Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности Управляющих советов подготовлены в соответствии с Техническим - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации в помощь руководителям образовательных... 4 922.19kb.
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической... 1 137.54kb.
Методические рекомендации по обучению учащихся общеобразовательных... 9 1088.76kb.
Методические рекомендации по обеспечению здоровым питанием учащихся... 3 641.4kb.
1. Настоящие Методические рекомендации о порядке подготовки и проведения... 1 81.14kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному... 1 330.75kb.
Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности... 1 335.73kb.
Учебник для вузов материал подготовлен с использованием правовых... 34 11609.54kb.
Методические рекомендации к проведению уроков. Молодёжные и детские... 3 675.96kb.
Методические рекомендации выгоночных цветочно-декоративных культур 2 456.47kb.
Кинель-Черкасская дюсш/ Методические рекомендации по оформлению методических... 1 265.35kb.
Проблему «Использование информационных технологий в перподавании... 1 24.28kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности Управляющих - страница №1/6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗВЕРТЫВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ СОВЕТОВ

Под редакцией А.М. Моисеева

Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности Управляющих советов подготовлены в соответствии с Техническим заданием по Государственному контракту № 442 от 1 июля 2005 г. на выполнение работ для государственных нужд по проекту «Обеспечение деятельности Управляющих советов общеобразовательных учреждений».

Рекомендации построены на материалах первого опыта создания, развертывания и сопровождения деятельности школьных Управляющих советов как нового перспективного органа государственно-общественного управления школой, накопленного в школах регионов-участников проекта (Красноярский край, Республика Карелия, Южный округ г. Москвы, Московская, Тамбовская, Ярославская области). Содержат подробное раскрытие шагов деятельности по созданию Управляющих советов, развертыванию и организации их деятельности по основным группам вопросов, относимым к их компетенции.

Рекомендации адресованы руководителям и педагогам общеобразовательных учреждений, общественным управляющим, специалистам органов управления образованием и их методических служб, организаторам обучения кадров, специалистам, преподавателям, тренерам, вовлекаемым в подготовку общественных управляющих, избранных в Управляющие советы школ.

В 2004 г. министр образования и науки РФ А.А.Фурсенко в своем письме органам управления образованием ряда субъектов Российской Федерации поддержал проведение эксперимента по поддержке создания и организации деятельности школьных Управляющих Советов. В настоящее время такой эксперимент охватил 6 регионов-субъектов РФ: Республику Карелия, Красноярский край, г. Москва (Южный округ), Московскую, Тамбовскую, Ярославскую области, в которых на конец 2005 г. созданы свыше 80 школьных Управляющих советов.

Основной задачей, которую участники эксперимента в регионах вместе с группой реализации проекта, реализуемого в рамках

ФПРО ГУ-ВШЭ (руководитель проекта – А.А. Пинский) поставили перед собой на 2004 год, была подготовка к грамотному и легитимному созданию Управляющих советов, внесению изменений в Уставы школ, проведению первых выборов в Управляющие советы, их регистрации. Важно было решать эту задачу без спешки и рапортов о широком и повсеместном охвате школ Управляющими советами, поэтому к созданию советов готовились очень тщательно и с серьезной проработкой всех нормативно-правовых аспектов этого процесса.

На первом этапе эксперимента были созданы необходимые и достаточные условия для освоения участниками эксперимента нормативно-правовой документации, необходимой для организации работы и проведения первых кампаний по выборам Управляющих Советов, начата работа по обучению работников образования и общественных управляющих, вовлекаемых в создание и деятельность школьных Управляющих Советов.

Важным итогом решения этой задачи стало создание в начале 2005 года нескольких десятков Управляющих советов. Таким образом, первый этап экспериментальной работы был успешно завершен, и участники проекта приступили к выполнению второго этапа, в рамках которого на федеральном уровне и в регионах решается несколько взаимосвязанных задач, которые можно условно представить в виде двух групп: 1) задачи организации деятельности Управляющих советов (они решаются преимущественно на местах, в конкретных образовательных учреждениях) и 2) задачи сопровождения и обеспечения деятельности Управляющих советов (они решаются и в Центре, и на местах).

К первой группе задач относятся, в частности:

Интеграция Управляющих советов в систему внутришкольного управления, освоение советами своей миссии и функций как полноправного органа управления (напомним здесь, что одним из главных назначений создания Управляющих советов является их участие в подготовке и принятии главных и наиболее принципиальных для школы управленческих решений – в стратегическом управление образовательным учреждением).

