«Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни, цветы и травы, не подозревая о совершенстве их строения…». В этих скро - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни, цветы и травы, не подозревая - страница №1/1








Материалы о проведении внеклассных мероприятий

Учитель биологии высшей категории

Успенской МОУ СОШ №1

Воробьевская Елена Николаевна
с.Успенское

2008 год

-2-
«Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни, цветы и травы, не подозревая о совершенстве их строения…». В этих скромных, прекрасных словах К. Паустовского, наполненных смыслом, много сожаления и горечи по поводу недостаточного понимания природы, ее неразгаданных тайн и непоправимого ущерба, нанесенного ей человеком. Не выдержав антропогенного давления, навсегда исчезли с нашей планеты или сократились до угрожающего количества многие животные и растения. От этих мыслей становится грустно и тревожно. К счастью, не только специалисты-биологи понимают это. Природа, как ребенок, легко ранима и доверяется только любящим сердцам.

КАК НЕ ЛЮБИТЬ КРАСОТЫ ЭТИ,

ЕЕ ВОСПЕЛИ НАШИ ДЕТИ!

КАК НЕ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ- МАТЬ

ЕЕ НАМ НУЖНО ОХРАНЯТЬ!
МАТЕРИАЛЫ О ПРОВЕДЕНИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

В УСПЕНСКОЙ МОУСОШ № 1

В настоящее время на территории села Успенского и в его окрестностях земли почти полностью распаханы или преобразованы в агроценозы. На редких, еще сохранившихся участках, не использованных или слабо использованных человеком площадях, земли также находятся под воздействием антропогенных факторов, что приводит к обеднению их растительного и животного компонентов. На протяжении многих лет учащиеся Успенской МОУСОШ № 1 под руководством преподавателей участвуют в природоохранной работе, проводят научно-исследовательскую работу, мониторинг состояния окружающей среды, разрабатывают социальные экологические проекты по изучению и охране воздушного бассейна, изучают воздействие шума и электромагнитных колебаний на жителей села; занимаются исследованием растительного покрова,

- 3 -

животных, обитающих на территории села; разрабатываются меры по оздоровлению окружающей среды; проводится индикация чистоты воздуха с помощью лишайников; исследуется влияние подтопления после наводнения 2002 года. Во внеклассной работе постоянно прослеживается экологизация учебно-воспитательного процесса.



Ниже приведем внеклассные мероприятия, в ходе которых стараемся прививать детям нашей школы любовь к природе.

1. ВВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПРИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 9-КЛАССОВ

Программа элективного курса по биологии «Заповедники Российской федерации» составлена на основе программы курса «Заповедники Российской Федерации». Актуальность введения курса «Заповедники Российской Федерации» связана с все более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью общества и состоянием окружающей среды. При его изучении учащиеся углубляют свои знания об основных причинах создания заповедных территорий России. Изучение данного курса способствует формированию чувства патриотизма, пониманию общечеловеческих и личных ценностей и потребностей, пониманию единства общества и природы.

Курс направлен на развитие способностей учащихся, оценивать воздействие на окружающую среду всего комплекса факторов, связанных с природопользованием. Коммуникативно-ориентировочное обучение предполагает использование лекций, семинаров, дискуссий, игр, конференций, собеседований с учащимися по конкретным проблемам. Изучаем заповедники своего края.

И первом разделе рассматриваются общие вопросы об истории создания нормативных актов по сохранению всемирного природного и культурного наследия, передачи потомкам различных памятников природы и культуры наиболее пострадавших участках биосферы планеты образовавшихся в результате взаимодействия общества с


- 4 -

природой. Второй раздел посвящен заповедникам России, при его изучении дети знакомятся с особенностями особо охраняемых территорий.



ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА: Дать более глубокое представление о заповедниках, явлениях и процесс влиянии последних на другие типы процессов, происходящих в ландшафтной оболочке.

Создать условия для понимания учащимися проблем экологии заповедной зоны, способствовать развитию естественно-географического мышления, показывая зависимость многих современных процессов в ландшафтной оболочке от взаимодействия общества и природы на конкретной территории. Сформировать представление об особо охраняемых территориях России своего края и всего мира в целом. Научить детей чувствовать красоту природы.



