Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Лицей №59 г. 1 124.53kb.
«муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «алексеевская... 2 2460.69kb.
1 Полное наименование: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного... 3 402.89kb.
Сборник методических разработок в рамках курса 2 361.76kb.
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 11 класс... 5 732.42kb.
«Мы путешественники» 1 50.95kb.
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение Малиновская... 3 463.74kb.
Конкурсное направление патриотическое Сценарий мероприятия Историческая... 1 62.48kb.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа... 1 330.49kb.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей... 27 2255.33kb.
Ковдорского района мурманской области муниципальное бюджетное 3 372.52kb.
Графический редактор Adobe Photoshop (версия 0) 1 169.33kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»


Направление Конкурса

Общественная инициатива (деятельность волонтёрских отрядов)
Название работы

«Как, умея говорить, научиться разговаривать»


Жанр работы

Краткосрочный социальный проект


Разработчики проекта:

Родина Людмила Петровна, учитель русского языка и литературы

Карпенко Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы

Андреева Лидия Михайловна, учитель русского языка и литературы

Ронжина Анна Иогансовна, учитель русского языка и литературы


Прокопьева Елена Владимировна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы

Минусинск, 2013



АННОТАЦИЯ

В ходе реализации данного проекта на базе войсковой части № 48257 были организованы тренинговые занятия силами преподавателей русского языка и старшеклассниками МОБУ «СОШ № 16» по повышению коммуникативной культуры военнослужащих. В результате этой совместной деятельности слушатели курса получили представление о современных тенденциях развития русского языка, приобрели навык коммуникативного общения, максимально приближенный к нормативной лексике на бытовом уровне. Желающим слушателям были созданы условия для повторения учебного материала на базовом уровне, чтобы сдать экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ.


ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ

НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

На сегодняшний день, когда технический прогресс (телефоны, sms-сообщения, интернет, телевидение) основательно меняют и формируют коммуникативные нормы, очень острой становится проблема языкового общения в обществе вообще, в молодёжной среде – в особенности. Возникает необходимость работы по внедрению норм литературного языка через включение неформальных видов деятельности (беседы, лекции, соцопросы и др.) с привлечением, в первую очередь, носителей родного языка, близких к слушателям по своему возрасту (солдаты - волонтёры 8-10 классов).

«Есть люди, которые хорошо говорят, но плохо разговаривают», - сказал В.О.Ключевский. По результатам социологического опроса, проведенного учащимися 10-11 класса, было выявлено, что молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет испытывают затруднения при общении. Речь приобрела односложный характер из-за массового использования технических средств общения (сотовые телефоны, интернет), носит ярко выраженный невербальный характер, заметна тенденция к частотному употреблению ненормативной лексики. Респонденты среди проблем общения называли следующие: не могут «подать себя» в разговоре (76 %), легко и свободно включиться в него (81%), поддержать непринужденную беседу (74%), эмоционально и ярко словом воздействовать на собеседника (86%).

Среди опрашиваемых людей были и военнослужащие ВЧ № 48257, которые к вышеперечисленным проблемам назвали наличие языкового барьера в общении (из-за многонационального состава солдат – срочников ВЧ (так считают 35% опрошенных) и ограниченного языкового пространства – 58% респондентов).

Дополнительно от командования ВЧ поступила заявка на проведение курса интенсивного повторения всех разделов лингвистики и серии тренировочных занятий по практической работе с вариантами экзаменационных материалов, чтобы дать возможность ребятам – срочникам реализовать свои образовательные потребности: сдать экзамены по предмету русский язык в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Таким образом, проблема заключается в низком уровне сформированности коммуникативной компетенции и общего культурного развития молодежи.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: вовлечение учащихся старших классов и военнослужащих в деятельность по расширению знаний о русском языке, по формированию в практике общения литературных языковых норм и создание условий для повышения культурного уровня молодёжи.

Задачи проекта:

  • Пропагандировать речевую грамотность, нормы и правила русского языка с целью их практического применения военнослужащими срочной службы и волонтёрами из числа учащихся 8-10 классов в повседневном общении через тематические просветительские занятия «Условия успешной коммуникации».

  • Отрабатывать навыки речевого общения в важнейших жизненных ситуациях через организацию практических и тренинговых занятий, направленных на формирование коммуникативных умений и навыков.

  • Выявить уровень сформированности языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций слушателей курса.

  • Продумать и реализовать способы устранения орфоэпической, орфографической и пунктуационной безграмотности с учётом разного уровня подготовки слушателей курса и повысить уровень практической языковой грамотности.

  • Познакомить слушателей со структурой будущих КИМов, с количеством заданий, их формой, уровнем сложности, критериями оценки выполнения заданий, с требованиями к оформлению бланка ответов и полноте и правильности записи развёрнутого ответа и предоставить возможность самостоятельно выполнять задания в соответствии со спецификацией КИМов.


МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация проекта осуществляется под руководством заместителя директора по УВР, учителя русского языка и литературы, непосредственные исполнители проекта – учителя русского языка, учащиеся – волонтеры из учащихся 8-10 классов.

На основе опыта работы школы по патриотическому воспитанию учащихся мы сделали вывод, что наибольшего результата можно добиться через организацию включенности как можно большего количества учащихся в активную деятельность по развитию духовно – нравственных основ.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2013 – ноябрь 2013 гг.

Целевая группа проекта: учащиеся школы, курсанты войсковой части.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА



Результат

Показатели

Инструментарий отслеживания



Повышение уровня коммуникативной компетентности

У 30 % военнослужащих отмечается повышение уровня коммуникативной компетентности

Проигрывание ситуаций – проб



Повышение уровня практической языковой грамотности

  • Количество успешно выполнивших контрольные задания увеличилось на 20%

  • В речи 40% наблюдается уменьшение использования ненормативной лексики и расширение лексического запаса у 45 %

  • Сформированы знания, умения, навыки для успешной сдачи экзамена по русскому языку.

Тестирование

Наблюдение

Тестирование




Приобретение навыков социального взаимодействия (общение в рамках уставных отношений, с преподавателями и волонтерами)

Правильный и осознанный выбор средств общения в зависимости от конкретной речевой ситуации

Проигрывание ситуаций – проб, социологический опрос.

Долговременный эффект данного проекта заключается в успешной социализации военнослужащих срочной службы после завершения службы в рядах ВС РФ, быстрой языковой адаптации в условиях гражданского общества (общение в семье, с друзьями, коллегами по работе).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

Критерии оценки эффективности проекта после его завершения:



  1. Уменьшение в речи военнослужащих ненормативной лексики.

  2. Увеличение лексического запаса языка как военнослужащих, так и членов волонтёрского отряда.

  3. Преобладание вербальных средств общения над невербальными.

  4. Повышение обшей культуры каждого из участников проекта.


ПЛАН – КАРТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

№ п.п.

Мероприятия по проекту

Сроки исполнения

Исполнители



Анкетирование слушателями элективного курса «Условия успешной коммуникации» молодежи г. Минусинска (14 – 20 лет) (более подробно см. Приложение № 2)

Декабрь 2012 г.

Слушатели курса, Родина Л.П. – учитель



Обработка данных социологического опроса.

Декабрь 2012 г.

Слушатели курса, Родина Л.П. – учитель



Встреча с командованием войсковой части № 48257 (подписание соглашения о взаимном участии в социальном проекте)

23.01.2013

Прокопьева Е.В. – руководитель проекта, заместитель директора по УВР, Глаголев С.А. – комбат ВЧ № 48257



Встреча с психологом ВЧ № 48257 Горшениным И.И.

24.01.2013 – 24.02.2013

Прокопьева Е.В. – руководитель проекта, заместитель директора по УВР



Разработка проекта «Как, умея говорить, научиться разговаривать»

24.01.2013 – 24.02.2013

Инициативная группа



Подготовка и согласование тематики просветительских занятий (более подробно см. Приложение № 3).

Февраль 2013 г.

Прокопьева Е.В.

Горшенин И.И.





Подготовка календарно – тематического планирования по подготовке военнослужащих к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ (по заявке ВЧ № 48257). (более подробно см. Приложение № 3)

Август 2013 г.

Преподаватели русского языка



Формирование волонтерского отряда из числа слушателей элективного курса и учащихся 8 – 10 классов МОБУ «СОШ № 16»

Сентябрь 2013 г.

Ронжина А.И. – куратор волонтерского отряда



Учеба членов волонтерского отряда

Сентябрь 2013 г.

Ронжина А.И. – куратор волонтерского отряда



Мониторинг группы военнослужащих с целью выявления их практической грамотности

Сентябрь

2013 г.


Преподаватели русского языка



Проведение просветительских занятий в войсковой части № 48257 (более подробно см. Приложение № 3)

Сентябрь -октябрь 2013 г.

Инициативная группа, волонтеры, курсанты войсковой части (132 человека)



Проведение образовательных занятий по подготовке военнослужащих к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ (по заявке ВЧ № 48257). (более подробно см. Приложение № 3)

05.09.2013 – 28.11.2013

Инициативная группа, курсанты войсковой части (32 человека)



Пробный экзамен в форме ЕГЭ для военнослужащих ВЧ № 48257

29.11.2013

Инициативная группа, волонтеры,



Праздничная программа «Я люблю русский язык» (награждение участников проекта)

30.11.2013

Ронжина А.И. – куратор волонтерского отряда, волонтеры

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Имеющиеся ресурсы

Кадровый ресурс:

  • Инициативная группа – учителя русского языка и литературы на добровольной основе.

