Методические рекомендации по сопровождению государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах в независимой форме по предмету - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информационный материал для родителей, выпускников 11 классов в период... 1 94.63kb.
Дата проведения 1 40.72kb.
Государственная итоговая аттестация 2012 план организации подготовки... 1 62.18kb.
Предварительный реестр 1 103.83kb.
Справка по итогам внутришкольного контроля за проведением государственной... 1 54.8kb.
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации в форме 1 82.06kb.
Методические материалы по общественному наблюдению при проведении... 1 312.02kb.
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников... 3 204.61kb.
Пояснительная записка Курс «гиа на 5» разработан мною на основе следующих... 1 122.29kb.
О демонстрационных версиях экзаменационных работ по математике 2011... 1 24.51kb.
Программа государственной (итоговой) аттестации выпускников по специальности... 2 577.96kb.
2. Сохранено право педагогических работников на досрочное назначение... 1 55.46kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Методические рекомендации по сопровождению государственной (итоговой) аттестации - страница №1/2



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке обучающихся

к государственной (итоговой) аттестации

по географии в новой форме

Содержание





Стр.

Введение

4-6


Анализ итогов государственной (итоговой) аттестации по географии 2012 года Саратовской области


7-17


Особенности структуры экзаменационной работы

по географии в 2013 году (проект)



18-19


Методические рекомендации по сопровождению государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах в независимой форме по предмету «География»

20-26



Примерные задания ГИА с комментариями

по предмету «География»



27-42


Приложения

43-52


Список литературы, рекомендованный для подготовки и проведения ГИА в 9-м классе

53-55


Введение
Данные методические рекомендации составлены с учетом организации учебного курса «География» на основе результатов итоговой аттестации выпускников девятых классов Саратовской области за 2011-2012 учебный год. Дается анализ типичных ошибок выпускников базового, повышенного и высокого уровней сложности. Предлагаются различные варианты организации предэкзаменационного повторения. В приложения включены задания и памятки для обучающихся.

Итоговая аттестация в 9-х классах, нацеленная на выявление не только уровня знаний учащимися отдельных понятий и положений, входящих в систему географии, но и умений использовать эти знания при анализе и оценке реальных общественных процессов и явлений, в известной мере, может свидетельствовать о степени социализации личности. Таким образом, говоря о подготовке обучающихся к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации никоим образом не имеется ввиду механическое натаскивание. Поскольку только хорошие знания курса географии во всех его аспектах являются основой успешной сдачи экзамена.

Назначение экзаменационной работы по географии за курс основной школы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по географии выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации.

Цель итоговой государственной аттестации в 9-х классах - улучшение качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение

Задачи проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в независимой форме:

- создание условий для осознанного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе;

- формирование единой объективной независимой системы оценки качества образования выпускников IX классов общеобразовательных учреждений;

- повышение ответственности общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования;

- выработка единого уровня требований педагогов к образовательным достижениям обучающихся;

- определение образовательного рейтинга выпускников IX классов общеобразовательных учреждений;

- формирование географической компетенции выпускников IX классов.

Завершение IX класса можно рассматривать как определенный рубеж в изучении предмета. Школьниками уже изучен достаточно широкий круг вопросов, образующих ядро географических знаний. Вместе с тем им предстоит определиться с направлением профильной подготовки в старшей школе. Полученные в ходе аттестации результаты могут стать в этой ситуации некоторыми ориентирами и для школьника, и для педагога.

Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к этому моменту, зафиксирован в обязательном минимуме содержания образования и в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Адекватно определить, в какой степени достигаются универсальные (независимые от используемых учебников, возможностей школы, количества выделяемых на предмет часов и т.п.) параметры и требования, установленные этими документами, позволяют единые контрольные измерительные материалы.

Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему подготовки выпускников девятых классов, повысить ответственность общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования.

География – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные (природные) и общественные (население, социальные вопросы, хозяйство) объекты и явления.

Общая цель географического образования школьников – сформировать всесторонне образованную личность, в более узком смысле эта цель заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.



Анализ итогов государственной (итоговой) аттестации

по географии 2012 года Саратовской области
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. № 1089).

Проверка знаний проводилась по основным содержательным блокам:

1) источники географической информации

2) природа Земли и человек

3) материки, океаны, народы, страны

4) природопользование и геоэкология

5) география России
Таблица 2

Распределение заданий по разделам обязательного

минимума содержания основного общего образования по географии


п/п

Разделы обязательного минимума содержания основного общего образования по географии

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного раздела от максимального первичного балла за всю работу,

равного 33



Источники географической информации

6

6

18%



Природа Земли и человека

7

8

24%



Материки, океаны, народы и страны

2

2

6%



Природопользование и геоэкология

2

2

6%



География России

14

15

46%




Итого

31

33

100%

По сравнению с 2011 г. в экзаменационной работе 2012 г. общее количество заданий увеличено с 30 до 31 задания. При этом максимальный первичный балл не изменился, так как задание № 24 (с развёрнутым ответом) оценивалось 1 баллом. Соотношение числа заданий с выбором ответа, с кратким и развернутым ответом изменено:19, 9 и 3 соответственно.

В экзаменационную работу 2012 г. не включено задание, в котором предлагается определить географический объект, названный в честь того или иного исследователя или путешественника; добавлено два новых задания. В одном из них требуется проанализировать данные климатограммы и определить на карте климатических поясов положение пункта, климат которого соответствует представленной климатограмме. В другом задании предлагается, применив умения чтения карт с помощью различных картографических способов, определить на физической карте высоты географических объектов.

В каждый вариант экзаменационной работы 2012 г. включались задания, проверяющие содержание всех основных разделов курсов географии за основную школу и основных требований к уровню подготовки выпускников.

В работе использовались задания базового, повышенного и высокого уровня сложности. Задания базового уровня имели планируемый процент выполнения 60-90%, повышенного уровня 40-60%, высокого – менее 40%. В задания включены умения работать с картами атласа, причем, не просто считывать информацию, а самостоятельно выбирать необходимые карты, находить в них требующуюся информацию. Содержание заданий проверяет географические знания, составляющие основу географической грамотности обучающихся, а также способность применять знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии.