Актуальность курса достаточно высока, о чем свидетельствует то, что помимо детей нашей школы, занятия посещают учащиеся и других школ района.
2. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СОШ № 1
ИЗУЧЕНИЕ ОЗЕЛЕНЕНИЯ СЕЛА

Как известно, растения в значительной степени влияют на состав атмосферы, создавая благоприятные условия для жизни человека. В среднем 1 га зеленых насаждений поглощает за 1 час около 8 л углекислоты. Дерево средней величины может обеспечить дыхание трех человек. Растения можно назвать и «пылесосами», так как они очень эффективно очищают воздух от пыли, особенно летом. Велика оздоровительная роль растений в селе, прежде всего тем, что они выделяют фитонциды (среди них – ель обыкновенная, черемуха, рябина, каштан конский и другие), которые подавляют развитии вредных болезнетворных бактерий. Растения создают микроклимат: испаряя много влаги с поверхности листьев, они как бы


- 5 -

регулируют влажность воздуха, что благоприятно влияет на организм человека. В нашем селе можно выделить несколько типов зеленых насаждений: Зеленые насаждения улиц; сельский парк; зеленые насаждения внутри жилых массивов; газоны; растительность окрестных оврагов, склонов, лугов, водная растительность ручьев, прудов. Нами в 2005 – 2007 гг. изучались насаждения, используемые для озеленения села. Наиболее подробно мы рассматривали растения сельского парка

Таблица

Формовой состав древесно-кустарниковых насаждений парка



Жизненные формы растений

Деревья

Кустарники

Всего

Хвойные

4

3

7

Лиственные вечнозеленые

-

1

1

Лиственные листопадные

29

15

44

Всего

33

19

52

Нам очень интересно остановиться на деревьях и кустарниках, которые имеют красивые и ароматные цветки, из них наиболее привлекательные: сирень (см. фото 2), рябина, спирея, вангутта, конский каштан, катальпа бигониевая. Эти растения рекомендованы нами для наиболее широкого использования в озеленении села, так как они не только создают благоприятные условия для физического здоровья людей, но и облагораживают их духовно.



ИЗУЧЕНИЕ ТРАВЯНИСТЫХ РАСТЕНИЙ СЕЛА

Все мы знаем полезность подснежника, пиона, белоцветника, ландыша. И, тем не менее, посмотрите на рынки, перекрестки, бойкие места, где торгуют … нашей Природой. Наживаются на ее беззащитности, молчаливой готовности идти всегда навстречу человеку. Легко и просто прийти в природу, сорвать, уничтожить то, что создано творчеством веков и тысячелетий, разрушить гармонию луга, красоту живой природы. И каждый раз мы ищем себе оправдание: «Вырастет! Ничего страшного,

- 6 -

невелика потеря». Нет! Велика! И невосполнима! И как сделать, какими способами убедить человека сохранить все живущее на Земле?

Объектом наших исследований были травянистые растения, произрастающие на близлежащих лугах в окрестностях села Успенского.

При наблюдениях и сборах растений нами были поставлены следующие цели:

Выявить видовое разнообразие данного фитоценоза;

Определить некоторые систематические категории собранных экземпляров и растений;

Отнести исследованные растения к одной из жизненных форм;

Отнести исследованные растения к одной из ресурсных групп;

Выяснить, каково обилие различных видов травянистых растений на данной территории, для выявления антропогенного влияния на данный биотоп.

Исследования проводились в летне-осенний период 2005-2007 гг.

По результатам наблюдений в период исследований нами было установлено, что видовое разнообразие трав на исследованной территории невелико. Рассматривая систематические характеристики, мы пришли к выводу, что наиболее часто встречаются растения из семейств – злаковые, сложноцветные, губоцветные, розоцветные; реже – лилейные, амарантовые, лютиковые, крестоцветные, мотыльковые, подорожниковые, норичниковые. Исследованный травостой в основном представлен многолетними травами, реже – двулетними (икотник серо-зеленый, синяк обыкновенный, щетинохвост шандровый) и однолетними (щерица запрокинутая).

