О. В. Гимазетдинова, кандидат педагогических наук - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
О. В. Гимазетдинова, кандидат педагогических наук - страница №1/1

О.В.Гимазетдинова,

кандидат педагогических наук,

зав. заочным отделением

факультета Культуры семьи и детства

Санкт-Петербургского государственного

Университета культуры и искусств


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

ПОДРОСТКОВОГО ДОСУГА

Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизаванного свободного времени подростков и неумение распорядиться им нередко приводит к духовной нищете, внутренней опустошенности, лени и безделью.

Проблема самостоятельной организации подростками своего досуга заслуживает пристального внимания уже лишь потому, что человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом не только развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой квалификации окружающих его людей. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. И, если взрослый человек, опираясь на свой собственный жизненный опыт, может организовать свой досуг, то подростку это частенько бывает не по силам. Отсюда и возникают всевозможные асоциальные формы поведения подростков и т. д. Как же сформировать умения и навыки рационального проведения досуга, способствующего росту творческой активности подростков, повышению их досуговой квалификации, как научить подростков планировать собственную деятельность в сфере досуга?

Досуг – мост в творческий мир, он обеспечивает дополнительное образование и развитие. Он пронизан, переполнен образами жизни. Суть досуга – поддержать ребенка как человека и деятеля. Культурно-досуговая деятельность отличается абсолютной добровольностью. Заставить детей заниматься досугом невозможно. Возможно приобщить к нему, заинтересовать. Досуг опирается на принцип удовольствия, на чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей. Досуг – это удовлетворение личных интересов и притязаний детей. “Когда человек не знает, что ему делать в часы досуга, у него портятся голова, сердце и нравственность”, - писал Ушинский.

Очень важно, чтобы человек использовал свое досуговое время продуктивно, рационально, творчески. Насколько это будет удаваться взрослому человеку, будет во многом зависеть от сформированности навыков и умений самоорганизации досуга в детские годы, ведь детский возраст представляет собой сензитивный период формирования культурно—досугового потенциала.

Многообразна структура свободного времени современного человека (в ней насчитывается не менее 500 видов занятий). Конкретный человек не может охватить своей деятельностью все или большинство из сотен видов. Его индивидуальная жизнь неповторима, и она должна содержать набор занятий, в своей совокупности удовлетворяющий умственные, социальные и физические потребности. Понятно, что различные виды деятельности не равнозначны. Поэтому их нельзя противопоставлять.

Свободное время остается пространством для свободного волеизъявления. Главное в понимании структуры свободного времени—взаимопроникновение потребления и созидания, пассивности (не всегда со знаком “минус“) и активности, восстановления и развития. Общим знаменателем выступает культура самой личности, ее жизненная позиция. Необходимо активное отношение к свободному времени со стороны самой личности.

Понятие “свободное время подростка” логически вытекает из понятия “свободное время личности”. Под ним понимают ту часть внерабочего времени, которая остается за вычетом времени, связанного с производством, времени, затраченном на дорогу, времени, идущем на домашний труд и другие бытовые нужды, удовлетворение физиологических потребностей.

Свободное время подростков определяется как часть времени, свободная от разного рода непреложных, необходимых затрат времени и, освоенная подростком в соответствии с его интересами для удовлетворения разумных потребностей, отдыха, развлечений и саморазвития; время, идущее на самообразование, общественную деятельность, удовлетворение творческих потребностей, посещение кино, театров, спортивно-туристические мероприятия и т.п.

Понятие свободное время тесно взаимосвязано с понятием досуг, который, в свою очередь, определяется как часть свободного времени.

Сущность досуга состоит в возможности действовать, развиваться, проявлять свою искусность

Отличительной особенностью досугового времени является свобода выбора деятельности: творческой и созерцательной, созидательной и разрушительной (конструктивной и деструктивной). Досуг—это осмысленная, наполненная содержанием, насыщенная разнообразными видами деятельность, осуществляемая в свободное время.

Культурно-досуговая деятельность в определенной культурно-досуговой среде формирует развитие творческой личности и свободный стиль ее жизни, ибо он практически всегда опирается на собственную активность ребенка. Жить полной, яркой, разнообразной детской жизнью – необходимое условие развития личности ребенка. Задача педагогов, организаторов культурно-досуговой деятельности создание условий для полноценного развития личности детей и подростков.

Среди условий, способствующих эффективности культурно-досуговой деятельности выделяются следующие:


  • Разновозрастная и разнополая компания соучастников досуговой деятельности.

  • Культура досуга. Культурное содержание досуговой деятельности, выбора досуговых моделей, культура общения детей друг с другом и со взрослыми.

  • Создание бесконфликтной обстановки как гарантии творческого роста ребят. Защитить ребенка – значит создать условия для свободного самовыражения, развития его духовных и физических сил.

  • Наличие базы досуга.

Шмаков С.А. подчеркивает: “Грамотно организованный досуг ребят – школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности. Досуг – школа поддержки, одобрения и ободрения любого ребенка. Досуг объективно (чего не скажешь про учение) дает школьникам уйму шансов реализоваться”.

В структуре использования досуга подростками, как в фокусе, отражается внутренний мир, потребности подростка. Рост преступности, алкоголизма, наркомании в молодежной среде является верным признаком неблагополучия как в деле воспитания в целом, так и, в большей степени, в области использования свободного времени.

Таким образом, досуг является простором для свободной деятельности и развития лишь при условии рационального его использования, под которым понимается оптимальное соотношение между затратами времени на развивающие и потребительские досуговые виды деятельности, т. е. владение культурой досуга.

Сфера любительских занятий весьма важна для формирования всесторонне развитой личности. Навыки подобных занятий, сформировавшиеся еще в детском возрасте, создадут тот необходимый фонд досуговых умений, который в дальнейшем позволит человеку содержательно и эффективно проводить досуг.

Досуг – дело серьезное, ему нужно учиться, чтобы распоряжаться своим свободным временем с умом, пользой, удовольствием. Детям свойственно все опробовать: собирательство, коллекционирование, спорт, мир музыки, туризм, техническое творчество и др. Оценка того или иного досугового явления зависит у детей от их системы ценностей. Досуг для детей – всегда самореализация, самореабилитация, саморазвитие. Это очень важные функции.

Человек тем более развит как человек, чем богаче круг его потребностей, способностей и умений. Необходимо создание таких условий, находясь в которых у подростка будут вырабатываться умения и навыки культурной организации досуга, и которые будут способствовать возникновению духовных потребностей личности.



Культура досуга подростков во многом зависит от того, представлены ли в индивидуальной структуре следующие виды досуга:

  • Общественная деятельность.

  • Различные формы образования и самообразования.

  • Различные формы технического и художественного творчества.

  • Физкультура и спорт.

  • Эстетическое освоение действительности.

  • Развлечение и отдых.

Культуру досуга подростка можно представить как наиболее эффективное использование им времени для своего развития. Всесторонность и гармоничность – ее содержание.

Включение подростков в процесс творческой самореализации, способствующий формированию у них умений и навыков самоорганизации досуга, детерминирует расцвет их сущностных сил, и прививает им знания, умения и навыки рациональной, разумной организации собственного досуга на всю последующую жизнь.

Досуговая среда обладает огромным потенциалом для развития личности подрастающего поколения, а также для самосовершенствования личности. Понятие “самосовершенствование”, наиболее тесно и непосредственно, связано с категорией формирование личности. Понятие “формирование личности” включает в себя как внешние воздействия, так и собственную активную деятельность человека, под влиянием которых человеческий индивид становится личностью, обретает свои социальные качества, способность выступать “субъектом труда, общения и познания”, т.е. проявлять активность в преобразовании внешнего мира и себя самого.

Говоря о педагогических возможностях досуга, отметим возрастание роли досуга в системе жизненных ценностей современного человека. Качество досуга существенным образом влияет на творческую реализацию личности.

Сфера любительских занятий весьма важна для формирования всесторонне развитой личности. Навыки подобных занятий, сформировавшиеся еще в детском возрасте, создадут тот необходимый фонд досуговых умений, который в дальнейшем позволит человеку содержательно и эффективно проводить досуг. В самом деле, досуговые знания, умения и навыки, приобретаемые учеником в свободное время, как, собственно, и в процессе учебы, не остаются мертвым багажом: они воздействуют на его социальную и профессиональную ориентацию, его нравственный облик, в чем-то определяют его отношение с другими людьми. И поэтому затраты времени на развивающие подростка виды досуговой деятельности неоправданно малы.

Естественно также, что наличие того или иного количества свободного времени у подростка, само по себе не вызывает формирование определенных черт личности, не осуществляет воспитательных функций досуга (развивающей, ориентационной, коммуникативной, рекреационной). Они – лишь потенциальные возможности свободного времени. Превращение их в реальность требует определенных усилий и условий.

Педагогическая среда детского досуга богата разнообразными яркими формами групповой духовной деятельности. Эти формы демократичны, не нуждаются в длительной подготовке и по своей организации очень просты. Интересное дело, участниками которого являются подростки, обладает колоссальной силой влияния.

Необходимым условием рационального использования времени досуга является развитая структура досуговых потребностей, на формирование которой определяющее влияние оказывает семья. Естественно, что досуговые потребности формируются, как целенаправленно (то есть это осознается родителями, как воспитательный акт), так и путем усвоения детьми всего процесса жизнедеятельности семьи. Процесс формирования потребностей предполагает как материальную, так и духовную его обеспеченность, которая, в свою очередь, невозможна без духовной связи с детьми.

К сожалению, отсутствие контакта с родителями у большинства подростков или его недостаточность ведет к тому, что единственно реальной альтернативой проведения времени досуга является двор и улица. Подростки, к сожалению, не знают, как с наибольшей пользой для себя и окружающих проводить свободное время.

Развитие семейных форм досуга, на наш взгляд, было и остается одним из приоритетных. Давно установлено: чем больше совместно пережитых и переживаемых положительных эмоций, тем больше взаимопонимания поколений отцов и детей, а, следовательно, и условий для установления доверия к ценностям старших поколений. Это, во-первых.

Во-вторых, забота о рациональном досуге детей с целью уберечь их от опасных увлечений (алкоголь, наркомания, мафиозные группировки) приобщает родителей к ценностям культуры, которых они были лишены в силу материальных условий и уровня культурности своих родителей.

В-третьих, при всех фактах негативизма детей и подростков они все-таки строят свою жизнь по образу, на манер и с оглядкой на родителей. Так что в сфере семейного досуга приобретаются знания, умения и навыки обоюдополезные.

Организация досуга подростков зависит от трех условий:


  1. Социально-экономического развития общества.

  2. Уровня развития культуры в обществе.

  3. Личного отношения подростка к досугу.

Приобщение к творческой деятельности (музыка, спорт, техническое творчество и т. д.) в детские годы для многих часто превращается в дело всей их жизни. Если же судьба в дальнейшем распорядится по-своему, то все равно навыки, приобретенные в детские годы, обязательно пригодятся в жизни. Помимо участия в конкурсах, концертах, человек занимается творческой деятельностью для своего эстетического наслаждения и развития.

Для того чтобы обеспечить разностороннее воспитание учащихся, нужна своевременная и разносторонняя организация их деятельности, а не простая совокупность разнохарактерных мероприятий. Воспитательные мероприятия могут лишь дополнить, расширить, связывать воедино, поднимать на качественно новую ступень знания, умения, навыки, установки и другие феномены личности, сформированные в основных видах деятельности. А сфера досуга как нельзя лучше подходит для реализации этой важной задачи.



Педагогические возможности детского досуга зависят от добровольности включения подростка в досуговую деятельность на основе его личных интересов, склонностей, вкусов, восприятия этой работы как отдыха, удовольствия. Однако одного желания включиться в интересующее занятие еще недостаточно, надо уметь это сделать, проявить определенные способности, а главное – желание овладеть специальными навыками, т.е. умение трудиться.

Знания, умения, навыки в условиях детского досуга формируются в процессе творческой деятельности, которая существует как самостоятельный тип образовательных занятий, и внутренне пронизывает всю деятельность, осуществляемую подростками в свободное время.