Моу орловская сош им. И. Ф - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Моу орловская сош им. И. Ф - страница №1/1

МОУ Орловская СОШ им. И.Ф.Жужукина
Рассмотрено: Утверждаю

Руководитель МО Директор школы

________Сальникова Н.Н. ___________Солдатова Г.А.

Протокол №__ «__»_______2011г..

от «___»_______201г. .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8 класс

учителя Скрыпниковой Надежды Вячеславовны


2011/2012 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки, под редакцией Г.И.Беленького (М, «Мнемозина», 2009 г.) и учебника «Литература 8 класс. Учебник- хрестоматия в 2 частях» (Г.И.Беленький. М, «Мнемозина»,2008).

На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

Уроков развития речи (РР)– 7;

Уроков внеклассного чтения (самостоятельное чтение)(вн.чт)–12

Цель изучения литературы в 8 классе – помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской и зарубежной классической и современной литературы.

Современные дети, как правило, мало читают. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов небольших по объёму и фрагментов объёмных художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:



  • составление планов;

  • краткие и подробные пересказы текста;

  • устные и письменные сочинения-характеристики героев;

  • анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

  • развитие художественной фантазии у детей;

  • прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

  • придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Данная возрастная группа находится внутри первого концентра. Хотя дети достаточно хорошо владеют техникой чтения и активно воспринимают прочитанный текст, на уроках важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, толкованию художественных произведений.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.


Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8 класса.
Учащиеся должны знать:


  1. Тексты художественного произведения.

  2. Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

  3. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  4. Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

  5. Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

  2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

  3. Различать эпические, лирические и драматические произведения.

  4. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

  5. Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

  6. Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

  7. Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

  8. Давать анализ отдельного эпизода.


Перечень учебно-методического обеспечения.

1..Беленький Г.И.. Литература.8 класс. Учебник- хрестоматия в 2 частях.М, «Мнемозина»,2008

2. Егорова Н.В.Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М, «Вако», 2008

3.Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю. Литература 5-8 классы. Тесты. – М., «Дрофа»,2007

4. Г.И.Беленький. Литература 8 класс. Методические советы. – М., «Мнемозина», 2008

.

Календарно- тематическое планирование



урока

Дата

Тема урока

Оборудова

ние

Планируемый результат

Межпредмет

ные связи

Сопутствующее повторение

Виды деятельности

Домашнее задание

план.

факт.




Введение (1ч)







1







Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства.

Эпиграф, учебник, метод. лит-ра, произведения живописи, музыки, выставка книг

Знать понятие «художественный образ»; знать о специфике лит-ры как вида искусства, об отличии лит-ры от других видов ис-ва.

Связь литературы с историей, музыкой, ИЗО, географией, театром, киноискусством

Повторение понятий «искусство», «образ»

Выразитель

ное чтение стих-ия Беллы Ахмадули

ной, анализ


вспомнить русские народные песни




Устное народное творчество. Народные песни (2ч)




2







Исторические песни. Песни о Петре 1, Ермаке, Пугачёве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии.

Фольклорные сборники, карточки, метод. лит-ра

Иметь представление о народных песнях как жанре фольклора;

знать понятия историческая песня, социальные эпитеты; знать своеобразие исторических песен



история (исторические события, исторические личности)

Сказка, былина; постоянные и непостоянные эпитеты

Выразительное чтение народных песен; работа с устаревшими словами; анализ поэтики песен; развитие монологической речи учащихся

выразительное чтение историчес

ких песен



3







Лирическая песни. «Породила да меня матушка..», «Не бушуйте, не бушуйте ветры буйные…». Лирические песни как жанр народной поэзии.

Издание «Русский фольклор», аудиозаписи песен, метод. лит-ра

Знать понятие лирическая песня; уметь анализировать песни, находить образы-символа, определять, что они обозначают.




Эпос, драма

выразительное чтение лирических песен




Русская старина (2 ч.+1 ч.вн.чт.)







