Многозначные слова - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Многозначные слова - страница №1/1

  Внеклассное занятие по русскому языку во 2 классе. Тема: Многозначные слова.

Цели: дать общее представление о многозначности слов, показать наиболее распространённые случаи переноса значений слов, прививать любовь к родному языку, развивать связную речь, воспитывать любознательность, расширять кругозор.
Ход занятия :

-Многие слова русского языка могут иметь не одно, а два, три и больше значений. Например, слово язык мы употребляем в значениях:

1) орган в ротовой полости человека и животных (орган вкуса);

2) этот же орган человека, при помощи которого он передаёт свои мысли;

3) средство общения;

4) разновидность речи, обладающая характерными признаками (газетный язык);

5) пленный, от которого можно получить нужные сведения (Разведчики привели языка);

6) металлический стержень в колоколе.

-Здесь мы выявили шесть значений этого слова. Значит, слово язык имеет многозначное значение. В многозначных словах одно значение выступает как основное, а другие как вторичные. Перенос названия осуществляется на основе сходства разных признаков и свойств. Явления действительности могут быть сходными по форме, цвету, характеру движений и т. д..

Многозначность слов является одним из свойств, свидетельствующих о богатстве, яркости и выразительности русской лексики. Слова в тексте могут употребляться как в прямом, так ив переносном значении.



Задание: Ребята, попытайтесь назвать значения таких слов: карандаш, огурец, диван, парта.

А теперь угадайте слова, значения которых вам будут названы. Запишите эти слова. Итак, какие это слова: 1) десятый месяц года, 2) шестой день недели, 3) орудие труда, которое служит обычно для забивания гвоздей, 4) лесные или садовые ягоды розовато-красного цвета, 5) лиственное дерево с белой корой. Вы быстро и правильно угадали слова. У всех этих слов только одно значение. Но не всегда так бывает. Вот послушайте стихотворение.



В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране.

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

(И. Токмакова. "В чудной стране")



Задание: Что означают употребляемые в этом в стихотворении слова язычок, глазок, горлышко, ножка? Какие ещё значения имеют эти слова?

Задание: Назовите три значения слова звёздочка. С ними вы познакомились на уроках чтения, читая стихотворения З. Александровой "Песенка про звёздочку" и А. Барто "Звёздочки на земле". Составьте три предложения с этим словом так, чтобы в каждом из предложений слово имело новое значение.

Итак, слова, которые имеют не одно, а несколько значений называются многозначными.

Теперь попытаемся найти такие слова в следующих стихотворениях:



- Не жалей пяточка, -

Говорит корова, -

Вы купите молочка

Вкусного, парного!

Поросята тут как тут:

- Нам по целой кружке! –

Пяточки свои суют

Маленькие хрюшки…

(А. Шибаев)

Бросил палку кверху Мишка:

- Падай в шапку с ели шишка! –

Шишка хлоп по голове –

Сразу шишек стало две.

(Е. Петрищева "Шишка")



Задание:

1).Какие значения имеют слова пятачок, шишка?

2).Чем похожи пятачок-монета и пятачок поросёнка, шишка ели и шишка на голове?

3).На какой вопрос отвечают и что обозначают слова спинка, ручка, язычок?

-Многозначными могут быть не только слова, обозначающие предметы, но и те, которые обозначают признаки и действия предмета.

Как вы думаете, какие предметы бывают острыми? Послушайте рассказ и подумайте, правильно ли вы ответили.



- Гриша, не бери нож. Обрежешься!

- Гриша, не бери вилку. Уколешься.

- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.

- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.

- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.

Засмеялся Гриша.

- Эх ты! Разве горчица острая? Она – горькая. Я ещё вчера лизал.

(Б. Рябинин "Острые вещи")

Задание:

1). Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?

2). Что из этих предметов можно назвать острым: саблю, перец, ножницы, лампу?

3).В каких случаях слово острый можно заменить словом горький.

"Прощай, мой чуб,

Ты брошен в суп" -

От горьких мук

Стал горьким лук.

(А. Шибаев)

Задание: Какие значения здесь имеет слово горький?

А теперь отгадайте загадку:



Он всюду – в поле и в саду,

Но в дом не попадёт.

Но никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

(С. Я. Маршак)



Задание:

1).На какой вопрос отвечает и что обозначает слово идёт?

2). Замените слово идёт в левом столбике подходящим по смыслу словами из правого столбика:

Мальчик идёт …льёт

Дождь идёт …едет

Машина идёт …шагает

Закрепление пройденного.

1. Послушайте внимательно:



И щёки горят огнём

И обувь горит на нём

Когда так говорят: горят щёки? горит обувь? Что ещё может гореть?

2. Закончите предложения: Петух клюёт … (что?); Рыба клюёт … (на что?), прослушав стихотворение.

Боится идти на рыбалку рыбак.

- Чего ты робеешь,

Скажи мне, чудак?

К реке не подходит



Трусишка Федот

С тех пор как прослышал,

Что рыба …

Клюёт.

(В. Татаринов "Федот")

3. Какие значения имеет слово точка из первого стихотворения и слово перемена из второго? Составьте по два предложения с каждым словом так, чтобы каждый раз у них было новое значение.

Достойна точка уважения

В конце любого предложения.

Не убежит из книжки строчка,

Когда стоит на страже точка…

Пусть строчка меньше муравья,

Она помощница твоя.

Дружок, я знаю это точно:

Должна быть в каждом деле точка…

(М. Пляцковский "Маленькое стихотворение о маленькой точке")



"Перемена, перемена!" - Семерых сбивает с ног.

Заливается звонок. Неужели это Вова,

Первый Вова непременно Продремавший весь урок?..

Вылетает за порог. Если он, то несомненно,

Вылетает за порог – С ним бо-о-льшая перемена!..

(Б. Заходер "Перемена")



Итог занятия.

-С чем познакомились на уроке?

-Что нового узнали?

Задание из «Угадайки».



Что делают часы?

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте.

-Как вы понимаете выражения: часы стоят, часы спешат, часы идут, часы отстают?

В каких случаях говорят: часы бегут?

-Сколько же значений может иметь слово?

-Как называются слова, которые имеют несколько значений?



Рефлексия.

-У меня в руках воздушные шары. Кому было интересно на уроке, тот выбирает любой шар. Если вы узнали что – то новое на уроке, вы надуваете их.