Методические рекомендации по обучению учащихся общеобразовательных учебных - rita.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по обеспечению здоровым питанием учащихся... 3 641.4kb.
Методические рекомендации по использованию подготовленных учебных... 3 324.59kb.
Методические рекомендации по планированию календаря для воспитания... 1 202.16kb.
Методические рекомендации по подготовке к олимпиадам по русскому... 1 206.01kb.
Методические рекомендации выгоночных цветочно-декоративных культур 2 456.47kb.
Кинель-Черкасская дюсш/ Методические рекомендации по оформлению методических... 1 265.35kb.
Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся Учебная... 1 179.98kb.
Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского... 1 292.12kb.
Методические рекомендации для учителей и учащихся 1 85.3kb.
Методические рекомендации по обеспечению зрительных нагрузок учащихся... 1 111.14kb.
Методические рекомендации по руководству и выполнению курсовых работ... 1 154.69kb.
Озонатор инструкция по использованию 1 201.08kb.
Публичный отчет о деятельности моу кассельская сош 2 737.71kb.
Методические рекомендации по обучению учащихся общеобразовательных учебных - страница №1/9



Ульяновский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Кафедра физической культуры и безопасности жизнедеятельности



Авторы: В.Н. Некрасов, В.В. Плехов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по обучению учащихся общеобразовательных учебных

заведений Ульяновской области начальным знаниям

в области обороны и их подготовке

по основам военной службы

Часть I

Ульяновск

2009

ББК 68–69

П38


Некрасов В.Н., Плехов В.В.
Методические рекомендации по обучению учащихся общеобразовательных учебных заведений Ульяновской области начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы. (Часть I).

Методические рекомендации предназначены для должностных лиц, специалистов преподающих основы безопасности жизнедеятельности и учащихся 10-11 классов.

Рецензенты: – Бельский В.М., старший преподаватель УВАУГА.

– Шумейко Н.В., к.в.н., преподаватель УТЭП.

Печатается по решению научно-методического совета и РИС УИПК ПРО.

УИПК ПРО, 2009 г.

Некрасов В.Н., Плехов В.В., 2009

Содержание

1. Пояснительная записка.......................................................................................4


2. Общие положения...............................................................................................5
3. Планирование и организация образовательного процесса по основам

безопасности жизнедеятельности (ОВС) за счет времени вариативной

части базисного учебного плана............................................................................6
4. Тактика действий подразделений в бою. Организация и вооружение

подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации и иностранных

армий......................................................................................................................13
5. Организация и методика проведения 5-ти дневных учебных сборов..........47

Литература..............................................................................................................79



Методические рекомендации

по организации обучения учащихся начальным знаниям

в области обороны и их подготовки по основам военной службы
1. Пояснительная записка
Модернизация российского образования предполагает не только масштабные структурные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени, задачами развития страны, в том числе целями и задачами, стоящими перед государством в сфере развития допризывной подготовки молодежи с учетом качественных и количественных характеристик призывного контингента.

Проводимые мероприятия по созданию нового облика Вооруженных Сил, переход на одногодичный срок военной службы по призыву требуют незамедлительной реализации мер, направленных на создание комплексной системы допризывной подготовки, отвечающей современным требованиям.

Новой армии нужен новый призывник, способный в короткие сроки освоить современные образцы вооружения и военной техники. Важным элементом системы допризывной подготовки молодежи является военно-патриотическое воспитание.

Как отметил Президент России в своем выступлении 22 апреля 2009 г. на заседании Президиума Государственного Совета по вопросам совершенствования системы допризывной подготовки молодежи ...«из нашей жизни постепенно уходит такое понятие, как священный долг защитника Отечества, которое всегда считалось базовым для всей системы военно-патриотического воспитания. А служба в армии, защита Отечества, безусловно, относится к числу наших фундаментальных ценностей, которые мы должны отстаивать и защищать».

Президент также обратил особое внимание на то, что ключевым элементом допризывной подготовки является обучение молодежи основам военной службы и военно-учетным специальностям. По мнению Президента имеющиеся в базовом курсе школьной программы 70 часов основ военной службы явно недостаточны.

В этой связи им поставлена задача увеличить количество часов на изучение школьного курса «Основы военной службы». На основании распоряжения Губернатора Ульяновской области институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования разработана 176-часовая региональная программа по основам военной службы.