4







А.Н.Толстой «Земля оттич и дедич». Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты)

Фотографии древних книг, репродукции картин В.Васнецова «Нестор-летописец», «Богатыри»; М.Врубеля «Микула Селянинович»

Знать понятия древнерусская лит-ра, жанр жития, духовная лит-ра. Уметь работать над особенностями «Жития…»

история (монголо-татарское иго; раздробленность Руси, внутриусобные войны, Куликовская битва, Дмитрий Донской)

Произведения древнерусс

кой лит-ры, известные из курса прошлых лет



Лексическая работа, монологическое высказывание

для С/Ч

« Сказание о Борисе и Глебе»



5







«Житие пртопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).

Текст «Жития…», репродукция картины В.Сурикова «Боярыня Морозова»; отрывок из романа Д.Мордовцева «Великий раскол»

Знать основные биографические сведения об авторе (Аввакуме), причины написания жития самим Аввакумом; канон жития

история (основные события XVII века , в т. ч. церковный раскол)




Рассказ по картине; выразительное чтение и анализ «Жития…»

для С/Ч «Повесть о Петре и Февронии», «Суд Шемякин»

6







Вн.чт

« Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть о Петре и Февронии», «Суд Шемякин»



иллюстрации




история (исторические данные о русских князьях, русском суде)




чтение на старославянском языке

вспомнить произведе

ния А.С.Пушки

на, биография (сообщение),

«Капитанс

кая дочка», 1гл.


Литература XIX




Александр Сергеевич Пушкин (8ч.+2 ч. РР+ 1ч. Вн.чт.)




7







А.С.Пушкин. Пушкин- прозаик. Историческая основа повести «Капитанская дочка». Особенности композиции. Формирование характера и взглядов Петруши Гринёва. Гл.1

Портреты Пушкина, выставка книг, текст повести, иллюстрации

Знать основные сведения о Пушкине, причины его обращения к теме пугачёвского восстания. Уметь отличать историческую правду от художественного вымысла.

Уметь анализировать прозаический текст по предложенным вопросам, делать выводы самостоятельно



История (восстание Пугачёва).



Ранее изученные произведения Пушкина;

ирония


Сжатый пересказ статей учебника, сообщение учащихся, чтение, аналитическая беседа

Гл.2, вопросы к тексту

8







«Капитанская дочка». Встреча с вожатым. Многозначительные обстоятельства встречи. Гл.2

Текст повести, иллюстрации

Уметь анализировать прозаический текст по предложенным вопросам, делать выводы самостоятельно. Уметь составлять литературный портрет.







Выразительное чтение и анализ эпизодов.


гл.3-5, вопросы к тексту

9







«Капитанская дочка». Жизнь Гринёва в Белогорской крепости. Гринёв и Швабрин. Проблемы чести, достоинства, нравственности поступка. Гл.3-5

Текст повести, иллюстрации

Знать роль пейзажа и интерьера в художественном тексте. Уметь составлять сравнительную характеристику.

ИЗО (пейзаж)




Сжатый пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение эпизодов, составление сравнительной характеристики.

Гл.6,7, вопросы к тексту

10







«Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости. Вопросы долга. Образ капитана Миронова. Гл.6-7

Текст повести, иллюстрации

Знать: автор и рассказчик (несовпадение в оценках причин исторических событий), лаконизм пушкинской прозы, значимость художественной детали.







Аналитическая беседа, выразительное чтение эпизодов

Гл.8,9, вопросы к тексту

11







«Капитанская дочка». Взаимоотношения Пугачёва и Гринёва. Образ Савельича. Гл.8,9

Текст повести, иллюстрации, задания для самостоят-ой работы

Знать: зеркальные сцены, речевая характеристика персонажа.







Анализ, самостоя

тельная письменная работа



Гл.10-12, вопросы к тексту, наизусть отрывок (калмыцкая сказка)

12







Изображение народной войны. Образ Пугачёва. Вопросы долга чести. Гл.10-12

Текст повести, иллюстрации

Уметь сопоставлять эпизоды, определять авторское отношение к героям.




Пейзаж в художествен

ном произведении; притча



Аналитическая беседа, выразительное чтение эпизодов

Гл.13-14, вопросы к тексту

13







«Капитанская дочка». Образ Маши Мироновой. Великодушие Пугачёва. Гринёв и Швабрин.