Мы выявили, что многие травы, которые мы изучали, являются лекарственными (щавель конский, таволга обыкновенная, хмель вьющийся, зверобой продырявленный, тысячелистник обыкновенный), медоносными (икотник серо-зеленый, морковь дикая, синяк обыкновенный), пищевыми (лук скорода, хмель вьющийся), кормовыми (лисохвост луговой, клевер луговой), некоторые – ядовитыми (лютик едкий), красильными (зверобой продырявленный), сорными (щерица запрокинутая). Рассматривая обилие
- 7 -

растений различных видов, мы выявили, что наибольшую тревогу вызывает частота встречаемости таких растений, как росичка обыкновенная, лисохвост луговой, вейник наземный, лук скорода, хмель вьющийся, икотник серо-зеленый, клевер луговой, зверобой продырявленный, щетинохвост луговой, яснотка пурпурная, вероника длиннолистая, подорожник большой, так как большинство из них являются многолетними травами и некоторые – медоносными, лекарственными, кормовыми.

Очевидно, что уменьшение разнообразия видов и обилия трав связано с антропогенным воздействием на данный фитоценоз (вытаптывание, выпас скота, нерациональнее сборы трав, захламление косогоров). Все эти факторы, по нашему мнению, приведут, в дальнейшем, к массовому сокращению этих и других видов многолетних травянистых растений и их численности на исследованной территории.

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА СЕЛА

По районированию территории России по метеорологическому потенциалу загрязнения Успенский район относится к III зоне. Это зона повышенного загрязнения воздуха, характеризуется повторяемостью слабых ветров до 10-15 % зимой, до 25-30 % летом. Повторяемость приземных инверсий до 50-60 %, при их мощности зимой 0,6 - 0,8 км, а летом - 0,4 км. Общий фон естественной запыленности повышен. Более устойчивые зоны с повышенными концентрациями загрязнений возникают в местах активной жизнедеятельности человека. Антропогенные загрязнения отличаются многочисленностью источников их выбросов. Основными источниками загрязнения атмосферы являются промышленные предприятия, автомобильный, железнодорожный транспорт, котельные. Основными промышленными загрязнениями атмосферного воздуха в селе является: пыль неорганическая, окись углерода, сернистый газ, летучая зола, сажа, смолистые вещества, окислы азота, сахарная пыль, органическая пыль. Одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха являются выхлопные газы автотранспорта. Интенсивное движение


- 8 -

транспорта приводит к существенному загрязнению атмосферного воздуха окисями углерода, азота, альдегидами, углеводородами. Дизельные двигатели, кроме того, выбрасывают в атмосферу сажу, содержащую сернистый ангидрид, а разрушение этилированного бензина дает выброс в атмосферу различных соединений свинца. Система контроля за состоянием атмосферы в селе не организована. Данных периодических наблюдений, на основании которых можно привести сравнительные характеристики и обобщения, не имеется.

Для предотвращения значительного загрязнения воздушного бассейна предлагаем:

в целях неуклонного выполнения законов, постановлений и других нормативных документов по защите окружающей среды, создать в селе службу контроля, осуществляющую надзор за уровнем загрязнения вредными веществами атмосферы населенного пункта и промышленных зон; на промышленных предприятиях постоянно совершенствовать технологические процессы, устанавливать новое, усовершенствованное оборудование с меньшим уровнем выбросов примесей в окружающую среду.

Учитывая степень развития автотранспорта на перспективу, во избежание загрязнения атмосферы, предлагаем:

Организовать контроль над техническим состоянием транспортных средств;

Озеленить полностью все территории вдоль транспортных магистралей;

Улучшать дорожное покрытие, регулярно проводить ремонт автодорог.

Для уменьшения загрязнения воздуха взвешенными веществами котельных и печного отопления предлагаем ввод в действие центральной системы отопления и установления пылеулавливающей аппаратуры на трубах котельных.

