Н. М. Шаталова Изобразительно- выразительные средства языка Подготовка к егэ тесты - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Календарно-тематическое планирование № урока Тема Подготовка к гиа... 1 72.13kb.
Мировая художественная культура 1 31.37kb.
Программа курса «Подготовка к егэ по математике» 1 156.67kb.
Из опыта работы по подготовке к егэ учителя русского языка и литературы... 1 43.83kb.
Рабочая программа по элективному учебному курсу Подготовка к егэ... 1 501.84kb.
Подготовка плана работы с учителями предметниками по вопросам подготовки... 1 215.81kb.
Ахметов М. А. Подготовка к егэ по химии 2008 ГОТОВИМСЯ К егэ по химии 1 123.54kb.
Егэ-форма государственной итоговой аттестации выпускников школ: «штатный... 1 115.01kb.
Математика (егэ) профильный русскому язык (егэ) физика (егэ) 1 59.86kb.
Окончание учебного года 25 мая 2014 года 1 186.75kb.
Интернет-ресурсы для учителей начальных классов 1 65.62kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре для учащихся... 1 243.88kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Н. М. Шаталова Изобразительно- выразительные средства языка Подготовка к егэ тесты - страница №1/2

Н.М.Шаталова
Изобразительно- выразительные

средства

языка

Подготовка к ЕГЭ
Тесты и задания для 9-11 классов

Часть1


Секреты

художников

слова
Дивишься драгоценности

нашего языка: что ни звук,

то и подарок; все зернисто,

крупно, как сам жемчуг…
Н.В.Гоголь

Настоящее пособие предназначено для учителей русского языка и учащихся средней школы.

Тесты разработаны в соответствии со школьной программой для 9- 11 классов.

«Изобразительно- выразительные средства языка »- одна из трудных тем в курсе русского языка и литературы.

Воспитание «талантливого читателя», вдумчивая и кропотливая работа над текстом в литературной мастерской великих художников слова и, наконец, подготовка к ЕГЭ - основные задачи, которое призвано решить данное пособие.

Материал разделен на 2 части.



1-я часть – «Секреты художников слова» - тесты с единственным заданием: «Назвать средство выразительности, которое использовано автором».

Нормы оценок за тест:

«5» - 13-15 правильных ответов,

«4» - 10-12 правильных ответов,

«3» - 7-9 правильных ответов.
2-я часть - «Лексические ресурсы языка» - представляет собой ряд тренировочных заданий.

Оценивать работы учащихся необходимо по следующим нормам:

«5» - 9-10 правильных ответов,

«4» - 7-8 правильных ответов,

«3» - 5-6 правильных ответов.


Тест 1

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.А Васька слушает да ест. (И.А Крылов)

2.Лес словно терем расписной. (И.Бунин)

3.Пустых небес прозрачное стекло. (А.Ахматова)

4.Ночевала тучка золотая на груди утеса- великана. (М.Лермонтов)

5.Перо его местию дышит. (А.К.Толстой)

6.Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)

7.Мальчик с пальчик.

8.Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством…

( М.Лермонтов)

9.Я царь - я раб, я червь- я Бог!

(Г.Державин)

10.Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами.

( А.Пушкин)

11.Живой труп. ( Л.Толстой)

12.Под полозьями поле скрипит,

Под дугой колокольчик гремит.

(Я.Полонский).

13.Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня?

( А.Пушкин).

14.Пусть бандой окружат нанятой…

( В.Маяковский).

15. Грохот за грохотом ломал небо,

Широко и шумно шел дождь.

(В.Набоков).



Тест 2

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1. Я вижу молнии из мглы

И морок мраморного грома…

( А.Белый)

2.Суровою зимой я более доволен.

(А.Пушкин)

3.Долги повисли надо мной домокловым мечом.

(В.Пикуль)

4.»Трепач ты, Федька!»- разозлился Гаврик.

(Короленко).

5.Остался ты, брат, у разбитого корыта.

