Методические рекомендации разработаны на основании Концепции госу­дарственных стандартов общего образования и содержат следующие мат - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по обеспечению здоровым питанием учащихся... 3 641.4kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... 4 925.58kb.
Методические рекомендации по обучению учащихся общеобразовательных... 9 1088.76kb.
Совершенствование навыка чтения у детей с ограниченными возможностями... 1 94.53kb.
Программа «Внутришкольный мониторинг как способ повышения успеваемости... 1 246.5kb.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с... 1 274.42kb.
Фундаментальное ядро содержания общего образования 1 68.86kb.
1. Настоящие Методические рекомендации о порядке подготовки и проведения... 1 81.14kb.
Методические рекомендации формирование культуры здорового питания... 6 1214.81kb.
Методические рекомендации по включению краеведческого компонента... 1 211.11kb.
Равенство отношений 1 89.82kb.
Лабораторная работа №4-2 (Н): определение радиуса кривизны плосковыпуклой... 1 157.17kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Методические рекомендации разработаны на основании Концепции госу­дарственных стандартов - страница №1/1

Использование интерактивной доски

в образовательном процессе как инструмента

организации деятельностного обучения учащихся

Бурдюкова Е.В., гл.методист ХК ИППК ПК

Настоящие методические рекомендации, необходимые для руководителей и педагогов образовательных учреждений, разработаны во исполнение поста­новления от 28.02.2008 № 67-пр «О дополнительных мерах по информатизации системы общего образования Хабаровского края» и решения коллегии мини­стерства образования Хабаровского края от 01.11.2008 г.

Методические рекомендации разработаны на основании Концепции госу­дарственных стандартов общего образования и содержат следующие материа­лы: интерактивная доска как инструмент для развития познавательных способ­ностей учащихся; интерактивная доска как инструмент для развития компе-тентностей учащихся; программные средства в поддержку урока с использова­нием интерактивной доски; критерии оценки использования интерактивной доски на уроке.

Методические рекомендации направлены на оказание помощи админист­рации и педагогам учебных учреждений в организации обучения учащихся с позиции деятельностного подхода.

Согласно стандартам второго поколения деятельностный подход реализу­ется через ориентацию на итоговые результаты образования, связанные с на­правлениями личностного развития и представленные в деятельностной форме. Это означает, что результаты общего образования выражены не только в пред­метном формате, но и должны иметь характер универсальных «надпредмет-ных» способностей, качеств, умений учащихся. Их можно определить как со­вокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способ­ность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и орга­низацию этого процесса.

Результаты образования достигаются в определенным образом организо­ванном образовательном процессе. Если рассматривать образовательный про­цесс как «область пересечения двух связанных между собой взаимодействий: учитель - ученик, с одной стороны, цели, задачи - учебные материалы и техни­ческая инфраструктура, с другой», то «качественное изменение учебных мате­риалов, связанных с развитием технической инфраструктуры, неминуемо вле­чет переосмысление целей образования, что в свою очередь приводит к измене­нию характера взаимоотношений между учителем и учеником. Это иллюстра­ция механизма возникновения инновации.».

В течение последних лет по реализуемым федеральным и краевым проек­там школы края оснащаются интерактивными досками различных типов. Этоновое средство обучения, которое, являясь технологическим новшеством, мо­жет стать инструментом, с помощью которого возможна организация интерак­тивного обучения, и стимулом «к решению педагогических (образовательных) задач высокого уровня».4 Эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.

Интерактивная доска - это монитор с возможностью ввода данных в ком­пьютер непосредственно с рабочей поверхности доски. Она соединяет в себе возможности компьютера, видеопроектора и тактильно-интерактивные функ­ции пользователя (учителя, учащихся). Ее интерактивность заключается в воз­можности реагировать на действия пользователя, совершаемые на ее поверхно­сти.