НАМИ ИЗУЧАЕТСЯ ВОЗДЕЙСТВИЕ ШУМА И ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ КОЛЕБАНИЙ НА ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА
- 9 -
Для обеспечения нормативно-допустимого уровня шума в жилой застройке предлагаем: - вести строительство нового жилья на расстоянии не менее 100 м от железнодорожных путей; - соблюдать санитарно-защитные зоны между производственными предприятиями и жилой застройкой;

- уменьшать уровень звуковой мощности источника шума, что в условиях эксплуатации достигается заменой шумного, устаревшего оборудования, а при проектировании - соответствующим выбором менее шумного оборудования;- правильно ориентировать источник шума по отношению к жилой застройке; - запретить движение грузового транспорта по центральным улицам населенных пунктов;- уменьшить уровень электромагнитных колебаний на территории села.

Мероприятия по борьбе с электромагнитными колебаниями включены в планы оздоровительных мероприятий.

Основные из них:

Сокращение численности рабочих, занятых на работах с вредными условиями труда.

Проведение работ по реконструкции или капремонту на участках электромагнитных колебаний, с целью обеспечения оптимальных условий труда на рабочих местах с учетом требований и санитарных норм охраны труда. Снижение уровней шума и вибрации.



ИЗУЧЕНИЕ ЖИВОТНОГО МИРА СЕЛА

Наше село занимает обширную территорию, застроенную разнообразными по архитектуре, целевому направлению и различными по времени постройки зданиями и инженерными сооружениями, является местом обитания различных видов животных. Нами были проведены исследования синантропной фауны с целью изучения видового состава животных. Наиболее населенными объектами можно считать: сельский парк, крыши домов, подвалы, хозяйственные постройки, сады, газоны, окрестности села.

- 10 -

На территории села зарегистрировано свыше 50 видов насекомых, 3 вида амфибий, 5 видов рептилий, 42 вида птиц, 10 видов млекопитающих.



Основное ядро синантропной фауны составляют: серая крыса, домовая мышь, обыкновенная полевка, обыкновенный ёж, рыжая вечерница, обыкновенная жаба, прыткая ящерица, домовой воробей, сизый голубь, сорока, большая синица, сойка (см. фото 4), деревенская ласточка, черный стриж, грач. В окрестностях села можно считать доминирующими насекомых - представителей чешуекрылых, жесткокрылых, перепончатокрылых, из них можно выделить крапивниц, траурниц, павлиний глаз, махаонов, перламутровок, бронзовок, шмелей, шершней, пчел, многие из этих насекомых не только приносят пользу, но и радуют глаз, обогащая нас духовно.

На территории села встречаются в массе различные виды двукрылых (мухи, комары), перепончатокрылых (осы, пчелы), некоторые представители паразитарной фауны (блохи). Наиболее многочисленным видом рукокрылых в селе является рыжая вечерница, населяет преимущественно парк, встречается в зданиях, на окраинах. Хотим особое внимание уделить проблемам охраны животных, которые нас окружают, возможные пути сохранения численности животных, пытаясь убедиться в необходимости пересмотреть свое безразличное, а зачастую, небрежное и даже враждебное отношение к природе. Наступление человека на природу, к сожалению, продолжается. Не обошла эта проблема и наше село.



3. Кружок «Растения вокруг нас».
И вот эта красота нашим детям так нужна

Растения комнатные пригожие, в школе всегда ухоженные.
4. Изучение растений Успенского района, занесенных в Красную книгу России.

5. ПРОВЕДЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ НЕДЕЛЬ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ЦИКЛА В МОУСОШ № 1

- 11 -


Данный план наш показатель в изучении науки.

Знать и улучшать природу цель ребят, не зная скуки.

Место первое заняли в конкурсе «Подросте » мы,

А потом еще узнали,

Что неделя ( естественно-географического цикла) впереди.

Показать мы Вам решили, как ее мы провели,

Как предметы полюбили и природу полюбили

ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ЕСТЕСТВЕННО –ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ЦИКЛА (06.03.07-11.03.07гг.)

Тема: «Охрана окружающей среды»

Понедельник:

конкурс плакатов, рисунков, фотографий учащихся 6-10 классов.