(А.Дворкин).

6.Под ним струя светлей лазури.

(М.Лермонтов)

7.Мы пойдем ломить стеною.

(М.Лермонтов)

8.(Лиса Ослу) Отколе , умная , бредешь ты, голова?

(И.Крылов)

9.Богатырский конь через лес перепрыгивает.

( Былина).

10.Степям и дорогам не кончен счет;

Камням и порогам не найден счет.

(Э.Багрицкий).

11.Принес - и ослабел, и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

(А.Пушкин).

12. С кем мне поделиться

Той грустной радостью,

Что я остался жив?

(С.Есенин)

13.Земля-владычица! К тебе чело склонил я.

(В.Соловьев).

14.Купил Репина, принес Гоголя.
15.Швед, русский- колет, рубит, режет…

(А.Пушкин).



Тест 3.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

(А.Блок).

2.Вдали, в долине играют Грига.

(И.Северянин)

3.Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетия мы лелеем

Еле слышный шелест шагов…

(А.Ахматова).

4.Идут дожди, висят лохматые серые тучи.

(С.Антонов).

5.Солнце золотило верхушки деревьев.

(Соколов- Микитов).

6.Лес поет.
7.Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит.

(Н.Некрасов).

8.Люблю тебя, Петра творенье.
9.Тонко, но крепко, как ниткой суровой,

Он связан с этой зимой суровой…

(Б.Слуцкий).

10.Ленивый боится при деле труда,

а праздный не терпит самого дела.

(Д.Фонвизин).

11.Не дорого начало, а похвален конец.

(Пословица).

12.Где умному горе, там дураку веселье.

(Пословица).

13.По морям, играя, носится

С миноносцем миноносица.

Льнет, как будто к меду осочка,

К миноносцу миноносица.

(В.Маяковский).

14.А Васька слушает, да ест.

(И.Крылов)

15.Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком.

(С.Есенин).



Тест 4.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Беспечно смеется иволга.


2.Промороженные до звонкой ломкости, скачут листья, собираясь в шумные вороха.

(Л.Леонов).

3.Мать русских городов - сердце России.
4.Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой!

(М.Цветаева).

5.Ленивый бывает таковым больше от расположения тела, а праздный больше от расположения души.

(Д.Фонвизин).

6.Умей видеть великое в малом.


7.Не по чину берешь!

(Н.Гоголь).

8.Величавая ширина Днепра…

(Н.Гоголь).

9.Снежная пыль столбом стоит в воздухе.

(Б.Горбатов).

10.Не то на серебре, на золоте едал!

(А.Грибоедов).

11….Черноглазую девицу,

Черногривого коня!

(М.Лермонтов).

12.Где стол был яств, там гроб стоит.

(Г.Державин).

13.В сто сорок солнц закат пылая.

(В.Маяковский).

14.Пришел, увидел, победил.

(Ю.Цезарь).

15.Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства.

(Е.Коптяева)


Тест 5.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Снег сказал:

-Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечет, качая стаю

Отраженных голубей…

(Я.Козловский).

2.Страна рабов, страна господ.

(М.Лермонтов).

3.Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи-

Мороз- воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Н.Некрасов).

4.Завод решил работать.
5.Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

(С.Есенин).

6.Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.

(Аксаков).

7.Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.

(И.Неверов).

8.Мужичок с ноготок.

9.Тут сгорел мой приятель со стыда.

(И.Тургенев)

10.Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

(М.Горький).

11.Ну, скушай еще тарелочку, милый!

(И.Крылов).

12.Горькая радость победы.
13.О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?

(Ф.Тютчев).

14.Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы.

(В.Брюсов)

15. (О Байроне). Певец Гяура и Жуана.

. (А.Пушкин).

Тест 6.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.От нужды умнеют, а от богатства глупеют.

(Пословица).

2.Слова умеют плакать и смеяться.

(Б.Слуцкий).

3.Одиннадцатая строфа стихотворения Пушкина «Осень» - поэтическое творчество сравнивается с движением корабля.