Планирование и организация работы избранных Управляющих советов, проведение первых заседаний, создание комиссий.

Поиск оптимальной модели взаимоотношений и взаимодействия между Управляющим советом и директором школы (который является членом совета в обязательном порядке – по должности, но, как и другие сотрудники школы, не может быть избран его Председателем), с органами самоуправления (педагогическим и методическим советами, родительским и ученическим комитетами и т.п.).

Осуществление первых реальных практических шагов и решений нового органа управления школой.

Создание сети Управляющих советов и обеспечение взаимодействия в этой сети.

Включение Управляющих советов в решение актуальных задач модернизации образования.

В рамках второй группы задач наиболее важны:

Разработка и апробация системы информационного, методического, консультативного обеспечения создания и работы Управляющих советов, издание книг и брошюр в помощь организаторам Управляющих советов.

Обобщение и распространение опыта работы лучших Управляющих советов.

Разработка программно-методического обеспечения и начало обучения в регионах различных категорий членов Управляющих советов, в том числе – общественных управляющих, не являющихся профессионалами в сфере образования.

Завершающийся 2005 год ознаменовался и важными изменениями в социальном образовательном контексте, в окружении нашего эксперимента.

В 2005 году в рамках конкретизации и раскрытия Приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, одобренных правительством в декабре 2004 г., была многократно подтверждена и подчеркнута значимость развития общественного участия в управлении системой общего образования, обозначена его тесная связь с развитием инвестиционной привлекательности образования, проблемами оценки качества и другими приоритетами модернизации образования.

При этом, что весьма важно для развития эксперимента, о котором мы рассказываем, Управляющие советы наряду с другими формами и органами государственно-общественного участия в управлении были конкретно обозначены как перспективные и требующие развития.

В 2005 г. Департаменте государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ был создан и начал работу специальный отдел по организационно-методическому обеспечению развития государственно-общественного управления образованием.

Работа по созданию школьных Управляющих советов включена в завершающуюся в 2005 г. Федеральную программу развития образования, в рамках которой по Государственному контракту № 442 от 1 июля 2005 г. на выполнение работ для государственных нужд выполняются работы по проекту «Обеспечение деятельности Управляющих советов общеобразовательных учреждений»

Эта проблематика отражена и в проекте новой Федеральной целевой программы развития образования.

Созданная при Министерстве образования и науки РФ Координационная группа по вопросам развития государственно-общественного управления в образовании (руководитель – И.М. Реморенко, заместитель руководителя – А.А. Пинский) на своих заседаниях в 2005 году дважды (в июне и октябре) обсуждала вопрос о ходе и результатах эксперимента по созданию и организации деятельности Управляющих советов. Публикации о создании и первых шагах деятельности Управляющих советов все чаще появляются в средствах массовой информации, на многочисленных Интернет-сайтах.

После известной речи Президента РФ В.В. Путина в сентябре 2005 года, когда был дан старт новому Национальному проекту в области образования, мы получили новое подтверждение значимости советов: в проекте критериев присуждения образовательным учреждениям Премии Президента РФ (их, напомним, будут получать ежегодно 6000 лучших российских школ) наличие действующего органа государственно-общественного управления школой названо в качестве одного из обязательных критериев.

Таким образом, в 2005 году эксперимент по обеспечению деятельности школьных Управляющих советов проходил в условиях нарастающего понимания значимости общественного участия в управлении и интереса к опыту такого участия.

Итак, что же было сделано в рамках проекта «Обеспечение деятельности Управляющих советов», и что можно сказать об итогах этого эксперимента в 2005 году?

На сегодняшний день в Красноярском крае, Республике Карелия, Москве (Южный административный округ), Московской, Калининградской, Тамбовской, Ярославской областях с соблюдением всех правовых норм созданы свыше 80 школьных Управляющих советов. При этом специального форсирования этого процесса и стремления к «охвату» и массовости руководители проекта не допускают.

Наибольшее число Советов создано в Красноярском крае

(50 Управляющих советов, далее в тексте часто используется аббревиатура УС) и Южном округе г. Москвы (15 УС).