1. Интерактивная доска как инструмент для развития познавательных способностей учащихся

Интерактивная доска соответствует тому способу восприятия информации, ко­торым отличается новое поколение школьников, у которого гораздо выше по­требность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуля­ции.

Любые мыслительные операции основываются на простейших операциях визу­ального мышления. Основой визуального мышления выступает наглядно-действенное и чувственно-образное мышление, где при употреблении предмет­но-практических и чувственно-практических действий свойствами объектов в деятельности человека формируется построение предметного образа. Интерак­тивная доска помогает визуально отображать процесс мышления. Тактильное управление объектами по поверхности доски облегчает восприятие новой информации. Согласно исследованиям (Talia Konkle, USA) существует связь между визуальным и тактильным восприятием и моторикой. "Контактное зрение" позволяет видеть лучше: предмет, до которого дотрагиваемся, лучше воспринимается и визуально. Включение к зрительному анализатору ещё и кожно-мускульного через использование неподвижных и подвижных иллюст­раций, звуковых эффектов, заданий на тактильные ощущения, учитель активи­зирует у учащихся различные органы чувств, участвующие в восприятии ново­го материала.

Но интерактивная доска, благодаря заложенным в интерактивную доску возможностям, может стать инструментом, поддерживающим активные формы обучения только в случае организации учителем на уроке взаимодействия, по­стоянного обмена информацией между педагогом и учащимися. При этом она будет выступать как поле информационного обмена.Интерактивная доска является уникальной поддержкой в осуществлении обучения, при котором на нее выносятся:



  • материалы, демонстрирующие проблемную ситуацию;

  • материалы для организации обсуждения, дидактического диалога, эври­стической беседы, проблемной лекции;

  • материалы, являющиеся результатом работы групп с последующим об­суждением;

  • виртуальные лабораторные работы, модели, интерактивные схемы, ри­сунки, таблицы, диаграммы, карты;

  • интерактивные задания, тесты.

По-новому может быть организована работа с часто используемыми педа­гогами презентациями. Возможности доски позволяют вносить в демонстраци­онном режиме презентации изменения, дополнения, создавать новые слайды, на которые учащиеся могут записывать результаты своей деятельности. Совмест­но созданные материалы по необходимости могут быть: сохранены (и не только в формате презентации); использованы на последующих уроках; распечатаны для домашней работы учащихся.

Видеозапись всех действий, производимых на доске, позволяет педагогу создавать дидактические материалы для поддержки самостоятельного изучения или повторения учащимся учебного материала.

В таблице представлены некоторые возможности интерактивной доски для реализации обучения учащихся с опорой на развитие познавательных умений:




Познавательные умения

Действия, произво­димые на доске

Деятельность, организуемая при использовании ИД




Концентрация внимания


• затенение изобра­жения (инстру­мент «шторка»)

затенение заранее подготовленных выводов, вопросов для обсужде­ния, материалов для самопроверки и т.д., необходимых для просмотра в определенный момент урока






• «высвечивание» объекта (инстру­мент «прожек­тор»)

акцентирование внимания учащих­ся на нужном объекте (информа­ции) из всей совокупности инфор­мации, изображенной на доске, с целью его рассмотрения, обсужде­ния, анализа






• увеличение изо­бражения необхо­димого объекта (инструмент «лу­па»)

• детальный просмотр, наблюдение
объекта;

• обсуждение и анализ увиденного








• внесение пометок, замечаний, пояс-

• выделение основного из содержа­ния изображенной информации;






















































































няющих записей в демонстрируемый материал

• обсуждение информации;

• заполнение схем, таблиц и т.д.



