На уроках трудового обучения в начальной школе - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей детскогосада... 1 66.21kb.
Учебный предмет «Технология» в начальной школе обладает мощным развивающим... 1 235.25kb.
Методическое письмо разработано с учетом современных требований к... 1 302.73kb.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматная школа» на... 4 710.17kb.
Рекомендации по оценке изложений и сочинений в начальной школе 1 31.41kb.
Информатика в начальной школе 1 43.21kb.
Существует 3 переломных момента, которые ребенок проходит в процессе... 1 79.85kb.
«Внедрение технологии коллективного способа обучения в практику преподавания... 1 51.38kb.
6: «Кодирование и хранение информации» 1 182.13kb.
Цели первой ступени обучения 1 37.61kb.
К утверждению 1 241.7kb.
Тема «Космос» Задание Родителям рекомендуется 1 11.29kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
На уроках трудового обучения в начальной школе - страница №1/1



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16 города Белово»



Создание и применение видеофильмов

на уроках трудового обучения

в начальной школе.

Школа юных мастеров.

Учебный проект с использованием ИКТ

Авторы-составители:

Логунова Елена Рафаиловна, учитель информатики,

Мануйлова Юлия Владимировна, учитель начальных классов.

Б

елово 2010


Авторы-составители: Логунова Елена Рафаиловна, учитель информатики, Мануйлова Юлия Владимировна, учитель начальных классов.

Учебный проект раскрывает технологию создания видеоуроков по курсу "Технология" и их использование на уроках в начальных классах. Показаны способы повышения мотивации, развития внимания, мышления, памяти.

Данный материал адресован учителям начальных классов, специалистам дополнительного образования и родителям.

© Логунова, Мануйлова, 2010






Содержание


Введение

3

  1. Значение видеофильмов на уроках трудового обучения

4

  1. Этапы реализации проекта

6

Заключение

13

Список литературы

14



Введение

Начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплектов на 1 ступени обучения. Разработаны целостные модели образования, которые обеспечиваются всеми учебно-методическими комплектами по всем предметам с 1 по 4 классы. Переход к современному образованию не может быть реализован без чёткого ответа на вопрос “как обучать?”. Учитель должен получить конкретный и понятный алгоритм своей деятельности по подготовке и проведению уроков, который не разрушал бы личный практический опыт, вписывался в уже имеющиеся у него представления о том, что хорошо для детей, что помогает ученику стать успешным. С другой стороны, эти знания должны включать в себя имеющиеся в педагогике и психологии научные знания об общих закономерностях эффективного развития детей, которые сегодня напоминают рассыпную мозаику.

Одна из проблем учебной деятельности – повышение мотивации учения у детей. Это требует от учителя большой подготовительной работы к уроку и напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ребенка. Одним из путей успешного решения этой проблемы является использование видеофильмов.

Цель: Создание видеоуроков по трудовому обучению в начальной школе для использования в учебном процессе

Задачи:


  1. Рассмотреть возможности использования видеофильмов на уроках технологии в начальных классах.

  2. Отобрать материал для будущих видеоуроков.

  3. Разработать структуру уроков.

  4. Отснять ролики для видеофильмов.

  5. Проанализировать результаты пробных видеороликов, скорректировать дальнейшие действия.

  6. Апробировать видеоуроки на классе.

1. Значение видеофильмов на уроках трудового обучения
Продуманное применение видеофильмов на уроках трудового обучения способствует развитию у школьников интереса к учебному предмету, помогает выработать навыки самостоятельной работы: вычленять основные положения в увиденном. Всё это повышает мотивацию, развивает внимание, мышление, память, позволяет повысить уровень общего развития школьников. Наблюдения исследователей за состоянием внимания учащихся на уроке с телеэкраном показали, что фильм изменяет у детей динамику всех видов внимания. Учащиеся работают более сосредоточенно, так как знают, что смена кадров не связана с их индивидуальным темпом деятельности.

Наибольший эффект в активизации деятельности учащихся на уроке с видеофильмом достигается в тех случаях, когда его содержание выражено в отношениях “ученик-ученику”. Уроки красочны и просты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи проекта:


  • усвоить базовые знания по предмету;

  • систематизировать усвоенные знания;

  • сформировать навыки самоконтроля;

  • повысить мотивацию к учению;

  • оказать учебно-методическую помощь обучающимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Можно выделить следующие положительные особенности использования видеоуроков:



  1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.

  2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными инструментами.

  3. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

  4. Повышение производительности урока.

Таким образом, видеоуроки обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а так же способствуют творческому развитию обучающихся.

А также использование видеозаписи дает положительную эмоциональную установку учащимся, пробуждает интерес к изучаемому материалу, развивает внимание, умение анализировать и вычленять необходимую информацию из увиденного материала.

Это и определило необходимость создания видеоуроков.

Создали творческую группу для работы над видеоматериалами:

1. Режиссер-постановщик - Мануйлова Юлия Владимировна, учитель начальных классов,

2. Оператор, технический редактор - Логунова Елена Рафаиловна, учитель информатики.