Среда:

Конкурс «Экология в стихах» учащихся 6-10 классов.

Учитель - Сокова В.П.

Четверг:

Диспут «Мой дом - моя крепость» учащихся 10 -х классов.

Учитель - Воробьевская Е.Н.

Пятница:

1.Конкурс макетов учащихся 5-6 классы.

2.Урок - конференция «Загрязнение экосистемы»

Учитель: Воробьевская Е. Н.



Суббота:

Экологический КВН учащихся 6-х классов. Учитель Сокова В.П.



«ЭКОЛОГИЯ В СТИХАХ»
Равнодушных в школе нет,

Что не ученик - поэт,

Боль души находим в их глазах,

Отражение мыслей видим мы в стихах-

За страданье, что природа переносит,

За тот вред, что люди ей наносят.

Но прекрасное в природе верх берет,

И душа поэта к разуму зовет.
- 12 -

БАЛЛАДА О ТАЙНЕ ДЕРЕВЬЕВ

Однажды мальчишки в лес собрались,


Довольные все туда добрались.
Ребята играли, шутили, плясали,
На дереве дети ножами писали.
Тут маленький тополь ожил и сказал:
«Вам нечего делать, хотите скандал?»
От сказанных слов мальчуган закричал.
Такого ответа не ожидал.
А, может быть, шутку сыграли для нас?
А может мы в сказку попали сейчас?
Насколько известно нам с ясельных лет,
Деревья давно появились на свет,
И все это время, пока они тут,
Живут очень мирно, немыми растут.
Но, как же такое случиться могло,
Что дерево четко сказало само:
«Да, верно, ребята, всю жизнь я молчу,
Но сил моих нет, говорить я хочу.
По правде сказать, мы вес говорим
И вам в вашей жизни служить мы хотим»
Но тут, не успел тополек досказать,
Толкнула его тополинушка - мать.
« Что, сын, ты бормочешь, молчи наконец!
Какой же ты глупый, сыночек-юнец
Мы долго скрывали тайну свою
Пытаясь поддерживать нашу семью.
Бывало, что люди нас обижали,

Царапали ножиком, ветки ломали,


Пилили, рубили нас часто, сжигали

Но наши растения вечно молчали!

«Но как же возможно тут умолчать?

Ведь больно нам, мама,

Должны они знать!

«Прости, тополек, деревья простите,

Мы сделаем все, что вы захотите.

Нам стыдно, мы гак виноваты пред Вами,

Что мучаем вас, к сожалению, сами,

Ломали деревья, сжигали леса,

Не понимая, что это краса,

Созданье природы, живое вокруг.

И каждый для нас - замечательный друг.

Боль причинять вам, друзья, мы не будем

И ваши проблемы мы не забудем.

Пусть годы пройдут и вырастут детки,

Но тайну деревьев запомнят навеки. Поляновская А. 10 «А» класс
- 13 -
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВН
Для приветствия на сцену приглашается команда 7 "Б" класса
"Защитники природы".
Дайте в руки карандаш, чтобы написать рассказ

О планете, о Земле, о ее лесах, воде.

Как планету загубили, чувство доброе убили.

Стало страшно на Земле не спокойно, быть беде.

Без воды, конечно, плохо, но и воздуха охота

Людям мира подышать, но где чистого-то взять.

Пыль и копоть, сера, гарь устремляются все в даль,

Чтоб потом с дождем вернуться. Не успеешь оглянуться,

А уж лыса голова от кислотного дождя.
6. ВНЕКЛАССНАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ РАБОТА В НАШЕЙ ШКОЛЕ

Одно из направлений внеклассной практической природоохранной работы проходит в нашей школе под девизом «За сохранение природы и бережного отношения к родному уголку», привлечены учащиеся 6-9 классов. Целью мы обозначили проведение эколого-просветительской и природоохранной деятельности на территории Успенского района. Эта работа заключалась в следующем:



  • сбор теоретического материала

- о значении лесонасаждений;

- характеристики лесов нашего Краснодарского края;

- об опасности лесных пожаров;

- защита и охрана лесов.



