Образовательная программа для проведения летней полевой практики по биологии для учащихся 7-11 классов «Современная ботаника» - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса «Овощеводство защищенного грунта» 1 244.91kb.
Программа составлена для учащихся 9 класса физико-математического... 1 104.22kb.
Курсы для учеников и учителей Курс для учителей «Создание сайта учителя... 1 10.13kb.
Рабочая программа Биологии (базовый уровень) 5 класс 4 427.01kb.
«День Святого Валентина» для учащихся 5-10 классов 1 30.89kb.
По биологии (базовый уровень) мкоу залипьевская оош ккласс 1 109.85kb.
Строение, химический состав и обмен веществ эукариотических клеток... 1 260.42kb.
Образовательная программа для педагогов и школьников «Петербург и... 1 32.84kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 19 3789.03kb.
Формировать умение работать в коллективе, принимать самостоятельное... 1 84.81kb.
Рабочая программа по биологии для 7 класса Составила 1 361.67kb.
Как появился праздник? 1 48.19kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Образовательная программа для проведения летней полевой практики по биологии для - страница №1/1

Мирнинское районное управление образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Образовательная программа

для проведения летней полевой практики

по биологии

для учащихся 7-11 классов

«Современная ботаника»

Автор: Гаврилова Ж. А.

Учитель биологии, экологии

I квалификационной категории.

г. Мирный 2005

Пояснительная записка
Программа «Современная ботаника» представляет собой воспитательно-образовательный курс, предназначенный для проведения полевой практики в летнем экологическом лагере с учащимися среднего и старшего звена общеобразовательной школы.

Программа «Современная ботаника» углубляет школьную программу по биологии и экологии, а также дает возможность учащимся применить полученные знания на практике.

В процессе занятий у учащихся должно формироваться научное представление о морфологии, физиологии и систематике сосудистых растений, о разнообразии видового состава растений родного края, их значении для экосистемы Крайнего Севера. Программа позволяет привлечь ребят к исследовательской деятельности, развить интерес к биологии и экологии, осуществить профильную и профессиональную ориентацию.

Программа призвана не только дать теоретические знания и практические навыки работы с биологическим материалом, но и формированию экологической культуры, эстетическому восприятию природы, бережному к ней отношению.

Программа включает 170 часов учебных занятий в летнее каникулярное время по 5 часов в день шесть раз в неделю. Занятия преимущественно носят практический характер и проходят в полевых условиях. В плане работы особое время отведено на самостоятельную исследовательскую работу учащихся.

Данная программа (отдельные её части) может быть использована в качестве элективных курсов в предпрофильной подготовке и профильном обучении школьников.




Цели:

  • Экологическое воспитание и образование.

  • Формирование интереса к биологии и экологии.

  • Привлечение учащихся к исследовательской деятельности.



Задачи:



  1. Образовательные:

    • Усвоение учащимися знаний о различных отделах и классах сосудистых растений нашей местности.

    • Освоение методов сбора и обработки биологического материала.

    • Составление гербария.

    • Освоение методов геоботанического описания.

    • Появление навыков работы с определителями и дополнительными источниками информации.

    • Развитие навыков по составлению таблиц, диаграмм, графиков, работы в программах Ms Excel, Ms PowerPoint.




  1. Развивающие:

    • Развитие самостоятельного мышления, творческого подхода к решению биологических и экологических задач.

    • Самореализация личности школьника, повышение его самооценки.




  1. Воспитательные:

    • Воспитание эстетического восприятия окружающего мира.

    • Формирование бережного отношения к природным объектам.


Отражение возрастных особенностей в программе
Отбор содержания, методов и форм деятельности производится таким образом, чтобы процесс образования соответствовал как возрастным особенностям детей и подростков, так и психологическому процессу формирования у них экологического сознания.

В возрасте 12-16 лет уровень мышления позволяет составлять и систематизировать свои представления, глубже вникать в причины и сущность явлений. Интересы более устойчивые, возникает желание участвовать в общественной деятельности. Формируется относительно устойчивая система отношений к окружающему миру и самому себе. Возрастает значение коллективных отношений. Начинают складываться независимые и устойчивые моральные нормы. Для этого возраста характерна повышенная чувствительность к оценке окружающих, выраженное стремление к самовыражению и самореализации.

В подростковом возрасте часто возникают конфликтные ситуации с окружающими из-за несоответствия потребностей ребенка его возможностям, это ведет к осложнению взаимоотношений, стрессу, ухудшению физического самочувствия.

Данная программа позволяет подростку раскрыть новые для себя качества, способствует самореализации, повышению самооценки, позволяет сделать межличностные отношения более гармоничными.



Принципы, лежащие в основе программы


  1. Принцип научности (научная информация, излагаемая в программе, должна быть достоверной).

  2. Принцип доступности (излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребенка).

  3. Принцип последовательности (изложение материала должно быть последовательным).

  4. Принцип личного подхода.

  5. Принцип взаимоуважения (общение ребенка с педагогом и со сверстниками должно строиться на взаимоуважении).

  6. принцип адекватности возрасту (методы, приемы, формы и средства обучения должны соответствовать возрастным и психофизиологическим особенностям ребенка).

  7. Принцип опоры н6а интерес (все занятия должны быть интересны для ребенка).

  8. Принцип ориентации на успех (необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в свои силы и в возможность достижения успеха).


Методы, формы и средства работы
Методы работы:

  1. Сенсорное восприятие (лекции, просмотр слайдов).

  2. Практические ( полевые и лабораторные работы, опыты, проекты).

  3. Коммуникативные (дискуссии, беседы, отчеты).

  4. Комбинированные (экскурсии, наблюдения, создание проблемных ситуаций, самостоятельная работа учащихся).

Формы работы:



  1. Коллективная (используется во время теоретических занятий).