В 2012 году на выполнение экзаменационной работы по географии отводилось 2 часа (120 минут). Экзаменационная работа состояла из 31 задания разных типов. Задания проверяли знания, составляющие основу географической грамотности выпускников, а также способность применить знания и умения контексте в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии.

Работа включала 19 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, 9 заданий с кратким ответом (из них 4 задания, требующие записи ответа в виде одного или двух слов; 5 заданий, требующих записи ответа в виде числа, последовательности цифр или букв) и 3 задания (15, 21 и 24) с развёрнутым ответом, в которых требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос. Максимально за выполнение всех заданий работы можно было набрать 33 балла.

Задания с выбором ответа и с кратким ответом проверялись путем сравнения ответов с эталонами. Задания с развёрнутым ответом проверялись экспертами в соответствии со специально разработанным перечнем критериев.

Выполнения задания в зависимости от типа и трудности оценивались разным числом баллов. Верное выполнение каждого задания с выбором ответа и кратким ответом оценивалось в 1 балл. За выполнение заданий с развёрнутым ответом (15,21) в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов.

Таблица 3

Шкала перечета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале


Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0-11

12-19

20-27

28-33

Все задания выполнялись с использованием одного общего источника информации – географической карты, статистических таблиц или текста. Особенностью ГИА по географии явилось то, что при выполнении работы разрешалось использовать географические атласы для 7, 8 и 9 классов (любого издательства), линейками и непрограммируемыми калькуляторами.

По результатам государственной (итоговой) аттестации IX классов в независимой форме средний балл в области по географии составил 61,2. В сравнении с результатами 2011 года средний балл по области повысился на 0,2 балла.

Для того, чтобы получить отметку «3», учащемуся было необходимо набрать 12 баллов, то есть 75% заданий базового уровня сложности. Невыполнение одного или нескольких заданий базового уровня могло быть компенсировано за счет выполнения заданий повышенного и высокого уровня сложности.

Отметка «4» выставлялась, если экзаменуемый набрал не менее 20 баллов, то есть выполнил все задания базового уровня и половину заданий повышенного уровня сложности.

Отметка «5» выставлялась, если выпускник набрал не менее 28 баллов, то есть выполнил все задания базового уровня и все задания повышенного уровня сложности. Невыполнение одного или нескольких заданий повышенного уровня могло компенсироваться частичным или полным выполнением заданий высокого уровня сложности.

Максимально за выполнение всех заданий работы можно было набрать 33 балла. Отличительной особенностью структуры экзаменационной работы по географии является то, что в ней не выделяются отдельные части в соответствии с типами заданий. Задания разных типов имеют общую нумерацию. Все задания выполнялись с использованием одного общего источника информации – географической карты, статистических таблиц или текста.

В целом можно констатировать достаточно высокий уровень подготовки экзаменуемых, но в то же время нельзя не обратить внимание на неполное достижение частью выпускников отдельных требований образовательных стандартов.



Типичные ошибки

При анализе итогов экзамена было обращено внимание на результаты выполнения работы всеми группами выпускников, принимавших участие в аттестации, и на отличия в степени географической подготовки экзаменуемых, получивших на экзамене разные отметки.

Из требования блока «Знать/понимать» на экзамене проверялось знание основных географических понятий и терминов, географических особенностей природы материков и океанов, народов Земли; различий в хозяйственном освоении разных территорий, особенностей географического положения РФ, природы, населения и хозяйства России, природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем и мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений и т.п.

Для проверки знания и понимания географических особенностей природы, населения и экономики мира и России использовались задания двух видов – на проверку непосредственно знания фактов и на понимание взаимосвязей и закономерностей природных, социальных и экономических явлений и процессов, и особенностей их проявления на конкретных территориях. Для интерпретации результатов аттестации важно иметь в виду, что при выполнении работы экзаменуемых разрешалось пользоваться атласами VII, VIII и IX классов, но при этом в заданиях не было указаний на необходимость использования атласов. Поэтому анализ выполнения заданий на знание фактов или пространственное распространение объектов не даёт возможности точно определить, знают их выпускники или умеют найти информацию в атласе.

В целом знания и понимания проверяемых в КИМ фактов и закономерностей можно считать сформированным у всех выпускников, получивших удовлетворительные, хорошие и отличные отметки за выполнение экзаменационной работы. Это продемонстрировали 93,4% выпускников, и даже 6,6% неуспевающих экзаменуемых. Содержание заданий (география материков или России, природа, население или хозяйство) при этом знания не имеет. Возможно, высокие результаты выполнения заданий на знание фактов и закономерностей связаны не только с усвоением вышеперечисленных тем, но и с высоким уровнем сформированности умения выбрать источник информации (для определения местоположения того или иного географического объекта, приграничных государств, наиболее крупных по численности городов России).

Из требований блока «Уметь» в экзаменационной работе 2012 г. проверялась сформированность умения находить информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли в источнике, представленном в виде таблицы или климатограммы. Результаты нахождения экзаменуемыми информации в этих двух источниках разные. Можно констатировать, что большинство участников экзамена (70-80%), даже неудовлетворительно подготовленные, могут найти конкретные явно представленные в таблице статистические данные. Несколько хуже результаты по чтению и анализу информации, представленной в виде климатограммы – примерно 45% всех тестируемых – успешно выполнили подобные задания. 6,6% обучающихся (617 человек) не смогли получить удовлетворительную отметку, не смотря на то, что для этого надо было набрать 12 баллов базового уровня.