Смысл названия повести.



Текст повести, иллюстрации, репродукции картин

Уметь сопоставлять эпизоды при анализе идейного содержания худ. произ. Знать новое о портрете героя: отражение чувств героя в изменении выражения его лица; уметь отбирать и систематизиро

вать материал



история (Екатерина Вторая)




Аналитическая беседа, выразительное чтение эпизодов

подготовиться к сочинению

14-15







РР. Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Тема: «Сравнитель

ная характери

стика Гринёва и Швабрина»



планы, работы учащихся, текст повести

Уметь выражать своё отношение к предложенным темам сочинения.




Тема, идея, план сочинения.

Подготовка и написание сочинения.

сочинение

16







Вн.чт.А.С.Пушкин «Метель»

иллюстрации




история-быт 19 века







вспомнить изученные произведен

ия М.Ю.Лермонтова,

билграфия (сообщение)





Михаил Юрьевич Лермонтов (4ч.+ 1ч.РР+1 ч.вн.чт.)




17







М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы. «Кавказ»,«Синие горы Кавказа, приветствую вас!...», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание».Мотивы вольной кавказской природы.

Портреты Лермонтова, рисунки поэта, выставка книг

Знать факты биографии поэта, тему Кавказа в тв-ве Лермонтова. Уметь анализировать лирическое произведение, составлять тезисный план




Стихотворные размеры

Выразительное чтение и анализ стихотворений

наизусть одно из стихотворений

18







М.Ю.Лермонтов «Мцыри». «Мцыри- любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский)Роль вступления.

1-8 главы



Текст поэмы, иллюстрации, эпиграф к уроку

Знать сюжет поэмы, роль эпиграфа. Уметь анализировать лирическое произведение.

история (войны на Кавказе)

Поэма, тема, идея, сюжет, композиция

Работа с незнакомыми словами, введение в речь новых слов, терминов. Выразительное чтение и анализ отдельных глав поэмы,

чтение наизусть



гл.1-8 , наизусть отрывок (8 глава)

19







Тема свободы в поэме «Мцыри». Композиция поэмы. Гл.9-19

Текст поэмы, иллюстрации

Знать композицию поэмы, её элементы. Уметь анализировать лирическое произведение.







Развитие умения доказательно отстаивать свою точку зрения. Выразительное чтение и анализ отдельных эпизодов поэмы.

Гл.9-19, выразит. чтение

20







Идейное содержание поэмы «Мцыри» Отношение автора к герою. Гл.20-26

Текст поэмы, иллюстрации

Уметь анализировать лирическое произведение.







Развитие умения доказательно отстаивать свою точку зрения. Выразительное чтение и анализ отдельных эпизодов

гл.20-26, выразит. чтение, подготовиться к сочинению

21







РР Сочинение по поэме М.Ю.Лермонто

ва «Мцыри» на тему: «Мцыри-любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский)



Текст поэмы

Уметь использовать цитирование как способ аргументации, оформлять цитаты.

русский язык (цитата и способы цитирования)




составление плана, написание сочинения

дописать сочинение,

С/Ч: «Желание», «Узник», «Соседка», «Боярин Орша»



22







Вн.чт. М.Ю.Лермонтов «Желание», «Узник», «Соседка», «Боярин Орша»

тексты произведений, иллюстрации

Уметь анализировать поэтический эпизод.







Чтение наизусть, анализ

вспомнить произведе

ния Н.В.Гоголя,

биография (сообщение)


Николай Васильевич Гоголь (5ч.+1 ч.РР+ 1ч.вн.чт.)




23







Н.В.Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя.

«Ревизор». Жизненная основа комедии. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор». Д.1,2



Портрет Гоголя, выставка его книг, иллюстрации к произведениям Гоголя

Знать сюжет и композицию драматического произведения, понятия тема и идея, комедия, юмор, сатира.

МХК (развитие театра)

Ранее изученные произведения Гоголя

Аналитическая беседа, выразительное чтение, развитие монологической речи (сообщение)

Д.1,2.

