Нравственное и духовное воспитание через православные идеи на уроках истории. Докладчик: батищева г. И - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики 1 35.76kb.
Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка «Сколько... 1 49.34kb.
Программа курса «Духовное краеведение Подмосковья» 1 130.3kb.
Духовно-нравственное развитие личности и патриотическое воспитание... 1 155.07kb.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории... 1 14.68kb.
Мкоу староакульшетская оош духовно-нравственное формирование личности... 2 596.47kb.
Доклад «воспитание патриотизма через личное отношение к истории»... 1 220.39kb.
Тема: Духовно- нравственное воспитание младших школьников 1 65.27kb.
Тема: «Философия. Моя жизненная философия» Теория 1 45.23kb.
Из опыта работы учительницы истории и обществознания головинской... 7 837.17kb.
«Духовно-нравственное воспитание как составляющая фгос и фгт» 1 26.33kb.
Родился на острове Самос в Эгейском море, в семье купца Мнезарха. 1 11.18kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Нравственное и духовное воспитание через православные идеи на уроках истории. Докладчик - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов» городского поселения «город Старый Оскол»

НРАВСТВЕННОЕ И ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРАВОСЛАВНЫЕ ИДЕИ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ.


ДОКЛАДЧИК: БАТИЩЕВА Г. И.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

Город Старый Оскол

Хочется знать старину, какова бы ни была она,

даже и чужую, а своя еще милее.

Н. Карамзин

История учит даже тех,

кто у нее не учится, она их проучивает

за невежество и пренебрежение.

В. Ключевский.

Время, в которое мы живем, при всех его трудностях и противоречиях, есть время судьбоносное. Именно сейчас определяется тот путь, по которому в дальнейшем будет идти духовное развитие народа православного, потомков наших и учеников, в особенности молодого, приходящего нам на смену поколения.

Все мы по праву можем гордиться тем бесценным вкладом, который был внесен в сокровищницу человеческой цивилизации нашими великими предками.

Чтобы говорить о полноценном воспитании нравственной духовной культуры, уважения к православным традициям предков, вдумчивого отношения к основам этой культуры, надо обратиться в далекие времена древности, в самое начало нашей восточнославянской культуры и истории, которая своими корнями уходит во времена Киевской Руси. Еще тогда был создан целый ряд поистине великих творений, и по сей день не утративших общемирового значения.

Обратимся к таким древним произведениям, как «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца, «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве». Неудивительно, что они используются в исторической науке и православии современного мира, потому что написаны они были людьми, свято чтившими веру православную, зерна которой посеял в нашем Отечестве святой равноапостольный великий князь Владимир, принявший Святое Крещение в благодатном Крыму.

Задача воспитания подрастающего поколения в духе уважения к отеческим традициям стоит сегодня перед учителями России. Вопрос о том, как решать эту актуальнейшую задачу стоит и сегодня очень остро. И является предметом обсуждений и споров, поиском путей этой работы и выработкой методов воспитания обучающихся в школах.

Родители, педагоги, ученые единогласно выступают за нравственную традиционную Российскую школу!

При исследовании и изучении темы нравственного и православного воспитания школьников на уроках истории стоит задуматься, почему многие выдающиеся деятели литературы, искусства, педагогики, священнослужители стали самыми активными участниками процесса совершенствования духовно-нравственного воспитания школьников? Почему ученые-физиологи, психологи – В. Н. Мясищев, П. В. Симонов сделали «крен» в сторону изучения проблем, находящихся на стыке физиологии, психологии, социальной педагогики и воспитания. И отчего так тревожно звучат голоса сегодняшних и вчерашних учеников и педагогов о недостатке нравственности и духовности в образовании?

Надо сказать, что вероятно, корни этого явления в том, что практическое решение этих многоаспектных задач нравственного и православного воспитания – дело гражданской совести каждого человека.

Что же касается педагога-профессионала -для него борьба за совершенствование эффективности духовного и православного воспитания –«сверхзадача». Почему употребляются такие термины, как «сверхзадача» и «борьба»?

Я думаю, не нужно здесь перечислять все трудности и противоречия, которыми изобилует процесс современного воспитания. Они в значительной степени изучены и описаны в педагогической литературе.

Заострю внимание лишь на одном: большая сложность духовно-нравственного воспитания через уроки истории не только в том, что оно пронизывает каждый «нерв» учебно-воспитательной работы. Но также и в том, что именно духовно-нравственное воспитание в большей мере, чем какое-либо другое направление педагогической деятельности объединяет и науку, и религию, и искусство. Незнание или игнорирование этих законов и принципов ведет к педагогическим неудачам и краху.