Анализ результатов экзамена показал, что у значительной части обучающихся географические компетентности сформированы недостаточно. Полное усвоение требований стандарта к уровню подготовки показали 51,2% обучающихся, получивших на экзамене «4» и «5». Выпускники, получившие отметку «3», составляют значительную группу (39%). Они владеют базовыми умениями работы с источниками географической информации (картографическим, статистическим), знают и понимают основные географические термины и понятия, однако применять имеющиеся знания и умения для решения задач даже в незначительно измененных ситуациях они не могут. Следует усилить внимание к формированию основных знаний и умений у наименее подготовленных учащихся. Учителям целесообразно обеспечить в процессе преподавания дифференцированный подход к учащимся, позволяющий менее подготовленным более длительное время отрабатывать формируемые умения.

Выводы

В целом географическую подготовку выпускников IX классов, прошедших аттестацию, можно считать удовлетворительной. Выпускники в целом продемонстрировали сформированность умений, зафиксированных в Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования по географии. Большинство выпускников знают основные географические факты, понимают географические закономерности и умеют применить эти знания для решения конкретных учебных задач или проблем, связанных с повседневной жизнью, имеют представления о сущности и географии природных и социально-экономических явлений.

Выпускники основной школы могут извлекать информацию из различных источников – специальных географических (географических карт, климатограмм), а также из статистических таблиц, графиков; умеют выбрать источник географической информации для решения конкретной задачи и найти в нем нужную информацию, представленную в явном виде; умеют читать карту. Большинство выпускников понимают суть количественных географических показателей, изучаемых в школьных курсах географии, и могут определить их, выбрав необходимые данные. Более двух третей экзаменуемых могут делать простейший прогноз по карте погоды; выявлять эмпирические зависимости на основе анализа данных, интерпретировать информацию, представленную в текстовой, цифровой и условно-графической форме. Около 30-40% аттестуемых могут объяснить географические явления, установить причинно-следственные связи.

Однако объяснять особенности природы, хозяйства или экологических проблем конкретных территорий могут около трети выпускников, принимавших участие в аттестации.

В целом выпускники продемонстрировали лучшее усвоение материала по курсу «География России» в VIII-IX классах по сравнению с курсами школьной географии, изученными в VI-VII классах.
Особенности структуры экзаменационной работы

по географии в 2013 году (проект)
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2013 года следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2013 году. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2013 года, приведен в кодификаторе элементов содержания, размещённом на сайте www.fipi.ru.

Проект экзаменационной работы состоит из 30 заданий. Работа включает в себя 18 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных.

Работа содержит 9 заданий с кратким ответом (из них 3 задания, требующих записи ответа в виде одного слова или словосочетания, и 6 заданий, требующих записи ответа в виде числа, последовательности цифр или букв).

Работа содержит 3 задания (14, 20, 21) на которые следует дать полный развёрнутый ответ.

На выполнение экзаменационной работы отводится 120 мин.

Учащиеся должны быть обеспечены линейками, непрограммируемыми калькуляторами и географическими атласами для VII, VIII и IX классов (любого издательства).

Задания с выбором ответа и с кратким ответом проверяются путём сравнения ответов с эталонами. Задания с развёрнутым ответом проверяются экспертами в соответствии со специально разработанным перечнем критериев.

Выполнение задания в зависимости от типа и трудности оценивается разным числом баллов. Верное выполнение каждого задания с выбором ответа и кратким ответом оценивается 1 баллом. За выполнение задания с развёрнутым ответом (14, 20) в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов, выполнение задания 23 оценивается 1 баллом.

Максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационный работы – 32.

По сравнению с 2012 г. в экзаменационной работе 2013 г. общее количество заданий сокращено с 31 по 30, максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы – с 33 до 32. Соотношение числа заданий с выбором ответа, с кратким и развёрнутым ответами изменено: 18, 9 и 3 соответственно.

В экзаменационную работу 2013 г. не включено задание, в котором предлагалось определить наибольший по численности населения город России.

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности.

Значительная часть заданий экзаменационной работы в новой форме по типу аналогичны заданиям, использующимся в экзаменационной работе ЕГЭ.

В отличие от ЕГЭ, в экзамене в новой форме большее внимание уделяется степени достижения учащимися требований, направленных на практическое применение географических знаний и умений. Также важной для экзамена в новой форме является проверка сформированности умения извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карты атласов, статистические материалы, диаграммы, тексты СМИ).


Методические рекомендации по сопровождению государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах в независимой форме

по предмету «География»
Как показывают опыт проведения экзамена и анализ педагогической практики, позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся: работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний.

Результаты аттестации показали, что на протяжении всего периода обучения географии следует уделять больше внимания применению географических знаний для объяснения процессов и явлений, происходящих в реальной жизни. Для этого можно шире использовать данные СМИ о происходящих в мире событиях, и объяснять эти события с привлечением изучаемых географических знаний.

Необходимо уделять больше внимания отработке таких важных надпредметных и метапредметных умений, как чтение графиков и диаграмм разных видов. Анализ типичных ошибок чтения климатограмм показывает, что значительная доля ошибок связана с тем, что учащимся трудно прочитать графики с положительными и отрицательными значениями температуры воздуха.

Также для многих выпускников является проблемой использование разнообразных шкал, которые применяются для представления графических информаций (в частности, им трудно определить цену деления). Это показывает анализ ошибок при определении количества выпадающих атмосферных осадков по климатограммам, нахождении объекта по географическим координатам, при определении расстояний с помощью масштаба по карте. Это умение формируется в процессе изучения многих предметов, но, вероятно, требуется более последовательная и осознанная его отработка, в том числе и при изучении географии.

Такое умение, как выявление зависимости между географическим положением объекта и особенностями его климата по данным таблицы, и интерпретация этой информации также вызвало некоторые затруднения у учащихся. Можно предположить, что недостаточный уровень сформированности этих умений связан как с отсутствием во многих УМК заданий, направленных на формирование соответствующих умений, так и с нехваткой времени у учителей на их отработку. Очевидно, что ограниченность времени в VI классе и возрастные особенности мышления шестиклассников не позволяют обеспечить достижение большинством учащихся соответствующих требований стандарта к уровню подготовки выпускников. В связи с этим рекомендуется при планировании работы в VIII классе предусмотреть соответствующие виды деятельности учащихся при изучении тем «Различия вo времени на территории России» и «Климат России». При этом необходимое время возможно выделить за счет сокращения времени на отработку и проверку знаний фактологического характера.

