Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 2009/2010. 11 Класс - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Второй муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории... 1 98.92kb.
15 декабря завершился муниципальный этап Всероссийской олимпиады... 1 40.18kb.
Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку... 1 73.69kb.
Сопроводительное письмо 1 37.13kb.
Главное управление образования курганской области 3 547.32kb.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по 1 21.81kb.
Методические рекомендации по подготовке к муниципальному этапу всероссийской... 1 50.32kb.
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по 1 53.3kb.
Всероссийская олимпиада школьников по истории 1 260.61kb.
Всероссийская олимпиада школьников по географии 1 251.96kb.
Информация по итогам школьного тура Всероссийской предметной олимпиады... 1 142.39kb.
6 Вопрос Какая потребность считается "аргументированной" при выборе... 1 13.39kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 2009/2010. 11 Класс - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ИСТОРИИ 2009/2010. 11 КЛАСС





Задание 1. Укажите лишнее имя в ряду в перечне деятелей, входивших в Избранную раду:

  1. Андрей Курбский.

  2. Алексей Адашев.

  3. Иван Висковатый.

  4. Иван Пересветов.

Ответ: ______________________________________________________________
Задание 2. Какой из перечисленных рядов составляет даты начала крупнейших народных выступлений?

  1. 1607 г., 1671 г., 1708 г., 1775 г.

  2. 1558 г., 1632 г., 1700 г., 1768 г.

  3. 1606 г., 1670 г., 1707 г., 1773 г.

  4. 1649 г., 1678 г., 1698 г., 1711 г.

Ответ: ______________________________________________________________
Задание 3. По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)? Завершите ряд или заполните пробел в нём.

А) 1325 г., 1327 г., 1328 г., ________г.

______________________________________________________________________

Б) классицизм, сентиментализм, романтизм, __________________.

______________________________________________________________________

В) Екатерина I, Анна Ивановна, ____________________, Екатерина II.

______________________________________________________________________
Задание 4. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор)?

А) Мурома, вятичи, древляне, дреговичи, тиверцы.

______________________________________________________________________

Б) Духовенство, купечество, горожане, крестьяне.

______________________________________________________________________

В) Ф.Ф. Беллинсгаузен, В.И. Беринг, Н.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Г.М. Невельской.

______________________________________________________________________

Задание 5. Какой из перечисленных рядов составлен только из художников-передвижников?


  1. В.Г. Перов, В.А. Тропинин, И.И. Шишкин, П.А. Федотов.

  2. И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.Г. Перов, Г.Г. Мясоедов.

  3. И.И. Шишкин, П.А. Федотов, В.Г. Перов, В.А. Тропинин.

  4. К.П. Брюллов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.И. Суриков.

Ответ: ______________________________________________________________
Задание 6. Заполните пропуск в ряду.

«Русская правда» П.И. Пестеля; «Конституция» Н. Муравьева; ______________________________ П.Я. Чаадаева; «Катехизис революционера» С.Г. Нечаева.


Задание 7. Историк должен уметь грамотно писать исторические понятия и термины, географические названия. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин.

  1. Б…г…дельня — __________________________________________________

_________________________________________________________________;

  1. Л…ств…чное право — ____________________________________________

_________________________________________________________________;

  1. Ф…л…грань — ___________________________________________________

_________________________________________________________________;

  1. Ф…льк…нет — ___________________________________________________

_________________________________________________________________;

  1. Ш…ст…пер — ___________________________________________________

_________________________________________________________________.
Задание 8. К какому периоду истории СССР относится приведенный документ, чем вызвано его принятие? Своё мнение кратко обоснуйте, ссылаясь на данный текст.

«…Установить, что рабочие и служащие, самовольно ушедшие из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, предаются суду и по приговору народного суда подвергаются тюремному заключению сроком от 2 месяцев до 4 месяцев.

Установить, что за прогул без уважительной причины рабочие и служащие… предаются суду и по приговору народного суда караются исправительно-трудовыми работами по месту работы на срок от 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25%…»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 9. О каких договорах XIX века говорится в документах?

А) Царь…, видя приближающуюся кончину дней его, знатные чины и сам народ … прибегли ныне к покрову нашему и, не пред­видя иного спасения от конечной гибели покорения врагам их, просили чрез присланных полномочных о принятии областей … царству подвластных в непосредственное подданство императорскому Всероссийскому престолу. Внимая прошению сему по сродному нам ко всем единоверцам нашим милосердию и по всегдашнему нашему о пользах … народа попечению, определили мы исполнить царя … и … народа желание, и для того повелели, сколько для удержания внутреннего в земле устройства, столько для ограждения оной от внешних нападений, ввести войска наши в области ...

Б) Ст. 4. Постановлено, что река Прут со входа ее в Молдавию до соединения ее с Дунаем и левый берег Дуная с сего соединения до устья Килийского и до Моря будут составлять границу обеих империй, для коих устье сие будет общее.

А)__________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Б)_____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________


Задание 10. О каком князе говорится в документе?

«Когда … вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храб­рых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив ее на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все прочие его воины».



  1. Игорь.

  2. Владимир Мономах.