4.Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

(А.Пушкин).

5.Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища.

(А.Пушкин).

6.Присягаю ленинградским ранам,

Первым разоренным очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не отдам врагам.

(О.Бертгольц).

7.Сначала очень была огорчена.

(А.Пушкин).

8.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

(Н.Некрасов).

9.Досадно было, боя ждали.

(М.Лермонтов).

10.Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.

(А.Пушкин).

11К ней прилегла в опочевалтне ее сиделка – тишина.

(А.Блок).

12.Когда идешь по снежным гребням ты,

Когда по грудь ты входишь в облака,-

Умей глядеть на землю с высоты!

Не смей глядеть на землю с высока!

(В.Островой).

13.Царь зверей спал безмятежно.


14.С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего.

(Г.Успенский)

15.Своя биография.
Тест 7.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

(А.Пушкин).

2.Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

(Пословица).

3.Отцы и дети.

(И.Тургенев).

4.Гораздо интереснее оказались морские коньки.

(В.Катаев).

5.Но тих был наш бивак открытый.

(М.Лермонтов).

6.Горячий снег.

(Ю.Бондарев).

7.Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами…

(А.Пушкин).

8.Не стая воронов слеталась

На груды тлеющих костей,

За Волгой, ночью, вкруг огней

Удалых шайка собиралась.

(А.Пушкин).

9.У Елены беда тут стряслась. Большая.

(Панферов).

10.Каждая минута времени дорога.


11.На кого не действует новизна?

(А.Чехов).

12.Ах, ты вон как! Драться каской?

Ну не подлый ли народ!

(А.Твардовский).

13.Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно большая.

(А.Чехов).

14.Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.

(А.Серафимович).

15.Стояла мертвая тишина.



Тест 8.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Сметливость его и тонкость ума меня поразили.

(А.Пушкин).

2.Стояла звонкая тишина.


3.Туманный Альбион оказался гостеприимным для меня.
4.Флеров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

(М.Горький).

5.Я буду ждать тебя в апреле месяце.
6.Мечты, мечты! Где ваша сладость?

(А.Пушкин).

7.А в двери-

бушлаты,


шинели,

тулупы…


(В.Маяковский).

8.Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.

(М.Лермонтов).

9.Я видел это собственными глазами.


10.Ее любовь к сыну была подобна безумию.

(М.Горький).

11.Петроград жил в эти январские ночи напряженно, взволнованно, злобно, бешено.

( А.Толстой)

12.Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

(Н.Гоголь).

13.Мой закадычный друг.
14.Тут сгорел мой приятель со стыда.

(И.Тургенев).

15.Да, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь.

(М.Цветаева).


Тест 9.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Да, мы дружные были очень.

( Л.Толстой).

2.Красноречивое молчание говорило о многом.

(Л.Леонов).

3.Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился.

(Н.Ильина).

4.Меня дома ждал неожиданный сюрприз.

(А.Гайдар).

5.Там стонет человек от рабства и цепей.

(М.Лермонтов).

6.Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

(Ф.Тютчев).

7.То не кукушка в роще темной кукует рано на заре,- в Путивле плачет Ярославна одна на городской стене.

(«Слово о полку Игореве»).

8.Гордо реет Буревестник!

(М.Горький).

9.Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в этом тихом доме



Возле мирного огня!

(А.Блок).

10.Море синее, поле чистое, тучи черные,

Солнце красное – все это Россеюшка моя.

(Н.Клюев).

11.Опять попал впросак.


12.У него семь пятниц на неделе.

(Поговорка).

13.Толстый и тонкий.

(А.Чехов).

14.Для чего это ему нужно?
15.Дворянское гнездо.

(И.Тургенев).




Тест 10.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1.Но им назад не воротиться.

(В.Жуковский).

2.Мильоны нас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.

(А.Блок).

3.Ну что ж,

Садись, светило!

(В.Маяковский).

4.Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля.