Другой фактор успеха – целенаправленная работа по использованию всех видов заданий экзамена в учебном процессе как в обучающей, так и в контрольной функциях с учетом того, что в экзаменационной работе основными объектами проверки являются знания, умения, способы деятельности, предусмотренные нормативными документами и отраженные в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов.

В подготовке школьников в равной мере значимы как знания базового, фактического, понятийного материала, так и умение работать с географической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач. Вот почему рекомендуется уделять внимание этим элементам подготовки на всех этапах обучения в ходе текущего и итогового контроля.

Таким образом, успешная сдача экзамена в немалой степени зависит от организации в процессе обучения активной и разносторонней познавательной деятельности школьников в целях овладения ими всеми элементами подготовки.

Наряду с отмеченными выше факторами подготовки к экзамену, позитивную роль могут сыграть и специальные уроки предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно используются для активизации знаний учащихся по проверяемым в рамках экзамена элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы по географии и выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса.

В рамках предэкзаменационного повторения не представляется возможным охватить весь изученный материал. Задача состоит в том, чтобы привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, закрепить умение выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания. Обучающихся целесообразно ознакомить с планом экзаменационной работы.

Учитывая ограниченность времени при повторении важно, во-первых, остановиться на тех вопросах, которые наиболее широко представлены в вариантах экзаменационной работы, а во-вторых, уделить внимание тем вопросам, которые вызывают у девятиклассников наибольшие затруднения.

Можно предложить некий общий алгоритм предэкзаменационного повторения:

- определение внутри каждой темы круга проблемных вопросов для обязательного повторения;

- вычисление вопросов для беседы в целях актуализации и закрепления, ранее полученных знаний (в этой связи необходимо предусмотреть опережающие задания);

- обработка по теме, разделу типовых заданий базового и повышенного уровней.

Таким образом, основные задачи предэкзаменационного повторения заключаются в том, чтобы:

- представить учащимся обобщенную характеристику целей, содержания, особенностей экзамена в 9 классе по географии;

- помочь обучающимся обобщить, систематизировать содержание курса географии по основным его разделам, аспектно – содержательным линиям;

- привлечь внимание выпускников к наиболее сложным проблемам курса, дать рекомендации по выполнению заданий различных типов, входящих в экзаменационную работу;

- ознакомить учащихся с инструкциями по выполнению заданий, заполнению бланков ответов;

- дать выпускникам представление о характере оценивания ответов на задания различных типов и системы выставления баллов за них.

В основу предлагаемого варианта предэкзаменационного повторения положено содержание проверяемых на экзамене знаний. В соответствии с этим организуется повторение по следующим крупным содержательным блокам:

- источники географической информации;

- природа Земли и человек;

- материки, океаны, народы и страны;

- природопользование и геоэкология;

- география России.

В начале учебного процесса учитель проводит вводное занятие.

Это занятие предполагает рассмотрение вопросов общего характера: назначение государственного экзамена в 9 классах, структура и содержание экзаменационной работы, основные типы заданий и подходы к их выполнению.

Характеризуя часть 1, объясним выпускникам, что она содержит 18 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). Это задания базового уровня сложности, с помощью которых проверяются знания основных географических фактов и закономерностей, признаков географических объектов и явлений, умения описывать положение на карте этих объектов и ареалы распространения географических явлений, определять расстояние и географические координаты на картах и планах местности; умение извлекать из различных источников ( карты, статистические данные) информацию, представленную в явном виде.

Целесообразно на конкретных примерах показать учащимся особенности каждого вида заданий экзаменационной работы.

Часть 2 включает 9 заданий с кратким ответом (из них 3 задания, требующих записи ответа в виде одного слова или словосочетания, и 6 заданий, требующих записи ответа в виде числа, последовательности цифр или букв). Это задания повышенного уровня сложности, с помощью которых проверяются умения определять показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления на основе, предъявляемой в разном виде информации, степень проявления географических процессов на разных территориях по указанным признакам, сравнивать географические объекты и явления, выявлять эмпирические зависимости на основе данных, полученных в результате наблюдений.

Часть 3 состоит из 3 заданий с открытым развернутым ответом. Это задания высокого уровня сложности. Географические задачи с развернутым ответом строятся на материале курса географии основной школы. Их решение требует применения умений анализировать географическую информацию, представленную в разных формах; знаний о взаимосвязях между компонентами природы, населением и хозяйстве отдельных территорий. Назначение заданий высокого уровня сложности – проверка умения выпускников применять географические знания и умения в новых ситуациях для объяснения географических явлений и свойств географических объектов.

В ходе выполнения заданий подобных заданиям типа С необходимо сформированности способности увидеть в реальных ситуациях географические аспекты и применить школьные знания для их понимания и объяснения. Для этого необходимо понимать взаимосвязи, существующие между географическими объектами и явлениями, уметь выбрать в атласе карту, которая поможет найти информацию, необходимую для объяснения того или иного явления.

При подготовке к экзамену необходимо обращать внимание на формирование географической компетентности:

- умение в конкретной ситуации распознавать и формулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии;

- владение языком географии (термины, понятия, умение читать географические карты);

- умение привязывать событие к конкретному месту в пространстве;

- умение выделять географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы;

- умение сделать вывод и сформулировать правильный ответ.

Необходимым условием формирования географических компетенций является наличие у учащихся опыта решения различных проблем познавательного и практического характера и использованием широкого спектра знаний и умений, которые им дает школьная география. Поэтому наиболее органичным представляется планирование соответствующих видов деятельности учащихся на уроках обобщения знаний в конце изучения отдельных разделов и тем курсов школьной географии.

Поскольку географическая компетентность проявляется в реальных жизненных ситуациях, то необходимым условием реализации компетентностного подхода в обучении является моделирование ситуаций-контекстов.