  • Волонтеры – учащиеся 8-10 классов МОБУ «СОШ № 16» на добровольной основе.

  • Музыкальный работник на добровольной основе.

  • Технический редактор – учитель информатики на добровольной основе.

Материально – технические ресурсы:



НАИМЕНОВАНИЕ

КОЛИЧЕСТВО

1.

Компьютер

1шт.

2.

Многофункциональное устройство (принтер, сканер, копирующее устройство) SAMSUNG SCX 4100

1 шт.

3.

Флеш – карта 2 ГБ

3 шт.

4.

Лицензионные диски по русскому языку «Русский язык. Репетитор»

3 шт.

5.

Цифровой фотоаппарат «REKAN-5МВ»

1 шт.

6.

Беспроводной динамический микрофон

3 шт.

7.

Бумага белая для офисной техники «Снегурочка»

5 пачек

8.

Бумага для черновиков

2 пачки

9.

Бумага для офисной техники цветная А 4

5 пачек

10.

Словари русского языка (орфоэпический, орфографический, толковый, словообразовательный, иностранных слов, синонимов, антонимов, толковый словарь живого великорусского языка (словарь В.И.Даля), фразеологический, паронимов, трудностей русского языка, ономастики и топонимики)

12 шт.

11.

Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ЕГЭ по русскому языку

32 шт.



ПАРТНЁРЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Администрация школы.

  • Командование войсковой части № 48257


ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

Дальнейшие действия по продвижению проекта заключаются в тиражировании опыта, в оказании консультационно – методической помощи специалистам социально-психологической службе войсковой части по реализации данного проекта с последующими призывами.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Список участников проекта.


№№

Ф.И.О

Должность

Стаж

Разряд (квалификационная категория)

Результативность сдачи итоговой аттестации в форме ЕГЭ



Прокопьева Елена Владимировна

заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы,

17 лет

высшая квалификационная категория)

2007-08 уч.г.-26 ч.

успеваемость-100%

качество-44%

2012-13 уч.г.-29 ч.

Успеваемость-100%

Качество-61%





Родина Людмила Петровна

Учитель русского языка и литературы


37 года

высшая квалификационная категория

2007-2008 уч.г.-26ч.

успеваемость-100%

качество-62%

2012-13 уч.г.-44 ч.

Успеваемость-100%

Качество-76%





Карпенко Наталья Викторовна

Учитель русского языка и литературы


16 лет

13 (1-я квалификационная категория)

Выпуск в 2015 году



Ульянова Татьяна Николаевна

Учитель русского языка и литературы


35 лет

13 (1-я квалификационная категория)

2011-12 уч.г.-35 ч.

Успеваемость-100%

Качество-72%




Андреева Лидия Михайловна

Учитель русского языка и литературы


38 лет

высшая квалификационная категория

2010-11 уч.г.-25 ч.

Успеваемость-100%

Качество-62%




Ронжина Анна Иогансовна

Учитель русского языка и литературы




10 разряд





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тематическое планирование просветительских занятий

«Условия успешной коммуникации»

в рамках проекта

«Как, умея говорить, научиться разговаривать».

Пояснительная записка

Знание стереотипов речевого общения, социо-культурных норм, умение владеть приемами ведения монолога и диалога и угадывать за словами собеседника его мысли – важнейшие составные успеха в жизни и карьерном росте человека. Целью курса «Условия успешной коммуникации» является формирование личности, способной к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию. В практической части занятий отрабатываются навыки речевого общения в важнейших жизненных ситуациях.



№№

Название занятия

Практическое задание

Сроки проведения

Ответственные



Русское слово: родное или чужое?

Психоэнергетический зонтик.

12.09.2013

Ронжина А.И. - куратор, волонтеры, Прокопьева Е.В. – учитель - консультант



Орфоэпия и акцентология, или говори правильно

Работа с орфоэпическим словарем, словарем трудностей русского языка

19.09.2013

Ронжина А.И. - куратор, волонтеры, Ульянова Т.Н. - учитель - консультант



Язык жестов и поз как невербальные средства общения.

Проигрывание ситуаций - проб

26.09.2013

Ронжина А.И. - куратор, волонтеры, Карпенко Н.В. - учитель - консультант



Живут ли среди нас Элочки – людоедочки?

Работа с толковым словарем, фразеологическим словарем, словарем иностранных слов.