24







«Ревизор». Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор».Д.3

текст комедии, иллюстрации к ней

Знать жизненную основу и обобщающий смысл комедии «Ревизор».




Юмор и сатира

Устное рисование, аналитическая беседа

Д.3

25







«Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова. Д.4

текст комедии, иллюстрации к ней, эпиграф к уроку

Знать обобщающее значение образа Хлестакова (значение слова хлестаковщина). Уметь составлять характеристику герою.







Аналитическая беседа, выразительное чтение, обобщение, вывод

Д.4

26







«Ревизор». Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Мастерство речевых характеристик, роль авторских ремарок. Д.4

текст комедии, иллюстрации к ней

Знать художественные особенности комедии. Уметь находить новое о героях, анализировать драматическое произведение.







Аналитическая беседа, выразительное чтение отдельных эпизодов явлений комедии, чтение по ролям

Д.5

27







«Ревизор». Финал комедии, его идейно-композиционное значение. Общечеловеческое значение характеров комедии. «Ревизор» в театре и кино. Д.5

текст комедии, иллюстрации к ней

Знать: роль финала, смысл эпиграфа комедии, новое о героях. Уметь систематизирова

ть и обобщать знания о героях комедии.









Развитие монологической речи (сообщение), умения доказательно отстаивать свою точку зрения

подготовиться к сочинению

28







РР Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» на тему: «Чиновничест

во города N»



текст комедии

Понять, почему комедия популярна и актуальна в наши дни.







составление плана, написание сочинения

написание сочинения,

«Женитьба»



29







Вн.чт Н.В.Гоголь. «Женитьба» - сатирическая пьеса, «картина нравов петербургского общества».

Текст комедии, иллюстрации к ней

Знать сюжет комедии. Уметь анализировать драматическое произведение.







Аналитическая беседа, выразительное чтение отдельных эпизодов явлений комедии, чтение по ролям.

И.С.Турге

нев «Ася», 1-4 гл.



Иван Сергеевич Тургенев (3ч.+ 1ч.вн.чт.)




30







И.С.Тургенев. Особенности прозы писателя. «Ася». Образ «тургеневской девушки» 1- 4гл.

Портреты писателя, выставка книг, текст повести, иллюстрации, эпиграф

Знать факты биографии и творчества писателя. Быть готовым к восприятию повести «Ася».




Ранее изученные произведения Тургенева. Повесть как жанр

Выразительное чтение, сообщение, сочинение

Гл.5-11

31







И.С.Тургенев «Ася». Драма рассказчика, обречённого на одиночество..

Текст повести, иллюстрации

Знать понятие литературный тип, черты, характерные «тургеневской» девушке. Уметь находить средства, с помощью которых автор передаёт психологическое состояние героев, уметь анализировать эпизод.







Аналитическая беседа, выразительное чтение отдельных эпизодов, чтение по ролям, работа со словарём

гл.12-22

32







И.С.Тургенев «Ася». Приёмы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести..

Текст повести, иллюстрации, фрагменты критических статей Писарева и Чернышевского

Знать, какую оценку получила повесть «Ася» в русской критике.







Аналитическая беседа, выразительное чтение отдельных эпизодов, чтение по ролям

С/Ч :Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы»

33







Вн.чт. И.С.Тургенев. «Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы»

тексты произведений

Уметь анализировать прозаическое произведение







Аналитическая беседа, выразительное чтение отдельных эпизодов

биография Л.Н.Толсто

го (сообщение)



Лев Николаевич Толстой (3ч.+1ч.РР+ 1ч.вн.чт.)




34







Л.Н.Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни. «После бала». Варенька.

Портреты писателя, выставка книг, статья учебника, план учащихся,

Знать основные биографические сведения о писателе; рассказ как эпический жанр. Уметь составлять план, работать с учебником.

история- правление Николая 1, палочная дисциплина в русской армии

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Рассказ и другие жанры эпоса

чтение рассказа,составление плана, рассказ по плану

выразит. чтение рассказа

35







«После бала». Антитеза как приём, помогающий раскрыть идею рассказа.. Особенности композиции рассказа.