Недостатки географической подготовки за курс основной школы требуют корректировки преподавания географии на всех этапах образовательного процесса: планирования, отработки и закрепления знаний, проверки и оценки знаний. Необходимо четко представлять, какие умения должны быть сформированы.

На этапе планирования результатов обучения по отдельным темам и разделам курсов школьной географии важно четко представлять, какие именно умения должны быть сформированы у учащихся в результате изучения той или иной темы.

Характер выявленных недостатков подготовки выпускников свидетельствует о том, что важные направления совершенствования преподавания географии связаны с этапом объяснения, отработки и закрепления знаний.

Общими для всех групп выпускников являются ошибки, связанные с неумением определить, какая информация является необходимой и достаточной для решения той или иной задачи.

При организации самостоятельной работы учащихся, направленной на формирование умений применять знания в измененной ситуации, большое значение имеет актуализация опорных знаний, необходимых для выполнения соответствующих заданий, определения алгоритма их выполнения.

Эффективна, например, такая работа: из таблицы, характеризующей демографическую ситуацию в регионах России, учитель удаляет строку с данными о показателе смертности и дает задания для слабых учащихся установить, какие данные необходимы для определения естественного прироста населения; для сильных учащихся – провести расчеты с целью сравнения плотности населения в отдельных регионах России.

Этап контроля позволяет проверить соответствие достигнутых результатов обучения поставленным целям. Проверка соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям проводится в рамках текущего, тематического и итогового контроля.

При организации контроля усвоения основных понятий рекомендуется уделять больше внимания использованию вопросов и заданий, проверяющих понимание общих понятий, отражающих изучаемые географические объекты и явления, умение привести их примеры, умение их применять.

Рекомендуется уделить внимание в учебном процессе элементам содержания. Целенаправленно формировать умения грамотно выразить свои мысли. Начиная с 5-го класса целесообразно определить темы, входящие в структуру экзаменационной работы и отрабатывать их.

5-6 класс – масштаб. Работа с топографической картой. Градусная сеть.




Примерные задания ГИА с комментариями
Задание выполняется с использованием приведенной ниже карты

  1. Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке.

В каком направлении от точки отдельно стоящего дерева находится вершина горы Малиновки?







  1. северо-западном 3) северном

  2. северо-восточном 4) восточном

На этом рисунке направление северо-юг соответствует направлению вверх-вниз, поэтому легко можно определить, что вершина горы находится к северо-востоку от отдельно стоящего дерева. Ответ – 4.

  1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до вершины горы Малиновки. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Ответ: _____________________________ м.

Измерив линейкой расстояние между точкой А и отдельно стоящим деревом получаем 2 см. Масштаб данной карты – в 1 см 100 м, значит в 2 см – 200м. Ответ:200м.



  1. Определите по карте азимут, по которому надо идти от отдельно стоящего дерева до вершины горы Малиновки. Ответ запишите цифрами.

Ответ: ____________________________ градусов.



Через точку, где находится отдельно стоящее дерево, на карте проводим прямую линию, параллельную направлению север – юг. В данном случае это вертикальная линия. Через основание дерева и точку, обозначающую самую высокую точку горы Малиновки, также проводим прямую линию. Полученный угол измеряем. Важно помнить, что азимут – угол между направлением на север и предмет, поэтому он всегда измеряется от направления на север вправо. В данном случае получается 50°.

Ответ – 50.




  1. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1 и 2, лучше выбрать для создания школьной спортплощадки. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

Эти задания проверяют сформированность способности использовать географические источники информации для решения конкретной жизненной задачи. Вначале следует подумать о критериях, по которым нужно выбрать более подходящее место для предлагаемого в задании объекта. В данном случае нужно разместить спортплощадку. Для нее нужно открытое и ровное место. Это участок 1. Он на ровной поверхности и расположен на лугу. Участки 2 и 3 расположены на довольно крутых склонах, играть в футбол, баскетбол и другие спортивные игры на склонах плохо. Участок 3 расположен в лесу, что делает его ещё более неподходящим. В экзаменационной работе следует чётко написать, какой участок лучший и объяснить почему. Для успешного выполнения заданий такого типа нужно знать условные обозначения топографических – луг, кустарник, лес, болото, вырубленный лес и пр. и уметь определять особенности рельефа по горизонталям.




  1. Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенести основу для построения профиля на бланк ответа № 2, используя горизонтальный масштаб – в 1 см 50 м и вертикальный масштаб – в 1 см 5м.

Прочитав текст задания, уточняем требуемый масштаб. Устанавливаем, что профиль нужно построить, используя горизонтальный масштаб в два раза больше, чем на карте (масштаб карты – в 1 см 100 м, масштаб профиля – в 1 см 50 м).Также обращаем внимание, что на карте горизонтали проведены через 2,5м, а на профиле в 1 см по вертикали будет 5 м (в 1 мм – 50 см).