3. Участники фильма Дедкова Ксения, Мирошниченко Елизавета, Антипина Софья, Новикова Дарья, обучающиеся 3 «Б» класса.



  1. Этапы реализации проекта




    1. Определение идеи проекта, создание творческой группы.

    2. Сбор материала для содержания уроков.

    3. Разработка структуры уроков.

    4. Съемка видеороликов.

    5. Подведение промежуточных результатов пробных видеороликов.

    6. Обработка и монтаж видеороликов.

    7. Презентация готовых видеоуроков.


Темы видеоуроков:

Занятие 1. Рамка для фотографии.

Занятие 2. Аппликация из тарелочки.

Занятие 3. Мозаика из стружки.

Занятие 4. Оригами «Солнышко».

Занятие 5. Объемная фигура «Снежинка».

Занятие 6. Налепная аппликация.

Занятие 7. Объемное моделирование «Петушок».

Занятие 8. Ажурное нитяное изделие «Снеговик» по технологии «Кокон».
Цели видеоуроков:


    1. Создание условий для творческого развития ребенка.

    2. Формирование логического, наглядно-образного, конструктивного мышления.

    3. Развитие творческих способностей обучающихся, воспитание художественного и эстетического вкуса.

Содержание этапов проекта (создание видеоуроков)

Этапы

проекта

Направление работы

Содержание

Формы работы, исполнители

Результат

Используемая техника

1. Определение идеи проекта, создание творческой группы

Организация коллективной работы, определение аудитории для своего зрителя

Распределение ролей в творческой группе:

участники фильма – исполнение главных ролей;

режиссер-постановщик создание уроков;

оператор, технический редактор – съемка, обработка и монтаж видео.




Групповая работа (коллективное обсуждение проекта)

Создание творческой группы.

Определение формы готового продукта




Компьютер, принтер

2. Сбор материалов для содержания уроков

Анализ программных и учебных материалов по трудовому обучению

Рассмотрение учебно-методических комплексов по трудовому обучению

Руководители проекта Мануйлова Ю.В., Логунова Е.Р.

Реализация проекта на основе курса «Технология» по авторской программе Н.А. Цирулик


Компьютер, принтер, Интернет-ресурсы

3. Разработка общей структуры урока

Выбор тем и этапов уроков

Разработка этапов работы в процессе съемки сюжетов:

организационный этап;

этап изготовления работы;

результат.



Руководители проекта Мануйлова Ю.В., Логунова Е.Р.

Алгоритм выполнения работы участниками проекта, содержание видеоуроков


Компьютер, принтер, Интернет-ресурсы

4. Съемка видеороликов

Практическая деятельность

Воплощение теоретических основ урока на практике

Руководители проекта Мануйлова Ю.В., Логунова Е.Р.

Творческая группа обучающихся




Пробная версия видеоурока

Цифровая видеокамера, фотоаппарат

5. Подведение промежуточных результатов пробных видеороликов


Самоанализ деятельности

Обсуждение ошибок, допущенных в реализации пробной версии видеозаписи и пути их преодоления


Руководители проекта Мануйлова Ю.В., Логунова Е.Р.


Корректировка допущенных ошибок

Компьютер, цифровая видеокамера

6. Обработка и монтаж видеороликов

Создание готового урока

Копирование видеофайлов и фотографий с цифровой видеокамеры в компьютер.

Выбор сопровождающих музыкальных композиций, заставок. Обработка графических изображений в программе Photoshop.

Монтаж видеороликов в программе Nero Vision.



Руководители проекта Мануйлова Ю.В., Логунова Е.Р.


Запись видеоурока на DVD-диск

Компьютер, цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат, программы для обработки видеофайлов и графических изображений


7. Презентация готовых видеоуроков

Внедрение в учебный процесс

Применение данных видеоуроков в учебном процессе



Учителя третьих классов

Реализация задач урока

Телевизор, DVD-проигрыватель

Краткое описание видеоуроков


п.п.

Занятия,

тема

Цели уроков

Краткое описание упражнений для выполнения

Результат

1. Рамка для фотографии

Цель: Изготовление рамки для фотографии

Мозаика – интересный вид художественной деятельности. Это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветных бусин, бисера, шерстяных ниток.

Для изготовления рамки для фотографии необходимо продумать форму – она может быть любой. Затем подобрать лоскутки, которые сочетаются по цвету и фактуре.

Каждый лоскуток намазывается клеем, накладывается на рамку и промакивается тряпочкой. В конце работы края рамки можно подрезать ножницами.








2. Аппликация из тарелочки

Цель: Создание аппликации из тарелочки

Данная аппликация интересна тем, что за основу лица взята пластиковая тарелочка.

Алгоритм работы:



  1. Из газет и журналов вырезаются необходимые части лица.

  2. При помощи клея ПВА они приклеиваются на макет.

  3. Для изготовления волос используются шерстяные нитки.





3. Мозаика из стружки

Цель: Формирование навыков работы с мелкими элементами. Изготовление мозаики из стружки от карандашей


Мозаика – одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов.