  • практическая часть, которая выражалась в проведении природоохранных мероприятий:

- побелка деревьев

- защита от насекомых вредителей

- подготовка посадочного материала

- 14 –

- очистка пришкольного участка и территории парка от мусора

- очистка берегов реки Кубань

- развешивание кормушек, подкормка птиц



  • просветительская работа:

- проведение конкурсов плакатов, рисунков, макетов, поделок

- конкурсов стихов, рефератов, сочинений

- проведение внеклассных мероприятий (КВН, викторины, диспуты)

Значение леса для человека прекрасно выражается в двух словах: зеленый друг. Он не только источник разнообразного и ценного сырья, но и могучий страж здоровья, географической среды, защитная одежда планеты, главный производитель кислорода и основной поглотитель углекислого газа. Лес- украшение среды земли.

Но исторически сложилось так, что в течение многих веков человек при помощи топора и огня воевал с лесом. На смену топору пришла ручная пила. Затем механическая пила. За последние триста лет на земном шаре

уничтожена половина всех лесов. Конечно, сведение их под пашню, а также использование древесины на топливо помогало людям выживать в суровой борьбе с голодом и холодом. Но природе, да и самим людям был причинен громадный ущерб. Подчитано, что на каждого человека в течение его жизни расходуется около 200 деревьев среднего объема - на жилище, мебель, искусственные ткани, книги и другие нужды. Но давайте честно спросим себя: много ли деревьев каждый из нас вырастил за свою жизнь?

Да, нелегкая судьба выпала на долю нашего зеленого друга. Что же надо конкретно сделать, чтобы выправить это положение?

Учитывая громадное водоохранное, климаторегулирующее, почвозащитное и рекреационное значение горных лесов Кубани, было бы желательно, на наш взгляд , перевести их в первую группу, чтобы закрепить их защитную и санитарную гигиеническую роль.

Если же по каким-то причинам сейчас это сделать пока нельзя, то в соответствии с лесным законодательством необходимо строго следить, чтобы план рубок главного пользования не превышал научно обоснованной нормы. При этом следует резко поднять культуру ведения лесного хозяйства.

- 15 -


Если мы не равнодушны,

Не черствы и не бездушны,

На плохое не пойдем

И друзей себе найдем

средь растений и животных-

И людей не будет злобных.

Любим в лес ходить с друзьями,

побродили, поиграли,

Мы еще дружее стали.

На полянке хорошо.

И спокойно и светло.

Подурачиться охота после небольшой работы.

7. СБОР ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ

Колюч шиповник при цветении, но, плод полезен, без сомнения

А калина, хоть горька, Гипертоникам нужна.

8. УХОД ЗА ДЕРЕВЬЯМИ

Чтоб деревъя не болели, и росли и зеленели, их бумагой обернем, от вредителей спасем.

Вредным насекомым объявили бой: Белим мы деревья осенью, весной.

Оживет природа, в этом ей поможем и её богатства вместе приумножим!

Пенье птиц нас вдохновляет, все проблемы разрешает.

Прилетайте к нам кукушки, мы развесили кормушки.

9. ОЧИСТКА БЕРЕГОВ РЕКИ КУБАНЬ ОТ МУСОРА

Кубань - Матушка река подмывает берега. С лесом дружит много лет,

Но, к несчастью, человек реку нашу загрязняет, будто бы не понимает, что вода и все вокруг - это самый лучший друг, а друзей мы уважаем и в беде им помогаем

10. Конкурс поделок и рисунков: «MИP BOKPУГ HAC»
Мы в малом уголке России, стремимся сделать все красиво.

Беречь природу, охранять, прекрасное вокруг создать.

Рассмотрев важность проблемы в области природоохранной деятельности, был отмечен неподдельный интерес учащихся. Ребята понимают актуальность проблемы и принимают активное участие в



- 16 -

различных формах деятельности. Школьники активно участвовали в сборе лекарственных растений, очищении берегов русла Кубани от мусора, выращивании саженцев деревьев, проводили побелку деревьев и рыхление почвы вокруг них, сооружали биологические ловушки для насекомых вредителей, чем внесли огромный вклад в сохранение и приумножении природных богатств родного уголка края. Кроме того, просветительская работа в области эстетического и нравственного воспитания вопросов охраны и защиты окружающей среды и побудила к участию в конкурсах плакатов, рефератов, стихов по данной теме.



11. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
ПОДТОПЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛА УСПЕНСКОГО

При исследовании были поставлены задачи:



  1. выявить причины, вызвавшие подтопление земель;

  2. исследовать последствия подтопления;

  3. предложить методы по стабилизации уровня грунтовых вод;

  4. выявить организмы, появившиеся и распространившиеся после подтопления земель;

  5. определить влияние антропогенного фактора на режим грунтовых вод.

Актуальность проекта.

Исследование является актуальным, так как затронуло жизненно важные проблемы жителей с. Успенского, многие, из которых оказываются в сложной ситуации вследствие периодического выхода грунтовых вод на поверхность. Погреба, огороды, оказываются под водой, разрушаются фундаменты домов. Эти проблемы далеко не единственные, которые возникли с поднятием уровня грунтовых вод. В связи с подтоплением в с. Успенском и его окрестностях появились, а также распространились некоторые организмы. Беспокойство за будущее своего села побудило провести исследование, выявить причины подтопления земель и предложить методы борьбы с данным природным явлением.



- 17 -

Причины, вызвавшие подтопление.

1.Влияние рельефа.

2.Влияние геологического строения земной коры и горных пород.

3.Гидрологические особенности реки Кубань

4. Влияние климата.

Последствия подтопления.

Оползневые процессы стали угрожать жизни людей, проживающим в домовладениях, расположенных на данном участке. Последствия затопления земель сказались негативно на аграрном комплексе села. От вымокания и подтопления грунтовыми водами под урожай 2005 г. погибли озимый ячмень, озимая пшеница, рапс. В личных подсобных хозяйствах у жильцов погибли овощные и другие культуры. В течение двух лет они не имели возможности заниматься растениеводством. В настоящее время, в связи с уменьшением осадков почвы восстановили водный баланс и урожайность культур повысилась. В связи с подтоплением в с. Успенском появились новые виды организмов. В самом селе и его окрестностях были обнаружены Квакши обыкновенные и Белые грибы. Достаточно широко распространилась по берегам р.Кубань Череда трехраздельная, а в пойме – Щавель конский. Считаем, что распространение вышеуказанных растений играет положительную роль, т. к. они обладают целебными свойствами, а также их применяют в пищевой и дубильной промышленности.  


Следует отметить, что исследование подтопленных земель села Успенского имеет в своей природе ряд причинно-следственных связей, зависящих друг от друга. Предлагаемые методы можно считать необходимыми при стабилизации уровня грунтовых вод. Актуальным методом среди предложенных является устройство вертикального дренажа, так как дренажная вода может быть направлена на различные нужды. Например: поливка насаждений, мойка техники и др. Это принесет выгоду экономике села – будут задействованы вторичные ресурсы (безотходное производство). Вместе с тем проблему подтопления земель мы рассматриваем на уроках географии, кубановедения, химии, биологии,
- 18 -

социологии, так как данное природное явление влияет на окружающую среду, изменяет ее облик, отрицательно воздействует на ландшафт. Подтопление земель способствовало появлению новых организмов в селе и его окрестностях, а также более широкому распространению уже существующих. Сброс сточных вод отрицательно влияет на режим грунтовых вод. Проект по исследованию подтопления земель нашего села нами выбран не случайно. В будущем мы мечтаем стать архитекторами: строить дома, промышленные и другие объекты. Исследование показало, что без прочных знаний о природных явлениях, экономики, о возможных проблемах, возникающих при строительстве, невозможно создавать необходимые архитектурные сооружения и улучшать условия жизни на селе. Несмотря на капризы природных явлений, человеку свойственно бороться с трудностями и выходить из сложившихся ситуаций достойно.



МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

«Покрытие лишайниками-эпифитами древесных пород пойменного леса реки Кубань».