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи органам управления образованием районов Ульяновской области, руководителям районных методических объединений ОБЖ, преподавателям-организаторам ОБЖ в планировании и организации учебно-воспитательного процесса по основам военной службы.

Они выполняют три основные функции:

информационно-методическую, которая позволяет получить представление о целях, содержании, общих подходах в обучении основам военной службы (далее – ОВС);

организационно-планирующую, которая предусматривает введение дополнительных часов на преподавание ОВС за счет времени вариативной части базисного учебного плана, структуирование учебного материала по разделам обучения;

методическую, которая позволяет реализовывать собственный подход в части тематического планирования курса, структуирование учебного материала, определение последовательности его изучения, выбора путей формирования системы знаний и умений.
2. Общие положения
Раздел ОВС курса Основ безопасности жизнедеятельности реализует основные положения Конституции РФ, Федерального закона «Об образовании», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О гражданской обороне» и других законов, Постановлений Правительства РФ, Приказов Министра обороны РФ, Министра образования РФ, Министра по делам ГО и ЧС, Губернатора Ульяновской области.

Главной целью подготовки обучающихся по ОВС является их подготовка к службе в Вооруженных Силах РФ, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание).

Общими задачами обучения являются:

– вооружение будущих военнослужащих психологическими и специальными знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности;

– ознакомление с реальными и потенциальными источниками военной опасности, факторами, способствующими перерастанию военной опасности в непосредственную угрозу для России;

– ознакомление с составом и предназначением Вооруженных Сил, их ролью в обеспечении военной безопасности государства, понимание своей ответственности за судьбу Родины и необходимости личного участия в охране ее территориальной целостности и независимости;

– получение первоначальных практических навыков в выполнении обязанностей военнослужащих и действий на поле боя в составе отделения и взвода;

– овладение знаниями устройства, тактико-технических характеристик и боевых возможностей стрелкового оружия и военной техники;

– владение стрелковым оружием.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования устанавливает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (курса ОВС) в 10 классе по 1 часу в неделю на базовом уровне, а за счет часов регионального компонента – 2 часа в неделю.

По завершению изучения курса ОВС в 10 классе в соответствии с Федеральным законом РФ №53 ФЗ от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» и Приказом Министра обороны РФ и Министра образования РФ №203/1936 от 3.05.2001 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы» проводятся 5-ти дневные учебные сборы.

Методические рекомендации по организации и проведению учебных сборов – Приложение №2.

Учебная программа курса ОВС предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками. Вместе с тем, часть занятий и учебные сборы являются не обязательными для девушек. В это время с ними организуются занятия по специальным программам (Основы медицинских знаний и здорового образа жизни), направленным на формирование понятий нравственного, физического и репродуктивного здоровья женщин, изучение вопросов, связанных с созданием семьи.

Занятия по отдельным программам с девушками рекомендуется проводить учителями биологии или специалистами имеющими медицинское образование.

С учетом выделения дополнительного времени на преподавание ОБЖ в старшей школе распоряжением Губернатора Ульяновской области №403-пр от 8.07.2009 г., Приказом Министра образования области №736 от 24.08.2009 г., письмом директора Департамента дошкольного, общего и дополнительного образования №04.02/4845 от 5.08.2009 г. в 11 классе отведено 2 часа в неделю за счет времени регионального компонента. Освоение программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11 классе заканчивается итоговой аттестацией. Выпускники имеют право в качестве экзамена по выбору сдавать экзамен по ОБЖ.

В аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
3. Планирование и организация образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности (ОВС) за счет времени

вариативной части базисного учебного плана
2.1. Главная цель организация образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности (ОВС) за счет времени вариативной части базисного учебного плана: дать возможность участникам образовательного процесса расширить познавательные возможности и навыки в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья за счёт различных наиболее приемлемых и эффективных форм занятий, исходя из местных особенностей, степени их потенциальной опасности, климатогеографических условий, состояния материальной базы и квалификации педагогов, а также контингента обучающихся в конкретном населенном пункте и образовательном учреждении.

2.2. Достижение высоких результатов в подготовке обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности (ОВС) во многом зависит от качества планирования учебного процесса, которое должно обеспечивать логическую последовательность и обоснованную связь при изучении тем, а также наращивание знаний, навыков и умений обучаемых.