Важный момент: коллеги из Южного округа г. Москвы длительное время не могли дать оптимистичных данных для общей статистики численности советов, так как ожидали регистрации изменений в Уставах со стороны соответствующих структур Департамента образования г. Москвы. Но, получив необходимые подтверждения, они выходят на достаточно широкую практику создания УС (15 создано и 50 запланировано).

Второе. Происходит организационное становление созданных Управляющих Советов, начинают работать комиссии (обычно учебная или организационно-педагогическая, финансово-хозяйственная, нормативно-правовая и др.).

Третье. Накапливается опыт конкретных, пусть малых дел Управляющих советов1.

Четвертое. Достаточно подробно и вариативно проработана технология создания Управляющих советов, включая сложные нормативно-правовые вопросы, разработку документов, проведение предвыборных кампаний и выборов. Эта технология, соответствующие методические рекомендации могут быть переданы тем, кто идет вслед за нами. В Московской области есть интересный прецедент, когда один из районов выполняет лидерские и наставнические функции по отношению к другому, позднее включившемуся в работу.

Пятое. Создается очень важная новая практика систематического обучения общественных управляющих. Предложена вариативно построенная образовательная программа, учитывающая наличие в составе Управляющего совета как профессионалов от образования, для которых обучение является продолжением повышения квалификации, так и общественных управляющих.

Обозначены различные модели организации обучения:

Модель А. Организация непрерывного курсового обучения на базе специализированной региональной или городской (для крупных городов, имеющих соответствующие возможности) организации.

Модель B. Организация модульного, дискретного курсового обучения на базе специализированной региональной или городской организации.

Модель C. Организация процесса обучения в виде серии учебно-проектировочных семинаров.

Модель D. Организация процесса обучения на базе группы опорных школ.

Модель Е. Организация процесса обучения общественных управляющих на базе конкретной школы, где действует Управляющий совет, как составной части системы работы с кадрами и родителями.

Разработаны и предложены учебно-методические материалы в помощь организаторам обучения управляющих. В том же направлении работает совместный с Британским советом целевой проект подготовки первого специализированного пособия для школьных управляющих, где в качестве главного адресата выступают не профессиональны от образования, а общественные управляющие.

Шестое. Деятельность школьных УС достаточно активно освещается в центральных и региональных СМИ (Учительская газета, Первое сентября, Управление школой, Народное образование).

Седьмое. Участники эксперимента активно осуществляют распространение (диссеминацию) его идей и подходов, в частности, наш опыт и материалы весьма востребованы в ряде партнерских проектов, где мы выступаем как доноры:

проект Фонда «Новая Евразия» по механизмам взаимодействия образования, гражданского общества и рынка труда (создание кейсов по проблематике государственно-общественных отношений»);

проект НФПК по распространению моделей ГОУ;

проект НФПК по модернизации управления на школьном уровне (20 пилотных школ).

В конце октября 2005 г. в Москве, на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования прошла межрегиональная конференция «Управляющие советы образовательных учреждений: расширение общественного участия в управлении школой», на которую прислали своих представителей органы управления образованием более 20 регионов страны.

Цели конференции: представление и обсуждение результатов опыта первого этапа становления Управляющих советов в общеобразовательных учреждениях; распространение опыта создания и деятельности управляющих советов, расширение круга участников, заинтересованных лиц и структур; обсуждение задач расширения общественного участия в управлении школой в контексте приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации.

В ходе конференции, на пленарных заседаниях и в проектных группах, участники экспериментальной работы рассказали участникам из других регионов о том, зачем, что и как они делают для создания и развертывания работы Управляющих Советов. Особый интерес вызвали выступления двух первых руководителей региональных систем образования: министра образования и по делам молодежи Республики Карелия Галины Анатольевны Разбивной и руководителя Агентства по общему образованию Красноярского края Галины Александровны Вычужаниной, которые придают большое значение этому направлению работы, видят в нем важный приоритет своей образовательной политики и оказывают Управляющим советам необходимую поддержку и помощь.

Участникам конференции из непилотных Регинах была предоставлена возможность широкого ознакомления с материалами проекта, в частности – с наработками в области нормативного и правового обеспечения создания Управляющих советов.

Восьмое. Активно работают сайты проекта – федеральный и краевой в Красноярске. Начинает складываться сетевое взаимодействие Управляющих советов.