Текст рассказа, таблица для заполнения в классе, иллюстрации

Знать: контраст как основной художественный приём рассказа. Уметь вести наблюдения над текстом и на их основе делать выводы.







Эмоционально-оценочное высказывание, аналитическая беседа

образы главных героев

36







«После бала». Автор и рассказчик в произведении. Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.

Текст рассказа, иллюстрации

Уметь понять главную мысль рассказа

жизненные источники рассказа «После бала»




умение вести диспут

подготовиться к сочинению

37







РР Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» на тему «Полковник на балу и после бала»

Текст рассказа, черновые работы учащихся

Уметь выражать своё отношение к предложенной теме сочинения.




Композиция сочинения

составление плана, подготовка и написание сочинения

написание сочинения,

С/Ч «Хаджи-Мурат»



38







Вн.чт. Л.Н.Толстой. «Хаджи-Мурат»

текст произведения

Уметь понять главную мысль произведения










В.Г.Короленко «Парадокс», 1,2 гл.

Владимир Галактионович Короленко (2 ч. + 1 ч.вн.чт)

39







В.Г.Короленко. Гуманизм писателя. «Парадокс». Беззаботная жизнь. Гл.1,2

Портрет Короленко, эпиграф, текст очерка

Знать основные этапы жизненного пути писателя, его жизненную позицию. Знать особенности очерка.







сообщения

Гл.3,4

40







В.Г.Короленко. «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе.

«Огоньки»- поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.



Текст очерка, иллюстрации

Уметь эмоционально отзываться на сложные жизненные ситуации. Выработка навыков анализа худ. текста.







аналитическая беседа, выразительное чтение отельных эпизодов

«Мгновен

ие»


41







Вн.чт. В.Г.Короленко. «Мгновение»

Текст рассказа, иллюстрации

Знать проблематику рассказа «Мгновение»

зарубежная история 19 века




аналитическая беседа, выразительное чтение отельных эпизодов

биография И.А.Бунина (сообщение),

«Сверчок»



42







И.А.Бунин. Сведения о жизни писателя. «Полевые цветы», «Ещё и холоден и сыр…», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Родине», «Слово»

«Сверчок». Трагизм и самоотверженность «маленького человека».

тексты произведений, портрет писателя, фотоматериалы

Уметь анализировать лирическое произведение

последствия революции 1917г., эмиграция писателей




аналитическая беседа, выразительное чтение

«Птицы небесные»

43







И.А.Бунин. «Птицы небесные»

текст произведения

Уметь анализировать прозаическое произведение







аналитическая беседа, выразительное чтение

А.М.Горь

кий. Биография (сообщение)



Алексей Максимович Горький (2ч+1 вн.чт)

44







М.Горький- убеждённый защитник идеи активного отношения к жизни. «Песня о Соколе» Символико-аллегорический смысл «Песни».

Портрет Горького, текст «Песни…», иллюстрации

Знать биографические сведения о писателе, содержание «Песни…». Уметь определять роль пейзажа в произведении, Определить смысл противопоставления Сокола и Ужа. Уметь выявлять авторскую позицию и способы её выражения.




М.Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»)

аналитическая беседа, выразительное чтение, работа над афоризмами

отрывок наизусть

45







М.Горький.

«Заветы отца»

текст произведения

Уметь выявлять авторскую позицию и способы её выражения.







чтение наизусть, аналитическая беседа, выразительное чтение

«Челкаш»

46







Вн.чт.

М.Горький «Челкаш»



текст рассказа

Знать содержание рассказа. Уметь анализировать; выявлять авторскую позицию и способы её выражения.