Основываясь на трудах педагогов и историков, я рассматриваю процесс становления и обновления духовно-нравственного воспитания, как творческую деятельность, основанную на педагогическом прогнозировании, педагогической зоркости, умении уважать Детство, Отрочество, Юность.

Школьный курс истории и православия играет огромную роль в воспитании духовности молодежи, а возрождение России немыслимо без приверженности к исконным духовным ценностям, любви к Отечеству, его истории, культуре, языку. Уроки истории и основ православной культуры формируют мировоззрение подростков, их историческое сознание, умение оценивать горькие уроки этой истории и обязывают нас, ныне живущих, к «делам веры». Изучение главных событий и фактов истории, причинно -следственных связей между ними, усвоение идей православия, знакомство с развитием науки и православной культуры способствует развитию высоких духовных запросов и эстетических вкусов школьников.

В современных учебных пособиях содержится ряд познавательных задач и проблемных вопросов для самостоятельной работы. Для учителя важно научить школьника самостоятельно квалифицировать факты и явления, связывать их с временными и пространственными границами, переносить приобретенные знания в новую ситуацию, мыслить альтернативно и при этом постоянно делать акцент на духовно-нравственную сторону исторических персонажей и фактов, их влияния на воспитание школьников.

Действенность этого зависит от духовно-нравственных качеств школьников, его отношения к тому, что смоделировано взрослыми, ибо детская инициатива и самодеятельность относительно редко возникает самопроизвольно без вдумчивого и умелого педагогического руководства.

Необходимо отметить, что в последние годы заметно отставание процесса идейно-нравственного и духовного воспитания школьников от позиции эмоционально - потребностной схемы современного ученика. В современной педагогической науке чаще рассматриваются переживания человека на те воздействия окружающей жизни, которые его более всего затрагивают. Без учета же этих переживаний невозможно, на мой взгляд, успешно осуществлять воспитание нравственного сознания и тем более, определенных духовных убеждений подрастающего поколения.

Постараюсь исследовать, что же является важнейшим компонентом в воспитании духовности и нравственности на уроках истории и православной культуры, как преднамеренно создать ситуации на уроке, вызывающих у учеников положительный отклик, сопереживание и привнести в эти уроки творческое начало:

-элементы игры

-романтики

-соревнования

-средства искусства

-создание проблемно-поисковых ситуаций.

Рассмотрим эти моменты на примере урока в 6 классе «Культура Древней Руси», на котором стоят задачи изучения влияния принятия христианства на различные стороны культурного развития государства. Мы видим, что культура Руси в тот период неразрывно связана с этим поистине судьбоносным событием в истории России- принятием в X веке христианства вначале княгиней Ольгой, позже – князем Владимиром. Используя на уроке несколько взаимодополняющих приемов:

-показ репродукций храмов, фресок и икон, картины русских художников;

- подготовку творческих групп по определенным темам истории Древней Руси;

-игровой момент «Из истории археологии» и т. д., я стараюсь привлечь внимание обучающихся к самобытности и своеобразию русской культуры, направить их внимание именно в русло любования и восхищения произведениями литературы, живописи, устного народного творчества, где , в отличие от хроник других государств, главной идеей которых была идея завоевания, воспевались идеи освобождения своей земли, защиты ее от врагов, ратные подвиги русских богатырей, нелегкий труд пахаря-земледельца. В рамках уроков по изучению культуры Древней Руси прослеживается четкая взаимосвязь Крещения Руси в веру православную и мощного толчка к развитию письменности и грамотности русского народа. Особое внимание уделяется в этом разделе изучению зодчества и изобразительного искусства. Каменное строительство началось на Руси в конце X века, а уже в XI-XII веках были построены неповторимые и красивейшие храмы в Полоцке, Чернигове, Новгороде. Самым замечательным является Софийский собор в Новгороде. Храм в Древней Руси был средоточием нескольких видов искусства, и все они составляли удивительное единство.

Курс истории и православной культуры в современной школьной программе вносит определенный вклад в решение задачи нравственного и духовного воспитания учащихся.

Это достигается не только отбором фактов и формой их преподнесения, но и внесением оценочного момента в изучение событий и явлений, выработкой эмоционального отношения к действиям классов, конфессий и исторических личностей.

