Образование, наука, здравоохранение и культура - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ря как наука Культура и образование человека. Более 200 лет. 1 95.98kb.
Программа «Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с овз» 1 197.93kb.
Задание по курсу "Культура Азии и Африки" 1 48.07kb.
История России. 11 класс. Наука и культура России в начале XX в. 1 38.25kb.
Негосударственный пенсионный фонд «Образование и наука» создан в... 1 40.96kb.
Главным фактором эволюции живых существ, утверждал Дарвин, является... 1 98.14kb.
8. Познание и его формы 1 99.52kb.
§ 22. Европейская наука и культура XVII в. Научная революция. 1 52.8kb.
О. В. Морозов физическая культура в высшем гуманитарном 4 1440.29kb.
Теория решения изобретательских задач: наука или иллюзия реальности 1 81.95kb.
Архитектура и скульптура Эгейская культура 1 101.5kb.
Деревянные дома на нашей улице 1 40.36kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Образование, наука, здравоохранение и культура - страница №1/1



Всероссийский конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу « Моя законотворческая инициатива» среди общеобразовательных учреждений Краснодарского края

Направление



Образование, наука, здравоохранение и культура

Название работы



«Проблемы оценивания учащихся по пятибалльной системе и пути их решения»

Автор работы



учащийся Венеров Кирилл Александрович

9 класс

Место выполнения работы



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20 Белоглинского района»,

Краснодарский край, п. Центральный
Научный руководитель

Орехова Е.Н., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 20

2013


Оглавление

Введение


Глава 1. История школьной оценки

Глава 2. Проблемы оценивания учащихся по пятибалльной системе

Заключение. Предложения по проблеме

Литература



Введение

Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. Оценка деятельности ученика обязательно должна быть выражена в конкретной форме, и таким нормативным выражением оценки на протяжении веков является школьная оценка.

За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

Современный этап развития системы образования в нашей стране характеризуется, прежде всего, необходимостью создать у учащихся устойчивую потребность в учении, научить мыслить и научить учиться, а проблема повышения качества образования на основе познавательной самостоятельности и активности учащихся является сейчас особенно актуальной.

Вполне разумно полагать, что чем точнее инструмент оценивания, тем выше потребность в учении и, как следствие, выше успеваемость. Таким образом, в центре рассматриваемой проблемы оказывается оценка и та балльная отметка, которая представляет собой количественную шкалу и предназначена для представления оценки числом. Такой балльной системой оценивания в настоящее время является пятибалльная, а фактически трехбалльная система оценивания, особенно в том случае, когда речь идет о баллах, выставляемых в документы государственной отчетности, например аттестат об основном или полном среднем образовании.

Традиционная пятибалльная система проверки знаний учащихся построена на принципе вычитания. Каждый промах ученика (недочет или ошибка) ведут к вычитанию из максимального балла за этот вид работы какого-то числа баллов. Получается эффект наказания: допустил оплошность – получай наказание. Такой подход вырабатывает у учеников нервозность при выполнении проверочных работ, страх перед оценкой, поскольку оценка всегда связана у человека с наказанием, глубокими эмоциональными переживаниями.

Известные отечественные педагоги считали, что система оценивания должна стать основой успешности обучения, она должна стать стимулом к учебе. Пока же эта система выполняет в основном контролирующую функцию, причем ориентирована на констатацию конечного результата (выявление того, что ученик знает и чего он не знает).

Я, узнав о том, что в разных странах существуют другие системы оценивания, заинтересовался данным вопросом. Именно поэтому выбрал тему «Проблемы оценивания учащихся по пятибалльной системе и пути их решения».

В данной работе была поставлена цель: изучить историю этого вопроса, выявить проблемы и предложить пути их решения, которые могут преодолеть эти проблемы.

Для достижения цели были использованы сведения из различных книг, журналов и Интернета.