  3. Святослав.

  4. Ярослав Мудрый.

Ответ: _______________________________________________________________
Задание 11. Проанализируйте предложенный отрывок и ответьте на вопросы.

  1. Укажите название и год битвы Великой Отечественной войны, о которой идет речь в отрывке. ________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Используя текст, укажите особенности этой битвы. ____________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________



Записки из дневника командующего группой армий «Центр»

генерал-фельдмаршала фон Бока

«...Я направил главному командованию сухопутных войск нижеследующую телеграмму.

«На неоднократно посылавшиеся главному командованию сухо­путных войск запросы и донесения группы армий с указанием на угрожающее состояние войск был получен ответ: наступление сле­дует продолжать даже при наличии опасности, что войска полнос­тью сгорят. Однако ведущееся сейчас наступление с использованием всех тактических возможностей осуществляется в общем и целом фронтально. Для более крупных маневров с целью охвата против­ника, как уже докладывалось, сил нет, а теперь нет и возможности и большом объеме перебрасывать войска. Наступление приведет к дальнейшей кровавой борьбе за ограниченный выигрыш террито­рии, а также к разгрому частей противника, но оперативное воздей­ствие оно вряд ли окажет.

Представление, будто противник перед фронтом группы армии был "разгромлен", как показывают бои за последние 14 дней, — галлюцинация… ».


Задание 12. Определите, о деятельности каких приказов рассказывает подьячий одного из приказов Г. К. Котошихин, бежавший в Швецию?

А) « …а в нем сидит думной дьяк, да два дьяка, подъячих 14 человек. А ведомы в том Приказе дела всех окрестных государств, и послов чюжеземских принимают и отпуск им бывает; такъже и русских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство прилучится, отпуск им бывает ис того ж Приказу»;

Б) «А ведомо в том Приказе двор, где делают ружье, и казенная оружничья полата, и стволного и ложного и замочного и иного дела мастеры. <...> ...да ружье же, карабины, и пистоли... на царской обиход покупают в ыных государствах, где прилучитца...»;

В) «А ведомо в том Приказе всего Московского государства ямщики, и дается им царское жалованье по 20 рублев и болши человеку на год, а лошадей держат они для гонбы по 3 лошади у всякого человека указное... <...> А устроены ямские слободы дворов по 30 и по 40 и по 50 и по 80 и по 100, а слобода от слободы по 30 и по 40 и по 60 и по 90 и по 100 верст и болши»;

Г) «…а в нем сидит околничей, да думной дьяк, да два дьяка. А ведомо в том Приказе всего Московского государства земля, и что кому дано поместья и вотчин, или кто у кого вотчину купит и кому вновь что дадут...».

А)____________________________________________________________________

Б)_____________________________________________________________________

В)____________________________________________________________________

Г)_____________________________________________________________________
Задание 13. Перед вами текст новгородской берестяной грамоты, который предложено включить в книгу по истории России для иностранцев, владеющих русским языком, и изучающих историю России. Необходимо, однако, разъяснить сущность и смысл данного документа, обстоятельства его появления. Для этого:

1. Переведите данный документ на современный русский язык.

2. Попробуйте ответить на вопросы.

2.1. Чем расплачивались новгородцы за покупки? _____________________

______________________________________________________________________

2.2. Бывали ли новгородцы в других городах? _________________________

______________________________________________________________________

2.3. Кем был Жизномир? ___________________________________________

______________________________________________________________________

2.4. Как называли людей, которых можно было продавать? _____________

______________________________________________________________________

2.5. Что в Новгороде стоило дороже – раб или конь? ____________________

______________________________________________________________________

«Грамота от Жизномира къ Микуле. Коупил еси робоу Плескове. А ныне мя въ томъ яла кънягыни. А ныне ся дружина по мя поручила. А ныне ка посъли к томоу моужеви грамотоу, е ли оу него роба. А се ти хочоу, коне коупив, княж моуж въсадивъ, та на съводы. А ты, атче еси не възялъ коунъ техъ, а не емли ничътоже оу него».


Задание 14. Перед вами отрывок из «Воспоминаний и размышлений» маршала Г.К.Жукова, в котором говорится об одной из операций Великой Отечественной войны.

1. Заполните пропуски в текстах. Дайте название операции.

2. Запишите порядковые номера этих отрывков в хронологической последовательности.

Г.К. Жуков о ________________________________________

1. Решено было обрушить наш удар за два часа до рассвета. Сто сорок зенитных ______________ должны были внезапно ______________ позиции противника и объекты атаки.

2. В воздух взвились тысячи _____________________. По этому сигналу _______________ 140 _______________, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов ________________ поле боя, _____________ противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы, и, пожалуй, за всю свою жизнь я не помню подобного ощущения… <…>

3. Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море ________ и _________. Непроницаемая стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные ________ зенитных ____________ не могли ее пробить.

4. Со стороны противника в первые секунды протрещало несколько ___________ очередей, а затем все стихло. Казалось, на стороне врага не осталось живого существа. В течение 30-минутного мощного _________ ________ противник не сделал ни одного выстрела, что свидетельствовало о его полной подавленности и расстройстве системы обороны, было решено начать общую атаку.