У подростков очень развито чувство справедливости в отношениях между людьми, и они воспринимают разделение общества на классы и угнетение, гонение за веру как величайшую несправедливость. Это чувство еще более укрепляется изучением православных идей в истории.

Борьбу за свободу, независимость и свободы вероисповедания простых людей ученики считают естественной и необходимой, а сами борющиеся вызывают у них неизменное сочувствие, одобрение и восхищение их упорством и смелостью.

Таким образом, раскрытие этой идеи воспитывает учащихся в духе ненависти и к угнетателям в древнем и современном мире, в духе сочувствия и поддержки тех, кто в наше время борется с угнетением и бесправием.

На примере выдающихся прогрессивных исторических и религиозных деятелей прошлого и настоящего воспитываются лучшие человеческие качества.

История содержит целую галерею стойких и смелых борцов за свободу и лучшую жизнь народа православного, борцов за независимость Родины, героев и мучеников науки, изобретателей, смелых путешественников, родоначальников и первооткрывателей христианства на Руси: патриарх Никон, князь Владимир, княгиня Ольга.

Раскрывая перед школьниками черты положительной исторической личности, я стараюсь пробуждать в них стремление подражать этим людям в их высоких устремлениях, вырабатывать в себе мужество, честность и принципиальность, непримиримость к врагам своего народа, Отечества и Веры!

На фактах истории отдаленных от нас эпох создается основа для решения на уроках истории задач духовно-нравственного воспитания личности.

Где, как не на уроках истории можно проследить из эпохи в эпоху, из века в век взаимосвязь человеческих качеств личности, веры православной среди русских людей с развитием общества, сменой правителей и угнетателей-вероотступников. На уроках истории, на мой взгляд, должно обязательно присутствовать сравнение и анализ нравственного и духовного климата внутри общества в целом и классов в отдельности. У школьников воспитывается уважение ко всем народам, боровшимся за лучшую жизнь, за сохранение православной веры, за независимость Родины на различных исторических этапах ее развития, за свержение власти угнетателей и вероотступников.

В период, когда, к сожалению, нет акцента на приоритет в воспитании у наших детей нравственности и духовной культуры, роль учителя, наставника многократно возрастает.

Во времена глобальных перемен в идеологии, политике, экономике роль исторической науки переоценить сложно. Я не умаляю возможностей других уроков по воспитанию духовно - нравственной крепости подростков, но настаиваю на том, что именно на уроках истории и православной культуры (причем при изучении любого ее периода, народа или государства) в сознании учащихся складывается представление о равенстве всех народов, каждый из которых вносил свой вклад в сокровищницу всей мировой культуры.

На уроках истории в 7, 9 классах изучается многообразие, своеобразие и противоречивость русской культуры, сочетание старых и новых ее элементов в XVII-XVIII веках. На этом этапе обучения я стремлюсь показать учащимся торжество претворения в камне, в картинах, в литературном жанре культуры России данного периода мечты о райской красоте, о светлой счастливой жизни. Постепенно в произведениях русских мастеров появляются не только церковные, но и светские черты. В них отражаются земные дела людей, прослеживается настойчивое стремление к реальности, выразительности, подвижности.

На уроках истории в старших классах интересен опыт использования внеклассных мероприятий при изучении влияния православной культуры на историю России.

Праздник славянской культуры в 9 классах: «Откуда есть пошла культура русская» проводился с целью показать, что русская культура получила свое развитие, а потом и расцвет, с принятием крещения на Руси.

Надо отметить, что самостоятельная подготовка учащихся по заданной теме, оформление материала наглядностью, использование эпиграфов и изучение дополнительных литературных источников позволило обучающимся в полной мере осознать и увидеть глубину и духовность русской истории и культуры, ее тесную взаимосвязь с истоками христианства, традициями культуры древней и современной России. Главной мыслью этого праздника является утверждение, что сила Руси в истоках христианских, именно в них нашла себя Русь-матушка и черпала из своих родников силы великие, которых хватило на мир весь.

Решение всех этих ответственных задач требует выработки у школьников умений и навыков самостоятельной работы. Все эти навыки очень необходимы для активного участия в общественной деятельности, выработки определенной, активной жизненной позиции.

Учащихся необходимо научить пользоваться различной исторической и религиозной литературой, в таком изобилии и разнообразии представленной в современной школе, пользоваться словарями и справочниками, выступать с докладами и сообщениями, направленными на исторические исследования, анализ исторических событий с точки зрения современников. Излишне говорить, что такие умения и навыки приобретаются постепенно на протяжении всех лет обучения в школе.