Глава 1. История школьной оценки

Пятибалльная система оценивания учащихся в нашей стране была официально установлена в 1837 году Министерством народного просвещения: "1" - слабые успехи; "2" - посредственные; "3" - достаточные; "4" - хорошие; "5" - отличные.

На протяжении всего последующего времени шли острые дискуссии вокруг балльной системы. Немногие сторонники отмечали, что баллы позволяют учителю быстро и легко оценить познания учеников; дают возможность следить за их успехами; это простая и удобная форма извещения родителей об успехах их детей; на основании баллов начальство может судить об успешности учеников у того или иного учителя.
Многократно больше было страстных противников балльной системы. Против нее выступали все известные педагоги. Обращалось внимание на то, что отметки зачастую субъективны, их выставляют не за знания, а за поведение, погоня за отметками негативно сказывается на нравственном и физическом здоровье. В противовес предлагалось заменить баллы отзывами преподавателей за каждую четверть или год, ввести зачетную систему "уд-неуд" и т.д. Осуществлялись и первые интересные эксперименты по безотметочному обучению.

Балльной системе уже в начале ХХ века было вынесено много обвинений и суровых приговоров со стороны общественности. А в мае 1918 года в революционной России Народный комиссариат просвещения постановлением "Об отмене отметок", подписанным А.В. Луначарским, запретил "применение балльной системы для оценки познаний и поведения, учащихся во всех без исключения случаях школьной практики". Перевод из класса в класс и выпускное свидетельство производились на основании "успехов учащихся, по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы".

В сентябре 1935 года совместным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) была восстановлена дифференцированная пятибалльная система оценки знаний. Сначала в виде словесной отметки ("отлично", "хорошо", "посредственно", "плохо", "очень плохо"), а с января 1944 года постановлением СНК РСФСР в форме цифр. Указывалось, что это осуществляется "в целях более четкой и точной оценки успеваемости и поведения учащихся, повышения требовательности к качеству знаний".

Выписка из Сборника Приказов РСФСР, 1944, № 4, ст. 24:

«Инструкция о применении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы Утверждена народным комиссаром просвещения РСФСР 29 февраля 1944 г. В связи с приказом народного комиссара просвещения РСФСР от 10 января 1944 г. за № 24 “О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы” Управление начальных и средних школ Наркомпроса РСФСР предлагает руководствоваться следующими указаниями:

I. При оценке успеваемости учащихся

1. Балл “5” ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок.

2. Балл “4” ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.

3. Балл “3” ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.

4. Балл “2” ставится в том случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы учителя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.
5. Балл “1” ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.

6. При определении четвертных и итоговых (в конце учебного года) оценок не допускается выведение их как средних арифметических. Эти итоговые оценки должны соответствовать уровню знаний учащегося к моменту его аттестации.

7. В свидетельствах и аттестатах отметки об успеваемости обозначаются цифровыми баллами и в скобках наименованием: 5(отлично); 4(хорошо); 3(удовлетворительно)».

С конца 50-х - начала 60-х гг. в нашей стране с одной стороны усилилась критика сложившейся практики оценивания школьников, прежде всего, за ее авторитарный характер, а с другой - начали осуществляться продуктивные поиски в направлении совершенствования балльной системы.

В начале XXI века в русле общего процесса модернизации российского образования вполне закономерно возник вопрос о необходимости модификации существующей пятибалльной шкалы отметок. Несомненно, что при окончательном введении ЕГЭ, образовательных стандартов, профильного обучения подходы к шкале отметок принятые сейчас должны быть существенно изменены.

В большинстве стран мира приняты и функционируют дифференцированные системы оценки знаний. Есть десятибалльные, стобалльные, двадцатибалльные и двенадцатибалльные. Последняя, например, введена не так давно на Украине. Россия же - единственная страна в Европе, которая сохранила традиционную пятибалльную систему оценивания.