Переносим на лист ответов основу построения профиля. Внимательно обозначаем высоту для точек А и В. А – 154, В – на высоте 145 м. Анализируя карту, находим, какие обозначения помогут определить высоты горизонталей (кроме обозначенных на основе профиля высот точек А и В). В данном случае на карте подписана горизонталь с высотой 150м и обозначена высота г. Малиновки – 156,0 (также подсказкой является то, что рельеф обычно понижается в сторону реки, и еще в числе 150, обозначающем высоту горизонтали, низ цифр показывает в сторону понижения рельефа). Далее по карте нужно определить, какие горизонтали пересекает линия А – В и на каком расстоянии находятся точки пересечения, а на основе профиля обозначить эти точки. Начинаем от точки А. Первая горизонталь, которую пересекает линия А – В, это горизонталь 155. Она находится на расстоянии 0,3 см от точки А (на рис. обозначена буквой а). Поскольку горизонтальный масштаб профиля в два раза больше масштаба карты, то на профиле это расстояние будет тоже в два раза больше 0,3см × 2 = 0,6см. Первая точка нашего профиля находится на высоте 155 и на расстоянии 6мм от точки А. Соединяем точку А с точкой. Далее линия А – В снова пересекает горизонталь 155 (точка b ). Это на расстоянии 3,2см от точки А (или можно определить расстояние от предыдущей точки пересечения – 2,9см). Значит, следующая точка профиля снова на высоте 155 и на расстоянии 3,2см × 2 = 6,4см от точки А. Обозначаем её. У нас две точки с высотой 155. Их можно соединить прямой линией, но по карте мы видим, что между этими точками высокая часть холма. Значит, лучше показать, что здесь рельеф повышается, и провести небольшую дугу. Но не показывать это повышение выше 2мм от линии 155 (т.к. самая высокая точка холма – 156м, т.е. всего на 1м выше нашей горизонтали, а в вертикальном масштабе профиля 1м = 0,2 мм). По карте видно, что на горизонтали 155м в месте пересечения b обозначен обрыв (эти условные знаки нужно знать). Его нужно обязательно обозначить на профиле. Его глубина на карте не показана, но явно меньше 2,5м – высоте сечения рельефа. Поэтому высоту выбираем произвольно, соизмеряясь с масштабом карты. Следующая горизонталь, которую пересекает линия А – В, 152,5м. Точка пересечения (на рис. обозначена с) находится на расстоянии 0,7мм от точки b,на профиле это будет 1,4см. Обозначаем точку, рисуем понижение рельефа. Следующая горизонталь 150м пересекает линию А – В в точке d. Она расположена на расстоянии, 1,1см от точки c, т.е. на профиле обозначаем ее через 2,2см. Точка e имеет высоту на 2,5м ниже 150 – 147,5. Она расположена на расстоянии 0,5см от точки d, на профиле это 1см. Соединяем все точки.

Ответ:





В данном примере для ясности нарисованы вспомогательные линии. В чертеже, являющемся ответом на экзамене, они не обязательны. Но если вы их нарисовали, стирать их не нужно.

На экзамене лучше строить профиль аккуратно. Важно знать условные обозначения форм рельефа (оврага, обрыва, ямы, карьера), путей сообщения (просёлочной, грунтовой, железной дороги), зданий (церкви, школы, фермы, дом лесника, завода), других объектов (колодца, ветряной электростанции и пр). Прежде чем начинать вычерчивание профиля, целесообразно проанализировать общее направление близко друг к другу – склон круче, где далеко – склон более пологий. Если линия рельефа пересекает круговую горизонталь, посмотреть, как изменяется рельеф между точками пересечения – повышается или понижается. Важно сразу установить, какие особенные формы рельефа пересекает линия профиля. Перед началом, еще раз прочитав текст задания, уясните, отличается ли масштаб профиля от масштаба карты. Если да, то не забывайте переносить измеряемые по карте расстояния в требуемый масштаб. При вычерчивании профиля лучше тщательно вымерять все расстояния, каждый раз определять высоты точек.

6-7класс – взаимосвязь рельефа строения земной коры, полезные ископаемые. Распределение поясов атмосферного давления.
Задания повышенного уровня сложности

Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.



Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке



увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего).
Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

А) песок


Б) известняк

В) песчаник

Ответ
Для решения таких задач нужно внимательно прочитать вопрос и определить характер последовательности, т.е. в порядке увеличения (возрастания) или уменьшения (убывания) предлагается выстроить ответ. Для решения данного примера следует помнить, что чем ниже расположен слой горных пород, тем он древнее (старше).
Построение профиля рельефа по карте

Изображение рельефа на картах. Рельеф на картах изображается горизонталями, особыми условными знаками и отметками высот.

Горизонтали – линии на карте, вдоль которых все точки земной поверхности имеют одинаковую абсолютную высоту. Разность двух высот соседних горизонталей называют сечением рельефа. Чем меньше сечение рельефа, тем он изображен подробнее. Величина сечения рельефа зависит от масштаба карты и характера самого рельефа. Наиболее подробно рельеф изображается на топографических картах. Например, на карте масштаба 1:25 000 (в 1см 250) сплошные горизонтали проведены через 5м, а на карте масштаба 1:100 000 (в 1см 1км) применяют сечение рельефа 20м для равнинных территорий и 40м для горных. На мелкомасштабных картах обычно применяют неравномерное сечение рельефа: более частое в равнинных районах и укрупненное в горных областях. Так, на физической карте России масштаба 1:25 000 000 горизонтали проведены на высоте 0, 200, 500, 1000, 2000, 3000, 4000. Так же показаны изобаты (изолинии глубин).

По горизонталям можно легко определить абсолютную высоту любой точки земной поверхности и относительную высоту двух точек (превышение одной над другой). Горизонтали также помогают определить крутизну склонов. Чем ближе расположены горизонтали одна к другой, тем круче склон. Дополнительную информацию о рельефе на топографических картах дают бергштрихи – небольшие штрихи, проведенные перпендикулярно горизонталям, указывающие, в какую сторону идет понижение рельефа. Для изображения форм рельефа, не выражающихся горизонталями (например, резких уступов, обрывов, оврагов и т.п.) применяются специальные условные знаки.

Абсолютные высоты вершин или впадин на картах подписывают цифрами. Например, число 8848 около точки, обозначающей гору Эверест, означает, что её абсолютная высота 8848 м. Абсолютные высоты указываются в метрах.
Изображение холма горизонталями

8 класс – Разница во времени на территории России. Новые часовые пояса. Климатообразующие факторы. Взаимосвязь природы и человека.

9 класс – Субъекты Федерации. Агропромышленные ресурсы. Импорт и экспорт. ВВП. Географический прогноз.

По этим темам целесообразно проводить срезы знаний (небольшие письменные работы, тесты, зачеты). Тестовые задания могут быть индивидуальные или в небольших группах. Ответы должны обсуждаться. Ответы на мини-тесты должны писаться 5-7 мин.

При изучении на базовом уровне разделов географии «Природа Земли», «Население России», «Источники географической информации» целесообразно проводить тестирование.

Успешность выполнения экзаменационной работы во многом определяется тем, насколько девятиклассники знакомы и умеют выполнять все типы заданий. Вот почему рекомендуется включать эти задания в учебный процесс и в качестве обучающих, и в качестве контрольных.