Исследуя вопрос о православных идеях в истории России, нравственности и духовному воспитанию школьника через уроки истории, приходим к выводу, что на отдельно взятом уроке или его части нельзя взять и сформировать «нравственную и порядочную личность», человека с верой в православие и его воспитывающую силу.

Проходя курс истории в различных классах, я последовательно веду обучение детей в данном направлении на ярчайших примерах истории России, великих патриотов Земли Русской и Веры Православной. И рассмотрение идей православия в исторической науке без исследования культуры русского народа является невозможным. Потому, историки и ученые утверждают, что изучение вопросов православной культуры, как и культуры светской и подводит учащихся к пониманию следующих идей, способствующих выработке их религиозных и нравственных убеждений:

-развитие любой культуры определяется уровнем развития хозяйства, общественными отношениями и государственным строем;

-православная культура в классовом обществе служит интересам угнетателей, идеи и верования правящего класса господствуют в обществе:

-народные массы создают свою культуру, враждебную угнетателям;

-в произведениях искусства отражается вся жизнь общества, его уклад, вера, традиции;

-между культурой разных народов осуществляется преемственность;

-каждый народ вносит свой вклад в сокровищницу мировой культуры и православия.

Не секрет, что эстетический, культурный и религиозный кругозор 5, 6, 7-классников очень узок, поэтому многие школьники, воспринимая идейную и церковную стороны произведений искусства и литературы, проявляют некоторую беспомощность в оценке их художественной стороны и духовной ценности.

Раскрывая в 5, 6 классах вопрос о культурном значении принятия христианства на Руси, я акцентирую внимание на то, что:

-принятие христианства дало мощный толчок к развитию письменности и грамотности;

-была введена славянская азбука, которую создали монахи Кирилл и Мефодий;

-при монастырях и церквах открывались школы, в которых обучали грамоте;

- произошло зарождение русского летописания, в котором содержится вся история происхождение Руси:

- произошло зарождение древнерусской литературы;

- началось каменное храмовое строительство;

- появились иконопись, мозаика, фреска;

- храмы украшались библейскими и светскими сюжетами.

На разных возрастных этапах изучения истории, а в ней и православных моментов, я учу сравнению верований и культуры различных эпох и народностей Руси, находить в них черты сходства и различия, объясняю обучающимся ряд исторических и церковных терминов, раскрывает многие законы красоты и духовности человеческой души.

Наиболее яркий пример такой взаимосвязи можно проследить на изучении средневековой эпохи: у школьников повышается культурный уровень, происходит гармоническое развитие личности обучающегося и осмысление идей православной культуры, как предков, так и наших современников.

Вовсе необязательно, что все названные мной идеи учитель на своих уроках будет формулировать в законченном виде. Но очевидна необходимость целенаправленной и систематической работе по отбору фактов, проведением обобщений и развитием логического мышления учащихся. Этим учитель постепенно вырабатывает у обучающихся понимание этих сложных, многогранных вопросов.

Учителя истории накапливают у детей впечатления, создают представления и образы, в которых эти идеи выражаются. Тем самым они заставляют детей «переживать» эти идеи, размышлять над ними, вырабатывать определенное к ним отношение.

Это, на мой взгляд, есть важный аспект духовно-нравственного воспитания через уроки истории.

Мы подошли к изучению взаимосвязи, а точнее, невозможности существования православных идей и духовно-нравственного воспитания школьников без изучения именно истории Отечества.

Теперь уже понятно, что глубоко ошибочно мнение тех, кто считал, что достаточно лишь ввести многообразие учебников, снять ограничения «можно - нельзя» в преподавании истории и интерес у обучающихся к данному разделу исторической науки и вообще к истории в рамках школьной программы резко возрастет. Увы, этого не произошло.

Без творчества учителя в выборе методик это сделать невозможно. Кроме того, многие прежние методики, ориентировавшие учителя и ученика на однозначные оценки вопросов веры и исторических фактов и событий ныне не выдерживают никакой критики. Сегодня в основу изучения основ православия и исторического материала закладывается:

-АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ

и

- ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ



И еще… Современная Россия все больше, хотя и с трудом, входит в мировое сообщество. Было бы неверно утверждать, что этот процесс только начался. Просто на некоторых этапах своего развития:

Древнерусское государство - Московское царство - Российская империя - Советский Союз

отгораживали себя стеной неприятия других цивилизаций в основном из-за «почвенных», религиозных или идеологических несовпадений. Но, тем не менее, Россия всегда взаимодействовала с другими государствами в самых различных сферах – экономической, политической, военной, культурной, образовательной и т. д.