В настоящее время каждое общеобразовательное учреждение имеет свой Устав. А также педсовет школы разрабатывает и принимает «Положение о системе оценки ЗУН учащихся школы, в котором определяет систему оценки ЗУН учащихся школы в процессе их контроля с учетом особенностей и возможностей каждого ученика». Это положение разрабатывается с учетом требований Закона РФ "Об образовании", Типового Положения об общеобразовательном учреждении, Устава школы, Положения о промежуточной аттестации учащихся 2-8, 10 классов школы; Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX,XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Так пункт 43 Типового Положения об общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196, определяет, что образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации.



В еще действующем Законе РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» мы узнали следующее:

«Статья 13. Устав образовательного учреждения

1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения»

1 сентября 2013 года вступает в силу Новый Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором также написано:

«Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения»

Таким образом, в настоящее время каждое общеобразовательное учреждение имеет право самостоятельно выбирать систему оценивания своих учащихся. А как показывает практика, в основном школы выбирают традиционную пятибалльную систему оценивания
Глава 2. Проблемы оценивания учащихся по пятибалльной системе

Контроль знаний учащихся является составной частью про­цесса обучения. По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.

Контроль выполняет следующие функции:

- контролирующую;

- обучающую;

- диагностическую;

- прогностическую;

- развивающую;

- ориентирующую;

- воспитывающую.



Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельно­сти, навыков рационального учебного труда.

Обучающая функция контроля заключается в совершенство­вании знаний и умений, их систематизации. В процессе провер­ки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют зна­ния и умения в новой ситуации.

Сущность диагностической функции контроля - в получе­нии информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.



Прогностическая функция проверки служит получению опе­режающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сфор­мированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей темы учебного материала.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей.

Сущность ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал.



Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Контроль является насущной необходимостью. Чем чаще обратная связь, тем точнее процесс управления. Но в процессе контроля существует множество проблем.

В чем заключаются эти проблемы? Проблема в том, что нет чётких, научно выведенных положений при оценке деятельности учащихся, которыми могли бы руководствоваться педагоги. Чаще всего педагоги исходят из своих интуитивных представлений. В результате этого процесс оценивания носит произвольный характер, что ставит ребёнка в незащищённую позицию.

Выявленные проблемы можно свести к следующим:



Тенденциозность – отметка зависит от отношения учителя к ученику. Если отношение позитивное, то отметки объективные или завышенные, если отношение негативное, то отметки занижаются.

Жесткость оценок – наблюдается у учителей авторитарного стиля руководства.

Ошибки центральной тенденции – это проблема, когда педагог не решается ставить крайних оценок, особенно которых не совсем хорошо знает, т.е. «3» и «4».

Логические ошибки – ответ оценивается в соответствии с логикой преподавателя. Если логика учащегося правильная, но отличная от логики педагога, то ответ оценивается ниже.

Состояние учащихся – отметка зависит от умения учащегося владеть собой в ситуации опроса. У учащихся со слабой нервной системой, как правило, ошибки с итоговых срезах встречаются чаще, чем в промежуточных.

Отсроченность отметки – отметки выставляются в дневник в конце недели (или позже), что не стимулирует ребёнка к занятиям, данным предметом.

Среднеарифметический подход – используется при выставлении четвертных и годовых оценок. В том числе если результат подсчёта 3,5 или 4,5, то оценка выставляется в пользу ученика.

Отметки влияют на взаимоотношение родителей и учащихся. Иногда ребята скрывают свои плохие отметки от родителей, стараясь не расстраивать родителей, или чтобы избежать наказания.

Критерии оценки – нет однозначности, конкретности и четкости в их перечне и в их использовании.

Прогностические возможности - оценивание может определить уровень усвоения материала в данный момент. Он не может оценить способности учащихся.

Отмеченные проблемы в оценивании деятельности учащихся часто приводят к тому, что ученики отказываются продолжать свое образование, у них формируется заниженная самооценка, они считают себя неспособными к дальнейшему обучению в ВУЗах, Другие ученики, с завышенной самооценкой сталкиваясь с препятствиями, не готовы к их преодолению.