Восприятие ин­формации

• демонстрация ра­нее сохраненного материала

актуализация знаний



• демонстрация тек­стов, изображе­ний, анимации, видеофрагментов, моделей

• создание на основе демонстри­руемых материалов проблемных
ситуаций;

• организация просмотра материалов (перед показом - формули­ровка задания, вопроса) во время дидактического диалога;

• показ материалов как подтверждение произведенных ранее выводов




• демонстрация ин­терактивных мо­делей, виртуаль­ных лаборатор­ных работ и за­пись полученных результатов

самостоятельное управление моде­лью (проведение виртуальной лабо­раторной работы) у доски учащи­мися: наблюдение за происходящи­ми изменениями, управление свой­ствами, запись полученных резуль­татов



• демонстрация ин­терактивных объ­ектов (рисунков, таблиц, схем и т.д.)

• организация дидактического диа­лога

Осмысливание информации

• демонстрация тек­стов, изображе­ний, анимации, видеофрагментов, сравнительных таблиц, графов, схем

• обсуждение демонстрируемых материалов;

• поиск и объяснение примеров, подтверждающих демонстрируемые материалы;

• поиск путей решения проблемы




• заполнение срав­нительных таб­лиц, графов, схем и др.

по рассматриваемым источникам (текстам) распределение информа­ции по группам



• демонстрация мо­делей

• обсуждение и анализ полученных результатов, формулировка выво­дов



• демонстрация ин- терактивных объ­ектов (рисунков, таблиц, схем)-

• объяснение демонстрируемых материалов;

• анализ информации;

• поиск и объяснение примеров,
подтверждающих демонстрируе­мые материалы










• демонстрация ин­терактивных за­даний

• применение изученных правил, материала;

• анализ материала задания;

• определение соответствия между объектами, понятиями и т.д.;

• осуществление выбора;

• решение задач;

• распределение объектов по груп­пам;

• конструирование информа­ции/объектов;

• моделирование объектов






Вспоминание

• затенение изобра­жения с после­дующим открыти­ем для просмотра

опрос, проведение дидактической беседы с необходимостью времен­ного скрытия информации






• демонстрация ра­нее сохраненного материала

актуализация знаний






• демонстрация ин­терактивных за­даний учителем

применение изученных правил, ма­териала




Сопоставление и противопостав­ление фактов и

явлений. Сравнение ново­го, с ранее из­вестным



• заполнение уча­щимися сравни­тельных таблиц по предложенным критериям

при обсуждении или самостоятель­ной работе учащихся:

• анализ информации;

• установление как сходства, так и отличия;

• сравнение с целью выявления главного, основного в явлениях,


событиях, процессах;

• сравнение, в процессе которого учащиеся конкретизируют общие


представления и знания об объекте






• составление срав­нительных таб­лиц, схем, графи- ков учащимися по критериям, опре­деленным само­стоятельно


при обсуждении или самостоятель­ной работе учащихся:

• анализ информации;



  • определение критериев сравне­ния;

  • установление как сходства, так и отличия;

  • сравнение с целью выявления главного, основного в явлениях, событиях, процессах;

• сравнение, в процессе которого учащиеся конкретизируют общие представления и знания об объекте





• демонстрация ил­люстраций, ани­мации, видео­фрагментов, тек­стов, схем, графи­ков, таблиц с по­следующим вне­сением записей, комментариев


при обсуждении или самостоятель­ной работе учащихся:

  • нахождение отличий объектов,

  • определение дополнительных свойств объекта;

  • сравнение с целью выявления особенного, отличительного;

  • установление как сходства, так и отличия;

  • сравнение с целью выявления главного, основного в явлениях, событиях, процессах;

  • сравнение, имеющее целью выяс­нить отношение учащихся к объ­ектам, дать оценку;

  • сравнение, в процессе которого учащиеся устанавливают причин­но-следственные связи между яв­лениями;

  • сравнение с целью прогнозирова­ния;

  • сравнение, в процессе которого учащиеся конкретизируют общие представления и знания об объек­те







Моделирование


  • построение чер­тежей, схем, фор­мул, таблиц;

  • перетаскивание объектов;

  • выделение объек­тов;

• демонстрация
объектов;

• работа в прило­


жениях Windows;

  • видеозапись создаваемых на доске
    материалов




  • описание задачи моделирования;