5. <…> Я взглянул на часы: было ровно пять утра.

И тотчас же от выстрелов многих тысяч ___________, _____________ и наших легендарных «_________» ярко озарилась вся местность, а вслед за этим раздался потрясающей силы грохот выстрелов и разрывов _____________, мин и авиационных ______. В воздухе нарастал несмолкаемый гул ____________.

6. Готовя операцию, все мы думали над тем, что еще предпринять, чтобы больше ошеломить и подавить противника. Так родилась идея ночной атаки с применением ________________.



_______-->_______-->_______-->_______-->_______-->_______
Задание 15. Перед вами карта европейской части СССР, где пустыми прямоугольниками обозначены места нахождения городов-героев Великой Отечественной войны.

Определите, о каком городе-герое говорится, и завершите предложение. Впишите соответствующие номера в прямоугольники на карте.


4.


  1. 73 дня продолжалась героическая оборона______________________________

  2. 2 месяца войска Юго-Западного фронта защищали ______________________

  3. 250 дней сражались защитники _______________________________________

  4. Больше 3 лет неприступной крепостью был _____________________________

  5. Огненной землей стала для оккупантов _________________________________

  6. Не пропустили врага на Кавказ защитники ______________________________

  7. Способствовало провалу «блицкрига» сражение у _______________________.

  8. 45 дней продолжались бои у стен _____________________________________.

  9. 900 дней работал и героически сражался _______________________________.

  10. Решающее значение для хода войны имела битва за _____________________.

  11. Более шести месяцев продолжалась битва за ___________________________.

  12. Почти месяц в тылу врага сражались защитники ________________________.

  13. Один из первых советских городов, испытавший удар фашистской армии ___ ________________________________.


16. Система советских органов власти по Конституции РСФСР 1918 г. Найдите на схеме: а) ВЦИК, б) Всероссийский съезд Советов, в) избирателей, г) местные съезды Советов, д) Совет Народных Комиссаров.



избрание, назначение.

17. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

  1. Власть, судебная, носитель, верховная, исполнительная, и, законодательная

  2. Император, при, орган, законосовещательный

  3. Вопросы, самостоятельность, в, некоторые, самоуправление

1. ____________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________
18. Соотнесите портреты художников-передвижников с написанными ими картинами.

1. 2. 3. 4.

5. 6. 7. 8.
А. Б.

В. Г.

Д. Е.

Ж. З.




Ф.И.О. художника

Название картины

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.





Задание 19. Выберите правильный ответ.

А) О каком из перечисленных ниже русских историков это сказано?

Петра соратник, дипломат,

Любитель старины…

Одним из первых написал

Историю страны.


  1. С.Ф. Платонов.

  2. Н.М. Карамзин.

  3. В.О. Ключевский.

  4. С.М. Соловьёв.

  5. В.Н. Татищев.

Ответ: _____________________________________________________________

Б) Среди событий этой эпохи: освоение целины, начало мирного использования атома, первые полеты в космос. Назовите её.

_____________________________________________________________________



_____________________________________________________________________
Задание 20. Краеведение. Выберите правильный ответ.

А) На территории Московской области полностью или частично находится:

  1. Приокско-террасный государственный биосферный заповедник.

  2. Национальный природный парк Мещера.

  3. Национальный парк Угра.

  4. Государственный комплекс Завидово.

Ответ: _______________________________________________________________

Б) В Московской битве 1941—1942 гг. фашистам не удалось захватить:

  1. Клин.

  2. Можайск.

  3. Истра.

  4. Кашира.

Ответ: _______________________________________________________________
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ-ЭССЕ

  1. «Добрыня крестил мечом, а Путята огнем». (Новгородцы о крещении Новгорода.)

  2. Сказал брат брату: «Это мое, и то мое ж». А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. («Слово о полку Игореве».)

  3. «Аще ли умру, с вами, аще ли жив буду, с вами же!» (Дмитрий Донской на Куликовом поле.)

  4. «Судите праведно, наши виноваты не были бы». (Иван Грозный.)

  5. «Чтоб всякие дела своею рукою подписывали, ибо сим всякого дурость явлена будет». (Петр I.)

  6. «Не Пугачев важен; важно общее негодование». (Генерал-аншеф Александр Бибиков.)

  7. «Правление в России есть самовластие, ограниченное удавкой». (Александр Пушкин.)

  8. «Никакой другой воли не будет». (Александр II.)

  9. «Мы доведем войну, какая бы она ни была, до конца». (Николай II.)

  10. «…Судьба войны будет решаться не таким привходящим моментом, как момент внезапности, а постоянно действующими факторами…» (Приказ народного комиссара обороны 23 февраля 1042 г.)

  11. «Олигархи должны быть равноудалены от власти». (Владимир Путин.)

  12. «Если к слову «демократия» приставляются какие-то определения, это создает странный привкус». (Дмитрий Медведев».)


Ваше сочинение-эссе будет оценено жюри из следующих критериев:

  1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

  4. Четкость и доказательность основных положений работы.

  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.