Правильное планирование обеспечивает: необходимое направление, структуру и качество обучения; рациональное распределение времени на темы учебного материала; логичную организацию формирования навыков и умений; продуманное использование учебной и учебно-методической литературы, технических средств обучения и оборудования.

2.3. При планировании учебного процесса анализируется действующая образовательная программа, изучается методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике ОБЖ (ОВС). Наряду с традиционными источниками информации следует активно использовать глобальную информационную сеть Интернет. В первую очередь ее русскоязычные ресурсы: законодательные акты Российской Федерации и указы Президента Российской Федерации; законодательные акты органов государственного управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; сайты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, рекомендации и методические разработки учебных заведений.

2.4. При разработке комплексных календарных планов в них необходимо учитывать мероприятия по основным направлениям деятельности общеобразовательных учреждений и организации учебного процесса по ОБЖ (ОВС):

учебная работа- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций, индивидуальные консультации, факультативные занятия по отдельным образовательным линиям ОБЖ (ОВС), групповые консультации, учебные сборы на базе воинской части по основам военной службы с учащимися юношами 10 классов, итоговая аттестация по ОБЖ учащихся 11 классов и т.д.

методическая работа - (методические семинары с преподавателями-организаторами ОБЖ и учителями-предметниками, привлекаемыми для проведения занятий по ОБЖ с девушками; индивидуальные консультации для преподавателей-организаторов ОБЖ; открытые уроки и проведение мастер-класса с преподавателями-организаторами ОБЖ по отдельным темам ОВС, индивидуальная работа преподавателя по совершенствованию методического мастерства, и др.);

внеклассная и внешкольная работа - (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ (ОВС), встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся, походы по местам боевой славы и др.);

работа по совершенствованию учебно-материальной базы - (приобретение учебной и методической литературы, наглядных пособий, видео- и фотоматериалов, приборов, оборудования и имущества, оформление классов и методических уголков по ОБЖ (ОВС), ремонт оборудования и инвентаря и т.п.).

2.5. При планировании и организации занятий разработана областная учебная программа ОБЖ (ОВС), определяющая региональный компонент для среднего (полного) общего образования, учитывающая особенности районов области. При этом нами предложен собственный подход в части структурирования и определения последовательности изучения учебного материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Кроме того, дано примерное распределение учебных часов по разделам и рекомендуемая последовательность изучения тем и разделов ОВС в старшей школе за счет вариативной части базисного учебного плана.

2.6. При разработке тематических планов по изучению основ безопасности жизнедеятельности следует определять оптимальные пути реализации целей обучения по теме или разделу учебной программы, отражать последовательность тем и основных вопросов, разрабатывать методические рекомендации по организации учебного процесса; к каждой теме уточнять список учебной, методической и другой литературы, определять учебно-материальное обеспечение и межпредметные связи, устанавливать формы контроля за качеством подготовки обучаемых. Предлагаем вариант формы тематического плана (рабочей программы преподавателя-организатора ОБЖ).

п/п


Наименование темы и занятия

Время

Учебные

вопросы


занятия

Учебные

и воспитательные

цели


Метод

проведения



Учебно-

материальное

обеспечение


Примечание

2.7. Для обеспечения эффективности образовательного процесса по ОБЖ (ОВС) необходимо использовать:

все виды организации учебных занятий (в том числе, с использованием компьютерных технологий);

все виды учебной деятельности учащихся (включая игровую, практическую, проектную, исследовательскую, поисковую - в том числе, во внеурочное время);

оптимальные средства и методы оценки качества образовательного процесса (для текущего управления процессом) и уровня подготовленности выпускников (для оценки результата знаний, умений и навыков).

2.8. Для преподавания учебного предмета ОБЖ (ОВС) на базовом уровне в старшей школе рекомендуется использовать учебно-методический комплект по «Основам безопасности жизнедеятельности» для среднего (полного) общего образования (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский и др. издательство «Дрофа»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности для 10 и 11 классов (авторы А.Т. Смирнов и др., издательство «Просвещение»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (под редакцией Ю.Л. Воробьева, издательство «Астрель»); мультимедийное учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса (под редакцией С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьева, издательство ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение»), а также учебники и учебные пособия, указанные в Приложении №3 (по выбору преподавателя-организатора ОБЖ).

2.9. В целом для преподавания учебного предмета ОБЖ рекомендуется использовать любое учебное пособие, включенное в Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательных учреждениях.



следующая страница >>