  • определение цели моделирова­ния;

  • анализ моделируемого объекта;

составление информационной модели: выясняются свойства, состояния, действия и другие характеристики элементарных объ­ектов, составляющих исходный объект устно, в виде схем, таб­лиц;

• представление информационной


модели в знаковой форме;

• эксперимент;

• анализ результата;

• корректировка модели-
































Умение система­тизировать и классифициро­вать информа­цию

• демонстрация ра­
нее сохраненного
материала;

• построение уча­


щимися схем для
поиска классифи-
кацион-ного при­
знака;

• заполнение таб­


лиц систематизи-
рую-щего харак­
тера (с заранее
подготовленными
критериями или
по критериям, оп­
ределенным в хо­
де обсуждения)

• просмотр, прослушивание ин­формации и определение (запись)
соответствия заданным критериям, признакам;

• просмотр, прослушивание ин­формации и заполнение (состав­


ление) схем,таблиц

Умение структу­рировать инфор­мацию

• составление блок-схем, опорных конспектов, пла­нов изучаемой учебной инфор­мации

просмотр, прослушивание инфор­мации и заполнение (составление) схем, опорных конспектов, планов к изучаемой информации

Умение прово­дить мысленный эксперимент

• запись результа­тов мысленного эксперимента

в соответствии с методикой прове­дения мысленного эксперимента
2. Интерактивная доска как инструмент для развития компетентностей учащихся

Используя интерактивную доску на учебном занятии как инструмент ото­бражения различной информации, учащимся предоставляется возможность: • выделять из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи;




  • проводить наблюдения (виртуальный эксперимент) по плану в соответ­ствии с поставленной задачей;

  • моделировать ситуации, процессы, явления в соответствии с поставлен­ной задачей, анализировать полученные результаты, делать выводы;

  • извлекать и систематизировать информацию по признакам, критериям и т.д.;

  • переводить информацию из графического представления в текстовое, устное и наоборот;

  • находить выводы и аргументы в предложенных источниках информа­ции;

  • оформлять свои мысли с соблюдением норм вспомогательной графики;

  • готовить выступления по плану на основе заданных целей.

Таким образом, педагог, используя возможности интерактивной доски, не­обходимые цифровые образовательные ресурсы и программные средства, мо­жет осуществлять развитие информационной и коммуникативной компетентно­стей учащихся.

3. Программные средства в поддержку урока с использованием интерактивной доски

Разработаны специальные электронные обучающие системы по различным предметам, предназначенные для работы с интерактивными досками. Такие системы можно разделить на виды:



  • Интерактивные плакаты.

  • Электронные пособия.

  • Компьютерные инструменты или среды.

Интерактивные плакаты - это программно-методические комплексы, которые содержат ролики, интерактивные модели, схемы, карты, рисунки, таб­лицы, видеоматериалы, звуковые определения, задания для интерактивного тестирования. Они позволят учителю повысить уровень визуализации учебно­го материала; разнообразить методы и приемы работы с классом; проводить фронтальную и групповую работу с учащимися; строить предметный диалог с учениками и многое другое. К ним можно отнести:

  • Экономическая география регионов мира. Разработчик: компания «Но­вый Диск».

  • Английский язык. Грамматика: части речи. Разработчик: компания «Но­вый Диск».

  • Русский язык. Части речи. Разработчик: компания «Новый Диск».

  • Графики функций. Разработчик: компания «Новый Диск».

  • Биология человека. 9 кл. Разработчик: компания «Новый Диск».

  • Молекулярная физика. Часть 1. Разработчик: компания «Новый Диск».

  • Анатомия и физиология человека. Разработчик: компания ЗАО "Обра­зование-Медиа".

  • Молекулярная физика. Разработчик: компания «Сервис Плюс Интегра­ция».

  • Биология человека. Разработчик: компания «Сервис Плюс Интеграция».

  • и т.д.