(А.Сурков).

5.Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как рокот волн, тягуч и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря.

(В.Белинский).

6.Не зарывай талант в землю!

(Поговорка).

7.Моцарт и Сальери.

(А.Пушкин).

8.Я стоял на носу корабля и слушал говор волн.

(И.Андронников).

9.Живой труп.

(Л.Толстой).

10.Вот перейдешь в четвертый класс, тогда узнаешь, где раки зимуют.

(Н.Носов).

11. За Троицкой дули

авто и трамы,

обычные рельсы взмеив.

(В.Маяковский).

12.Страшен враг за горами, но страшнее за плечами.

(Пословица).

13.Мир щедр и скуп, богат и беден.

(В.Алатынцев).

14.Ты не страшись быть молодым, да ранним.

Быть молодым, да поздним – вот беда.

(Е.Евтушенко).

15.Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

(К.Паустовский).




Тест 11

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано

автором.

1. Как бы красиво мы не извинились, память есть память, и она помнит, кто нанёс рану и от кого остался рубец, шрам, чёрный след в сознании (В.Харченко)

2. Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. (Н.Гоголь)

3. При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи…что я говорю! Реки, озёра, океаны слёз!.. (Ф.Достоевский)

4. Капельками крови горят ягодки брусники на ещё зелёной листве.

5. Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскалённый час. (А.Солженицын)

6. Древнерусская литература поразительно разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни страны, народа. И как же не приобщаться к этому чуду – нашей литературе. Формирующей национальное сознание, патриотизм?! (Д.Лихачёв)

7. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё (родной земли) и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. (В.Распутин)

8. Не всё в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои боги, свои молитвы, своя правда. (К.Чуковский)

9. Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нём веру в себя и заставляя делать то, что я хочу; и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу. (Н.Добролюбов)

10. Образующийся при нуле градусов лёд ещё легче и потому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В.Чивилихин)

11. Хорошо живётся общительному человеку: полмира у него в товарищах.

12. Так тонет свинцовая гирька, если её положить на поверхность моря. Так тонет напряжённый воздушный шарик (ну, скажем, метеорологический зонд), если его выпустишь из рук. (В.Солоухин)

13. Стояла холодная осенняя пора, и все листья с дерева давно облетели. Только один Листик, осунувшийся, пожелтевший от горя, оставался на ветке: он всё ещё ждал, что вернётся Вишенка. (Ф.Кривин)

14. Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела «ура». (М.Горький)

15. Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив?

(С.Есенин)



Тест 12

1.Морозом выпитые лужи

Хрустят и хрупки, как хруста.

(И.Северянин)

2.У ежа в гостях ужата,

У ежа в гостях ужата.

Учит бегать еж ужат,

Учит ползать уж ежат.

(Скороговорка)

3.Часовые любви на Смоленской стоят,

Часовые любви у Никитских не спят,

Часовые любви по Петровке идут неизменно…

Часовым полагается смена.

(Б.Окуджава)

4.Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

(М.Цветаева)

5.Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки…

(А.С.Пушкин)

6.Огурец, величиною в пизанскую башню, стоит на горизонте.

(И.Ильф и Е.Петров)

7.Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза.

(И.Ильф и Е.Петров)

8.Моя жена говорит по-французски и по телефону

9.Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.

(А.С.Пушкин)

10.Человек-горошина.


11.Не забыть нам лесов раздолье,

Бриллианты дождинок-слез,

Санаторий «Русское поле»

В кружевах плакучих берез.

(В.Соколов)

12 Фарфор и бронза на столе. (А.С.Пушкин)

13.Мы выпили весь самовар. ( С.Есенин)

14.Город шумел. (Ю.Олеша)

15.Москва! Москва! Люблю тебя, как сын… (М.Лермонтов)

Тест 13

1.Есть тоска зеленая в алостях зари. (С.Есенин)


2.Как ты можешь смотреть на него?

Как ты можешь всходить на мосты?