аналитическая беседа, выразительное чтение

Н.А.Заболоцкий (сообщение)

Литература XX века

Николай Алексеевич Заболоцкий

47







Н.А.ЗаболоцкийСведения о жизни поэта. «Я воспитан суровой природой…», «Журавли», «Одинокий дуб», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться…»

Портрет Заболоцкого, иллюстрации, тексты стихотворений

Знать биографические сведения о писателе. Уметь работать с текстами лирических призведений, анализировать







выразительное чтение отрывков из любимых произведений автора

наизусть стихотворение

48







К.Г.Паустовский Лиризм прозы писателя. «Телеграмма». Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»)

Эпиграф, выставка книг, портрет писателя, текст рассказа, учебник, метод. лит-ра

Иметь представление о К.Г.Паустовском как о человеке и писателе. Знать историю создания рассказа. Уметь определять авторскую позицию, раскрывать своеобразие писательской манеры Паустовского.




К.Г.Паустовский «Золотая роза»

аналитическая беседа, сообщения (развитие монологической речи), словарная работа, выразительное чтение

перечитать рассказ

49







К.Г.Паустовский «Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе.

текст рассказа

Уметь определять авторскую позицию, раскрывать своеобразие писательской манеры Паустовского.







аналитическая беседа, словарная работа, выразительное чтение отрывков

подготовиться к письменной работе

50







РР Письменный ответ на вопрос: как решает автор проблему истинной человечности в рассказе «Телеграмма»?




уметь письменно высказывать свою точку зрения на поставленный вопрос







написание письменной работы

С/Ч «Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек».

51







Вн.чт. К.Г. Паустовский. «Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек».

тексты произведений

Уметь определять авторскую позицию, раскрывать своеобразие писательской манеры Паустовского.







аналитическая беседа, словарная работа, выразительное чтение отрывков

А.Т.Твардовский. Биография (сообщение)

Александр Трифонович Твардовский (3ч+1ч.РР+ 1ч.вн.чт)

52







А.Т.Твардовский Сведения о жизни поэта. «Василий Тёркин». История создания и композиция поэмы. Глава «Переправа»

Эпиграф, выставка книг, портреты поэта, текст поэмы, учебник, метод. лит-ра

Знать биографические сведения о поэте, основные вехи его творчества, творческий замысел, историю создания поэмы «Василий Тёркин»

история (события Великой Отечественной войны)

Стихотворения Твардовского, изученные в 7 классе

выразительное чтение, сообщения (развитие монологической речи), словарная работа

отрывок наизусть

53







А.Т.Твардовский «Василий Тёркин».Главы: «О награде», «Гармонь», «Два солдата». Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека.

Текст поэмы, учебник, метод. лит-ра, иллюстрации

Знать роль автора в лироэпическом произведении, обобщающий смысл главного героя

Хорей, антитеза, контраст

сообщения учащихся, аналитическая беседа, выразительное чтение наизусть

выразительное чтение глав

54







А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Главы: «Кто стрелял?», «Смерть и воин», «От автора»

Эпиграф, текст поэмы, учебник, метод. лит-ра, иллюстрации

Знать о роли автора в поэме, сходство и различие между автором и его героем

Повторение терминов: эпос, лирика, кульминация, сюжет, лирические отступления

выразительное чтение наизусть, устное словесное рисование

подготовиться к письменному ответу

55







РР Письменный ответ на тему: отношение автора к герою и событиям в поэме «Василий Тёркин»




уметь письменно высказывать свою точку зрения на поставленный вопрос







написание письменной работы

С/Ч «Василий Тёркин» (полный текст поэмы), «Я убит подо Ржевом…», «Армейский сапожник», «В тот день, когда окончилась война…», «О Родине» и др.

56







Вн.чт. А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» (полный текст поэмы), «Я убит подо Ржевом…», «Армейский сапожник», «В тот день, когда окончилась война…», «О Родине» и др.

тексты произведений

Уметь определять авторскую позицию, раскрывать своеобразие писательской манеры










В.М.Шукшин (сообщения о биографии и творчестве)

Василий Макарович Шукшин(3ч.+1 вн.чт.)

57








В.М.Шукшин. Сведения о жизни писателя.

«Дядя Ермолай»

Портреты и фотографии поэта, сборники произведений

Знать биографические сведения о писателе.

Уметь анализировать прозаическое произведение.










выразительное чтение, сообщения (развитие монологической речи), словарная работа, аналитическая беседа

перечитать рассказ

58







В.М.Шукшин.