Электронные пособия. Эти программы ориентированы на учащихся средней школы и содержат оригинальные и увлекательные интерактивные за­дания, которые не только помогут систематизировать и проверить знания школьников, но и послужат развитию их аналитических способностей и креа­тивного мышления.

  • Нестандартные формы контроля знаний: работа с графическим мате­риалом, составление схем, таблиц и классификаций, подготовка докла­дов, ролевые игры и многое другое.

  • Интерактивный режим выполнения заданий, необходимость предвари­тельного обсуждения некоторых тем помогает строить предметный диа­лог учителя с классом и учеников между собой.

  • Характер заданий предполагает различные формы работы с ними: фрон­тальные, групповые, индивидуальные.

  • Богатый иллюстративный материал (анимация, интерактивные модели, схемы и т.д.) может использоваться на различных этапах урока: объяс­нение нового, актуализация знаний, обобщение и систематизация, кон­троль.

Примеры:

  • Комплект наборов ЦОР к учебным программам.

  • Физика, 7-9 классы. Интерактивные творческие задания. Разработчик: компания «Сервис Плюс Интеграция».

  • Химия, 8-9 классы. Интерактивные творческие задания. Разработчик: компания «Сервис Плюс Интеграция».

  • Биология, 7-9 классы. Интерактивные творческие задания. Разработчик: компания «Сервис Плюс Интеграция».

  • Химия 8-11 классы. Виртуальная лаборатория. Разработчик: Лаборато­рия системы мультимедиа.

  • Природа. Человек. Общество. Разработчик: ООО «ДОС».

  • Природа и Человек. Естествознание для начальной школы. Разработчик: ЗАО «Новый диск».

  • Открытая Физика. Разработчик: ООО «ФИЗИКОН».




  • Открытая Геометрия. Разработчик: ООО «ФИЗИКОН».

  • Открытая Биология. Разработчик: ООО «ФИЗИКОН».

  • Открытая Астрономия. Разработчик: ООО «ФИЗИКОН».

  • Открытая Математика. Разработчик: ООО «ФИЗИКОН».

  • Открытая Химия. Разработчик: ООО «ФИЗИКОН».

  • И т.д.

Компьютерные инструменты или среды. Учителя и учащиеся могут самостоятельно создавать разнообразные виртуальные модели, чертежи, прово­дить с ними эксперименты, моделировать различные задачи и в деталях изучать различные процессы. Особенности программы:

  • возможность варьирования условий протекания эксперимента вплоть до невозможных в реальности случаев;

  • автоматическое построение графиков;

• возможность сохранения и печати созданных моделей.
Примеры:

  • Физика, 7-11 классы. Конструктор виртуальных экспериментов. Разра­ботчик: компания «Сервис Плюс Интеграция».

  • 1С Математический конструктор. Разработчик: компания «1С:».

  • Виртуальный практикум по физике для средних учебных заведений. Часть 1, 2. Разработчик: ООО «ФИЗИКОН».

  • Виртуальный живой уголок. Разработчик: ООО «ФИЗИКОН».

  • Биохимия. Разработчик: ООО «ФИЗИКОН».

  • Экспериментальные задачи по механике. Разработчик: ООО «Кирилл и Мефодий».

  • Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве. Разра­ботчик: ООО «ДОС».

  • И т.д.

4. Критерии оценки использования интерактивной доски на уроке

Критерий 1. Использование интерактивной доски обеспечивает актив ную познавательную позицию учащихся

  • Учащиеся активно участвуют в работе с инст­рументами интерактивной доски;




40

41



Использование инстру ментов интерактивной доски (ИД)способствует развитию мыслительных умений, знаний по пред­мету, организации и про­ведению учащимися ос­мысленного исследования проблем, обозначенных в познавательных заданиях, проблемных вопросах


  • Использование инструментов ИД способству­ют:

  • организации изучения объектов, сравнения их свойств;