Следовательно, история нашей страны неразрывно связана с историей мировых цивилизаций и православных государств, а поэтому и изучать наше Отечество необходимо в том же ракурсе, хотя это и приносит дополнительные трудности в методическом плане для учителей и учеников.

Трудноразрешимой проблемой остается вопрос противостояния двух «китов» истории – государства и человека. Что здесь имеется в виду?

Опираясь на высказывания историков, ученых, религиоведов, пора переходить к новому принципу в определении роли конкретного человека в истории:

БОГАТЫЙ ЧЕЛОВЕК – БОГАТОЕ ГОСУДАРСТВО.

Здесь имеется в виду богатство не только материальное, но и духовное, нравственное, эстетическое.

Считается, что долг педагога на нынешнем крутом повороте истории должен проявляться в умении сохранить прежний опыт, развить его применительно к новой обстановке и неустанно искать все лучшее, передовое эффективное, что позволяло бы нам, нынешним и будущим учителям, вносить достойную лепту в формировании достойных граждан свободной России, воспитание их в духе нравственных идеалов. К тому же православная культура может и должна стать надежным щитом, который способен защитить нас, с одной стороны, от нетерпимости и невежества, с другой - от суеверий и лжеучений, к сожалению получивших столь большое распространение в современной России.

Мы должны помнить, что именно в рамках подлинной русской культуры, основанной на православии, народы, проживающие в России, сохранили свою самобытность, свою веру, свой язык, да и свою жизнь, не в пример иным цивилизованным нациям.

Приведу слова, сказанные Патриархом Московским и всея Руси Алексием II: «Россия нужна миру как Россия Феофана Грека и Андрея Рублева, Пушкина и Достоевского, как хранительница и продолжательница лучших достижений нашей культуры, глубоко укорененных в духе православной традиции».

Не согласиться с этими словами трудно!

Рассмотрим уроки истории, касающиеся влияния этих мастеров своего времени на развитие и историю России.

В программе изучения истории России в 6-7 классах есть прекрасные уроки по изучению культуры, архитектуры и живописи на Руси. Хотя Феофан Грек приехал из Византии уже известным живописцем, он все свое мастерство и умение отдавал новой родине. На уроках ставятся задачи изучения взаимосвязи православной культуры и жизни, борьбы, внутреннего мира и характера русского человека. Учащиеся с интересом рассказывают и слушают о прекрасной фресковой живописи, самобытных творениях Феофана Грека, его работах по созданию новых иконостасов, отличных от византийских.

Изучая на уроках истории влияние творчества Андрея Рублева на патриотическое и духовное воспитание учащихся, я пришла к выводу, что целесообразно проводить такие уроки совместно с работниками школьного музея, привлекая в качестве экскурсоводов самих детей. Доминирующим воспитательным моментов выбирается здесь тот момент, что в годы княжеских усобиц и ордынских набегов Андрею Рублеву удалось отразить в живописи мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви. В своих произведениях А. Рублеву и его последователям удалось создать образы живых людей, передать душевные переживания и настроения русского человека того времени.

Задача развития интереса к русской культуре, нравственного и духовного воспитания обучающихся на таких уроках выполняется вполне успешно.

Именно духовная доминанта русской культуры позволила ей войти в сокровищницу культуры мировой.

Интересно мнение о том, что назрела необходимость приобщения детей не только к знаниям по истории, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизаций. Церковнослужители подчеркивают, что «Основы православной культуры» не религиозная, а культурологическая дисциплина.

Современное светское образование может быть качественным только в том случае, если оно включает в себя базовые ценности национальной культуры. В России это православие. И минимальными знаниями о православных ценностях должен обладать каждый гражданин РФ.

Время детства дано для того, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувства любви и сострадания, приобщился к делам милосердия и добра. Поэтому школа должна быть для ребенка не только местом обучения, но и местом обретения ценностного Неба.

Поэтому сегодня мы должны сделать выбор между лукавой ученостью одних и нравственной чистотой и искренней верой других. Между формальным подходом, оставляющих наших детей на произвол «ловцов душ» и фактически подталкивающих их к неверию и безнравственности, и нашим нравственным долгом передать им великую русскую культуру, созданную поколениями предков на основе православия.



И этот выбор, от которого зависит наше с вами будущее и будущее наших детей и внуков, нам придется сделать самим.