  2. Групповая (используется во время практических занятий).

  3. Индивидуальная ( используется при исследовательской деятельности).

Средства работы:



  1. Объекты живой природы.

  2. Технические (видеоаппаратура, мультимедийная аппаратура)

  3. Методические (слайды, методическая и учебная литература, учебные пособия, методические разработки).



Прогнозируемый результат обучения

Учащиеся должны знать:

  1. Отличительные особенности отделов, классов и семейств растений нашей местности.

  2. Основных представителей экологических групп растений.

  3. Редкие и охраняемые виды растений родного края.

  4. Типы взаимоотношений организмов в экосистемах.

  5. Значение растений в экосистемах.


Учащиеся должны уметь:

  1. Собирать и обрабатывать биологический материал.

  2. Составлять гербарий.

  3. Проводить количественный анализ.

  4. Работать с определителями.

  5. Распознавать наиболее распространенные виды растений данной местности.

  6. Оценивать экологическое состояние биогеоценоза по видовому и количественному составу растений.

  7. Формулировать проблему и находить пути ее решения.

  8. Оформлять результаты исследования.

  9. Готовить сообщения по результатам проделанной работы.

  10. Объективно оценивать свою деятельность.



Диагностика результата:

  1. Теоретические знания – тестирование.

  2. Развитие мышления – беседы, дискуссии.

  3. Развитие интереса к предмету, бережного отношения к природе, творческой активности – анализ поведения во время занятий.

  4. проверка полевых дневников и лабораторных журналов.

  5. Отчет о проделанной работе.

  6. Школьная и региональная конференции.


Примерное тематическое планирование




Наименование тем

Всего

часов


Теория

Практика

1.

Вводное занятие

4

4

-

2.

Техника безопасности

8

4

4

3.

Морфология растений

12

3

9

4.

Физиология растений

12

2

10

5.

Систематика сосудистых растений

30

10

20

6.

Экологические группы растений

10

3

7

7.

Геоботаника

40

5

35

8.

Редкие и охраняемые виды растений

5

2

3

9.

Сбор материала для исследовательских проектов (поле)

20

-

20

10.

Обработка биологического материала (лаборатория)

20

-

20

11.

Подготовка отчетов (консультации)

6

6

-

12.

Итоговое занятие

3

3

-




Всего:

170

42

128


Содержание программы


  1. Вводное занятие (4 ч.)

Ботаника как наука. Место ботаники среди других наук. Разделы ботаники. История развития. Современные задачи. Связь с экологией. Организационные вопросы.


  1. Техника безопасности (8 ч.)

Поведение в полевых условиях. Меры безопасности. Обязанности участников похода. Оказание первой медицинской помощи. Транспортировка пострадавшего.

Практические занятия:

Оказание само- и взаимопомощи при кровотечении, травмах, ожегах.

Тренинг «Экстремальная ситуация»


  1. Морфология растений (12 ч.)

Строение тела растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Строение и функции отдельных органов растений. Видоизменения органов растений.

Практические занятия:

Внешнее и внутреннее троение листа. Видоизменения листа.

Строение стеля и его видоизменения.

Строение корня. Видоизменения корня.

Строение цветка.

Строение пестика и тычинок. Типы пыльцы.

Строение семени.

Типы плодов.

Способы распространения плодов и семян.



  1. Физиология растений (12 ч.)

Химический состав растений. Водный режим растений. Основные процессы жизнедеятельности: фотосинтез, дыхание. Ферменты. Рост и развитие растений.

Практические занятия:

Определение химического состава различных растений.

Строение устьиц разных растений.

Устьичные движения.

Свойства фотосинтетических пигментов.

Выделение кислорода при фотосинтезе.

Определение активности ферментов в тканях растений.

Определение жизнестойкости семян.

Определение направления роста растений.


  1. Систематика сосудистых растений (30 ч.)

Общие принципы систематики сосудистых растений. Отделы, классы и семейства сосудистых растений. Основные систематические признаки. Характеристика отделов, классов и семейств. Принципы работы с определителями и гербарием.

Практические занятия:

Работа с гербарием. Определение растений до вида.

Работа с местными и комнатными растениями – определение до рода.


  1. Экологические группы растений (10 ч.)

Группы растений по типу стебля. Экологические группы растений по отношению к влаге, температуре, почве, засолению, типу питания. Экологические группы растений по типу опыления и распространения плодов и семян.

Практические занятия:

Работа с компьютерными программами, гербарием, карточками.



  1. Геоботаника (40 ч.)

Геоботаника: основные понятия. Задачи геоботаники. Основные методы и приемы. Изучение основных методик геоботанического исследования. Правила сбора и обработки биологического материала. Теоретические основы составления гербария. Значение гербария для синэкологических исследований.

Практические занятия:

Отработка навыков сбора растений и их гербаризации.

Монтирование гербария.

Геоботанические описания на различных участках окрестностей города.

Обработка данных, полученных в результате геоботанических исследований: составление таблиц, диаграмм, графиков.


  1. Редкие и охраняемые виды растений (5 ч.)

Красная Книга Республики Саха (Якутия). Редкие и исчезающие виды растений республики. Редкие виды растений нашего края. Значение редких растений в экосистеме Крайнего Севера.

Практические занятия:

Знакомство с редкими и охраняемыми растениями нашего края.



Фотографирование и зарисовка внешнего вида этих растений. Описание их ближайшего окружения. Оценка состояния окружающей среды их произрастания, разработка рекомендаций по улучшению ситуации.


  1. Сбор материала для исследовательских проектов (поле)




  1. Обработка биологического материала (лаборатория)




  1. Подготовка отчетов (консультации)




  1. Итоговое занятие

Отчеты учащихся о проделанной работе с демонстрацией собранного гербария.