сплайновые кривые: кривая Безье, NURBS-кривая. Редактирование сплайновых кривых. Способы создания "скульптурных" поверхностей.

Практическая работа: редактирование ломанных линий и сплайновых кривых.

15. Модель трёхмерного объекта.

Принципы построения моделей в прямоугольной системе координат трехмерного пространства. Работа с твердотельной операцией Выдавливания.

16. Параллелепипед.

Системы координат. Приемы работы с виртуальным инструментом Прямоугольник.

Практическая работа: создание трехмерной модели Параллелепипед.

17. Коробочка.

Практическая работа: Применение операции Вырезать выдавливанием (булева операции Вычитание)для создания короба.

18-19. Форма и формообразование.

Практическая работа: Создание группы простейших геометрических тел.

20-21.Призмы и пирамиды.

Команда Многоугольник. Ассоциативный чертеж. Операции Сечение плоскостью.

22,23. Тела вращения.

Операция вращения: цилиндрический стакан, конус, шар. Команда Вспомогательная прямая.

24. Компьютерное рабочее место.

Настройка параметров системы. Настройка параметров новых документов.

25. Чертёж «Плоской детали»

Приемы выполнения чертежа в чертежно-графической подсистеме «КОМПАС-3D LT» на примере "плоской" детали. Команда Непрерывный ввод объектов. Оформление размерных надписей в чертеже.

Практическая работа: Создание трехмерной модели по готовому чертежу с помощью командыКопировать.

26. Выполнение чертежа в системе прямоугольной проекции.

Приемы выполнения чертежа в системе прямоугольной проекции в подсистеме чертежно-конструкторского редактора «КОМПАС-3D LT».

Практическая работа: Создание трехмерной модели по чертежу детали. Выполнение проекционного чертежа модели детали.

27. Наглядные изображения.

Традиционные приемы построения изометрической проекции в чертежно-конструкторском редакторе «КОМПАС-3D LT»: построение изометрических осей, изображение плоских фигур и окружности в изометрической проекции. Команда Параллельный отрезок. Операция Сдвиг по углу и расстоянию.

28-29. Сопряжение.

Виртуальные инструменты различных геометрических построений: деление на равные части отрезков и окружностей, выполнение сопряжений и др. Команда Радиальный размер.

Практическая работа:Изображение плоской детали с элементами сопряжения.

30 -32. Сечения и разрезы.

Дополнительная настройка системы КОМПАС-3D LT; выполнение в двух подсистемах сечений и разрезов, знакомство с моделью процесса прототипирования – изготовления физической модели изделия.

Практическая работа: Построение вынесенного сечения.

33- 34. Работа над проектом.

Литература.

1. Ботвинников, А.Д. Черчение: Учебник для 7-8 класса средней общеобразовательной школы.[Текст] /А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – М., Просвещение. 2007.-120с.

2. CD-Диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия».

3.CD-Диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

4. Гервер, В.А. Творчество на уроках черчения. Книга для учителя.[Текст] /Гервер В.А. – М.,Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС.- 1998.-178с.

5. Гончарова, Н.Ю. Основы автоматизированного проектирования в системе Компас-3DLT: Учебное пособие.[Текст] / Гончарова Н.Ю. – Иркутск: ИПК-РО.- 2007.-85с.



6. Хлебостроев,В.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке.[Текст] /Хлебостроев В.Г, Обухова Л.А. – М.. 5 за знания.- 2007.-136с.

7. Степакова, В.В. Методическое пособие по черчению. Графические работы: Кн. Для учителя.[Текст] /В.В. Степакова. – М.: Просвещение.- 2001.-235с.