Подобный анализ различных типов заданий готовит школьников к экзамену. В рамках предэкзаменационного повторения обобщенная характеристика, всей работы будет полезна для выпускников.

Анализ результатов экзамена подтвердил правомерность выбранных подходов к созданию контрольно измерительных материалов с учётом требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии.

При подготовке к экзамену целесообразно продолжить работу по формированию и совершенствованию у выпускников умений работать с различными источниками географической информации и применять знания и умения для решения конкретных задач.

Результаты аттестации показали, что на протяжении всего периода обучения географии следует уделять больше внимания применению географических знаний для объяснения процессов и явлений, происходящих в реальной жизни. Для этого можно шире использовать данные СМИ о происходящих в мире событиях и объяснять эти события с привлечением географических знаний.

Следует уделять больше внимания отработке таких важных надпредметных и метапредметных умений, как чтение графиков и диаграмм разных видов. Анализ типичных ошибок при чтении климатограмм показывает, что значительная доля ошибок связана с тем, что учащимся трудно прочитать графики с положительными и отрицательными значениями температуры воздуха.

Также для многих выпускников является проблемой использование разнообразных шкал, которые применяются для представления графической информации (в частности, им трудно определить цену деления). Это показывает анализ ошибок, допущенных при определении количества выпадающих атмосферных осадков по климатограммам, при нахождении объекта по географическим координатам, при определении по карте расстояний с помощью масштаба. Умение пользоваться шкалой формируется в процессе изучения многих предметов, но, вероятно, требуется более последовательная и осознанная его отработка и при изучении географии.

Такое умение, как выявление зависимости между географическим положением объекта и особенностями климата по данным таблицы и интерпретация этой информации, также вызвало некоторые затруднения у учащихся. Можно предположить, что недостаточный уровень сформированности этих умений связан как с отсутствием во многих учебно-методических комплектах заданий, направленных на формирование соответствующих умений, так и с нехваткой времени у учителей на их отработку. Очевидно, что ограниченность количества учебных часов по географии в VI классе и возрастные особенности мышления шестиклассников не позволяют обеспечить достижение большинством учащихся соответствующих требований стандарта к уровню подготовки выпускников. В связи с этим, рекомендуется при планировании работы в VII классе предусмотреть соответствующие виды деятельности учащихся при изучении тем: «Различия во времени на территории России», «Климат России». При этом необходимое время можно выделить за счет сокращения времени на отработку и проверку знаний фактологического характера.

В целом материал по экономической и социальной географии усвоен выпускниками IX классов лучше, чем по физической географии. Это проявляется и в усвоенности понятий, и в понимании связи между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов России, и в сформированности умения устанавливать причинно-следственные связи. Так, понятия физической географии (режим рек, антициклоны) усвоены хуже, чем демографические понятия (воспроизводство населения, миграция населения). Также для учащихся оказывается несколько труднее определять по описанию (слогану) регион России, если в этом описании преобладают особенности природы, а не хозяйства. В связи с этим, рекомендуем уделять больше внимания взаимосвязи природных и экономических явлений при изучении географии России, особенно ее регионов. Целесообразно несколько больше акцентировать внимание на уникальности черт природы различных регионов.

Еще одно направление подготовки к экзамену по географии – формирование более четких пространственных представлений о размещении типов почв и природных зон на территории России. Эта рекомендация основана на анализе типичных ошибок, допущенных в экзаменационных работах (около 45% выпускников не знают, в каких регионах России почвы наиболее плодородны, около 40% считают, что Ямало-Ненецкий АО находится в зоне тайги). Также можно предположить, что такие ошибки связаны с незнанием расположения субъектов РФ (хотя по другим заданиям этого не выявлено) или с тем, что у учащихся слабо сформировано умение использовать карты природных зон или почвенные карты атласов (для выполнения заданий другого содержания учащиеся используют карты атласов более успешно).

При изучении рельефа и геологического строения любой территории в VI, VII или в VIII классах необходимо больше внимания уделять формированию представлений о последовательности залегания слоев горных пород. Это важное мировоззренческое представление должно быть сформировано у большего количества выпускников. Очевидно, что для формирования соответствующих представлений не требуется большого количества учебного времени. Достаточно просто акцентировать внимание учащихся на названной выше закономерности. Причем сделать это можно не только при изучении темы «Горные породы» в VI классе, но и при изучении рельефа и геологического строения любой территории в VII или в VIII классах.

Рекомендуем обратить больше внимания на формирование географических понятий, причем проверку их сформированности проводить не в форме воспроизведения определения, а в форме какой-либо деятельности (выделить признаки, узнать проявление, рассчитать показатель и т.п.). Эта рекомендация основана на анализе ошибок, допущенных при определении средней плотности населения, рождаемости, годовой амплитуды температур воздуха, а также при узнавании проявления демографических процессов (35% учащихся путают понятия «возрастная структура населения» и «воспроизводство населения»).

Ввиду недостаточного уровня сформированности знаний о факторах размещения отдельных производств, например производства азотных удобрений, предприятий передельной металлургии, а также понятия ЭГП (лишь 15% выпускников продемонстрировали знание особенностей ЭГП г. Россошь, повлиявших на решение о размещении ОАО «Минудобрения» в этом городе, и столько же выпускников имеют верное представление об особенностях хозяйства Дальнего Востока, объясняющих экономическую целесообразность размещения в Комсомольске-на-Амуре предприятия «Амурсталь»), требуется больше внимания уделять этим вопросам при изучении регионов России.

К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, относится метод проектов, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. В процессе работы, над проектом обучающиеся создают презентации, которые помогают им подготавливаться к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме в девятых классах.

В течение учебного года, подготавливаются презентации для создания электронного образовательного справочника на уроках географии в 6-9 классах.

Перед обучающимися учитель ставит задачу по созданию презентации по изучаемым темам. Так, например, в шестом классе это могут быть следующие темы:


  1. Источники географической информации.

  2. Земля – планета Солнечной системы.

  3. Литосфера и рельеф Земли.