«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?

текст рассказа

Уметь определять авторскую позицию, раскрывать своеобразие писательской манеры







выразительное чтение отрывков, аналитическая беседа

перечитать рассказ

59







В.М.Шукшин. «Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина.

текст рассказа

Уметь определять авторскую позицию, раскрывать своеобразие писательской манеры







выразительное чтение отрывков, аналитическая беседа

С/Ч : «Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик» и др.

60







Вн.чт.

В.М.Шукшин. «Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик» и др.



тексты рассказа

Уметь определять авторскую позицию, раскрывать своеобразие писательской манеры







выразительное чтение отрывков, аналитическая беседа

Вспомнить изученные стихи Н.Рубцова, биография (сообщение)

Николай Михайлович Рубцов (1ч+ 1 вн.ч)

61







Н.М.Рубцов. Сведения о жизни поэта.

«Русский огонёк», «О Московском Кремле», «Старая дорога», «Журавли», «Посвящение другу», «До конца»

Портреты и фотографии поэта, сборники стихов

Знать основные биографические сведения о поэте, основные вехи его творчества. Уметь анализировать лирические произведения.





Стихи Сергея Есенина

Выразительное чтение, аналитическая беседа, развитие монологической речи

наизусть стихотворение

62







Вн.чт. Н.М.Рубцов. «Во время грозы», «Жеребёнок» и др. стихотворения.

Сборники стихов

Уметь давать собственную оценку прочитанным стихотворениям.







Обсуждение стихотворений, выразительное чтение, чтение наизусть

наизусть стихотворение,

У.Шекспир. Биография (сообщение)



Зарубежная литература

Уильям Шекспир (2 ч.)

63







У.Шекспир. Сведения о жизни драматурга.

«Ромео и Джульетта» (избранные главы). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Сила чувств влюблённых, их преданность друг другу.

Портреты писателя, выставка книг, иллюстрации, текст трагедии

Иметь представление об эпохе Возрождения, о Шекспире как о человеке и писателе.

история – МХК – (эпоха Возрождения)




Сообщение, выразительное чтение по ролям, беседа

выразительное чтение по ролям

64







В.Шекспир. «Ромео и Джульетта» (избранные главы). Сила чувств влюблённых, их преданность друг другу.

Текст трагедии, иллюстрации к ней, эпиграф

Знать содержание трагедии, понятия конфликт, трагедия и трагический герой; раскрыть пафос пьесы







Словарная работа, работа с иллюстрациями, выразительное чтение по ролям

М.де Сервантес

Биография (сообщение),избранные главы



Мигель де Сервантес (2ч)




65








М.де Сервантес.

Сведения о жизни писателя.



«Дон Кихот». Душевное величие и наивная простота героя романа.

Портреты писателя, выставка книг, иллюстрации,

Иметь представление о писателе и его творчестве.

история (Испания 17 века)




Устный рассказ, словарная работа, работа с иллюстрациями, беседа, выразительное чтение

чтение избранных глав




66







М.де Сервантес «Дон Кихот». Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот- неумирающий образ мировой литературы

иллюстрации

Уметь определять авторскую позицию, раскрывать своеобразие писательской манеры







работа с иллюстрациями, беседа, выразитель

ное чтение



П.Мериме.

Биография .

«Черногор

цы»





Проспер Мериме (2ч.)




67







П.Мериме. Сведения о жизни писателя.

«Черногорцы», «Конь Фомы II»



портрет писателя, выставка книг, иллюстрации

Уметь определять авторскую позицию, раскрывать своеобразие писательской манеры, производить сравнительный анализ







Чтение, сопоставле

ние со стихотворе

нием А.С.Пушкина «Бонапарт и черногорцы», «Конь»


«Конь Фомы II»




68







П.Мериме«Конь Фомы II»

иллюстрации

Уметь определять авторскую позицию, раскрывать своеобразие писательской манеры, производить сравнительный анализ







Чтение, сопоставление со стихотворением А.С.Пушкина «Конь»

рекоменда

ция литературы на лето






69







Резервные уроки






















70







Резервные уроки