«осуществлению самостоятельного анализа наблюдаемых явлений, процессов,

  • осуществлению анализа результатов вирту­ально проводимых экспериментов и выявле­ния экспериментальных зависимостей,

  • построению обобщенных аргументированных выводов на основе информации, полученной из всей совокупности источников,

  • самостоятельности в определении адекватной формы и структуры предоставления инфор

мации в зависимости от цели ее предъявле­ния;

• Использование инструментов ИД позволяет


оперативно изменять подготовленные участни­
ками учебного процесса ход и результаты
учебной работы;

• Предлагаемые на ИД задания направлены не


только на расширение объема знаний, их
структурирование, интегрирование, обобщение
предметного содержания, но и на преобразова­
ние личного опыта каждого ученика;

• Содержание и форма информации, представ­


ленная на ИД, побуждает к обсуждению, раз­
вивает дискуссию;

• Используется продукт совместного творчества



Критерий 2. Целесообразность использования инструментов интерактив­ной доски

Использование инстру­ментов ИД способствует достижению целей урока, планируемых результатов обучения

• Применение инструментов ИД обеспечивает визуализацию изучаемого материала;

• Применение инструментов ИД экономит время на уроке;

• Применение инструментов ИД дает возмож­ность оперативно изменять предполагаемый ход урока;

• Использование инструментов ИД придает це­лостность уроку;

• Применение инструментов ИД обеспечиваетинтерактивность изображаемой информации

55


5. Ресурсы в помощь проведения учебных занятий с помощью интерактивной доски

  • Информационные технологии в образовании. Форум сайта «Педсовет» http://pedsovet.org/fomm/index.php7showforuirF 126

  • Интерактивные средства обучения. Сайт ХК ИППК ПК (ХабаВики) http://resource.irjpk.ru/mediawiki/index.php/HHTepaKTHBHbie средства обучения

  • Сетевое образовательное сообщество в "Открытом классе" http://www.openclass.ru/node/298

  • Сетевое образовательное сообщество в "Сети творческих учителей - INT» http://www.it-n.ru/communities.aspx7cat по=105 173&tmpl=com

  • Российская политиче­ская энциклопедия, 2008. - 128 с.

  • Интерактивные технологии. Сайт компании Polymedia http://www.smartboard.ru/view.pl?mid=l 140446759

  • Копилка конспектов-презентаций для использования интерактивной доски Smart Board http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/KonHnKa_KOHcneKTOB-презентаций_для_использования_ интерактивной_ доски_ Smart_Board

  • Копилка конспектов-презентаций для использования интерактивной доски Inter Write http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/KonMKa_KOHcneKTOB-презентаций_для_использования_ интерактивной_ доски_ Inter_Write

  • Сайт компании «Сервис Плюс Интеграция» http://www.spint.ru/SchoolBoard.asp

  • Руководство к использованию интерактивной доски InterWrite. Версия 6 / Сост. Е.В. Бурдюкова.- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2008.- 49 с. (http://www.ippk.ru/raznoe/byr/inter-6.doc)

  • Руководство к использованию интерактивной доски Smart Board / Сост.

Е.В. Бурдюкова . - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2009.- 51 с. (http://www.ippk.ru/ra2noe/byr/inter_doski/SmartBoad.rar)

Литература



  • Хуторская Л.Н. Информационная педагогика [Электронный ресурс] http://www.eidos.ru/journal/2002/0825.htm.

  • Буканова Н.А. Формирование умственного приёма сравнения у младших школьников в процессе решения разноуровневых упражнений по математике [Электронный ресурс] http://revolution.allbest.ru/pedagogics/0004321 l_0.html.

  • Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий: программа Intel «Обучение для будущего»: Учеб.-метод.пособие для студ.вузов. -М.: Интуит.ру, 2006. -С.71.

  • Каспржак А.Г. Информационное общество и школа: учебно-методические материалы к курсу повышения квалификации. - М.: