Морфемика. Способы словообразования. Разбор слов по составу - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Морфемика. Способы словообразования. Разбор слов по составу - страница №1/1

Два урока по теме «Морфемика. Словообразование» с применением ТИО. Урок №1 Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Учебник для 10-11 класса Москва «Просвещение» 2007 г.

Тема: «Морфемика. Способы словообразования. Разбор слов по составу» Цели: систематизировать и обобщить знания о значимых частях слов (морфемах) и основных способах словообразования; совершенствовать умения производить морфемный и словообразовательный анализ; сосредоточить внимание на наиболее трудных случаях морфемного анализа; воспитывать внимательное отношение к слову.

Оборудование: дидактический материал для самостоятельной работы, словари разных видов, теоретический материал для учащихся Проект урока

Этапы урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

2 мин.

Знакомит с темой и целью урока

Ставят себе цель ответить на вопросы и выполнить задания карточек, достичь той оценки, которую желают получить за урок

2.Активизация знаний

(подготовка к выполнению самостоятельной работы)



7 мин

Задаёт классу вопросы по теме

Отвечают на вопросы, приводят примеры

3. Самостоятельная работа по карточкам – задания разноуровневые

30 мин

Раздаёт разноуровневые карточки, консультирует, где это необходимо, оказывает индивидуальную помощь, проверяет задания

Выполняют задания на карточках, в случае необходимости обращаясь за помощью к словарям, учебнику, учителю.

  1. Рефлексия



  1. Домашнее задание

4 мин

Подводит итог, ставит обобщающие вопросы по теме и предлагает несколько устных заданий; выставляет оценки.

Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают результат
с желаемым

Пояснения к ходу урока

1. Организационный момент. Целеполагание. - С разделом «Морфемика и словообразование» вы знакомы из курса основной школы. На сегодняшнем уроке мы постараемся вспомнить изученный ранее материал, рассмотрим наиболее сложные вопросы словообразования, отметим, в чем заключается связь словообразования с другими разделами языка, проанализируем некоторые стилистические функции словообразования. В основном предстоит самостоятельная работа. Если у вас возникнут вопросы, можете обратиться к учебнику, теоретическому материалу, к учителю Выполнив ряд заданий, сможем выяснить, усвоена ли вами эта тема. У каждого из вас – карточка с тремя уровнями заданий, вы вправе выбрать любой уровень. Желаю успеха!

II.Фронтальный опрос-беседа с учащимися по вопросам (см. также вопросы в учебнике на стр. 59) -Есть необходимость напомнить вам теоретическую часть.


  1. Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают? 1

  2. В чем отличие корня от других морфем?

  3. Что такое однокоренные слова? Чем они отличаются от формы слова?

  4. Что такое приставка, суффикс, постфикс?

  5. Что такое основа слова?

  6. В какой части слова заключено лексическое значение?

  7. Какие части слова выражают грамматическое значение?

  8. Почему морфемы можно разделить на формообразующие и словообразовательные?

  9. Что такое нулевое окончание? Как его определить?

III.Самостоятельная работа с теоретическим материалом, карточками. Уровень на «3» 1Выпишите из текста бесприставочный глагол . Все пассажиры повскакивали со своих мест. Вскочила и Алиса. Лошадь высунулась из окна, после чего снова уселась на место и спокойно сказала: «Ничего страшного. Сейчас поезд будет прыгать через ручей. Все сразу успокоились. 2.Выделите в данных словах корни. Выпишите ряды однокоренных слов. Мороз, подморозить, правдивый, оправдать, оценивать, оценка, винный, повинность, кормёжка, кормовой, пояснение, ясность, любить, возлюбленный, наслаждение, сладкий 3.Выделите в данных словах окончания и основы. Укажите слова, которые не имеют окончаний. Серость, озером, навзничь, увлёкся, запах, читаю, вперёд, повернуть, направо, снова, догорал, слишком, прилежно, грустно, рекой, написан, шквал, оправдать, кормилец, морозец, моторист, ливень, издавна. 4. Продолжите цепочки слов. Обозначьте словообразовательные морфемы. А) суперзвезда, суперкласс, …, …, …; б) одесский, белорусский, матросский, …, …, …; в) придумывал, рассказывал, обманывал, …, …, …, . 5.С помощью словообразовательных цепочек покажите различия в морфемном составе слов: законность, готовность; центральный, вязальный; столярничать. Образец: труд - со-труд-ник - со-труд-нич-а-ть. 6. Объедините слова в словообразовательные цепочки. Печаль, запеть, опечалиться, отпечаток, пропечь, отпечатать, печалить, печать, петь, пропекаться, запевала, опечалить, печь, печатать, запевать, пропекать.

7.Укажите верную словообразовательную цепочку а) тихо – тихий – тишь – тишина в) моряк – морской – море – приморский б) цена – ценный – бесценный – бесценок г) учить- учитель- учительница- ученица 8. Укажите, где нужно везде писать букву ы ? а) ц…ган, ц…рк, ц…ркуль б) по…скать, пред…стория, сверх…нтересный в) нац…я, ц…кнуть, панц…рь г) без…дейный, раз…скивать, от…грать 9. По образцу напишите рассуждение о другом растении, предсказывающем погоду. Я срываю коленчатый стебель хвоща. На сломе выступила капелька – быть дождю. И вдруг за высокими кустами на реке что-то зашуршало, зеркальная поверхность омута запузырилась, посыпал мелкий тёплый дождь. (По А. Куликову) Уровень на «4» 1. Выпишите вначале изменяемые, затем неизменяемые слова, графически обозначьте морфемы. Гористый, красивее, временный, по-новому, написать, вовремя 2.Замените сочетания слов сложными словами и составьте с ними предложения. Определите способ словообразования . Громкий голос, звёзды падают, любовь к жизни, острый ум, широкие плечи. 2 3.Запишите не менее 15 слов, образованных путём сложения. 4.Составьте словообразовательные цепочки: безлюдно, похолодание, по-рыбацки. 5.Какие словообразовательные пропорции составлены неверно? А) выезжать: выезд = выходить: выход Б) сад : садовник = ель : ельник В) верблюд : верблюжонок = собака : собачонок Г) грести : гребец = петь : певец 6.Можно ли по морфеме определить часть речи? -ЕШЬ , -ИТ , -ОГО , -Л- , -ИЕ , -И И . Докажите. 7. В каком ряду в каждом слове есть приставка, корень, суффикс, окончание? а) приходит, осмотришь, вырубка, размеренный б) пастушка, обработаем, присматриваем, присуждение в) выходной, приморский, уборка, впереди г) разгадка, перегородчатый, высветленный, пригорают 8. Какое слово образовано безаффиксным способом? а) мышонок б) прибрежный в) немедленно г)сушь 9. В каком ряду во всех словах выделяется приставка до-? а)должнос…ной, долина, дольше б) долгий, доискиват…ся, добросовес…ный в)досрочный, доск…кать, донизу г)доблес…ный, достойный, доб…раться 10.Напишите рассказ «Уборка снега на улицах большого города», включив в него не менее 10 сложных слов. Уровень на «5» 1.Какой бесприставочный глагол можно подобрать к данному синонимическому ряду? Пропадать, провалиться, теряться, сгинуть, улетучиться, след простыл, в воду кануть, был таков. 2.В какой цепочке нарушена последовательность словообразования? А) играть – выиграть –выигрыш – выигрышный; б) бежать – пробежать – пробег – велопробег; в) варить – выварить – вываривание – вываривать; г) гореть – догореть – догорать – догорание 3. Разделите слова на две группы, учитывая функции выделенных морфем: а) слова со словоизменительными (формообразующими) морфемами; б) слова со словообразовательными морфемами. Делай-те, рас-трепать, леп-и-ть, величествен-ее, наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, висе-л-а, высоч-айш-ий, счаст-лив-ый, при-чудливый, де-маскировать, лис-ий, ярк-ий, мил-ейш-ий, красне-я. 4. Можно ли, не определяя часть речи, правильно разобрать по составу слова СТЕКЛО, КРАСИВО? Почему? Объясните графически 5. Упражнение на различение слов с членимой и нечленимой основой. Выпишите слова с членимой основой, обозначьте в ней морфемы. Восход, пример, деловой, переписать, добыча, поезд, сбор, крашеный, предел, отнести, прыгун, интерес, коварный. 6. Карточка – информатор. Часто бывает трудно определить способ образования сложных слов. Для этого лучше пользоваться алгоритмом: 1) Не образовано ли это слово лексико-синтаксическим способом? 2) Не суффиксация ли это сложного слова? 3) Это сложение основ в чистом виде или осложнено суффиксацией? Задание . Определите способы образования сложных слов: долгоиграющий, белоснежный, лесостепь, пароходство, чистосердечный, быстрорастворимый, железобетонный, сухофрукты. 3 7. Составьте словообразовательные цепочки: безлюдно, похолодание, по-рыбацки. 8.Какие словообразовательные пропорции составлены неверно? А) выезжать: выезд = выходить: выход Б) сад : садовник = ель : ельник В) верблюд : верблюжонок = собака : собачонок Г) грести : гребец = петь : певец 9. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? а) решение б) втёмную в) гостиная г) подговорить 10.Карточка – информатор. Каждый продуктивный аффикс обладает стилистическим «запалом», который чаще всего и определяет сферу употребления новых слов, их стилистическую окраску: -лк- (разговорный): раздевалка, ожидалка, умывалка, читалка; -ств-, -ний- (книжный): мужество, терпение, горение и т.д. Задание: подберите 2 группы слов( по 5 слов в каждой), где бы суффиксы придавали слову разговорную и книжную окраску. Слова из карточки-информатора брать не надо. 11. По образцу напишите рассуждение о другой птичке. К зяблику его имя не подходит совсем. Зяблик – значит должен зябнуть, мёрзнуть. А эта птичка прилетает к нам одной из первых, когда на улице ещё слякоть и нередки морозы и метели. Зяблик бойко прыгает по совсем ещё голым веткам, и никто не видел, что он хоть немножко мёрзнет. (По Ю. Дмитриеву) IV. Рефлексия. -Итак, все закончили работу по карточкам. Какие сведения по морфемике необходимо было вспомнить при выполнении заданий карточек? Что показалось вам наиболее сложным? А наиболее интересные задания? Над чем необходимо поработать на следующем уроке? Подберите слова к предложенным словообразовательным моделям.

ый
щик (барабанщик, бетонщик, фонарщик)

ат (полосатый, хвостатый, усатый)


ть

раз ыва (разглядывать, разбрасывать, раздумывать


Домашнее задание. Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов: впятером, замечтаться, пробег, привлекательность.


4