В последнее время усилился интерес ученых к лишайникам. Это вызвано все возрастающим антропогенным загрязнением природных сред, в частности, атмосферы — с одной стороны и чувствительностью лишайников — с другой стороны. Большой интерес представляют лишайники и как объект фонового экологического мониторинга.

Последние годы леса реки Кубань несут явные признаки деградации в свя­зи с антропогенным воздействием. Учитывая высокие индикаторные способно­сти лишайников и необходимость комплексного подхода к оценке состояния пойменных лесов, мы решили оценить степень окрытия лишайниками древесных пород-форофитов. Нами был обследован участок леса вдоль берега реки Кубань в окрестностях села Ус­пенского. Материалом наших исследований являлись эпифитные лишайники, кото­рые мы изучали на деревьях-форофитах методом непосредственного наблюде­ния за степенью покрытия лишайниками древесных пород. Мы выявили, что на данном

участке преобладают лишайники листоватого и накипного типа с серо-голубым или желтовато-оранжевым цветом слоевища, розетками, плотно

- 19 -

прилегающими к субстрату, причем, чем выше по стволу форофита, тем больше диаметр розеток лишайников-эпифитов.


12. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ТРОПИНКАМ НАШЕГО КРАЯ
Основной целью мероприятия в 6-ых классах являлась необходимость активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять объем природоведческих знаний о Краснодарском крае, воспитывать экологически культурную личность, способную любить родную природу, охранять и беречь ее.
13. ПОДГОТОВКА РЕФЕРАТОВ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ УЧАЩИМИСЯ СТАРШЕГО ЗВЕНА ПОМОГАЕТ ИМ ГЛУБЖЕ ВНИКНУТЬ В ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И СТИМУЛИРУЕТ ПРЕДЛАГАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ.

Некоторые темы рефератов:

- формирование экологического сознания у населения;

- нерациональное использование ядохимикатов и пути решения;

- совершенствование способов сельскохозяйственного производства;

- загрязнение вод и методы очистки


14. В 2006 – 2007 УЧЕБНОМ ГОДУ НА БАЗЕ НАШЕЙ ШКОЛЫ

СОСТОЯЛАСЬ ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПО БИОЛОГИИ.

В перечень вопросов входили задания экологической направленности:

Составьте пищевую цель, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумента третьего порядка в составленной цепи.

Учащийся 10 класса нашей школы Павлов Павел занял 3 место и теперь имеет приимущество при поступлении в данный ВУЗ.


- 20 -
Проблема охраны окружающей среды в наше время настолько актуальна, что мы постоянно продолжаем работу в природоохранной области и вводим в план работы исследовательскую деятельность. Привлекаем ребят и общественность к решению данной проблемы.

В небольшой работе невозможно рассказать о всех проблемах и путях решения этих проблем, о нашей роли в этом эколого-хозяйственном хитросплетении, но мы стремились, по возможности, шире осветить ту деятельность нашей школы, которая направлена на экологизацию учебно-воспитательного процесса. Если мы сможем научиться любить природу,

разумно пользоваться ее дарами, разбудим интерес к более глубокому изучению природы – значит, труд не был напрасным.

«Мы получили в наследство прекрасный и многообразный сад, но беда в том, что мы никудышные садовники. Мы не позаботились о том, чтобы усвоить простейшие правила садоводства. С пренебрежением относясь к нашему саду, мы готовим себе в не очень далеком будущем катастрофу, и, пожалуй, не хуже атомной войны. Из года в год по всему миру мы создаем пылевые пустыни, поощряем эрозию, сводя леса и подвергая луга интенсивному выпасу, загрязняем промышленными отходами одно из наших главных достояний – воду. Мы настолько оторвались от природы, что возомнили себя богами. Такое воззрение никогда не приносило добра».


РЕЗУЛЬТАТОМ ПРИРОДООХРАННОЙ РАБОТЫ НАШЕЙ ШКОЛЫ
ЯВЛЯЮТСЯ ЗАСЛУГИ УЧАЩИХСЯ И ИХ РУКОВОДИТЕЛЕ В
ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ЛЕТ:
ГРАМОТЫ,

ДИПЛОМЫ,

ПООЩРЕНИЯ