( А.Ахматова)

3.В рассказах деда было достаточно исторической глубины и временных пластов. Достаточно, чтобы чувствовать себя не просто так оказавшимся в этом мире. (Е.Гришковец)

4.Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут, чтобы не увидеть их никогда. (Н.В.Гоголь)

5.О вещая душа моя!

О сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!.. (Ф.И.Тютчев)
6.Твои уста- два лепестка граната…

Твои ресницы- крылья черной ночи…

Твоя душа- восточная загадка. (М.Лохвицкая)
7.О,Русь! Куда несешься ты? Дай ответ… (Н.В.Гоголь)
8.Контрабас пил чай вприкуску, а флейта- внакладку. (А.Чехов)
9.Вскочить вскочил, а спрыгнуть струсил. (С.Антонов)
10.Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела. (Б.Пастернак)


11.Конь бежит, земля дрожит.
12.Это - круто налившийся лес,

Это- щелканье сдавленных льдин,

Это- ночь, леденящая лист,

Это- двух соловьев поединок. (Б.Пастернак)

13.Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой (А.С.Пушкин)

14.Во мраке раки шумели в драке. (скороговорка)

15.О буря брошюр и листовок! (Б.Пастернак)
Тест 14

1.Шли два студента, один - в галошах, другой- в институт.


2.С то лет не виделись. Кошмарный беспорядок.
3.А мы называем грядущим будущее.

Грядущий день – не завтраший день. (Б.Слуцкий)


4.Летит прожорливая младость. (А.С.Пушкин)
5.Театр уж полон, ложи блещут,

Партер и кресла – все кипит. (А.С.Пушкин)


6.Вот уж и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город позади, и ничего нет, и опять в дороге. (Н.В.Гоголь)
7.О Волга – колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (А.Некрасов)
8.Убогая роскошь наряда.
9.И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь , и слезы, и любовь. (А.С.Пушкин)


10.Маринину читаю с большим удовольствием, чем Донцову.
11.Он человек умный
12.Живет не тужит, по свету кружит.
13.Спасибо, музыка, за то,

Что ты меня не оставляешь,

Что ты лица не закрываешь,

Себя не прячешь ни за что. (В.Соколов)


14.Прощай, письмо любви, прощай! (А.С.Пушкин)
15.Корабли пустыни.
Ключи к 1-ой части
ТЕСТ 1
1.Авторский фразеологизм (афоризм, «крылатое выражение»)

2.Сравнение (прямое)

3.Метафора

4.Олицетворение

5.Метонимия

6.Синекдоха

7.Литота

8.Анафора

9.Антитеза

10.Градация (нисходящая)

11.Оксюморон

12.Параллелизм

13.Риторический вопрос

14.Инверсия

15.Звукоподражание
ТЕСТ 2
1.Аллитерация

2.Ассонанс

3.Фразеологизм

4.Просторечное слово

5. Авторский фразеологизм (афоризм, «крылатое выражение»)

6.Сравнение (прямое)

7. .Метафора

8.Ирония


9.Гипербола

10.Эпифора

11.Градация (восходящая)

12.Оксюморон

13.Риторическое обращение

14.Метонимия

15.Синекдоха

ТЕСТ 3
1.Риторическое восклицание

2.Звуковые повторы

3.Звукопись

4.Эпитет


5.Метафора

6.Метонимия

7.Сравнение

8.Перифраз

9.Омонимы

10.Синонимы

11.Антонимы

12.Антонимы

13.Неологизмы

14.Авторский фразеологизм (афоризм, «крылатое выражение»)

15Метафорический эпитет

ТЕСТ 4
1.Эпитет

2.Метафора

3.Перифраз

4.Омонимы (омографы)

5.Синонимы

6.Антонимы

7. Авторский фразеологизм (афоризм, «крылатое выражение»)

8.Эпитет


9.Сравнение

10.Метонимия

11.Анафора (морфемная)

12.Антитеза

13.Гипербола

14.Градация (восходящая)