  4. Гидросфера Земли.

  5. Атмосфера Земли.

  6. Биосфера Земли.

  7. Географическая оболочка Земли.

  8. Земля – планета людей.

Мультимедийные презентации могут создаваться в течение уроков отводящихся на изучение определенной темы, в программе Power Point. Исходя из задач, содержания и хода уроков, обучающиеся выбирают материал с помощью учителя: даты, факты, географические понятия. Для создания такой презентации отбирается необходимая информация, которая входит в федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Презентации, помогают обучающимся излагать учебный материал, формируют навыки наблюдения, обеспечивают систематизацию материала и прочное усвоение новых знаний, повышают интерес к предмету. Подготовленная презентация позволяет учителю сократить время при проверке домашнего задания и ускорить изложение нового материала.

При завершении изучения начального курса географии в 6 классе, накапливается определённое количество презентаций, которые можно соединить в электронный образовательный справочник по подготовке к государственной (итоговой) аттестации по географии в 9 классе в независимой форме.

Такая деятельность способствует развитию системного мышления, аналитических способностей школьника, интеграции учебных дисциплин, поднимает на новый уровень взаимодействие учителя и ученика.

Метод проектов с применением информационно-коммуникативных технологий способствует активизации ученика. Обучающиеся приобретают навыки работы с разными электронными носителями, а так же умения выделять главную мысль текста, ориентироваться в современном информационном пространстве.

Работая над проектом, ученик привлекает все доступные медийные средства: компьютер, видео- и аудиотехнику, Интернет.

Использование разнообразных источников информации, часто требующих сопоставления и подтверждения, стимулирует ученика на более осмысленное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать необходимую информацию, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень интегрированных, межпредметных связей и надпредметных понятий.

Таким образом, разработка собственных учебных медиа-материалов дает дополнительную возможность учащимся активно добывать и присваивать знания, мобильно использовать полученные ранее навыки из разных сфер деятельности, реализовывать свой творческий потенциал, создавать актуальные информационные ресурсы, используемые другими школьниками в процессе освоения учебного материала и во внеучебной деятельности.

Результаты аттестации показали, что на протяжении всего периода обучения географии следует уделять больше внимания применению географических знаний для объяснения процессов и явлений, происходящих в реальной жизни. Для этого можно шире использовать данные СМИ о происходящих в мире событиях и объяснять эти события с привлечением географических знаний.

Администрации образовательных учреждений

1.Проанализировать результаты итоговой аттестации по географии в 9 классах.

2. Совершенствовать методику преподавания географии, используя:

- рекомендации методистов «Сар ИПК и ПРО» по данному предмету;

- занятия в межкурсовой период по актуальным вопросам преподавания географии;

- передовой педагогический опыт учителей- победителей ПНПО;

- активное применение дистанционных форм обучения с использованием сети Интернет.

Руководителям РМО и ШМО

1. Проанализировать результаты итоговой аттестации по географии в 9 классах своего района.

2. Ознакомиться со следующими документами:

- «Анализ результатов экзамена по географии обучающихся 9 классов Саратовской области в 2012 году».

3. Провести семинары для учителей своего района по итогам проверки экзаменационных работ по географии за курс основной школы.

Учителям географии


  1. На заседаниях ШМО провести анализ результатов итоговой аттестации по географии за курс основной школы с вынесением конкретных рекомендаций и сроков исполнения.

  2. С учетом результатов экзамена по географии рекомендовать учителям изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание экзамена в новой форме, обращая внимание не только на демонстрационный вариант, но и на содержание спецификации и кодификатора.

  3. Недостатки географической подготовки за курс основной школы требуют корректировки преподавания географии на всех этапах образовательного процесса: планирования, отработки и закрепления знаний, проверки и оценки знаний. Необходимо четко представлять, какие умения должны быть сформированы.

  4. Совершенствовать формы промежуточного контроля с учетом новых форм итогового контроля по географии

  5. Подготовку к экзамену по географии следует начинать с I четверти IX класса и проводить по нескольким направлениям

  6. При подготовке к экзамену необходимо обращать внимание на формирование компетентности:

  • умение в конкретной ситуации распознавать и формулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии;

  • владение языком географии (термины, понятия, умение читать географические карты);

  • умение привязывать событие к конкретному месту в пространстве;

  • умение выделять географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы;

  • умение сделать вывод и сформулировать правильный ответ.

7. Посещение постоянно действующих семинаров в ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» по теме «Методические аспекты подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по географии в IX классах.

8. На уроках необходимо развивать умения читать и анализировать рисунки, схемы, графики, диаграммы. Чаще давать задания проблемного и практического характера. Рекомендовать ввести элективный курс по подготовке к государственной (итоговой) аттестации.

Методическую помощь учителю и учащимся могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

- документы, определяющие структуру и содержание КИМ для государственной (итоговой) аттестации по географии выпускников IX классов (в новой форме) 2013 г.

- кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ;

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов 2013 г.

- перечень учебных изданий, разработанных специалистами ФИПИ.


Приложение № 1
ПАМЯТКА

Деятельность педагога в рамках подготовки

девятиклассников к итоговой аттестации
На подготовительном этапе учитель должен обратить к нормативным документам, определяющим содержание и структуру обучения географии за период основного общего образования (обязательный минимум или федеральный компонент, примерные программы, авторскую программу), и согласовать деятельность на уроках с основными требованиями, предъявляемыми к знаниям, умениям и навыкам выпускников основной школы.

На организационном этапе педагогу необходимо ознакомить обучающихся со структурой и содержанием экзаменационной работы, процедурой проведения экзамена, с критериями оценки составных частей экзаменационной работы.

На содержательном этапе учитель должен осмыслить основные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам выпускников основной школы, и выстроить на завершающем этапе обучения подготовку к итоговой аттестации таким образом, чтобы как можно рациональнее было использовано оставшееся время, отобрав при этом для повторения и обобщения такие темы, которые вызывают затруднение у большинства обучающихся.

Приложение № 2
ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


следующая страница >>