17.10.2013

Ронжина А.И. - куратор, волонтеры, Андреева Л.М. - учитель - консультант



Итогово- контрольное занятие

Проигрывание ситуаций - проб

24.10.2013

Ронжина А.И. - куратор, волонтеры, Родина Л.П. - учитель - консультант



Праздничная программа «Я люблю русский язык»

Награждение участников проекта

31.10.2009

Ронжина А.И. – куратор, волонтеры, инициативная группа.


Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку для военнослужащих срочной службы войсковой части № 48457

«Пусть ЕГЭ не тревожит солдат: они с нами язык повторят».
Пояснительная записка

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для военнослужащих срочной службы и рассчитан на 20 часов (10 занятий). Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к экзамену по русскому языку, где независимо от формы проведения слушатели должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора слушателей.

Задачи:

  • овладение основными нормами русского литературного языка;

  • создание надежной базы орфографических навыков;

  • совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

  • обучение анализу текста, его интерпретации;

  • формирование языковой и лингвистической компетенций;

  • формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

  • развитие ассоциативного мышления слушателей.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

  • Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).

  • Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепление знаний орфографических и пунктуационных правил, приобретение устойчивых навыков).

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы слушателей: упражнения по аналогии, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по определенной проблеме.
Ожидаемые результаты

Полученные слушателями новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале — в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего слушателю адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности.
Примерное тематическое планирование.



Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Введение. Экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ.

1

Знакомство со структурой экзаменационной работы, уровнями заданий, требованиями к оформлению работы, критериями оценивания.

2.

Фонетика. Орфоэпия.

1

Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов. Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Работа с орфоэпическим словарем. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов.

3.

Лексика и фразеология. Словообразование.

2

Повторение основных понятий лексики. Работа со словарями синонимов, антонимов. Лексический анализ текстов. Использование средств художественной выразительности. Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем.

4.

Морфология.

2

Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных частей речи в разговорной и художественной речи

5.

Орфография

3

Повторение основных орфографических правил. Словарные диктанты, различные виды разбора слов. Работа с тестами по орфографии. Исправление искаженного текста

6.

Синтаксис и пунктуация.

1.

Разбор словосочетаний. Составление словосочетаний различных видов. Работа с текстом, выявление из него словосочетаний с различными видами связи.

7.

Простое предложение. Пунктуация в простом предложении.

2

Синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Конструирование предложений с обособленными членами предложения. Использование инверсии в текстах разных стилей. Работа с тренировочными тестами

8.

Сложносочиненное предложение. Пунктуация в сложносочиненном предложении.

1

Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Использование в художественных текстах сложных предложений. Работа с тестами. Пунктуационные диктанты

9.

Сложноподчиненное предложение. Пунктуация в сложноподчиненном предложении.

2

Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Использование в художественных текстах сложных предложений. Работа с тестами. Пунктуационные диктанты

10.

Текстоведение.

2

Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей. Устные и письменные высказывания о теме и проблеме текста. Авторская позиция в тексте. Аргументация собственного мнения с использованием

11.

Практикум.

3

Решение КИМов по русскому языку.


Литература

  1. Антонова Е. С, Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. М., 2005.

  2. Архарова Д. И., Долинина Т. А., Чудинов А. П. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С).

  3. БарановМ. Т., Костяева Т. А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.

  4. Кабанова Н. М. Русский язык: Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. М., 2005.

  5. Коновалова Л. Ф. Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену: Теория. Упражнения. Тесты.

  6. Розенталъ Д. Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. М., 1998.


Анкета слушателей курсов по русскому языку.

Здравствуйте, для эффективного сотрудничества в рамках проекта «Социальное партнерство» давайте познакомимся. Ответьте, пожалуйста, на вопросы.



  1. Фамилия, имя, отчество ___________________________________________________________________

  2. Дата рождения _____________________________________________________

  3. Место рождения _____________________________________________________

  4. Национальность _____________________________________________________

  5. Место проживания до призыва в ВС РФ ___________________________________________________________________

  6. Образование (образовательное учреждение, количество классов, итоговая оценка по русскому языку, дополнительно образование (если есть)) ______________________________________________________________________________________________________________________________________

  7. Цель сдачи ЕГЭ по русскому языку ______________________________________________________________________________________________________________________________________

  8. Что хотите получить от курсов ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Спасибо.


Анкета участника социологического опроса ««Условия успешной коммуникации»

  1. Владеете ли Вы русским языком?

  2. Есть ли у Вас дома словари? Часто ли Вы ими пользуетесь?

  3. Замечаете ли Вы ошибки в речи дикторов телевидения, ведущих на радио?

  4. Употребляете ли Вы в своей речи бранные слова? В каких ситуациях Вы это делаете?

  5. Как Вы реагируете, когда рядом с Вами звучит нецензурная брань?

  6. Как, умея говорить, научиться разговаривать?

Спасибо за участие и искренние ответы.