Девятое. Осуществляется исследовательская рефлексия результатов работы. Так, руководитель управления образования Советского района г. Красноярска (в этом районе особенно успешно занимаются вопросами развития общественного участия в управлении) Е.Ю. Зимин рассматривает типологию ситуаций создания УС в школах и предлагает продуктивные сценарии действий в разных таких ситуациях, А.А.Седельников рассматривает вопросы создания и деятельности УС в более широком контексте развития институтов гражданского общества.

Предлагаемые вниманию образовательного сообщества и общественности методические рекомендации отражают опыт, накопленный Управляющими советами регионов-участников проекта, в области создания советов, организации и развертывания их деятельности.

В ходе их подготовки авторский коллектив ориентировался на то, чтобы предлагаемые материалы могли послужить определенной опорой, методическим средством, инструментом для тех деятелей образования и творческих групп, которые в своих регионах захотят создать свой собственный опыт создания Управляющих советов.

Материал рекомендаций отражает как общие, более или менее устоявшиеся в нашем проектном сообществе подходы к созданию и деятельности УС, так и элементы региональной специфики.

Авторами материалов являются:

А.А.Седельников – исполнительный директор Благотворительного фонда попечительства об образовании Советского района г. Красноярска, председатель Управляющего совета школы № 143 г. Красноярска;

Т.Н.Фильчагина – советник руководителя Южного окружного управления Московского департамента образования;

Е.С.Иноземцева – ведущий юрисконсульт муниципального учреждения "Центр развития образования" г. Дубны Московской области;

И.В.Клемешова – зав. кафедрой управления образованием Тамбовского областного ИПКРО, кандидат психологических наук;

С.В.Кузнецов – сотрудник кафедры управления образованием Тамбовского областного ИПКРО;

В.А.Мокшеев – руководитель Центра образовательной политики Ярославского института развития образования;

В.А. Паутов – руководитель Ярославского РЦОИ;

Н.А.Грачева – директор школы № 5 г. Тутаева Ярославской

области;


А.А.Медова – и.о. директора школы № 6 г. Тутаева Ярославской области.

Составление и редактирование Методических рекомендаций выполнено к.п.н., доцентом А.М.Моисеевым, проректором по научной работе ГОУ ВПО Московской области «Академия социального управления».

Руководитель проекта – А.А. Пинский.

Создание, развертывание и организация деятельности школьных Управляющих советов:

как это делается А.А. Седельников г. Красноярск

1. Управляющий совет школы

Руководитель проекта «Обеспечение деятельности Управляющих советов общеобразовательных учреждений», в армках которого координируется проведение экспериментальной работы по созданию в школах ряда регионов Российской Федерации Управляющих советов, А.А. Пинский дал следующее емкое определение: «Управляющий совет – это внутришкольный коллегиальный орган, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных членов и имеющий управленческие (властные) полномочия по решению ряда важных вопросов развития и функционирования школы».

То есть существенным отличием Управляющего совета от всех ранее создававшихся в школах различных органов школьного самоуправления является именно его право принимать по вопросам, отнесенным к его компетенции, окончательные управленческие решения, которые становятся обязательными для участников образовательного процесса, включая директора школы.

Нормативно-правовым основанием для придания Управляющему совету реальных управленческих полномочий является пункт 2 статьи 35 Федерального закона «Об образовании»: «управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».

Указанная норма закона разрешает создавать в школе форму самоуправления – совет, совет с прилагательным «попечительский», а также «другие формы». Последняя формулировка разрешает создать школьный совет также и с прилагательным «управляющий». Тем самым А.А. Пинский удачно выделил самый существенный признак и, одновременно, предназначение новой формы школьного самоуправления – полномочия в области управления школой.

Как видно из процитированной статьи, закон не только разрешает, но и обязывает создавать в школе органы самоуправления, так как управление муниципальным образовательным учреждением «строится на принципах единоначалия и самоуправления». Использованный законодателем союз «и» означает, что оба принципа в обязательном порядке должны быть реализованы в системе школьного управления. Далее закон показывает способ реализации обоих принципов: «разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения» (п. 5 Ст. 35 ФЗ «Об образовании»).

Именно в этом вопросе возникает, как правило, первая сложность с легитимизацией Управляющего совета. Юристы учредителя за десятилетия привыкли к широко распространенной практике, опирающейся на утвержденное достаточно давно Министерством образования Типовое положение «О родительском комитете», согласно которой все органы самоуправления в школе в качестве продукта своей деятельности должны выдавать советы директору школы. А уже директор своим приказом превращает или не превращает такой совет в управленческое решение, обязательное для исполнения.