Многочисленные исследования, проведённые по проблеме педагогической оценки, показывают, что существует прямая зависимость между характером оценочных воздействий педагога и самочувствием ребёнка в процессе учения, его настроением, характером и продуктивностью его деятельности.

Существует система требований, которым отвечает оценка учителя на уроке.

Оценка должна быть:

- объективной, т.е. непредвзятой, беспристрастной. В ней не должно содержаться субъективного мнения учителя о конкретном ребёнке.

- адекватной, т.е. соответствующей реальным показателям конечного результата – количественным, качественным, а также вложенным в его достижения усилиям.

- мотивированной – содержать чёткое обоснование того, почему она выражена тем или иным баллом. Для этого учитель должен прибегать к доводам, доказательствам, обоснованию, убеждению. Показателем того, что оценка оказалась убедительной, выступает факт совпадения оценки педагога с самооценкой ученика.

- критической, т.е. содержать указания на определённые недостатки в учебной деятельности. Она ориентирует ученика на более высокий результат, способствует повышению его активности.

- стимулирующей – побуждающей к продвижению вперёд, намечающей перспективу, содержащей оптимистическое начало.

- дифференцированной, т.е. раскладываться на отдельные, частные оценки, содержащие в себе чёткие критерии как на успешные моменты в работе ученика, так и на недостатки.

- заинтересованной, выражающей интерес учителя к личности ребёнка, радость по поводу его успехов, огорчение из-за неудач, веру в его возможности.

- выразительной – показывающей искренность педагога, убеждающей школьника как в значимости оценки, так и полученных результатов.

- понятной – чётко и просто сформулированной, доступной пониманию ребёнка.

- уважительной – утверждающей чувство собственного достоинства ребёнка, признающей его право на собственные ошибки.

Говоря о пятибалльной системе оценивания, необходимо отметить, что она обладает и достоинствами. Без этого она не могла бы существовать так долго.

Во-первых, это простота.

Во-вторых, традиционность в российской школе.

В-третьих, понятность для учеников, учителей, родителей, администрации..

В-четвертых, универсальность, позволяющая применять ее в различных образовательных системах.

Таким образом, пятибалльная система представляет собой очень простой и универсальный инструмент.

Поэтому мы считаем, что устранение недостатков современной пятибалльной системы оценивания должно идти не путем ее отмены, а путем модернизации, а именно через расширение отметочной шкалы.


Заключение. Предложения по проблеме
Итак, изучив историю школьной оценки и выявив основные проблемы оценивания учащихся по пятибалльной системе, мы можем предложить некоторые из возможных путей их решения.

Заканчивая 9 класс, я планирую поступить в социально-экономический профильный класс и хочу получить достойное общее среднее образование. Мы считаем, что для успешного внедрения системы профильного образования необходимо создать психологический комфорт для учащихся в школе. Одним из аспектов психологического конфликта является чувство несправедливости при оценивании качества знаний учащихся. Эту проблему помогает решить переход к 10-бальной системе оценивания ответа учащихся.

Мы все (и учащиеся, и учителя) понимаем, что трех оценок мало. Необходимо добавить их количество. При традиционной системе учитель ставит «три» и ученику, хоть что-то сказавшему, и ученику, работающему неплохо, но допустившему достаточно много ошибок в письменной работе или устном ответе, хотя понимает, что ребенок готовился, старался, но у него не получается в силу его больших пробелов, как педагогически запущенного ученика, или болезни, или его способностей. Иногда таким детям учитель ставит «четыре», чтобы поддержать их, заинтересовать, дать возможность поверить в себя. Но все равно у ребенка получается та же «тройка», что у лентяя и прогульщика. Мы думаем, что наиболее доступна и понятна ученикам и родителям оценивание по 10-бальной системе. Эта система позволяет разграничить уровень усвоения предметов, убрать цифровую несправедливость в оценивании знаний учащихся со стороны учителя и организовать самоконтроль и самооценку возможностей предстоящей деятельности по изучению учебного материала темы.