15.Инверсия (главных членов)

ТЕСТ 5
1.Омонимы

2.Антитеза

3.Сравнение (отрицательное)

4.Метонимия

5.Анафора (лексическая)

6.Градация (восходящая)

7.Инверсия (согласованных определений)

8.Литота


9.Инверсия

10.Развернутая метафора

11.Метонимия

12.Оксюморон

13.Олицетворение

14.Параллелизм

15.Перифраз

ТЕСТ 6

1.Антонимы

2.Антонимы

3.Сравнение (развернутое)

4.Аллитерация

5.Анафора (звуковая)

6.Градация (нисходящая)

7.Инверсия (обстоятельства меры и степени)

8.Литота

9.Инверсия

10.Метонимия

11.Олицетворение

12.Параллелизм

13.Перифраз

14.Парцелляция

15.Плеоназм



ТЕСТ 7
1.Анафора (синтаксическая)

2.Антитеза.

3.Антонимы

4.Инверсия

5.Метонимия

6.Оксюморон

7.Олицетворение

8.Отрицательный параллелизм, построенный на отрицательном сравнении.

9.Парцелляция

10.Плеоназм

11.Риторический вопрос

12.Синекдоха

13.Сравнение

14.Сравнение

15.Эпитет

ТЕСТ 8
1.Инверсия

2.Оксюморон

3.Перифраз

4.Парцелляция

5.Плеоназм

6.Риторическое обращение

7.Синекдоха

8.Сравнение

9.Плеоназм

10.Сравнение

11.Эпитет

12.Эпифора

13.Фразеологизм

14.Инверсия

15.Параллелизм.


ТЕСТ 9
1.Инверсия

2.Оксюморон

3.Парцелляция

4.Плеоназм

5.Синекдоха

6.Сравнение

7.Сравнение (отрицательное)

8.Эпитет


9.Эпифора

10.Эпитеты

11.Фразеологизм

12.Фразеологизм

13.Противопоставление

14.Риторический вопрос

15.Метафора

ТЕСТ 10
1.Плеоназм

2.Синекдоха

3.Синекдоха

4.Сравнение

5.Развернутое сравнение

6.Фразеологизм

7.Противопоставление

8.Метафоры

9. Оксюморон

10.Фразеологизм

11.Неологизмы

12.Контекстуальный антоним

13.Антитеза

14.Оксюморон

15.Синонимический ряд
ТЕСТ 11
1.Метафора

2.Метонимия

3.Градация

4.Сравнение

5.Эпитет

6.Риторический вопрос

7.Антонимы

8.Метонимия

9.Эпифора

10.Риторическое восклицание

11.Гипербола

12.Синтаксический параллелизм

13.Олицетворение

14.Метонимия

15.Оксюморон

ТЕСТ 12
1.Аллитерация

2.Аллитерация с ассонансом

3.Анафора

4.Антитеза

5.Бессоюзие

6.Гипербола

8.Градация

9.Инверсия

10.Литота

11.Метафора

12.Метонимия

13.Метонимия

14.Метонимия

15.Олицетворение



ТЕСТ 13
1.Оксюморон

2.Параллелизм

3.Парцелляция

4.Повтор


5.Риторическое восклицание

6.Сравнение

7.Риторическое обращение

8.Синекдоха

9.Тавтология

10.Эпифора

11.Аллитерация и ассонанс

12.Анафора

13.Антитеза

14.Ассонанс

15.Гипербола


ТЕСТ 14

1.Зевгма


2.Гипербола

3.Антитеза

4.Метонимия

5.Метонимия

6.Многосоюзие

7.Олицетворение

8.Оксюиорон

9.Многосоюзие

10.Метонимия

11.Инверсия

12.Аллитерация с ассонансом

13.Анафора

14.Олицетворение и риторическое восклицание

15.Перифраз.