Инициативной школьной группе, впервые в своем муниципалитете создающей школьный Управляющий совет, приходится, как правило, разъяснять правоведам муниципальной системы образования, что закон не запрещает создать и Управляющий совет, который сам вырабатывает управленческие решения.

Когда инерция юридического мышления преодолена, возникает необходимость подтвердить согласие учредителя муниципального образовательного учреждения на такую форму организации школьного управления. Таким подтверждением может быть приказ начальника муниципального управления образования о создании в конкретной школе Управляющего совета. В этом приказе должен быть определен также и перечень управленческих полномочий, которые учредитель согласен передать Управляющему совету.

Другой формой согласия учредителя может быть утвержденное начальником муниципального управления образования, или главой местной администрации, или местным советом муниципальное Типовое положение «Об управляющем совете», в котором перечислены обязательные к передаче Управляющему совету управленческие полномочия, если в школе на данной территории создается орган под названием «Управляющий совет».

В этом же Типовом положении могут быть перечислены также и такие полномочия, которые могут быть дополнительно переданы Управляющему совету, если это в той или иной форме одобряет школьное сообщество (общее собрание или конференция педагогов и родителей, другая представительная организованность в школе).

В этом Типовом положении следует также описать и общий порядок выборов, кооптации и назначения членов Управляющего совета. В этой части полезно сформулировать обязательные инвариантные требования, способы и процедуры, а также возможные варианты в той части, где вариативность не изменяет существенных качеств и признаков создаваемого Управляющего совета.

Для побуждения учредителей к созданию в подведомственных школах Управляющих советов полезно также на региональном уровне разработать и принять региональное Типовое положение об Управляющем совете, тоже содержащее инвариантные и вариативные части как по вопросам компетенции, так и по способам создания Управляющих советов в школах региона.

Такое Типовое положение лучше утвердить постановлением губернатора или законодательного собрания, что будет авторитетнее для глав местных администраций и местных советов. Убедительным аргументом в пользу создания Управляющих советов в регионах могло бы стать и аналогичное федеральное Типовое положение.

Необходимость подобного рода документов возникает сегодня еще и потому, что в их отсутствие ничто не запрещает просто «сменить вывеску» и формально использовать название «Управляющий совет» для школьного органа, традиционно не обладающего реальной управленческой компетенцией, подобно многочисленным советам и попечительским советам, родительским комитетам школ.

Наиболее простым и однозначным выражением согласия учредителя на создание Управляющего совета с реальными управленческими полномочиями является акт утверждения им новой редакции Устава школы, в котором описан способ формирования Управляющего совета и дан перечень его управленческих полномочий.

Хорошо, если в Уставе появится и такая формулировка: «решения Управляющего совета, принятые по вопросам, отнесенным настоящим Уставом к его компетенции, являются обязательными для исполнения директором школы, всеми участниками образовательного процесса».

Еще одним существенным и отличительным от других привычных форм самоуправления в школе признаком Управляющего совета является тот факт, что в процедуре создания Управляющего совета и его наделения управленческими полномочиями и ответственностью учредитель участвует непосредственно, а не через директора школы.

Именно учредитель согласно Гражданскому кодексу РФ несет ответственность за результаты деятельности учрежденного им юридического лица в организационно-правовой форме учреждения. Он же вправе определить и форму организации системы управления в учреждении, распределить ответственность за результаты управления учреждением между структурными элементами этой системы управления, определить формы этой ответственности перед учредителем.

Именно поэтому для Управляющего совета предусмотрена процедура его роспуска учредителем (в весьма редких и притом исчерпывающим образом определенных Уставом школы случаях) и назначение выборов нового его состава.

Прямое участие учредителя в процессе наделения Управляющего совета управленческими полномочиями находит свое закрепление и в факте наступления реальной дееспособности Управляющего совета с момента специального акта учредителя – признания его состава избранных, кооптированных и назначенных членов сформированным в соответствии с требованиями Устава школы в форме приказа об утверждении состава Управляющего совета и регистрации его в специальном муниципальном реестре Управляющих советов школ.

Публичной демонстрацией доверия учредителя к новому органу школьного управления и передачи ему реальных управленческих полномочий является выдача членам Управляющего совета удостоверений за подписью и с печатью учредителя. Это может быть подпись главы местной администрации или, по его доверенности, подпись начальника муниципального управления образования.