Мозаика может быть выполнена из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, стружки от карандаша, птичьи пёрышки и др.

Для мозаики из карандашной стружки материал можно приготовить заранее. Выкройку также можно выбрать дома.

Стружку приклеивают, начиная снизу, клеем ПВА.

Следят, чтобы красочная полоска повторяла линию края выкройки. Каждый следующий ряд наклеивают с небольшим нахлестом на предыдущий.





4. Оригами «Солнышко»

Цель: Формирование навыков работы с бумагой. Изготовление бумажной фигуры «Солнышко»

Эта увлекательная техника – создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами – придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам:

1. Сложить из квадрата базовую форму «Воздушный змей».

2. Согнуть нижние боковые стороны к вертикали.

3. Результат. Перевернуть на другую сторону.

Классическое оригами изготовляется из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Поэтому собрать такое солнышко можно без клея (если вы не собираетесь его использовать как игрушку).





5. Объемная фигура «Снежинка»

Цель: Формирование навыков работы с бумагой. Изготовление объемной фигуры «Снежинка»


Для изготовления данной фигуры необходимо 5 квадратов из бумаги (размеры можно брать произвольные).

Алгоритм работы:



  1. Свернуть бумагу пополам, сделать уголок.

  2. Провести линейкой 6 линей (см. рисунок).

  3. Не доходя до угла разрезать.

  4. Раскрыть листок.

  5. Внутренние уголки склеить скотчем.

  6. Перевернуть и склеить следующие уголки.

  7. Еще раз перевернуть и склеить следующие уголки, и еще раз.

  8. Сделать шесть заготовок.

  9. Собрать их и скрепить степлером.

  10. Прикрепить друг другу степлером.




6. Налепная аппликация

Цель: Формирование навыков лепки из пластилина. Изготовление налепной аппликации

Лепка – придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники.

Для аппликации необходимо приготовить шаблон с любым изображением (обычно дети предпочитают изображения животных).

Изготовляются мелкие шарики из пластилина разного цвета. Катать их нужно между ладонями или пальцами с некоторым усилием. Контур изображения выкладывается шариками, пока не заполнится весь рисунок.





7. Объемное моделирование «Петушок»

Цель: Формирование навыков работы с бумагой. Моделирование объемной фигуры «Петушок»


Эту поделку лучше делать из двусторонней цветной бумаги или металлизированной «серебряной» бумаги. Фигура состоит из полосок шириной 1 см. Длина полосок может быть разной. Все полоски должны отличаться по длине на 4-5 см. Важно, чтобы полоски располагались симметрично. Начинать склеивание необходимо с меньшей полоски.






8. Ажурное нитяное изделие «Снеговик» по технологии «Кокон»


Цель: Формирование навыков работы по технологии «Кокон».

Изготовление ажурного нитяного изделия «Снеговик»



Данная технология [1] используется очень широко, благодаря разнообразию полученных в итоге работ: елочные украшения, рыбки, совы, вазы и т.д.

Алгоритм работы:

1. Надувается шарик.

2. Пластмассовый флакон из-под клея прокалывается ближе ко дну, затем протягивается мокрая нить, которой надо медленно, без натяжения в разных направлениях обмотать шарик. При этом на одно и то же место нитка не должна лечь дважды. Если резинка уже не просвечивает сильно через нитки, значит кокон намотан достаточно.

3. Высохший шарик с намотанной на него нитью проколоть иглой через ячейки сетки. Он лопнет, остатки резины извлекаются через ячейки сетки. Получается жесткая нитяная заготовка-кокон, которую можно оформить деталями из фольги, бумаги, ткани, поролона. Ее можно разрезать по частям, связать с другой и т. д.




Заключение

Работая над данным проектом, мы пришли к выводу, что видеоуроки обогащают образовательный процесс, позволяют сделать обучение более эффективным, а так же способствуют творческому развитию школьников.

В результате проделанной работы был создан DVD-диск, содержащий 8 видеоуроков по курсу «Технология». Видеоуроки направлены на развитие наглядно-образного, пространственного, логического мышления, творческих способностей детей, которые в дальнейшем помогут обучающимся при изучении геометрии, черчения и предметов художественно-эстетического цикла, а также позволят принимать участие в конкурсах различной направленности. Вместе с тем видеоуроки будут полезны и родителям обучающихся.

Данный видеоматериал рекомендован учителям начальных классов и специалистам дополнительного образования. Видеоуроки размещены на сайте: http://mousosh-16.narod.ru/.


Список литературы:

  1. http://stranamasterov.ru/

  2. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр “Педагогический поиск”, 2003.-256 с.

  3. Геронимус Т.М. Планирование уроков трудового обучения //Начальная школа. 2000.-№9 - с.38-66 с.

  4. Программы средних общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение (Технология)/ Под ред. Ю.Л. Хотунцева и В.Д.Симоненко. М.: Просвещение, 1996.-224 с.

  5. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Учебник для 2, 3 класса. Самара: Учебная литература, 2007.- 112 с.