Часть 2

Лексические

ресурсы

языка

Слово изначально

было тем ковшом,

которым из ничего

черпают живую воду

С.А.Есенин

Тест 1
1. Определи ряд, где все слова многозначные

А) ерш, золотой, корень в) антонимы, велосипед, автобус

Б) карандаш, хлеб, суффикс г) врач, космонавт, спряжение
2.Найди ряд, где все слова омонимы

А) площадь, слово, лексика, капуста в) лист, ступень, комар, мальчик

Б) гриф, бор, брак, лук г) ответ, язык, упражнение, справка
3.Определи тип лексики, к которому относятся слова:

Цыбарка (ведро), цыбуля ( лук), дробына ( лестница), вечерять ( ужинать), гутарить (говорить), мыгычит (моросит)


4.Найди ряд, где все слова архаизмы:

А)байкер, ваучер, жандарм в) революция, язык, хит

Б) лицедей, пиит, ланиты г) очи, паровоз, ладья
5. Как называются следующие устойчивые словосочетания?

Бить баклуши, намылить шею, зарубить себе на носу, впасть в детство.


6.Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова

грецкий –греческий

а) омонимы в) синонимы

б) паронимы г) антонимы
7.В каком примере слово ГЛУХОЙ употреблено в прямом значении?

А) глухое недовольство в) глухой согласный

Б) глухой к просьбам г) глухой старик
8)В каком ряду представлены синонимы?

А) жизненный – житейский в) высокий- низкий

Б) высокомерие – надменность г) комнату заставили мебелью –

меня заставили учиться


9.В каком ряду все слова являются разговорными? А) кассирша, раззява, картофель в)жадина, картошка, притон

Б) докторша, охламон, весельчак г)электричка, старьевщик, неразбериха


10.В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными?

А) лодырь, лентяй, прогульщик в) сгущенка, малюсенький, очи

Б) маленький, малец, шествовать г) вредный, вредничать, глупец

Тест 2
1. Какой тип языковой омонимии использован?

Князь Александр расположился

В той горнице, где комтур жил.

Как видно, комтур тут обжился –

Валялась плеть из бычьих жил. (К.Симонов)
2.Определи тип лексики , к которому относятся слова:

Салага (неопытный матрос), предки (родители), классно ( хорошо), заливать (рассказывать), притаранить ( принести).


3.В каком ряду все словосочетания – фразеологизмы?

А) писать доклад, удельный вес, бить ногой

Б) одержать победу, уйти из дома, любимая книга

Г) хорошо писать, уйти в себя, прямой угол

Г) спустя рукава, белая ворона, бить баклуши
4.Какое лингвистическое понятие иллюстрируют выделенные слова в стихотворении М.Цветаевой7

«Все перемелется, будет мукой!»

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской?

Нет, лучше мукой!

А) омофоны в) омографы

Б) омоформы г) антонимы
5.В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

А) зал полон в) тонкие пальцы

Б) зал аплодирует стоя г) крутой берег
6. .В каком примере выделенное слово используется в прямом значении?

А) часы идут б) дождь прошел в) человек прошел г)век прошел


7. В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления?

А) гутарить, компьютер в) интернет, притаранить ( принести)

Б) поэт, лицедей г) курень, предки ( родители)
8. Какое из перечисленных слов имеет значение «необходимый, постоянный признак, принадлежность»?

А)атрибут б)атавизм в)аспект г)ассоциация


9.Значение какого слова указано неверно?

А) корректный – правильный, точный

Б) брифинг – пресс- конференция по вопросам политики

В) каллиграфия- умение писать грамотно

Г) консолидация- укрепление, сплачивание чего- нибудь
10. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова

контуры – очертания?

А)омонимы б)паронимы в)антонимы г)синонимы

Тест 3
1.Какой тип языковой омонимии использован?

Маленькие твари

С размаху шлепались ему на грудь

И, бешено подпрыгивая, падали,

Но Соколов ступал по падали

И равномерно продолжал свой путь (Н.Заболоцкий)


следующая страница >>