Другими важными отличительными признаками Управляющего совета являются:

– факт постоянного непосредственного участия в его работе назначенного представителя учредителя (его доверенного лица), который в обязательном порядке вводится в состав совета;

– запрет избирать председателем Управляющего совета представителя учредителя, директора школы и избранного представителя работников школы;

– строго установленные количественные соотношения (квоты) избираемых в Управляющий совет представителей различных категорий участников образовательного процесса.

В зависимости от размеров школы и определенного в Уставе школы количества членов Управляющего совета эти квоты определяются следующим образом. От учащихся старшей ступени обучения избираются по одному учащемуся от каждой параллели классов старшей ступени школы3.

Если в Управляющий совет предполагается избрать также представителей учащихся 8-9 классов, для них также определяется аналогичная норма представительства. Количество членов Управляющего совета из числа родителей не может быть меньше одной трети и больше половины общего числа членов совета. Из числа избираемых представителей работников школы – не боле одной четверти общего числа членов Совета.

Вышеперечисленные особенности и составляют основные формальные, организационные и содержательные отличия Управляющего совета от всех практиковавшихся ранее форм органов школьного самоуправления по способу его создания, по организации и содержанию его управленческой деятельности.

2. Создание Управляющего совета

Управляющий совет школы, как следует из вышеизложенного, создается иначе, чем родительский комитет, совет школы или попечительский совет. Инициатором создания школьного Управляющего совета могут быть и родители учеников, и директор школы, и учителя. Но окончательное решение о создании в школе Управляющего совета может принять только учредитель.

Как правило, учредителем общеобразовательной школы является орган местного самоуправления города или сельского района. Кто именно в структуре муниципалитета уполномочен принять решение о возможности создания в школе Управляющего совета – городской или сельский местный совет, глава местной администрации, начальник муниципального органа управления образованием, зависит от внутреннего распределения управленческих полномочий в структуре муниципального самоуправления конкретного города или сельского района и определено Уставом муниципалитета и иными его нормативными актами. В большинстве территорий этот вопрос самостоятельно, на основе данных ему правомочий решает именно муниципальный орган управления образованием.

Если представители школьного сообщества и директор школы пришли к согласию по вопросу о создании своего Управляющего совета, необходимо через муниципальный орган управления образованием обратиться к тому представителю учредителя, кто наделен правом принимать соответствующее решение и получить от него принципиальное согласие на создание в школе Управляющего совета. Только после получения согласия учредителя в той или иной форме (см. выше раздел 1) имеет смысл планировать и осуществлять работу по созданию школьного Управляющего совета.

На этом этапе работ по созданию Управляющего совета было бы полезным легализовать саму инициативную или рабочую группу по созданию Управляющего совета. Сделать это возможно, утвердив состав группы приказом директора школы или начальника муниципального органа управления образованием. Такой акт придаст рабочей группе необходимый статус, уполномочит ее получать и обобщать индивидуальные и групповые предложения от членов школьного сообщества, собирать и вести собрания общественности для их обсуждения и разработки наиболее приемлемых для всех решений. Это также уполномочит группу на ведение рабочих переговоров с учредителем в ходе создания Управляющего совета.

Следующим необходимым этапом создания Управляющего совета является разработка проекта новой редакции школьного Устава. Формируя в проекте нового Устава перечень управленческих полномочий Управляющего совета, необходимо внести соответствующие изменения также и в перечни полномочий других органов управления и самоуправления школы – директора, педагогического совета, попечительского совета, родительского комитета и т.д.

Важно также в списке школьных локальных нормативных актов, предусмотренных новой редакцией Устава, обязательно указать и «решения Управляющего совета». Только в этом случае они станут обязательными для исполнения всеми участниками образовательного процесса в школе, включая директора школы.

Формируя перечень полномочий Управляющего совета, необходимо руководствоваться Типовым муниципальным положением, если оно разработано и принято учредителем, а также Федеральным законом «Об образовании» и методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ по проведению эксперимента по апробации школьных Управляющих советов.

В тексте проекта новой редакции школьного Устава можно попытаться максимально полно описать Управляющий совет. Но это, скорее всего, приведет к тому, что текст школьного Устава по большей части будет посвящен только Управляющему совету, что вряд ли разумно.