Мы считаем, что 10-балльная система с учетом уровней усвоения учебного материала:

- позволяет более объективно и дифференцированно оценить знания, умения и навыки учащихся;

- стимулирует учащихся на достижение более высоких результатов учебно-познавательской деятельности;

- дает возможность использования разнообразных форм контроля;

- способствует развитию самоконтроля у учащихся.

Целями введения 10-бальной системы оценивания учебных достижений учащихся являются:

1. Повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной деятельности учащихся и ее результатов;

2. Обеспечение социальной защищенности личности учащегося;

3. Обеспечение условий для формирования адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся и др.

Если сравнивать 5-балльную и 10-балльную систему оценивания, то это будет выглядеть примерно так:
Таблица № 1

10–бальная система

Неофициальная шкала

Существующая шкала

1 балл – очень слабо

«2+»

3


2 балла – слабо

«3-»

3 балла – посредственно

«3»

4 балла – удовлетворительно

«3+»

5 баллов – недостаточно хорошо

«4-»

4


6 баллов – хорошо

«4»

7 баллов – очень хорошо

«4+»

8 баллов – отлично

«5-»

5


9 баллов – превосходно

«5»

10 баллов – великолепно

«5+»

По основным показателям степени обученности и в процентном содержании обученности учащихся по 10-балльной системе оценивания мы предлагаем такой вариант:



Таблица № 2

10 – бальная система

Основные показатели СОУ

(степень обученности учащихся)

Обученность

в %

1 балл –

очень слабо



Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя и товарищей, списывал с доски и т.п.

До 25 %

2 балла –

слабо


Отличает какой – либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему предъявляют в готовом виде

От 25 до 35%

3 балла –

посредственно



Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов и т.п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание)

От 35 до 45%

4 балла - удовлетворительно

Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, формулировок, математических и иных формул, однако затрудняется что-либо объяснить.

От 45 до 55%


Продолжение таблицы № 2

5 баллов –

недостаточно

хорошо


Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

От 55 до 65%

6 баллов –

хорошо


Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируя осознанность, усвоенность теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам

От 65 до 75%

7 баллов – очень хорошо

Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изученной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применять в простых случаях.

От 65 до 75%

8 баллов –

отлично


Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет её на практике легко, не задумываясь, выполняет практически все задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет.

От 75 до 85%

9 баллов –

превосходно



Легко выполняет практические задания на уровне переноса, свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности.

От 85 до 95%

10 баллов –

великолепно



Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний, сформированных умений и навыков.

От 95 до 100%

Мы считаем, что благодаря внедрению десятибалльной системы, у ученика появятся эталоны достижения, реалистический уровень притязаний к оцениванию, вероятность достижения успеха, самооценка на основе индивидуального стандарта качества, повысится личная ответственность, значимость достижения успеха, привлекательность успеха. При такой организации работы школьники охотнее будут включаться в учебно-познавательную деятельность, испытывая при этом не только напряжение и усталость, но и приятные положительные эмоции от достигнутого индивидуального результата.



Литература

1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании»

2. ФЗ РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3. Инструкция о применении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы. От 29 февраля 1944 г. СП РСФСР, 1944, № 4, с. 24

4. Герасимова Н. Оценка должна воспитывать // Воспитание школьников, № 6, 2003 г.

5. Гореславский, С.И. Мало школе «5 баллов» // Народное образование. – 1990. - №7. - C. 126 – 127.

6. Ксензова Г.Ю. «Оценочная деятельность учителя». Москва.,2000.

7. Куклин В.Ж., Мешалкин В.И., Наводнов В.Г., Савельев Б.А. О технологии оценки качества знаний // Высшее образование в России. №3, 2003. С. 146-153.

8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Уч. пособие. М. 2003

9. Интернет-ресурсы