Возможен и иной подход. В проекте нового школьного Устава необходимо отразить исчерпывающий перечень управленческих полномочий Управляющего совета, его состав, общий порядок формирования, срок полномочий, периодичность собраний и выборов. А все остальные подробности формирования и деятельности Управляющего совета можно вынести в специальное школьное Положение об Управляющем совете. Также можно разработать и отдельное школьное Положение «О порядке выборов и формирования Управляющего совета».

Эти Положения необходимо в проекте новой редакции школьного Устава включить в перечень школьных локальных нормативных актов и описать в Уставе порядок утверждения этих Положений, определить, кто вправе утверждать такие Положения своим решением: учредитель, директор школы, школьная конференция, Управляющий совет или иной школьный орган.

Следующий шаг в создании Управляющего совета – принятие школой новой редакции своего Устава. Порядок этой процедуры определен действующим Уставом школы. Именно им и следует руководствоваться, планируя этот этап работы по созданию Управляющего совета. После того, как проект новой редакции школьного Устава принят школьной конференцией, собранием трудового коллектива или иным органом управления или самоуправления школы, как это предусматривает действующий Устав, его можно передать учредителю для утверждения и направления на государственную регистрацию.

Учредитель вправе по закону изменить перечень управленческих полномочий Управляющего совета или предложить иную формулировку отдельных полномочий. Если рабочая группа, представляющая школьное сообщество, в чем-то принципиально не согласна с учредителем, ей необходимо провести с ним переговоры. Использовать здесь следует корректное убеждение, аргументированные доказательства, взаимные уступки и компромиссы.

Поскольку последнее слово в этом вопросе остается за учредителем, успех переговоров будет в большой мере зависеть от умения рабочей группы убеждать и договариваться. И помочь в этом может мобилизованный школьной рабочей группой профессиональный и социальный потенциал родителей учащихся школы из числа руководителей предприятий, успешных предпринимателей, юристов, депутатов, общественных деятелей.

Если на момент создания Управляющего совета уже принято и действует региональное или муниципальное Типовое положение об Управляющем совете, то учредитель не вправе предложить перечень компетенций совета меньший, чем это предусмотрено таким Типовым положением. Придание Управляющему совету большего количества компетенций – это предмет переговоров и договоренностей с учредителем.

После завершения согласований и утверждения учредителем новой редакции школьного Устава, его направляют на государственную регистрацию. Это – стандартная, определенная законом процедура, которая длится, как правило, один месяц. И это время не следует тратить на ожидание.

Если рабочая группа своевременно подготовила проект, а учредитель утвердил Положение «О выборах и формировании Управляющего совета» – общее муниципальное или для конкретной отдельно взятой школы – можно планировать, организовывать и проводить выборы первого состава Управляющего совета.

Также может действовать и рабочая группа, которая пошла по пути подробного описания порядка выборов и формирования Управляющего совета непосредственно в тексте школьного Устава. Если такая новая редакция Устава утверждена учредителем – это равносильно утверждению учредителем, в том числе, и порядка выборов и формирования Управляющего совета в школе, который изложен в утвержденной редакции Устава. То есть выборы членов Управляющего совета и в последнем случае будут легитимными даже до даты регистрации новой редакции школьного Устава.

Количественный состав избираемых, назначаемых и кооптируемых членов Управляющего совета определяется в новой редакции Устава школы.

Формулировками такого определения могут быть, например: «от 11 до 21 члена», «не менее 7 членов», «21 человек». Нестрогое определение окончательной численности Управляющего совета позволяет иметь некоторую свободу при кооптации новых членов, участие которых в деятельности Управляющего совета может оказаться полезным.

Количество избираемых членов Управляющего совета необходимо определить на момент его создания, точно исходя из численности обучающихся в школе. Совет не должен быть очень маленьким или очень большим – он должен быть работоспособным. Полезно и в этом вопросе оставить некоторую свободу вариантов, указав в Уставе школы интервал возможного количества избираемых членов совета, а их точное количество указать в локальном школьном нормативном акте – в положении о выборах первого состава Управляющего совета. Это даст возможность без внесения изменений и дополнений в Устав школы, через принятие нового положения об Управляющем совете скорректировать количество членов Управляющего совета во время следующих выборов в сторону их уменьшения или увеличения в интересах именно повышения его работоспособности по результатам сложившейся в школе практики и опыта.

По составу имеем следующие квоты избираемых членов с учетом назначаемых и кооптируемых членов, например, для состава в 11 человек:


следующая страница >>